Влияние эластичности на излишек производителя. Эластичность и налоговое бремя

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка потребителя (это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия) графически можно изобразить через площадь PmaxЕРE. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE. Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = РE*QE. Совокупные издержки производителей равны площади фигуры 0PminEQE. Разница между общей выручкой РE*QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек производителя (площадь PEEPmin) – это разница между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S'. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем. Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – то на производителей. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: