Продолжение 1

Благодарю участвующих за высказывания в этой ветке. Все они в той или иной степени полезны для понимания вопроса.

Продолжу развивать тему. Заранее прошу прощения за большой объем текста, но тема не простая, коротко не напишешь.

Небольшая ремарка – я вообще говоря пытаюсь высказываться только по сугубо практическим вопросам.

Так вот – вопрос уровня личности того или иного индивидуума с моей т.зрения является совершенно практическим, а не теоретическим или умозрительным.

И я считаю эту тему очень важной для понимания современным человеком. Или даже, если хотите, человечеством.

Потому что:

1. Для того, чтобы развиваться самому надо точно определить свой уровень личности.

2. Для того, чтобы адекватно общаться с другим человеком, надо понимать его уровень личности.

3. Для того, чтобы у кого-то учиться, надо понимать уровень личности учителя, а учителю для того, чтобы учить, надо понимать уровень личности ученика.

Что происходит, когда п.1,2,3 понимаются не правильно – рассмотрим ниже.

А сейчас надо немного от тему отвлечься.

Как мы уже заметили, тема вызывает достаточно противоположные мнения. И это правильно. Надо заметить, что обсуждать эту тему есть смысл только с теми, кто по данному вопросу что-то читал, думал и вообще считает его существующим и важным, или же почитав мой пост и других участников – заинтересовался вопросом.

Если же данная тема никак вам на душу не ложится – то и профильтруйте ее нафик -). Много разных систем понапридумано в мире – не каждая каждому близка.

Также следует понимать, что выразить в паре страниц текста свое мировоззрение по данному вопросу не легко даже гению, а уж мне подавно, посему все мои тексты не полны по определению. Т.е. если по прочтению их вы вопросом заинтересовались, то есть смысл уже самому внедриться в него поглубже и составить свое мнение. У меня, например, на составление такого мнения ушла пара лет.

Далее я попытаюсь выразить свое мнение по данной теме более точно и по возможности затронуть вопросы, возникшие в сообщениях других участников.

Придется опять дать несколько постулатов. Прошу их воспринимать не как истину в последней инстанции, а как некие отправные точки в моем восприятии мира, которые могут помочь вам понять точнее о чем идет речь.

Итак:

1. Что такое личность – пока точно не определил никто. Т.е. можно найти массу определений, но все они при ближайшем рассмотрении будут отражать только одну или несколько сторон проявления личности, но никак не это явление в целом. Однако, каждый человек в голове имеет некий совокупный образ того, что означает слово «личность». Этим совокупно-собирательным образом мы и будем пользоваться, по ходу дела уточняя детали и точнее прорисовывая этот образ.

2. Личность проходит в своем развитии несколько ЯВНО выраженных этапов. Т.е. тем, кто эту идею в принципе отвергает – лучше данную тему оставить. Тем же, кто видит некое рациональное зерно в сказанном – следует лучше очертить для себя особенности конкретного этапа развития личности.

3. Каждый этап развития личности длится много лет. От пяти (короче таки просто не бывает, как мне кажется) до всей жизни.

4. Каждый человек рождается с определенным потенциальным уровнем личности, достигнутым в пошлом воплощении. Но какой бы у него не был высокий потенциальный уровень, любой человек начинает свой путь в детстве с инфантильной личности. Далее человек относительно быстро достигает прошлого уровня, после чего скорость его развития замедляется, что понятно, т.к. он входит в неизведанную для себя область.

5. Перейти в течение жизни на новый уровень (имеется ввиду никогда ранее не достигавшийся данным человеком ни в одном воплощении) – уже очень большое достижение. Перейти на еще уровень дальше – очень трудно.

6. Перечисленные мной уровни личности не имеет никакого отношения к традиционной психологии. Следует сказать, что введенные АП условные названия уровней личности нельзя назвать очень удачными – они коррелируются с аналогичными названиями в психологии, но при этом означают совершенно другое. Например, подростковой личностью в психологии принято называть личность подростка, юношеской – юноши, а зрелой – взрослого человека. По нашей же терминологии – названия «подростковая», «юношеская» и «зрелая» не имеют никакого отношения к возрасту вообще. Человек может всю жизнь прожить инфантильной личностью, мало того БОЛЬШИНСТВО людей на этой планете именно так свою жизнь и проживают. Я прошу вас очень четко эту разницу понять и не путать термины традиционной психологии с нашими.

7. Следует сказать несколько слов о психологии. Как мы помним перевод этого слова означает «наука о душе». Тут уже первое противоречие – понятие «душа» психологией то как раз и отрицается. Далее – психология наука, базирующаяся на общесоциальных принципах понимания мира и не далее. Например, товарищи Ошо и Иоанн Кронштадский с точки зрения психологии просто обычные двинутые, а вовсе никакие не интегрированные личности. Поэтому использовать психологию для описания личности выше подростковой – бессмысленно, т.к. для психологии никаких других этапов развития просто нет. Конечно в данном случае речь идет о психологии как академической науке. Обсуждать этот вопрос смысла нет – у меня такое сложилось мнение, а если у кого другое – так и хорошо.

8. Введенная нами классификация является внесоциальной – т.е. в социуме никого понятия о личностях выше подростковой нет – ну кроме того понятия, что все это сумасшедшие.

9. Сейчас будет очень важный момент, прошу обратить на него внимание. Надо учитывать не только сам уровень личности как таковой, но и переходы между уровнями личности. Во-первых эти переходы сами по себе весьма суровое испытание для человека. Во-вторых они бывают достаточно длительные по времени. А в-третьих человек не является «точкой», а скорее чем то «растянутым». Т.е. не возможно в одночасье покинуть подростковый уровень, быстро пройти переходный процесс и стать юношеской личностью. Человек в данном случае как поезд – паровоз уже въехал в юношескую личность, за ним вагоны катятся по переходной полосе (а там колбасит хорошо), а хвост таки еще на подростковой личности остался…

10. Еще важный момент – личность одного уровня в начале и конце своего этапа – тоже весьма сильно отличается. Так же как первоклассник от десятиклассника, как первокурсник от дипломника. Т.е. и те и те школьники или студенты, т.е. находятся на одном этапе, но различаются очень существенно. А вот переход с этапа на этап – это как окончание школы и поступление в институт – вроде бы прошло все три месяца, а однако первокурсник уже совсем не то, что выпускник… Поэтому мало идентифицировать себя или другого человека на определенном уровне личности, надо еще и более-менее точно представлять себе на каком отрезке пути этого этапа человек находится.

11. Еще важный момент (елки, они все тут важные -) – Личность человека состоит из субличностей (это тоже постулат, в том смысле как я это понимаю – кто считает не так – может изучить этот вопрос). Хороший пример – проявления того же студента на экзамене с профессором и наедине с любимой девушкой. Если посмотреть со стороны – так это будут просто два разных человека. Так вот разные субличности могут находиться на разных уровнях развития. Например, если я прихожу на работу, то я включаю некую рабочую субличность такого хорошего «подращенного» подросткового уровня. Т.е. стреляный воробей и на мякине не проведешь. Глядя на меня на работе никому и в голову не придет, что я интересуюсь чем-то там типа йоги и такие вот статейки пишу. А вот если я стелю коврик и на него сажусь – то включается совсем другой уровень личности. Отсюда возникает интересный вопрос – так какой же уровень личности является реальным? Тот, что на работе или тот, что на коврике? Честно говоря для себя я точно это еще не прояснил. Т.е. мне случается общаться с людьми, которые в каких-то своих появлениях явно находятся на уровне юношеской личности, а в каких-то как минимум подростковой если вообще не инфантильной. Однако, определить для себя какой уровень личности у данного человека в текущий момент общения с вами является активным крайне полезно, т.к. позволяет с ним общаться адекватно.

А теперь, учитывая вышеизложенное, проведем анализ переходных процессов между разными уровнями. Надо сказать, что по моим наблюдениям эти переходы не равнозначны.

Переход от инф к подр личности может происходить довольно незаметно. Скажем, был некий школьник раздолбай раздолбаем, но потихоньку как-то подправился, учиться стал лучше, чем-то увлекся, стал что-то делать более сложное, а к старшим классам глядишь серьезно задумался в институт поступать, засел за учебу, экзамены сдал выпускные и вступительные и т.д. – и глядишь он уже первокурсник на вполне нормальном уровне подростковой личности. Где был тот явный переход от инф к подр – вроде бы и не видно вовсе. Да, можно поискать и тогда увидится несколько ключевых событий в течение нескольких лет, но в принципе в тот момент, когда они происходили человека особо не трясло, т.е. прошел и прошел, пошел дальше. Каждый может вспомнить что из своей жизни, как он от инф личности к подр перешел. То, что все присутствующие находятся как минимум на уровне подр личности – почти что точно, иначе бы они этот текст не читали бы.

А вот переход от подростковой личности к юношеской это нечто совершенно другое. Это сильный трансформационный процесс. Сразу следует сказать, что оооочень небольшое количество народа этот процесс переживает. Надеюсь, что на данном форуме концентрация такого народа повышенная. Кто это пережил – то очень хорошо поймет о чем я пишу.

Итак – рассмотрим подростковую личность в конечной фазе своего развития.

Тут на ум приходит такая аналогия – если инф личность бродит в потьме в подвале на ощупь, то начальная подростковая личность уже бродит по тому же подвалу с фонариком и хорошо знает где какие углы, а развитая подростковая личность уже подвал обжила – там у нее многокомнатная квартира с электричеством, обстановкой, всем необходимым для жизни и подростковой личности там хорошо. Хорошо ей в этом подвале, однако в какой-то момент может стать скучно. И захочется ей узнать, а что там за пределами подвала? Выход из подвала она еще не знает, да и не искала никогда, но окошки имеются. И вот выглядывает она в окошко – видит там чего – травка, стадо бизонов пробежало -) Это подростковую личность крайне увлекает и она начинает рассказывать об увиденном окружающим (такие личности называются в социуме ясновидящими -). Начинается, как принято говорить, процесс духовных поисков. Опять же какой бы уровень личности не был, а человек по определению стремится к развитию, бо так сконструирован, надо ему чего новое постоянно. Духовные поиски могут привести к разным вещам – скажем, подр личность может найти какое хорошо окно в мир, возле которого толпятся еще куча подр личностей и на мир через окошко глазеют. Причем там может найтись и тот, кто в окошко периодически высовывается и всем остальное рассказывает. Таких пиплов принято называть духовными лидерами. Ну а как будет назваться толпа стоящая у окошка – зависит от названия окошка. Названия сами придумайте, я не буду, чтобы никого не обидеть.

А некоторые подростковые личности таки находят выход из подвала и выходят в мир. И первое что их поражает – это то, что мир оказывается – это вовсе не подвал. А что-то такое безбрежное, непонятное, неизученное и привлекательное. И в подвал больше не хочется. Т.е. приходится возвращаться, потому как там условия созданы для жизни, но не хочется больше туда.

Вот это и есть переход от подростковой личности к юношеской. Т.е. происходит очень явное понимание ограниченности и ложности всех общесоциальных истин и правил и приходит явное ощущение своей единственности и уникальности своего пути, который надо в этом вновь открывшемся мире найти. У некоторых такое ощущение есть с детства, это значит, что человек уже родился с потенциальным уровнем подростковой личности или выше. НО в момент перехода это ощущение очень сильно манифестирует себя, ощущается всем существом.

Переживания это, прямо скажем, может быть очень сильным. Примерно как если атеист истово уверует в Бога. Т.е. предыдущий мир полностью рушится как карточный домик, просто исчезает. Не в физическом смысле, а в смысле интереса к нему. Интерес к социальной жизни, значимых для социума вещах, желание их достигать – теряется полностью.

Часто это также сравнивают с вылуплением бабочки из кокона или птенца из яйца. Т.е. человек вырос в социальной матрице, она его сформировала, это и была ее цель, а дальше он ее скинул и ушел.

Ну а теперь кто вспомнит, а кто предположит, что же скажут все оставшиеся в подвале подростковые личности тому, кто из подвала вышел, потом вернулся (а возвращаться еще долго придется) и рассказывает какие-то небылицы об устройстве мира? Вы правильно подумали – кроме как в дурдом таких товарищей социум никуда не отпустит -). Правда, опытная подростковая личность на уровне перехода к юношеской уже вам не наивная инфантильная – она раз другой (десяток раз, сотню раз) попробует понарассказывать о своих открытиях окружению, но, видя его реакцию, уйдет тихо в подполье. Т.е. будет жить когда нужно с подростковыми личностями по их правилам, но сама будет стремиться уйти в другой мир. Я говорю «другой мир» потому как мир подростковой личности и мир юношеской личности – это действительно параллельные непересекающиеся миры.

И вот этот переходный процесс ухода из одного мира в другой может быть (и обычно бывает) очень тяжел для юношеской личности. Практически пропадает все бывшее окружение – друзья, товарищи, родственники – они просто становятся не интересными. А новый мир еще не освоен – там все неизвестно, сложно, не понятно, и не с кем общаться. Однако, постепенно по мере продвижения по пути юношеская личность находит себе другое окружения, раз, и понимает, что дело то не в окружении, а человек все одно должен пройти свой путь в одиночку… Первоначально такое понимания может быть очень сильным переживанием для юношеской личности, которая еще недавно была подростковой и никак себя вне социума не мыслила. А тут ты оказывается в поле и один, а куда идти – фиг знает…

А дальше начинаются длительные и зачастую мучительные поиски своего пути. Точнее я бы даже сказал не поиски, потому как нет какой-то тропинки, которую надо найти (хотя поначалу юношеская личность думает именно так), а процесс оформления личного пути.

Много тут можно написать, но пусть уж те, кто до уровня юношеской личности дошел – сами про себя вспомнят.

Случается и так, что юношеская личность начинает на дух не переносит подростковых. Они кажутся ей ограниченными существами, бессмысленно прожигающими время жизни. Вот тут то знание об уровнях личности может быть полезно – начинаешь понимать, что каждому свое время и место. И пока человек не обустроил свой подвал и пока ему там не надоело – то не надо ему на свободу. Ровно как если разбить яйцо раньше, то цыпленок не выживет. И пропадает желание подростковым личностям что-то доказывать и рассказывать такое, что в их понимание не входит. Ну, например, то, что не работа является смыслом жизни-). Для подростковой личности именно работа и есть смысл жизни.

Далее есть переход от юношеской к зрелой личности – в первую очередь он характеризуется четким оформлением своего личного пути. Но это уже не травматично, скорее наоборот происходит с облегчением и относительно плавно – в течение нескольких лет, а может быть и десятилетий. Следует понимать, что зрелых личностей очень не много. Возможно, что их просто тысячи на всей планете. Опять же надо понимать, что здесь под зрелой личностью мы подразумеваем вовсе не профессионала в каком-то деле, скажем, профессора или мастера спорта международного класса – все это хорошо развитые подростковые личности. Может ли быть зрелая личность атеистом? Не знаю, теоретически да. Но мне кажется что при той широте видения мира, которая неизбежно присуща зрелой личности, она просто не может не видеть наличия в мире более тонких планов за пределами физической материи. Поэтому я таки думаю, что атеизм – это следствие ограниченности видения мира подростковой личностью. Кстати говоря, подростковая личность может быть внешне и религиозна – но это все на уровне ритуалов у одного из окошек в подвале (да простят меня, надеюсь, присутствующие).

Что происходит при переходе от зрелой личности к интегрированной, то бишь при банальном просветлении – боюсь нам никто не поведает, бо эти товарищи уже в Интернет не ходят.

А теперь рассмотрим под завязку, чем чревато неправильное понимание пунктов 1,2,3, перечисленных в начале статьи.

1. Вы неверно определили свой уровень личности. Например, вы решили, что вы юношеская личность, а на самом деле вы подростковая. Что будет происходить? Вместо того, чтобы обустраивать свой подвал и созревать в социальной матке, вы стремитесь родиться раньше времени, а это чревато сами знаете чем. Такое может случиться, если подростковая личность попадет под влияние продвинутой юношеской или даже зрелой, которая очень доходчиво объяснит подростковой личности никчемность ее бытия в подвале.

Или же наоборот – вы уже давно юношеская личность по своим интересам, но вам держит социум – друзья, родственники, все говорят о долге перед людьми, Родиной и вселенной и прочая и прочая… И вы продолжаете сидеть в подвале, хотя уже знаете, что вам в нем не жизнь. А вовремя не рожденный плод сами знаете долго не проживет.

Еще один из вариантов – вы юношеская личность, но хотите сразу таки просветления. Ан нет – не выйдет, предстоит еще долгий долгий процесс по оформлению своего пути, а потом еще долгое путешествие по этому пути… И это лучше понимать.

2. Вы не верно понимаете уровень личности человека, с которым общаетесь. Надо сказать, что подобное понимание вообще возможно только на уровне юношеской личности и выше. Для подростковой все едино – люди делятся на своих и чужих, на дураков и умных, на образованных и нет и т.д. А вот юношеская личность уже понимает, что разница есть и существенная. И опытная юношеская личность никогда не будет говорить о своих юношеских делах с подростковой – т.к. как минимум подростковая покрутит у виска, а как максимум так еще и сдаст куда.

Если вы, скажем, собрались нанять на работу кого, то вы должны быть кровно заинтересованы, чтобы это была хорошо развитая подростковая личность – потому как если вы ошибетесь и это окажется инфантильная – то вы за него будете сами потом все расхлебывать, а если окажется юношеская – то она у вас долго не задержится.

Ровно как если будучи юношеской личностью вы встретите зрелую, а будете думать, что это ваш юношеский брат – то это чревато тем, что зрелая личность как-нибудь скажет пару веских слов, так, что вас ими прихлопнет невзначай, зрелая личность вообще тяжела на руку -). И лучше это тоже знать, чтобы не попадаться. Хотя зрелая личность юношеской вреда не сделает – может там и поставит на место, но это все на пользу пойдет. А вот подростковой личности со зрелой общаться таки даже противопоказано – т.к. подростковая видит, что тут что-то не то, но понять, что не то не может. И при этом от зрелой личности исходит такое обесценивание всех идеалов подростковой личности (даже если зрелая личность молчит вовсе – все одно видно, что все чаяния подростковой личности ей абсолютно до фени), что подростковая личность таки может просто впасть в прострацию. Правда, подростковая личность в такой ситуации ничего сделать не может, т.е. она ее просто не в состоянии понять, а вот зрелым личностям было бы не плохо понимать то, как они действуют на подростковых и себя вести немного помягче.

4. Ну и третий вопрос – у кого и как учиться.

Начнем с инфантильной личности – учиться ей надо у подростковой. Причем такой довольно жесткой подростковой, которая может учить методом кнута и пряника. Хороший пример – учительница в классе разгильдяев. Попробуй там дать слабину – мигом съедят. Юношеская и выше личности с инф возиться не будут никогда.

Начальной подростковой личности хорошо учиться у продвинутой подростковой – скажем, это хорошая учительница в гимназии, или профессор у студентов. НО – юношеская личность никогда не сможет учить подростковую. Для подростковой личности юношеская не является никаким авторитетом вообще – что за хрень по полю какие-то дороги искать, когда подвал надо обустраивать? Вот толи дело этот олигарх – глянь на его подвальчик -). Про то, что подростковой личности лучше таки держаться подальше от зрелой – уже писал. Если зрелая личность возьмется учить подростковую – то подростковой мало не покажется. Пример – как дон Хуан учил тов. Кастанеду.

Юношеской личности лучше учиться у такой же юношеской, но ушедшей подальше. Временами надо учиться и у зрелой, но это тяжело для юношеской личности тоже.

Зрелая личность в принципе уже ни у кого не учится.

А теперь таки рассмотрим абстрактных инструкторов йоги –

По идее не должно быть инструкторов йоги на уровне подростковой личности – ан, нет, встречаются. В подвале тоже хотят быть здоровыми и веселыми, да и окошко там есть такое с надписью «Йога», возле него всегда толпа есть. И сказать, что это плохо – я не могу, надо же и подростковых личностей кому-то учить.

Но вот если вы юношеская личность, а пришли к инструктору на подр уровне – то вы ничего, что для вас важно от него не получите. В лучшем случае пойдете другого искать, а в худшем – решите, что йога – это такая фигня.

Однако, большинство инструкторов по моим наблюдениям таки юношеские личности. Весьма разного уровня продвинутости, бо путь юношеской личности долог. Тут опять же надо найти себе такого инструктора, чтобы и попродвинутей вас был, и в то же время еще не ушел в дальние дали от вас.

Учиться у зрелой личности есть смысл тогда, когда вы уже сами близки к переходу на этот уровень. Далее зрелые личности учатся друг у друга, но это скорее выглядит как обмен информацией.

Интегрированные личности уже как таковым обучением не занимаются. То, что делал, скажем, Будда – строго говоря назвать обучением нельзя. Это нечто более сложное.

Ну и теперь коротко для инструкторов:

Хорошо бы понимать, кто в зале какая личность есть. Т.е. инфантильную к вам на занятия тоже может занести, скорее всего за компанию или по моде, но она там долго не задержится. А вот подростковая может придти и упорно заниматься. Только ей ваши рассказы о ЧВН или духовный рост будут до фени – ей надо форму попы улучшить да от гастрита избавиться. И это хорошо, и не надо ей больше этого давать.

Как сказала одна моя знакомая, будучи нормальной подростковой личностью, посетив занятия в одной известной питерской школе йоги – Я пришла к нему здоровье поправить, а он тут о духовности вещает.

Юношеская личность для инструктора благодатный материал – еще не все понимает, но хочет. С ней вот как раз и можно работать на всю катушку и нужно.

Ну а если, не дай Бог -), на занятия к хорошему юношескому инструктору забредет таки зрелая личность – я такому инструктору не завидую -). Зрелая личность будет тихо что-то делать там в конце зала, но инструктор ооочень хорошо почувствует, кто это к нему пришел и будет чувствовать себя как на экзамене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: