Размер лизинговых вносов

683,52: 10 = 68,352тыс. руб.

3. График уплаты лизинговых взносов будет иметь вид:

Дата Сумма, тыс. руб.
01.07.2000 68,352
01.07.2001 68,352
01.07.2002 68,352
01.07.2003 68,352
01.07.2004 68,352
01.07.2005 68,352
01.07.2006 68,352
01.07.2007 68,352
01.07.2008 68,352
01.07.2009 68,352

48. Рассчитать размер лизинговых платежей и составить график платежей по договору финансового лизинга с уплатой аванса при заключении договора и применении механизма ускоренной амортизации.

Условия договора:

Стоимость имущества – предмета договора – 160,0 тыс. руб.; срок договора – 5 лет; норма амортизационных отчислений – на полное восстановление 10% годовых; применяется механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 2;

Лизингодатель получил кредит в сумме 160 тыс. руб. под 20% годовых; процент комиссионного вознаграждения лизингодателю -10% годовых; дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, всего – 8,0 тыс. руб.;

Лизингополучатель при заключении договора уплачивает лизингодателю аванс в сумме 80,0 тыс. руб.;

Лизинговые взносы уплачиваются равными долями ежегодно в начале года (с 01.01.2000г.)

Р е ш е н и е:

1. Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества (тыс. руб.)

Годы Стоимость имущества на начало года Сумма амортиз. отчислений Стоимость имущества на конец года Среднегодовая стоимость имущества
  160,0 32,0 128,0 144,0
  128,0 32,; 96,0 112,0
  96,0 32,0 64,0 80,0
  64,0 32,0 32,0 48,0
  32,0 32,0 0,0 16,0

2. Результаты расчета общего размера лизингового платежа приведены ниже:

Годы АО ПК КВ ДУ В НДС ЛП
  32,0 28,8 14,4 1,6 76,8 15,36 92,14
  32,0 25,6 12,8 1,6 72,0 14,4 86,4
  32,0 19,2 9,6 1,6 62,4 12,48 74,88
  32,0 12,8 6,4 1,6 52,8 10,56 63,36
  32,0 6,4 3,2 1,6 43,2 8,64 51,84
Всего 160,0 92,8 46,4 8,0 307,2 61,44 368,64
в % 43,4 25,16 19,58 2,16 - 16,7 100,0

Общий размер лизингового платежа Лп = 368,64 тыс. руб. Общий размер лизингового платежа за минусом аванса:

Лп = 368,64 – 80 = 288,64 тыс. руб.

График уплаты лизинговых взносов при условии равномерных выплат в начале года будет иметь следующий вид:

Дата Сумма взноса, тыс.руб.
01.01.2000 57,728
01.01.2001 57,728
01.01.2002 57,728
01.01.2003 57,728
01.01.2004 57,728

49. Рассчитать размер лизинговых платежей и составить график платежей по договору финансового лизинга, предоставляющему лизингополучателю право выкупа имущества – предмета договора по остаточной стоимости по истечении срока договора

Условия договора:

Стоимость имущества – предмета договора – 160,0 тыс. руб.; срок договора – 6 лет; норма амортизационных отчислений на полное восстановление – 10%, процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 20% годовых; процент комиссионного вознаграждения – 12% годовых; дополнительные услуги лизингодателя, всего – 4,2 тыс.руб.

Ставка налога на добавленную стоимость – 20%.

Лизингополучатель имеет право выкупить имущество по истечении срока договора по остаточной стоимости.

Лизинговые взносы осуществляются ежегодно равными долями начиная с 1-го года.

1. Расчет среднегодовой стоимости имущества (тыс. руб.)

  Стоимость имущества на начало года Сумма амортизационных отчислений Стоимость имущества на конец года Среднегодовая стоимость имущества
  160,0 16,0 144,0 152,0
  144,0 16,0 128,0 136,0
  128,0 16,0 112,0 120,0
  112,0 16,0 96,0 104,0
  96,0 16,0 80,0 88,0
  80,0 16,0 64,0 72,0

Остаточная стоимость имущества

ОС = БС – АО = 160,0 – 6 х 16,0 = 64,0 тыс. руб.

2. Расчет общего размера лизингового платежа

Годы АО ПК КВ ДУ В НДС ЛП
  16,0 30,4 18,24 0,7 65,34 13,068 78,408
-2 16,0 27,2 16,32 0,7 60,22 12,044 72,264
  16.0 24,0 14,4 0,7 55,1 11,02 66,12
  16,0 20,8 12,48 0,7 49,98 9,96 59,976
  16,0 17,6 10,56 0,7 44,86 8,972 53,832
  16,0 14,4 8,64 0,7 39,74 7,948 47,688
Всего 96,0 134,4 80.64 4,2 315,24 63,048 378,288
в% 25,38 35,53 21,32 1,1 - 16,67 100,0

Общая сумма лизинговых платежей – 378,288 тыс. руб.

Размер лизинговых взносов

378,288: 6 = 63,048 тыс. руб.

График уплаты лизинговых взносов

Дата Сумма взноса, тыс. руб.
01.01.20000 63,048
01.01.2001 63,048
01.01.2002 63,048
01.01.2003 63,048
01.01.2004 63,048
01.01.2005 63,048
Итого 378,288

В договоре может быть предусмотрен выкуп имущества остаточной стоимости с оформлением договора купли – продажи.

50. Рассчитать размер лизинговых платежей и составить график платежей по оперативное лизингу с правом выкупа.

Условия лизингового соглашения. Стоимость сдаваемого в лизинг оборудования 5500 тыс. руб. Срок лизинга 4 года. Норма амортизационных отчислений на полное восстановление оборудования 10 % годовых. Процентная ставка по привлекаемому для совершения лизинговой сделки кредит 40 % годовых. Согласованный процент комиссии по лизингу 4% годовых. Капильный ремонт оборудования, его техническое обслуживание осуществляет лизингополучатель. Лизингодатель оказывает пользователю некоторые дополнительные услуги, расходы по которым составляют:

· командировочные расходы работников лизингодателя – 1,6 тыс.

· расходы на оказание юридических консультаций по вопросам заключения лизингового соглашения – 1,5 тыс.руб;

· расходы лизингодателя на консультации по эксплуатации оборудования, включая организацию пробных испытаний, – 2,5 тыс.руб.

Выплата лизинговых взносов производится ежегодно равными долями. В соглашении предусмотрено, что после окончания срока лизинга лизингополучатель приобретает объект лизинга в собственность исходя из его остаточной стоимости.

51. Рассчитать размер лизинговых платежей и составить график платежей по условиям финансового лизинга с полной окупаемостью.

Условия лизингового соглашения. Стоимость объекта лизинга 630 тыс.руб. Срок его полной амортизации 10 лет. Норма амортизации на полное восстановление оборудования 10 % годовых. Срок лизинга 10 лет. Процентная ставка по кредиту, привлекаемому для закупки оборудования 35 % годовых, процент комиссии по лизингу установлен на уровне 22 % годовых. Лизингодатель производит капитальный ремонт оборудования с компенсацией произведенных расходов за счет средств лизингополучателя.

Стоимость капитального ремонта, произведенного за счет средств лизиногодатея, составила 121 тыс. руб. Учитывая тяжелое финансовое положение лизингополучателя, в соглашении предусмотрено, что начало выплаты лизинговых взносов отсрочено на 2 года, а затем они производятся в увеличивающихся размерах с ежегодным приростом платежей на 20%.

52. Рассчитать размер лизинговых платежей и составить график платежей по условиям финансового лизинга (с авансом и уменьшающимся размером выплат) при метоле ускоренной амортизации арендуемого оборудования.

Условия лизингового соглашения. Стоимость объекта лизинга 150 тыс. руб. Амортизация на арендуемое оборудование, рассчитывается по методу ускоренных амортизационных начислений, поэтому норма амортизации увеличена – 10 до 20 % годовых. Срок лизинга 5 лет. Процентная ставка по кредиту 25 % годовых. Лизингодателем и лизингополучателем согласован пересмотр процентной ставки и ее увеличение ежегодно на 2,5 пункта. Процент комиссии по лизингу постоянен на протяжении всего срока лизинга на уровне 8 % годовых. Лизингодателю выплачивается аванс в сумме 50 тыс.руб. Лизинговые платежи производятся ежегодно уменьшающимися размерами на 30% от предшествующего платежа.

53. Предприятие осуществляет выбор источников финансирования приобретения оборудования стоимостью 100 тыс. руб.

1. Банк предоставляет долгосрочный кредит на 4 года на сумму 100 тыс руб. по 8% годовых. Погашение основной суммы долга производиться равномерно Амортизация оборудования производится в течение 6 лет. Ежегодная норма амортизации рассчитывается по формуле:

где Аt норма амортизации года t; Т– период амортизации; t – текущий год; i – процентная годовая ставка.

2 Лизинговая компания предлагает договор на 4 года. Размер ежегодного лизингового платежа – 30,2 тыс. руб. По окончании действия договора за выкуп оборудования лизингодателем взимается его остаточная стоимость в сумме 20 тыс. руб. В данном случае ежегодная амортизация в последние два года составит 7,5 тыс. руб. Ставка налога на прибыл 35% (размер амортизационного фонда превышает стоимость оборудования, поэтому льгот по капитальным вложениям по налогу на прибыль нет).

Сравнить альтернативы, если известно, что норма дисконтирования – 4% годовых (и 10% годовых).

Р е ш е н и е:

1. График погашения ссуды:

Год Непогашенный остаток на начало года Платежи Непогашенный остаток на конец года
всего основной долг проценты
  100,00 33,00 25,00 8,00 75,00
  75,00 31,00 25,00 6,00 50,00
  50,00 29,00 25,00 4,00 25,00
  25,00 27,00 25,00 2,00 0,00
  Всего: 120,0 100,0 20,0  

2. График амортизационных отчислений:

Год Основа исчисления износа Норма амортизации Износ
  100,00 0,2857 28,57
  100,00 0,2381 23,81
  100,00 0,1905 19,05
  100,00 0,1429 14,29
  100,00 0,0952 9,28
  100,00 0,0476  
    1,0000 95,00

3. Издержки по лизингу

Год Лизинговые платежи Плата за остаточную стоимость Налоговые льготы Выигрыш на налоговых льготах (Г+Д)*0,35 Отток денежных средств (Б-В-Е)
по лизингу по амортизации
А Б В Г Д Е Ж
  30,20   30,20   10,57 19,63
  30,20   30,20   10,57 19,63
  30,20   30,20   10,57 19,63
  30,20 20,00 30,20   10.57 39,63
        7,50 2,63 (2,63)
        7,50 2,63 (2,63)
  120,80 20,00 120.80 15,00 47,54 93,26

Общая ликвидационная стоимость (ОЛС) – (5,00)

Всего: 88,26

Год Отток денежных средств (Б+В-Е) Норма дисконтироваия Текущая величина денежных средств
4% 10% 4% 10%
  И К Л М Н
  19,63 0,962 0,909 18,88 17,84
  19,63 0,925 0,826 18,16 16,21
  19,63 0,889 0,751 17,45 14,74
  39,63 0,855 0,683 33,88 27,07
  (2,63) 0,822 0,621 (2,16) (1,63)
  (2,63) 0,790 0,564 (2,08) (1,48)
  93,26     84,13 72,75
ОЛС (5,00)     (3,95) (2,82)
Всего 88,26     80,18 69,93

4. Издержки по ссуде и покупке оборудования

Год Платежи по ссуде Налоговые льготы по амортизации Выигрыш от налоговых льгот В*0,35 Отток денежных средств (Б-Г)
А Б В Г Д
  33,00 28,57 10,00 23,00
  31,00 23,81 8,33 22,67
  29,00 19,05 6,67 22,33
  27,00 14,29 5,0 22,00
    9,28 3,25 (3,25)
  120,00 95,00 33,25 86,75
ОЛС       (5,00)
Всего       81,75
Год Отток денежных средств (Б+В-Е) Норма дисконтирования Текущая величина денежных средств
4% 10% 4% 10%
Е Ж   И К Л
  23,00 0,962 0,909 22,13 20,91
  22,67 0,925 0,826 20,97 18,73
  22,33 0,889 0,751 19,85 16,77
  22,00 0,855 0,683 18,81 15,03
  (3,25) 0,822 0,621 (2,67) (2,02)
  86,75     79,09 69,42
ОЛС (5,00)     (3,95) 75,14 (2,82)
Всего 81,75     75,14 66,6

5. Издержки по альтернативным источникам финансирования при различных нормах дисконтирования:

Норма дисконтирования 4% 10%
Издержки по лизингу 80,18 69,93
Издержки по ссуде 75,14 66,6
Разница в пользу ссуды, в тыс.руб. 5,04 3,33

При сравнении двух вариантов по критерию минимума приведенных затрат выгоднее покупка оборудования при финансировании за счет кредита.

54. Предприятие осуществляет выбор источников финансирования приобретения оборудования стоимостью 100 тыс. руб.

1. Банк предоставляет долгосрочный кредит на 4 года на сумму 100 тыс руб. по 8% годовых. Погашение основной суммы долга производиться равномерно. Амортизация оборудования производится в течение 8 лет. Ежегодная норма амортизации рассчитывается по формуле:

где Аt – норма амортизации года t; Т –период амортизации (8 лет); t – текущий год.

2 Лизинговая компания предлагает договор на 6 года. Размер ежегодного лизингового платежа – 21,63 тыс. руб. По окончании действия договора за выкуп оборудования лизингодателем взымается его остаточная стоимость в сумме 15 тыс. руб. В данном случае ежегодная амортизация в 7 и 8 годах составит 5 тыс. руб. Ставка налога на прибыл 35% (размер амортизационного фонда превышает стоимость оборудования, поэтому льгот по кап. вложениям по налогу на прибыль нет).

Сравнить альтернативы, если известно, что норма дисконтирования – 4% годовых (и 10% годовых).

55. Компания решила приобрести новую производственную линию, По одному варианту можно взять в лизинг линию на четыре года, выплачивая 12000 тыс. руб. в начале каждого года. Аренда будет включать техобслуживание. По другому варианту компания может купить грузовик за 40000 тыс. руб., профинансировав покупку банковской ссудой под 30% годовых с погашением через четыре года. В этом случае компании придется тратить по 1500 тыс. руб. в год за техобслуживание (в конце каждого года). Срок амортизации – 4 года. По истечении четырех лет ее ликвидационная стоимость прогнозируется равной 10000 тыс. руб. Через четыре года компания планирует заменить линию в любом случае. Ставка налогообложения компании составляет 35 % (размер амортизационного фонда превышает стоимость линии, поэтому льгот по кап. вложениям по налогу на прибыль нет). Ставка дисконтирования – 30%.

а. Какова приведенная стоимость лизинга?

б. Какова приведенная стоимость покупки? Какой вариант предпочтительнее?

56. Предприятие намеревается ввести новое оборудование ценой З млн.руб. Оно может получить соответствующий долгосрочный кредит С другой стороны, возможна лизинговая схема финансирования- Исходные данные для расчета:

• срок амортизации оборудования – 3 года;

• эксплуатационные расходы составят 50 тыс. руб. в год;

• ставка налога на прибыль 35%;

• кредит может быть получен под 40% годовых и должен быть возмещен тремя равными платежами в конце каждого года;

• предварительно определен размер ежегодного лизингового платежа 960 тыс.руб. в конце каждого года;

• предприятие не планирует свернуть свою деятельность и поэтому почти наверняка захочет приобрести это оборудование в собственность в конце аренды; по условиям лизинга оно сможет купить оборудование по рыночной цене на тот момент; в лучшем случае это будет 600 тыс руб.

Какой из вариантов приобретения оборудования выгоднее?


Глава 12

Автоматизированная система управления денежными потоками предприятия (АСУДП)

1. Предпосылки создания и особенности АСУДП.

2. Проектирование: принципы и методы создания АСУДП.

3. Новые информационные технологии в АСУДП.

4. Автоматизация бюджетирования на предприятии.

5. Финансовая информация и Интернет.

6. Защита финансовой информации компаний.

12.1. Предпосылки создания и особенности АСУДП

Развитие бизнеса на современном этапе характеризуется увеличением объемов информационного ресурса не только в производственной, инвестиционной, маркетинговой деятельности, но прежде всего в финансовой деятельности компаний. Управление денежными потоками на предприятиях сопряжено с исследованием сложных финансовых процессов, анализом, прогнозированием и регулированием финансовых ситуаций. Результативность исследований и принятия управленческих решений в финансовой области не может быть достигнута без учета временного фактора. Поэтому оперативность и адекватность информационного отображения финансовых операций, возможности их учета и анализа, прогнозирования и регулирования в немалой степени зависят от внедрения в управление финансовых потоков современных информационных технологий. Широкое использование персональных компьютеров, средств коммуникаций обеспечивает финансисту предприятия реальные возможности выполнять свои функции надлежащим образом, иметь в своих руках своеобразный «электронный кошелек».

В настоящее время интерес к системе финансового управления у руководителей и собственников компании достаточно высок. Это связано, во-первых, с необходимостью совершенствования систем мотивации персонала, а во-вторых, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентным рынком. Этим требованиям как раз отвечает механизм бюджетного управления, представляющий собой систему управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Именно управления, а не только учета и контроля, поскольку бюджетирование является больше управленческой, чем учетной технологией.

Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Именно сейчас у нас есть неоспоримое конкурентное преимущество – создавать с нуля систему управления бывает гораздо легче, чем ломать сложившиеся управленческие стереотипы.

На сегодняшний день многие российские предприятия пришли к тому, что принятие любых решений невозможно без квалифицированного управления и без четкого понимания положения организации. Именно поэтому сейчас на предприятиях большое внимание уделяется бюджетированию, создаются отдельные службы, занимающиеся специально этой работой. Из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют немалую часть своих доходов.

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, передачи, обработки и использования современные технические средства и новые информационные технологии значит обладать информационной культурой. Это необходимое профессиональное качество финансистов, бухгалтеров, менеджеров компании. Вместе с тем, значительный процент неудач при внедрении систем АСУДП связан с неготовностью работников предприятия к изменениям своих зон ответственности, прав и обязанностей.

Успешность работы финансистов компании зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, технического, программного, математического и т.п. Информационное обеспечение без сомнения относится к числу основных элементов этой системы.

Управлять финансами компании – значит принимать обоснованные и своевременные решения, а для этого необходимо обладать информацией. Не случайно У. Черчиль говорил: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Существуют различные определения понятия «информация». Многие считают, что информация и данные, сообщения – одно и то же. Но это не так. В кибернетике информация обычно трактуется как степень устранения неопределенности знания у получателя. Иными словами, информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое раскрывает объект внимания с какой-то новой, ранее не известной стороны, т.е. добавляет новые знания. Из этого определения можно сделать важное заключение: информация отражает суть того или иного объекта, а данные являются формой проявления этой сущности, т.е. информацию можно найти в данных, но это зависит от знаний получателя. Например, баланс предприятия содержит отчетные данные, но «выудить» из него информацию в процессе анализа хозяйственной деятельности этого предприятия может только специалист.

Каждый вид информации различают по отраслям знаний: техническая, биологическая, экономическая и т.д.

Финансовая информация относится к области финансовых знаний и отражает различные финансовые процессы. Задача финансиста принять решение, исходя из полученной информации.

С кибернетических позиций любой процесс управления финансами предприятия сводится к взаимодействию управляемого объекта (им может быть денежный поток, финансово-расчетные операции и т.п.) и управляющей подсистемы (финансовый отдел, бухгалтерия, зам. генерального директора фирмы по финансам и др.). Последняя получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит ее с определенными критериями, на основании чего вырабатывает управляющую информацию.

Очевидно, что управляющие воздействия (прямая связь) и текущее состояние управляемого объекта (обратная связь) – отражаются в информации. Реализация этих процессов и составляет основное содержание работы управленческих служб, включая и финансовые.

Для финансовой информации характерны следующие особенности: объемность, цикличность, преимущественное представление в виде цифр и букв, относительно простые алгоритмы расчетов.

При работе с финансовой информацией имеется ее источник и получатель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника к потребителю, называются информационными коммуникациями.

Финансовая информация отражает финансовое состояние предприятия в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному объекту.

Адекватность информации выражается в синтаксической, семантической и прагматической формах.

В синтаксическом аспекте отображаются только формально-структурные характеристики информации без связи с ее смысловым содержанием и полезностью для пользователя. Здесь рассматривается структура информационных сообщений на носителях, объемы данных и пр.

В семантическом аспекте отображается смысловое содержание информации и ее обобщение.

Этот уровень предполагает проектирование реквизитного состава документов, разработку логической структуры базы данных, создания системы классификации и кодирования и др.

Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и ее потребителя. Здесь отображается ценность информации для управленческой системы на каждом ее уровне, полезность информации для выработки управленческих решений.

К финансовой информации предъявляются ряд требований, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая полнота и т.п. Применительно к данным, используемым в анализе, их достоверность достигается реализацией элементов метода бухгалтерского учета, таких как документация, двойная запись, оценка и инвентаризация и т.п. Напротив, многие данные, почерпнутые из системы оперативно-технического учета, например, полученные по телефону, менее достоверны и не всегда могут быть проверены, тем более подтверждены докумен­тально.

Исключительно важным для управления финансами является требование своевременности, поскольку для финансиста предприятия имеют значение не данные вообще, а определенные данные в нужном месте, в нужное время и в полном объеме. Так, информативность данных, содержащихся в платежном календаре, совершенно разнится в момент их получения и, например, месяц спустя.

Применительно к финансовым данным не достаточно требований достоверности и своевременности, т.к. не полные или, наоборот, чрезмерные сведения не могут служит основой информационного обеспечения текущего анализа.

В XX веке в полной мере проявилось противоречие между все возрастающими объемами данных и ограниченными возможностями человека по их обработке. Выход нашелся во все большей интенсификации управленческого труда за счет его компьютеризации. В настоящее время вопрос о необходимой полноте бухгалтерской отчетности остается дискуссионным. По мнению Р. Фокса, бухгалтерский отчет должен быть кратким и умещаться на визитной карточке, а У. Бивер считает, что финансовая отчетность не должна упрощаться[1]. Поэтому проблема необходимой полноты данных по прежнему актуальна и должна, на наш взгляд, решаться исходя из принятой на предприятии учетной политики.

Информационное обеспечение процесса управления финансами – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей финансистов на основе формирования использования информационных ресурсов и способов их организации, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании. В его состав входят:

· нормативно-правовая база (законы, указы Президента, постановления и другие документы, определяющие порядок выполнения финансовых операций);

· бухгалтерская отчетность, характеризующая имущественное и финансовое положение компании;

· сведения финансового характера, предоставляемые органами государственной статистики, банками, биржами, аудиторскими компаниями, средствами массовой информации, полученными из Интернета и др.

· справочные данные о компании, дебиторах и кредиторах, клиентах и пр., используемые в справочниках при решении задач АСУДП.

В целом информационное обеспечение включает информацию, возникающую внутри объекта и приходящую из внешней среды.

Различают ручные и автоматизированные системы управления денежными потоками. К АСУДП относится упорядоченная совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении задач, связанных с управлением денежными потоками и информационного обслуживания специалистов служб управления.

СУДП фирмы реализует функции управления и состоит из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Содержательную компоненту АСУДП составляют функциональные подсистемы, включающие относительно взаимосвязанные комплексы задач (бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др.). Каждая из функциональных подсистем, в свою очередь, может рассматриваться как система. Основными предпосылками создания АСУДП являются следующие:

· наличие и развитие рынка аппаратных и программных средств управления денежными потоками фирмы;

· требования оперативности, достоверности и аналитичности финансовой информации;

· необходимость защиты финансовой информации от многочисленных информационных угроз (несанкционированного доступа к базам финансовых данных, компьютерных вирусов, хакеров, финансового мошенничества и т.д.);

· сближение методологии российского финансового бухгалтерского учета, комплексного анализа финансовой деятельности, прогнозирования и регулирования денежных потоков с соответствующими международными стандартами, требующими применения новых информационных технологий;

· наличие специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний и информационной культурой для решения финансовых задач в современной информационной среде;

· необходимость интеграции информационных технологий как в комплексной автоматизированной системы управления предприятиями, так и с взаимосвязанными системами типа «клиент-банк», АИС поставщиков и покупателей, дебиторов и кредиторов, АИС-налог и др.

Решение задач АСУДП необходимо осуществлять с системных позиций, т.е. тщательно изучить особенности каждой компании, создать проект АСУДП во взаимосвязи с проектными решениями по другим функциональным подсистемам АИС.

12.2. Проектирование: принципы и методы
создания АСУДП

Проектирование АСУДП – процесс создания и внедрения проектов комплексного решения финансовых задач по новой технологии. Сюда включается детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение.

Качественное проектирование и внедрение являются основной предпосылкой эффективного функционирования системы при постоянном совершенствовании ее обеспечивающих и функциональных составляющих. Цель всех этих работ состоит не только в компьютеризации информационных финансовых потоков, но и в совершенствовании самого управления денежными потоками предприятия и организации хозяйственной деятельности экономического объекта.

Существующие системы управления денежными потоками в ряде компаний оказываются недостаточно эффективны. В таких компаниях отсутствует эффективная организация оперативного финансового планирования, ответственность структурных подразделений за достижение поставленных целей и пр. Впрочем создавать заново систему управления финансами бывает гораздо легче и эффективнее, чем ломать сложившиеся управленческие стереотипы. В любом случае внедрение проекта АСУДП позволяет:

– осуществлять оперативное планирование деятельности, обеспечивающее достижение целей;

– организовать согласованную работу всех подразделений;

– создать систему стимулирования подразделений в осуществлении целей компании;

– в оперативном режиме сравнивать фактически достигнутые результаты с прогнозируемыми и выявлять проблемные области и новые возможности развития;

– повысить уровень подготовки менеджеров и сотрудников компании.

Финансовый менеджер должен иметь представление об имеющихся на рынке технических и программных средствах, тенденциях в их развитии, основных принципах проектирования АСУДП. В финансовом отделе и бухгалтерии должен быть назначен сотрудник, ответственный за проектирование и внедрение АСУДП, который собирает нужную информацию, подбирает технику и программные средства, ведет обучение персонала, руководит внедрением и анализом функционирования информационных систем. Должно быть налажено сотрудничество между заказчиком системы и ее продавцом. Координатор проекта обеспечивает проект всеми необходимыми ресурсами по заявкам менеджера проекта, регламентирует процесс реализации проекта по заранее намеченному плану. Менеджер проекта реализует использование ресурсов, вовлеченных в процесс внедрения, докладывает руководству о текущем и прогнозируемом ходе процесса, обеспечивает связь между подразделениями компании, организует обучение пользователей и др.

Массовое проектирование АСУДП базируется на единых общеотраслевых руководящих методических материалах и таких основополагающих принципах, как эффективность, контроль, совместимость, гибкость, системность, развитие, стандартизация и унификация.

Принцип эффективности заключается в том, что выгоды от новой автоматизированной системы должны быть равными или больше расходов на нее.

Принцип контроля требует, чтобы информационная система обладала механизмами для защиты имущества фирмы, ее данные были бы достаточно надежны для принятия управленческих решений.

Принцип совместимости предполагает, что проект системы будет учитывать организационные и человеческие факторы предприятия. Иными словами, система должна учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы, квалификацию и отношение людей, выполняющих различные функции.

Принцип гибкости требует от системы возможности расширения без проведения больших изменений. Например, в новую автоматизированную систему учета можно легко ввести новые счета в план счетов, если он изменился, новые хозяйственные операции и др.

Принципы системности позволяют исследовать объект как единое целое во взаимосвязи всех его элементов. На базе системного подхода применяется и метод моделирования, позволяющий моделировать изучаемые процессы вначале для анализа, а затем и синтеза создаваемых систем.

Принцип развития заключается в непрерывном обновлении функциональных и обеспечивающих составляющих системы.

Принцип стандартизации и унификации предполагает использование уже накопленного опыта в проектировании и внедрении АСУДП посредством программирования типовых элементов, что позволяет сократить затраты на создание АСУДП.

Создание АСУДП может осуществляться по трем вариантам:

· выполнение этой работы собственными силами;

· изготовление проектных решений силами специалистов из сторонней организации;

· покупка готовых пакетов прикладных программ.

Первый путь достаточно сложен. Он предполагает решение нескольких проблем:

1. Финансист должен приобрести квалификацию пользователя персонального компьютера.

2. Необходимо построить модель информационной финансовой системы и ее функционирования на экономическом объекте.

3. Реализовать построенную модель (или ее часть) средствами, доступными квалифицированному пользователю.

Достоинством такого подхода является приобретение пользователем некоторых навыков и выработка собственных критериев оценки соответствующих программ. Однако он трудоемок, а главное – не гарантирует качественную работу по созданному пользователем сценарию.

Разработка собственных инструментальных средств с привлечением консультантов в области компьютеризации финансовых задач – дело также весьма трудоемкое и дорогостоящее, и только мощная компьютерная фирма с большим научным и практическим заделом может помочь в решении этой проблемы.

По экономическим соображениям предпочтение следует отдать использованию готовых пакетов программ, выбрав наиболее подходящий из них для условий конкретного объекта.

Из-за отсутствия информации зачастую покупаются программы, хорошо разрекламированные какой-либо фирмой, но, в принципе, мало пригодные для специфических условий работы на конкретном объекте. Причина здесь, как правило, заключается не в качестве программы, а лишь в ограниченности набора функций. Нецелесообразным является покупка дорогостоящего мощного программного продукта для объекта, где вполне достаточно использовать дешевую и простую в эксплуатации программу.

Поиск рациональных путей проектирования ведется по следующим направлениям: использование типовых проектных решений совместно с пакетами прикладных программ (ППП) с последующей привязкой их к конкретным условиям внедрения и функционирования, разработка автоматизированных систем проектирования (АСП). В последнее время все большее число организаций предпочитают покупать готовые программные средства, пакеты и технологии и при необходимости прибавляют к ним свое программное обеспечение. Как правило, базовая система строиться по модульному принципу, позволяющему настраивать ее в соответствии с пожеланиями пользователей.

В области информатизации проектирования АсУДП применяются CASE-технологии (Computer – Aided Soft Wore/System Engineering). Это совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения АСУДП с максимальной автоматизацией процессов разработки и функционирования систем. Организационно CASE – индустрия включает компании различной ориентации:

· разработчиков средств анализа и проектирования;

· разработчиков специальных средств с ориентацией на узкие предметные области;

· обучающие, информирующие и консалтинговые фирмы, оказывающие соответствующие услуги при использовании CASE-пакетов.

Проектирование и методологическое обеспечение разработки автоматизированной системы (включая ПО и базы данных) традиционно регулируются многими стандартами и разнообразными методиками. ПППри этом необходимо предусмотреть адаптивное планирование разработки системы, в том числе в динамике ее развития. Одним из способов адаптивного проектирования является разработка и применение «профилей жизненного цикла» автоматизированной системы и ПО. «Профиль жизненного цикла» – перечень нормативных документов и актов, регламентирующих весь жизненный цикл автоматизированной системы. Он позволяет повысить качество разработки, снизить ее трудоемкость, обеспечить расширяемость автоматизированной системы и поддержку функциональной интеграции, переносить систему на различные аппаратно-программные платформы и пр.

Выделяются несколько этапов создания АСУДП:

I этап – предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования и технического задания);

II этап – проектный (составление технического и рабочего проектов);

III этап – внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний и сдача в программную эксплуатацию);

IV этап – анализ функционирования и сопровождение системы (выявление проблем, внесение изменений в проектные решения и существующие АСУДП).

Детализация этапов создания и функционирования АСУДП представлена в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Жизненный цикл АСУДП

№ п/п Название этапа Содержание Особенности реализации Минимальный перечень сопутствующих документов
1. ФТ – формирование требований АСУДП 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АСУДП. 1.2. Формирование требований пользователя к АСУДП. 1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АСУДП (тактико-технического задания) На данном этапе необходимо как можно полнее описать и разбить на категории те требования, которые предъявляются АСУДП, так как на их основании будут формироваться концепция и проект АСУДП. Целесообразно также определить приоритеты в реализации требований, что позволит более гибко формировать проект 1. Документ, отражающий итоги проведенного обследования. 2. Общий перечень требований к АСУДП. 3. Список требований к АСУДП со стороны пользователей.
2. РК – разработка концепции АСУДП 2.1. Изучение объекта. 2.2. Проведение необходимых научно-ис­следовательских работ. 2.3. Разработка вариантов концепции АСУДП, удовлетворяющей требованиям пользователя. 2.4. Оформление отчета о выполненной работе. В концепции АСУДП следует отразить вышеупомянутые требования и заложить возможность быстрой и гибкой модификации под изменяющееся законодательство, кроме того, наметить направление будущего развития системы Концепция АСУДП
3. ТЗ – техническое задание Разработка и утверждение технического задания на производство АСУДП В техническом задании должны быть отражены все необходимые детали и нюансы (и, естественно, их решения), которые могут потребоваться при эксплуатации АСУДП Техническое задание на разработку АСУДП, включающее перечень функциональности и перечень автоматизированных отчетных форм
4. ЭП – эскизный проект 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее составляющим. 4.2. Разработка документации на АСУДП и ее составляющие. На данном этапе происходит практическое воплощение АСУДП на основании ранее сформированных документов. Необходимо обратить пристальное внимание на особенности реализации. Эскизный проект, в составе которого документация к АСУДП и предварительный проект
5. ТП – технический проект 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее составляющим. 5.2. Разработка документации на АСУДП и ее составляющие. Собственно создание законченного продукта, ко­торый будет в дальнейшем эксплуатироваться, и разработка соответствующей технической документации. На данном этапе, Технический проект, в составе которого техническая документация и проект разработки АСУДП
Продолжение таблицы 12.1
    5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АСУДП и/или технических требований (технических зада­ний) на их разработку. 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации. видимо, стоит уделить больше внимания обратной связи между заказчиком и разработчиком для наиболее полной и приемлемой реализации всех требований.  
6. РД – рабочая документация 6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее составляющие. 6.2. Разработка и адаптация программ. Необходимо очень серьезно подойти к данному этапу, так как от полноты и правильности разработки документации к АСУДП зависит и качество обучения персонала, и дальнейшая преемственность АСУДП. Документация к АСУДП
7. ВД – вод в действие 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АСУДП в действие. 7.2. Подготовка персонала. 7.3. Комплектация АСУДП поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями). 7.4. Строительно-монтажные работы. 7.5.Пусконаладочные работы. 7.6. Проведение предварительных испытаний. 7.7. Опытная эксплуатация. 7.8. Проведение приемочных испытаний. С особой тщательностью следует отнестись к разработке плана внедрения; и проведению опытной эксплуатации. 1. План внедрения. 2. Документ, описывающий результаты проведенного обследования. 3. Техническое задание на разработку конверторов. 4. Технические задания на доработку АСУДП (при необходимости). 5. План обучения сотрудников
8. Сп – сопровождение АСУДП 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами. 8.2. Послегарантийное обслуживание. От этого этапа собственно зависит успешность эксплуатации системы. Над тем, как будет осуществляться сопровождение, необходимо задуматься Если речь идет о закупленной АСУДП, работы, как правило, выполняются на основании Договора сопровождения, в
Окончание таблицы 12.1
      еще на этапе выбора АСУДП и ее внедрения. В регламенте сопровождения желательно предусмотреть все работы, которые предвидятся при эксплуатации системы, включая: модификацию под требования заказчика; гарантийное обслуживание (исправление ошибок, внесение коррективов в связи с изменениями законодательства); проведение профилактических работ и т.д. котором выделяют наиболее затратные по ресурсам статьи из регламента сопровождения АСУДП

Определение целей проекта начинается с процедуры бенчмаркинга: анализ опыта других предприятий (обычно близких по отрасли, рынку, методам совершенствования бизнес-процессов и т.д.), связанного с внедрением АСУДП. Необходимо организовать тендер по выбору консультационной и внедряющей компании. При анализе претендентов следует руководствоваться главными факторами: высокой деловой репутацией компании, наличия формализованной методологии проектирования АСУДП, положительного опыта работы в аналогичных проектах, присутствия квалифицированных консультантов и бизнес – аналитиков, политики ценообразования, формы контракта, принципов обслуживания и поддержки финансовой стабильности.

На предпроектной стадии проводится изучение и анализ объекта проектирования («как есть»), разработка и утверждение «бизнес – модели» («как должно быть»), разработка технического задания на реорганизацию. В частности, анализируется информационная база, все входные документы, их объем, периодичность, алгоритмы, выходные документы и все информационные связи задач. Эти данные обрабатываются, и строится информационная модель объектов в виде таблиц и графиков.

К методам изучения и анализа состояния экономического объекта и его системы управления относятся:

· устный и письменный опрос;

· письменное анкетирование;

· наблюдение, измерение, оценка;

· групповое обсуждение;

· анализ задач;

· анализ управленческих и информационных процессов.

В результате обследования вырабатываются рекомендации по изменению организационной структуры, рассматриваются новые должностные инструкции, целесообразность тех или иных документов, определяется состав баз данных, предложения по изменению технологии обработки, определяется конфигурация вычислительной сети, количество машин, состав финансовых задач, очередность их компьютеризации, вырабатываются предложения по реализации финансовых задач средствами пакетов прикладных программ. Полученные результаты определяющим образом влияют как на дальнейшую конфигурацию АСУДП, так и на ее соответствие ожиданиям заказчика. Поэтому уже на этом этапе всегда необходимо проведение следующих работ:

– утверждение единой концепции управления проектом;

– определение состава рабочей группы, правил взаимодействия между ее сотрудниками и ответственности за выполнение проектных задач;

– описание регламента выполнения работ, отчетности по ним на протяжении всего жизненного цикла проекта;

– установление рисков и принципов их снижения;

– управление проектом реорганизации бизнес – процессов согласно техническому заданию и пр.

Пренебрежение этими этапами на практике приводит к отсутствию ощутимых результатов АСУДП.

На проектном этапе составляются технические и рабочие проекты для каждого уровня автоматизированного рабочего места (АРМ). В рабочем проекте отражаются общие положения, состав технических средств, архитектура, организационная структура в новых условиях, делается постановка задач, проектируется информационное обеспечение, информационный обмен с другими АРМами, рассчитывается экономическая эффективность, инструкции исполнителям.

Проектирование технологических процессов включает проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ, включая проектирование иерархических организованных меню и "окон". Меню содержит перечень блоков, модулей и программы. Каждый модуль выполняет определенную функцию. Разрабатывается структура меню и сцена диалога человека с машиной.

Если привлекаются готовые пакеты прикладных программ, то в них обязательно должно быть руководство пользователю к эксплуатации и комплект машинных программ на дисках.

Постановка задачи дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования исходной информации для получения результата.

В процессе постановки задачи раскрываются:

· организационно-экономическая сущность ее (наименование, цель решения, периодичность и сроки решения, источники и способы поступления данных, потребители результатной информации и способы ее отправки, информационные связи с другими задачами);

· описание исходной переменной и условно-постоянной информации (перечень, формы представления, объемные показатели, описание структурных единиц информации, способов контроля исходных данных);

· описание результатной информации (перечень, формы представления, пользователи, структурные единицы информации, способы контроля);

· описание алгоритма решения задачи (последовательности выполнения арифметических и логических операций).

В настоящее время почти все АСУДП децентрализованные, поэтому важно участие пользователя на предпроектной стадии при постановке и внедрении задач, анализе функционирования АСУДП.

12.3. Новые информационные технологии
в АСУДП предприятий

Большой толчок развитию финансового управления дало развитие соответствующих средств программного обеспечения. Всего несколько лет назад было проблематично найти информацию о специализированных системах управления финансами компании – слишком мало было предложений на российском рынке. В настоящее время можно отыскать сведения о более чем 30 системах управления финансами компаний в российских ресурсах сети Интернет. Представленные на рынке системы как иностранного, так и отечественного производства, разнообразны по своему построению, применяемым информационным технологиям, глубине проработки, функциональности и ориентации на сферу деятельности и размер предприятия. Они находятся в непрерывном развитии. Это обусловлено необходимостью оперативного отражения изменений в нормативной базе финансов предприятий, так и возрастающими потребностями пользователей – финансистов в автоматизированной обработке финансовой информации.

Применение компьютерных программ позволяет облегчить работу финансового менеджера, так как их применение способствует снижению трудоемкости и повышению оперативности финансовой работы, они предоставляют широкие возможности по обработке документов. Программа практически освобождает пользователей от громоздких расчетов, сама обрабатывает документы и тут же предоставляет результаты обработки за более короткое время в виде выходной информации. Это намного облегчает работу финансиста и бухгалтера. Пользователь в любое время может просмотреть тот или иной документ и внести необходимые изменения, а так же на своем рабочем месте практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной рыночной ситуации. Поэтому главной задачей АСУДП является своевременное предоставление достоверной, в необходимом количестве информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений. Обработанная по определенным правилам финансовая информация позволяет вырабатывать стратегию и тактику финансового менеджмента.

В настоящее время в России можно выделить два вида программ для внедрения задач АСУДП:

– программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам типа «Успех +», SAP/R3, «Проджект эксперт», «Альтинвест», «Красный директор»;

– различные версии программ, ориентированные на формы установленной бухгалтерской отчетности (например, «Галактика», «1С.Предприятие», «БЭСТ – офис» и др.).

Программы первого типа ориентированны для работы в крупной территориально распределенной компании, они надежны и рассчитаны на многообразие функций. Недостатками с точки зрения средних и небольших компаний является слабая адаптация к нашим условиям, высокая стоимость (от 40 до 200 тыс. долл. США), громоздкость (для внесения изменений в бюджетную модель требуется вмешательство специалиста компании – поставщика).

Системы второго типа вполне могут составить конкуренцию программам первого типа, как по функциональным возможностям, так и по технологическому уровню, тем более, что их стоимость и трудозатраты на их внедрение существенно ниже, чем у западных аналогов.

В любом случае руководители компаний сами решают вопрос сколько им тратить средств на программное обеспечение. Для небольших компаний, начинающих заниматься бюджетированием, могут использоваться простые программы типа Excel – это инструмент, с которым работают для составления и анализа бюджетов не более трех – пяти человек, находящихся в одном офисе, например, финансовый директор и руководители основных подразделений. Однако такие продукты нецелесообразно использовать в средней и крупной компании для построения полноценного управления денежными потоками. Здесь могут использоваться распределенные системы, рассчитанные на работу нескольких десятков пользователей в пределах одного офиса или даже нескольких территориально удаленных между собой офисов. Такая программа должна удовлетворять требованию адаптивности, т.е. возможности модификации предложенных, либо создания новых финансово-бюджетных моделей. Чем более адаптивна система, тем больше времени и финансовых ресурсов придется потратить на ее внедрение.

Как показывает практика, подавляющее большинство российских предприятий принимают решения о закупке или смене автоматизированной информационной системы исключительно под влиянием внешних по отношению к фирме факторов: изменений нормативной базы, требований налоговых служб, необходимости вовремя сдавать отчеты и т.д. За рубежом основной мотив такого решения – внутренняя потребность фирмы в изменении технологии: для снижения операционных расходов, улучшения обслуживания клиентов и т.п.

Отсюда и разница в механизме принятия решений. В зарубежном предприятии решение о закупке (смене) АСУДП фактически является следствием решения об изменении технологии работы фирмы. Оно принимается после тщательного обследования предприятия, изучения проходящих в нем информационных потоков и составления детального технического задания. Эта работа проводится специалистами-аналитиками (часто из внешней консалтинговой фирмы) с участием всех подразделений фирмы. АСУДП приобретается, как правило, на конкурсной основе. Ее внедрение занимает шесть-девять месяцев – с момента подписания контракта на поставку до ввода АСУДП в эксплуатацию. Обычно для управления процессом закупки и внедрения создается рабочая группа из руководителей предприятия, внешних консультантов и представителей разработчика. Эта группа наделена очень большими полномочиями по организации деятельности подразделений фирмы.

Для успешной постановки задач АСУДП компьютерные программы должны решать две взаимосвязанные задачи:

1. автоматизировать финансовое планирование и прогнозирование, предоставить возможность проведения так называемого сценарного анализа будущего финансового состояния предприятия или его отдельных видов бизнесов, т.е. что будет с тем или иным финансовым показателем, если изменяется внешние или внутренние условия бизнеса (темпы инфляции, условия внешнего финансирования и т.п.);

2. осуществлять сбор, регистрацию, обработку и анализ фактической (отчетной) информации.

Как правило, для этого применяются бухгалтерские программы. Но, во-первых, форматы отображаемых в бухгалтерских программах данных часто не могут быть использованы для нужд финансового анализа, а, во-вторых, результаты обработки данных в бухгалтерских программах могут запаздывать, систематизироваться так, что данная информация становится непригодной для принятия управленческих решений в финансовой сфере. К тому же информация бухгалтерских программ и бухгалтерской отчетности чаще всего не привязана к финансовой структуре компании.

Для постановки бюджетирования важным условием является интеграция управленческого учета с бухгалтерским. Без этого в условиях нашей страны эффективно управлять финансами нельзя. Однако при составлении отчетов об исполнении бюджетов приходится пользоваться той же информацией, которая отображается в бухгалтерском учете.

На многих предприятиях часто отсутствует другая отчетная информации, кроме поступающей из системы традиционного бухгалтерского учета, в результате чего требуется раздельный ввод информации бухгалтерского и управленческого учета в компьютерные программы параллельно, независимо друг от друга.

Для обеспечения полного и достоверного учета денежных потоков и формирования необходимой отчетности, обеспечивается координация функций и задач служб бухгалтерского учета и финансового менеджмента предприятия.

Отсутствие оперативной связи между всеми отделами организации, участвующими в процессе планирования, учета и контроля организации, делает процесс подготовки бюджета очень трудоемким, довольно длительным, не дает возможности рассмотрения вариантов изменения определенных условий финансового развития организации. Кроме того, без полной автоматизации учета в организации невозможен управленческий учет, который является одним из основных условий грамотного и оптимального управления финансами организации.

Например, структурные подразделения компании имеют на своих рабочих местах специальные компьютеры, в которые персонал, ответственный за бюджетирование, вводит первичную информацию для нужд управленческого учета, и затем эта информация обрабатывается чисто программными средствами. Отсюда важным является привязка и бухгалтерских программ и программ для управления денежными потоками компаний к единой базе первичной финансовой документации (плат


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: