Материал | Маркировка | Назначение | Сталь конструкционная обыкновенного качества ГОСТ 380-74 | Ст0, Ст1, Ст2, Ст3…Ст7 | Вспомогательное производство, неответственные детали приспособлений др. | Сталь углеродистая качественная конструкционная ГОСТ 1050-74 | Сталь 10, 20, 25, 45..70 | Вспомогательное производство, ответственные ненагруженные детали оснастки приспособлений др. | Сталь легированная конструкционная ГОСТ 4543-71 | Сталь 15Х …20ХНА, 30ХГСА…12ХН3А | Основное производство, ответственные детали двигателей и агрегатов подвергающиеся термообработке и работающих в условиях высоких нагрузок. | Стали и сплавы высоколегированные по ГОСТ 5632-72 Сплавы жаропрочные и жаростойкие на никелевой основе (70% Ni) | 12Х13, 20Х13, 30Х13, 20Х23Н13, 45Х17Н12ВМФ ХН70ТЮР(ЭИ437Б) | Основное производство, наиболее ответственные и тяжелонагруженные детали работающие при высоких температурах. (Лопатки турбин, диски турбин.) | Титановые сплавы ГОСТ 19807-74 1.Деформируемые 2.Литейные | 1.ВТ1, ВТ3-1,ОТ4, ВТ22 2.ВТ5Л, ВТ3-1, ВТ21Л | Основное производство, ответственные и тяжелонагруженные детали компрессоров работающие при высоких температурах не ниже 450?С (Диски и валы компрессоров, лопатки КСД, лопатки вентилятора) | Алюминиевые сплавы 1.Деформируемые (ГОСТ 4784-74) 2. Литейные (ГОСТ 2685-75) | 1.АМг2, АД31, Д15, АК4, АК8, В95 2.АЛ1, АЛ9, АЛ11,АЛ32 | Основное производство, ответственные и нагруженные детали компрессоров работающие при высоких температурах, а так же сложнофасонные корпусные детали агрегатов.
| Магниевые сплавы 1.Деформируемые 2. Литейные (ГОСТ 2856-74) | МА1…МА19, МЛ3…МЛ5 | Сверхлегкие магниевые сплавы ? 1,35-1,6кг/см3. Удельная жесткость превосходит на 20% Al сплавы и 50% сталь | Инструментальные материалы | 1.Быстрорежущие стали | Р18, Р9, Р6М5 | Резцы, зенкеры развертки, метчики, плашки, фрезы, долбяки | 2.Твердые сплавы | ВК2,ВК4,ВК8, ВК6-М, ВК6-ОМ, Т15К10, Т15К6,ТТ7К12 | Материал для режущих пластин резцов, фрез и т.д., а так же для обработки высоколегированных сталей, | 20Х23Н13А (С - 0,2%; Сr – 23%; Ni –13%; А – P,S менее 0,025%) 25Х20Н23МВФ – ВД –вакуумнодуговой (- Ш – шлаковый) Р18 (18% вольфрама); Р6М5 (6% вольфрама, 5% молибдена) Т5К10 (5% карбид титана, 10% кобальт, 85% карбид вольфрама) ТТ7К12 (4%карбид титана, 3% карбид тантала, 12% кобальта, 81% карбид вольфрама – не применяется для обработки титановых и алюминиевых сплавов) ВК6-М (мелкозернистый); ВК6-ОМ (особомелкозернистый) ВК8 (96% карбид вольфрама, 8% кобальт) Теперь сравним и проанализируем обрабатываемость резанием некоторых материалов, применяемых в авиадвигателестроении, следующей таблицей: Обрабатываемость. Выражается коэффициентом обрабатываемости. В качестве эталона принята Сталь 45 (коэффициентом обрабатываемости равен 1) № | Материал, область применения | Скорость резания м/мин | Коэффициент обрабатываемости, Кv | 1 | Сталь 45 – конструкционная | 220-240 | 1 | 2 | ЭИ 437Б – лопатки турбин | 40-60 | 0,22 | 3 | ВТЗ-1– лопатки компрессора | 8-10 | 0,20 | 4 | ЖС6КП – лопатки турбин | 8-10 | 0,04 | Отсюда видим, что трудоемкость производства авиационной техники очень высока, требуется высокая квалификация производственников, сложное и совершенное оборудование, дальнейшее развитие науки и техники.
|