Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации

Проблема соотношения национального и международного права приобретает в современных условиях универсальное значение. Она проявляется, по мнению Ю.А. Тихомирова, как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во всё большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В российском праве основы правового регулирования «пересечения» данных сфер закрепляются в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью отечественной правовой системы.

В подтверждение этого в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия рекомендовалось принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы России. Аналогичное положение содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов. В доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего международного права.

К ним относятся:

- нормы, содержащиеся основополагающие принципы международного права;

- нормы общего международного обычного права;

- общие принципы права;

- признанные цивилизованными нациями.

Можно согласиться с мнением М.В. Баглая, который считает, что «формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». В силу этого использование норм международного права должно определяться национальным законодательством». Согласно уже упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Некоторые правоведы утверждают, что использование и применение норм международного права не меняет их международно-правового характера и содержания, что они не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объёме, что и в международном праве. Другие учёные делали попытку доказать, что в сфере национального права могут действовать только нормы внутреннего права и органы государства руководствуются только этими нормами.

По мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма международного права изменяет свою природу и должна рассматриваться субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права. Е.Т. Усенко считает, что, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, нормы международного права все же сохраняют свою автономность.

Американский ученый Л. Хенкин, рассматривая роль принципов международного права в развитии института прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве, отмечает, что «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное законодательство». Международное право, хотя и играет огромную роль в развитии современного российского законодательства, но оно не может заменять его. Возможность применения норм и принципов международного права и его рамки должны определяться национальным законодательством.

При использовании в правоприменительном процессе международных договоров необходимо принимать во внимание, что имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Ратификация (утверждение, принятие) международного договора означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О международных договорах» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

Согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора может выражаться в следующих действиях:

- подписание договора;

- обмен документов, образующих договор;

- ратификация договора;

- утверждение договора;

- принятие договора;

- присоединение к договору;

- применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В законе перечисляются виды международных договоров, подлежащих ратификации.

В зависимости от уровня договаривающихся сторон различаются:

- межгосударственные договоры;

- межправительственные договоры;

- договоры межведомственного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: