Информационные технологии – это приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных.
ГОСТ 34.003-90 Приложение 1.
Информационные технологии – «упаковка» для информации.
Информационные технологии – инструмент добавления стоимости информации.
Всемирная сеть – Интернет и ВЕБ– информационная технология и предпринимательская среда.
Предпринимательство – не всегда белое и пушистое.
Информация и технологии. Злоупотребление возможностями.
• Фишинг нелегальный доступ к аккаунтам.
¨ Проверка зрения
¨ История фамилии
¨ …
• Кредитование.
• Предложение работы.
• Продажа неликвидов.
• Нигерийские письма.
5. Что такое система?
Система – набор взаимосвязанных компонентов, которые функционируют для достижения определенной цели.
Подсистема – это компонент системы, который также может рассматриваться в качестве системы.
Цель системы – это причина, ради которой система функционирует.
|
|
Границы системы – отделяют компоненты системы от внешней среды.
Компоненты остального мира, непосредственно связанные с системой формируют внешнюю среду.
Входы системы – материальные, финансовые объекты и информация, поступающие в систему из внешней среды.
Выходы системы – это материальные, финансовые объекты и информация, которые поступают из системы во внешнюю среду.
• Обратная связь – информация о выходах, которая используется для корректировки функционирования системы.
• Внешняя среда – это множество существующих вне компании объектов и факторов, которые непосредственно влияют или могут повлиять на деятельность компании.
6. Что такое информационная система (ИС)? Каковы особенности информационных бизнес-систем (ИБС)?
Информационная система — это связанная совокупность технологий, процедур и специалистов для поддержки информационных процессов, обеспечивающих принятие решения.
ИС = информация + система.
Информационная система (ИС) – связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющих информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений.
ИС предпринимательской компании в терминах трансакций можно определить как сеть информационных процессов, обеспечивающих создание, изменение, управление и поддержание в рабочем состоянии всех заключенных компанией контрактов. (К.Сиборра)
Зачем нужны ИБС?
Конкурентное преимущество
• Структурные преимущества (например, масштаб)
• Наличие первоклассных поставщиков и каналов реализации
|
|
• Накопленные знания в ключевых видах деятельности
• Выбор цепи создания стоимости
Операционная эффективность
• Удельные затраты
• Качество и управление им
• Управление финансами, налоги, бухгалтерский учет
• Зрелость бизнес-процессов
- Представьте структуру ИБС. Чем ИБС отличается от информационных технологий (ИТ)?
- Опишите основные компоненты ИБС.
- Назовите основные элементы ИТ.
ИТ традиционно включают в себя:
• Аппаратную часть (Hardware);
• Программы (Software);
• Телекоммуникации;
• Стандарты;
• Языки программирования;
• Данные.
Компонентами информационных бизнес-систем являются информационные технологии, бизнес-приложения и управление ресурсами.
Анализ информации можно вести, представляя ее, как данные, информацию и знание.
Семиотический подход позволяет получать объективные и субъективные оценки количества информации.
Неопределенность – имманентное свойство предпринимательской деятельности.
Неопределенность – важная (главная?) составляющая ноосферы.
Информационные бизнес-системы могут уменьшать неопределенность в процессах подготовки и принятия экономических решений.
Работа с информацией на всемирной сети требует бдительности.
10. Какие функциональные подсистемы вы знаете?
Функциональные подсистемы (ФП) – специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе информационных технологий.
В современных информационных системах принято выделять: производство, финансы и кредит, бухгалтерию, маркетинг и сбыт, а также кадры (human resources) - в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний. Основной предмет функциональных подсистем – информация в семантическом аспекте, в том числе и ее содержательный анализ. Поэтому ФП составляют своего рода интеллектуальную основу информационных систем. ФП, как правило, имеют интерактивный характер и эффективность их работы во многом определяется деятельностью связанных с ними специалистов.
Результатом работы ФП может быть документ (например, проездной билет), отчет (например, о работе цеха за месяц), анализ (например, анализ продаж готовой продукции за различные периоды года в различных регионах) и т.д. При этом каждая ФП имеет свои повседневные обязанности: бухгалтерская подсистема ведет постоянный учет прихода и расхода материалов, финансовых средств; производственная подсистема управляет реальными процессами создания продукции; подсистема продаж ведет учет реализации готовых продуктов и их наличие на складе и т.д. Но у всех функциональных подсистем есть еще и одна общая постоянная задача: максимально быстро и точно представлять информацию о положении дел и состоянии процессов в подразделениях – обеспечивать "информационную прозрачность" компании для принятия своевременных и верных решений.
11. Что входит в управление информационными бизнес системами?
Управление - правила, технологии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется бизнес-процесс.
Управление информационными системами – компонента, обеспечивающая оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, а также их развитие в течение всего жизненного цикла информационной системы.
Управление информационными системами предусматривает выполнение следующих функций:
- управление персоналом,
- управление пользователями,
- управление развитием,
- оперативное управление,
- управление качеством,
- финансовое управление.
Управление качеством включает в себя:
разработку корпоративных стандартов информационных систем, разработку соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement - SLA), контроль качества сервисов, проектов.
|
|
Управление персоналом включает в себя:
обучение обслуживающего персонала, оценку эффективности деятельности персонала, планирование деятельности персонала, планирование карьеры персонала.
Управление пользователями включает в себя:
обучение пользователей, техническую поддержку, организацию "горячей линии".
Управление развитием информационных систем включает в себя:
планирование развития информационных систем, бюджетное планирование, планирование обновления.
Оперативное управление включает в себя:
мониторинг функционирования; фиксирование, анализ и разрешение (или эскалацию) инцидентов; резервное копирование, восстановление, ремонт, регламентное обслуживание; конфигурирование, настройку, оптимизацию, управление производительностью; управление безопасностью; администрирование пользователей.
Финансовое управление включает в себя:
управление бюджетом, управление закупками, управление контрактами, управление основными средствами.
Управление информационными системами.
Аутсорсинг – это передача функций управления информационной системой или её частью внешней компании.
Риск: передача управления телекоммуникациями – стандартная операция, а вот передача управления финансами и т.д. связана с большими рисками. Вопросы поддержки топ-иерархии надо решать самостоятельно.