Как и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям: 1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, геш-тальт-консультирование и т. д.); 2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.); 3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет); 4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое); 5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.); 6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование и тг д.). Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода консультирования называет интервью.Ею выделяются следующие методы воздействия в процессе интервью: 1. Интерпретация; 2. Директива; 3. Информация; 4. Самораскрытие; 5. Обратная связь; 6. Логическая последовательность; 7. Резюме; 8. Открытые вопросы; 9. Закрытые вопросы; 10. Поощрение; 11. Пересказ; 12. Отражение чувств. По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (умение молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.К приемам рефлексивного слушания относятся: 1. Выяснение; 2. Перефразирование; 3. Отражение чувств; 4. Резюмирование; 5. Уточнение; 6. Пересказ; 7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника; 8. Сообщение о восприятии партнера; 9. Сообщение о восприятии самого себя; 10. Замечания о ходе беседы. Легко заметить сходство многих пунктов из приведенных списков. Приведем таблицу из работы В. Ю. Меновщикова (1998), иллюстрирующую употребление разных приемов на разных стадиях консультативного процесса. Стадии и приемыконсультирования Таблица 2 |