Экономически все страны сегодня так или иначе связны друг с другом: продают сырье, топливо, технику, технологии, лицензии, ноу хау («знаю, как использовать»), продовольствие, одежду, мебель и т. д. можно сказать, что сегодня в мире образуется единый рынок товаров, капитала, рабочей силы. Международная торговля составляет около 7 трлн. Долларов. Здесь не учтены поставки, производимые внутри транснациональных корпораций (ТНК).
Необходимость международной торговлиМировой рынок – более сложный организм по сравнению с внутренним рынком. Здесь острее проявляется конкуренция и различна степень государственного вмешательства в экономику. В каждой стране существуют законы, которые по-разному влияют на отношения между участниками рынка и на движение цен. Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
Выходя на мировой рынок, фирме следует учитывать и такой фактор, как валютные курсы. От их колебаний зависит уровень цен на товары. Важнейшим фактором развития внешней торговли являются глубокие сдвиги в международном территориальном разделении труда, которые характеризуются специализацией отдельных стран в рамках мирового хозяйства на производстве определенной продукции и услуг. Происходит обособление отдельных видов человеческой деятельности. Международное разделение труда – это распределение факторов производства между странами, которое означает не только различную степень обеспеченности природными и людскими ресурсами, но и накопленным капиталом, знаниями. Страна производит определенный товар потому, что в ее распоряжении имеются такие факторы, которые позволяют производить его более эффективно по сравнению с другими странами. Например, не может возникнуть желание выращивать рис в стране, если не соответствующих природно-климатических условий. Международное разделение труда, наличие неравномерного распределения ресурсов предполагает, что ни одна нация не имеет возможности изготавливать абсолютно все на высоком уровне. Каждая страна нуждается в товарах извне. Внешняя торговля представляет собой совокупность экспорта т импорта товаров всех стран мира и одновременно выступает основной формой международных экономических связей. Как и на любом рынке, основными субъектами мирового рынка являются продавцы (экспортеры) и покупатели (импортеры). Под «экспортом» понимается продажа товаров за рубежом, произведенных на национальной территории. Это – объективная потребность развития экономики любой страны. Под «импортом» понимается закупка товаров у хозяйствующих субъектов и ввоз их из-за рубежа.
Стимулы к импорту товаров:
Обратной стороной международного разделения факторов производства является кооперация усилий различных стран, в результате чего происходит устойчивый обмен между ними продуктами, производимыми с более высокой экономической эффективностью. Углубляющее разделение труда и специализация производства усиливает экономическую взаимозависимость не только лиц и предприятий, но и национальных экономик. Это ведет, с одной стороны, к зависимости производителя от состояния экономики в других странах, а с другой стороны, дает возможность ослабить негативные явления, используя потенциал других стран. Полное неучастие страны в международном разделении труда является основным условием консервации общей отсталости. Мировой опыт показывает, что те страны, которые длительное время находились в изоляции, оказались на стадии значительного технологического, экономического отставания и очень низкого уровня потребления.
Регулирование международной торговлиКонечной целью экономической политики государства в целом является создание условий для экономического роста, поскольку необходимо удовлетворять постоянно увеличивающиеся потребности населения и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности национального капитала на мировом рынке. Экономический рост достигается за счет экстенсивных ( труд и капитал) и интенсивных факторов (технический прогресс, рост квалификации рабочей силы и изменение ее структуры, рациональные масштабы производства). Несмотря на то, что свободная торговля повышает благосостояние как импортеров, так и экспортеров, однако она никогда не развивалась без вмешательства государства. ни одна страна не может позволить провозить через свою границу нерегулируемый поток товаров. В результате развития внешнеторговых отношений сталкиваются интересы различных групп населения, отраслей, компаний, и государство вынуждено учитывать их. Поэтому не случайно эта политика зачастую носит непоследовательный и противоречивый характер. Государственное воздействие на импорт и экспорт преследует экономические, политические и социальные цели. Регулирование внешней торговли со стороны государства осуществляется по двум направлениям: проведение протекционисткой торговой политики и политики свободной торговли. При осуществлении своей внешнеторговой политики цель государства состоит в оказании помощи своим экспортерам на мировых рынках и ограничении импорта (защита внутреннего рынка). Для этого используются тарифные инструменты и применяются в основном в таможенной деятельности. Таможенный тариф состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, используемых как налог на импортные или экспортные товары. Ввозные пошлины выступают, как правило, средством увеличения цен на ввозимые товары, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Одновременно пошлина способствует росту государственных доходов, особенно для стран со слабой экономикой. В современных условиях воздействие государства на международную торговлю осуществляется в основном за счет нетарифных торговых ограничений. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота ил контингент, которая ограничивает объем конкретных товаров, разрешенных для импорта или экспорта конкретного товара в течение определенного промежутка времени. крайней формой квотирования является полное запрещение торговли с определенными странами, то есть установление эмбарго. Чаще всего эта форма применяется в политических целях, хотя последствия являются экономическими. С квотированием тесно связано лицензирование внешнеэкономической деятельности. Речь идет о разрешениях, выдаваемых государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. |