double arrow

Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка


1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний.

Они включают:

- установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;

- порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

- применение средств исправления осужденных:

- организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

- участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;

- порядок освобождения от наказания.

- порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных. Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами). Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.

Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Это положение предопределяет и основнойметод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е. степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.

Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:

• разъяснительно-обязывающий:

• предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;

• участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;

• поощрения и развития полезной инициативы;

• сотрудничества.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием.

Принцип приоритета цели исправления осужденных при исполнении уголовных наказаний. Уголовно-исполнительное законодательство в качестве целей исполнения наказания закрепляет исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Принцип сочетания государственно-правовых мер воздействия и самодеятельных начал. Уголовно-исполнительное законодательство РФ предусматривает широкий комплекс мер исправительного воздействия на осужденных с целью их исправления и в то же время представляет возможность развития и использования для этого самодеятельных начал общественности, различных творческих организаций, представителей религиозных конфессий.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием иногда называется принципом обеспечения возможности исправления каждого лица, совершившего преступление. Однако необходимо ориентировать персонал исправительных учреждений на проведение исправительной работы с каждым осужденным.

Исправительное воздействие – это широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка. Поэтому принцип рационального применения средств принуждения и исправления реализуется в первую очередь в единстве правового, трудового и нравственного воспитания осужденных. А также конкретно выражает индивидуализацию исполнения наказания, принципов «экономии» репрессии, обеспечивает максимальное сочетание и использование мер убеждения и принуждения.

Принцип развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе осужденных, а также их самовоспитания.

Принцип стимулирования правопослушного поведения проявляется в применении поощрительных мер, особенно при изменении условий содержания осужденных преимущественно в лучшую сторону, в частности при переводе осужденных на облегченные (льготные) условия содержания.

Принцип системности и преемственности исправительного воздействия. В современных условиях, когда закон предусматривает возможность содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения в различных условиях, важно обеспечить преемственность исправительного воздействия при изменении прежних условий.

Все принципы уголовно-исполнительного права составляют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи, во многом дополняют друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права. Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основной источникфедеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.

Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).

В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.

Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

4. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Первым законодательным актом, который ввел в нормативный оборот понятие «единая уголовно-исполнительная система», стал Закон РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». В понятие «единая уголовно-исполнительная система» законодатель включил не только органы, непосредственно исполняющие уголовные наказания, но и предприятия и организации, которые сами непосредственно в исполнении наказаний не участвуют, но, выполняя свои задачи, функции и полномочия, способствуют повышению эффективности реализации уголовного закона, деятельности центрального элемента данной системы – учреждений и органов, исполняющих наказания, а значит, являются необходимой частью уголовно-исполнительной системы.

Единая уголовно-исполнительная система включает в себя четыре составляющие:

1) следственные изоляторы, предназначенные для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;

2) учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);

3) органы управления системой (ФСИН России, ее окружные и региональные управления), осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями;

4) предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Под единой уголовно-исполнительной системой РФ следует понимать всю совокупность учреждений, органов, непосредственно исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового воздействия, а также комплекс органов и организаций, обеспечивающих и содействующих исполнению уголовных наказаний.

Задачами уголовно-исполнительной системы являются:

1) исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества, связанных с лишением свободы, а также исключительной меры наказания;

2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

3) привлечение осужденных к труду, а также повышение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

4)обеспечение охраны здоровья осужденных;

5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

6) конвоирование осужденных и лиц. заключенных под стражу.

Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только федеральным законом.

5. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РФ

Основными функциональными элементами уголовно-исполнительной системы являются органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний РФ, поскольку именно они отвечают за исполнение основной массы уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы. В первую очередь это исправительные учреждения.

Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и смертной казни. К ним относятся (ст. 74 УИК РФ): исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы.

Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних, осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно, и подразделяются на учреждения открытого типа (колонии-поселения), полуоткрытого типа (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого типа (исправительные колонии особого режима).

Колонии-поселения созданы трех видов:

- для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

- для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы.

- для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ (это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное, в зависимости от пола, содержание осужденных).

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание только мужчины, совершившие преступления при особо опасном рецидиве преступлений: осужденные к лишению свободы на определенный срок, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии не подразделяются на виды режима.

Тюрьмы предназначены для содержания лиц, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, либо совершивших преступления как особо опасный рецидив, либо переведенных из исправительных колоний общего и строгого режима за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Каждая тюрьма подразделяется на два вида режима: общий и строгий.

6. ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ, ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Поскольку раздельное содержание осужденных в этих учреждениях обусловлено медицинскими показаниями – различиями в заболеваниях, то вследствие этого в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разного вида.

Однако условия содержания для каждого из них соответствуют установленным законом для исправительного учреждения того вида, который назначен судом. Особенностью деятельности лечебных и лечебно-профилактических учреждений является их регламентация и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденного исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ а также такую уголовно-правовую меру, как контроль за условно осужденными. К их компетенции должно быть отнесено и осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

Также уголовно-исполнительные инспекции предназначены для исполнения наказания в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста как разновидности краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены при общем режиме в тюрьмах. В них содержатся осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет.

Центральный (ФСИН России) и территориальные органы (УФСИН по региону), Окружные управления (УФСИН России по округу) осуществляют руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность.

7. ИНЫЕ ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Сложность и многоплановость задач по исполнению уголовных наказаний приводит к необходимости привлекать для их решения учреждения и органы функции которых не ограничиваются исполнением наказаний. Это суды, администрации организаций и т. д., которым уголовно-исполнительное законодательство предоставило полномочия по выполнению специфических задач в этой сфере.

Судебные органы исполняют наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16УИКРФ).

Штраф может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ч. 2 ст. 45 УК РФ). Исполнение этого вида наказания осуществляется судебными приставами-исполнителями.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется судебным органом, вынесшим приговор, только в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45, ст. 48 УК РФ). Требования приговора о лишении воинского или специального звания исполняются должностным лицом, присвоившим данное звание.

Наказание в отношении военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными воинскими частями(дисциплинарными батальонами и дисциплинарными ротами Вооруженных Сил Российской Федерации).

Наказание военнослужащих в виде ареста исполняет командование гарнизона на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.

Наказание военнослужащих в виде ограничения по военной службе исполняется командованием воинских частей, учреждений, органов и формирований по месту прохождения военнослужащим военной службы.

Определенные задачи в сфере исполнения наказания государство возложило также на администрацию организаций, в которых работают лица, лишенные по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностные лица и соответствующие органы, ранее присвоившие осужденным специальное, воинское или почетное звание, классный чин или наградившие государственной наградой.

Названные органы и организации не входят в состав органов и учреждений ФСИН России, однако способствуют реализации целей и задач, стоящих перед ними, содействуют их эффективной деятельности.

8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ

Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты. Безопасность персонала включает также защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности для их персонала. В этих целях существует система правовых, организационных, тактических и иных мер обеспечения безопасности персонала, особенно безопасности работников учреждений, исполняющих наказания.

Обеспечение безопасности персонала регулируется не только уголовно-исполнительным правом. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (уголовного, административного, трудового, гражданского и др.), которые закрепляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности персонала органов и учреждений ФСИН России. Прежде всего это меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности персонала органов и учреждений ФСИН России учреждений: устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ст. 319–321 УК РФ);

- предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов (ст. 318 УК РФ).

В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера:

- меры принуждения, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима; меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношения с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей;

- меры дисциплинарной ответственности осужденных и порядок их применения;

- меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);

- меры пресечения противоправных действий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений).

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на безопасность, обусловленного его общим и специальным статусом.

В механизме правового регулирования обеспечения безопасности осужденных выделяют следующие меры и гарантии личной безопасности:

1) конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права и свободы человека (ст. 2, 20–23, 45, 46 Конституции РФ);

2) меры и гарантии обеспечения трудовой деятельности осужденных (нормы трудового законодательства РФ);

3) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 7, 105,107–119. 128–134 и др. УК РФ);

4) уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасности, к которым относится:

- надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ):

- меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ);

- мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ);

- строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений);

- меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ);

- перевод осужденных в безопасное место (ст. 13. ч. Зст. 68, ст. 73 УИК РФ);

- меры медицинского характера, направленные на обеспечение охраны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);

- водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изолятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа.

Значительную роль при обеспечении личной безопасности осужденного играют также меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и ведомственными нормативными актами.

Рассмотренные меры и гарантии безопасности составляют правовую систему обеспечения безопасности осужденных, с учетом их специального правового статуса и специфических условий исполнения и отбывания наказаний.

10. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Контроль за исполнением уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, задачам уголовно-исполнительного законодательства и помощь в исправлении недостатков. С одной стороны контроль предполагает проверку исполнения предписаний закона при исполнении наказаний, с другой – осуществление надзорной деятельности.

Проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства заключается в:

- наблюдении за осуществлением их функциональной деятельности;

- получении объективной и достоверной информации о состоянии законности при исполнении наказаний;

- принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;

- выявлении и устранении причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

- принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Надзорная деятельность состоит в том, что:

- включает в себя два вида надзора: прокурорский и административный, причем приоритетом является надзорная деятельность органов прокуратуры;

- органы надзора осуществляют свои функции в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

- органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, обеспечивают проверку соблюдения специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и международных документах на поднадзорных им объектах;

- в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к нарушителям.

Виды контроля. По объему обследования выделяют общий и специальный контроль. По стадиям проведения – предварительный, текущий и последующий. По субъекту контроля и характеру их полномочий – международный, контроль Президента РФ органов законодательной власти, органов исполнительной власти (в том числе и ведомственный), органов судебной власти, органов местного самоуправления, общественный контроль. По целям контроль классифицируют на комплексный (по всем или нескольким направлениям) и выборочный (по одному направлению или частным вопросам).

Формы контроля: проверка, инспектирование, ревизия, запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности, подготовка отчетов органами и учреждениями УИС, посещение учреждений УИС. обжалование незаконных действий администрации учреждений и органов УИС, личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля.

11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Под правовым положением (статусом) понимается юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.

В сфере социальных связей гражданина выделяют следующие виды правового статуса:

1) общий правовой статус, который включает в себя международный правовой статус человека и гражданина, а также правовой статус гражданина Российской Федерации;

2) специальный правовой статус.

Все эти виды составляют единую систему прав и обязанностей субъектов в различных социальных сферах.

Общим правовым статусом признается статус присущий всем гражданам без исключения. Содержание общего правового статуса личности отражает наиболее важные, значимые взаимоотношения. Его можно определить как совокупность прав и обязанностей, законных интересов, правовых ограничений и запретов, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законодательством и распространяются на всех без исключения граждан РФ, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». Неотъемлемость этого права для граждан Российской Федерации также провозглашена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ 1992 г., Конституции РФ (ст. 6). Гарантии сохранения гражданства предусмотрены и Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Специальный правовой статус можно определить как специальную совокупность прав и обязанностей, законных интересов, правовых ограничений и запретов, присущую определенным социальным группам граждан и обеспечивающую выполнение ими социальных ролей и функций.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Специфика правового статуса осужденных состоит не только в том, что они становятся субъектами уголовно-правовых, а затем и уголовно-исполнительных правоотношений с соответствующими правами и обязанностями, но и в том, что на них оказывают воздействие специальные нормы иных отраслей права. Так, в нормах гражданского, брачно-семейного, трудового и некоторых иных отраслей права имеются положения, ограничивающие права осужденных. К примеру, осужденный к лишению свободы не свободен в выборе места работы, брак с ним при наличии определенных условий может быть расторгнут в упрощенном порядке и т. д.

Его специфика заключается также и в том, что он связан с ограничением или лишением определенных прав и свобод осужденного, но включает дополнительные права и обязанности в случаях, когда общие права и обязанности осужденных недостаточны для урегулирования специфических общественных отношений, которые возникают в процессе отбывания наказания (право на свидания, право на прогулку при содержании в закрытых помещениях и т. д.).

12. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Основой правового статуса лиц, лишенных свободы, следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан Российской Федерации с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Ограничения или лишение прав и свобод граждан в статусе осужденного содержатся не только в нормах закона, но и правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Соблюдение этих правил, выраженных в нормативных правовых актах, является одной из основных обязанностей осужденных (ч. 2 ст. 11 УИК РФ). Это прежде всего ограничение свободы передвижения осужденных в пределах исправительного учреждения. Осужденным запрещено выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков жилых и производственных зон. Осужденные теряют право на приобретение ряда вещей продуктов питания, в том числе и не изъятых из гражданского оборота. Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают перечень вещей, изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к продаже и использованию осужденными к лишению свободы Осужденные ограничены в контактах с внешней средой, в том числе со своими близкими и родственниками.

В то же время с целью поддержания и развития социально полезных связей и их использования в воепитательной работе закон предусматривает возможность ведения переписки, отправления корреспонденции, свиданий с родственниками, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных переговоров и других форм общения со свободными гражданами. Закон закрепляет обязательность основного общего образования осужденных, как и всех граждан государства, не достигших 30-летнего возраста; допускается обучение осужденных в высших и средних специальных учебных заведениях.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, публиковаться в периодических изданиях, в многотиражных и стенных газетах исправительных учреждений, быть авторами художественных и иных произведений. Однако все собрания осужденных, как и публикации в ведомственной печати, организуются администрацией и находятся под ее контролем.

С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться дееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их правовой статус претерпевает определенные изменения.

13. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их прав и обязанностей. Права и обязанности осужденных определяются действующим уголовно-исполнительным законодательством исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ч. 4 ст. 10УИКРФ).

К основным обязанностям осужденных относятся (ст. 11УИКРФ):

- исполнение ими установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены;

- соблюдение порядка и условий отбывания наказаний;

- выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

- вежливое общение с персоналом и иными лицами.

- выполнение обязанности являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Согласно законодательству (ст. 12 УИК РФ) осужденные имеют право на:

- получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

- вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;

- даже на добровольной основе не подвергаться медицинским и иным опытам, связанным с испытанием лекарств, новых методов диагностики, лечения заболеваний;

- обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее – вышестоящие органы), суд. органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека:

- ведение переписки на родном языке;

- оказание медицинской и психологической помощи:

- социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- получение юридической помощи.

14. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ

Уголовно-исполнительный процесс – это урегулированная нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, обеспечивающих применение мер государственного принуждения и исправительного воздействия на осужденных (т. е. лиц, в отношении которых приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которым назначено наказание). Сущностью и содержанием наказания как особой формы государственного принуждения является кара.

Под исполнением наказания понимается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок реализации кары, т. е. применения к осужденным комплекса ограничений прав и свобод. Основанием для исполнения наказания и применения исправительного воздействия являются вступившие в законную силу приговор, определение либо постановление суда, акт помилования либо амнистии.

В период отбывания наказания осужденные обязаны осуществлять свои права и выполнять возложенные на них обязанности, а также воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, на основании соответствующих предписаний и требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством. Вследствие этого под отбыванием наказания подразумевается неукоснительное выполнение осужденными установленных законом и иными нормативными правовыми актами условий и порядка отбывания наказания, предусматривающих определенные правовые ограничения.

Целями уголовного наказания признаются социально обусловленные идеальные ожидаемые и реально достижимые результаты от реализации наказания В этом контексте в соответствии со ст. 43 УК РФ и ст. 1 УЖ РФ социальная справедливость восстанавливается компенсацией вреда, причиненного преступлением; исправление осужденного – формированием правопослушного, социально одобряемого поведения посредством карательного содержания наказания и его испытания осужденным; устранение возможности нарушения уголовно-правового запрета – изоляцией осужденных.

Исправление осужденного как цель исполнения наказания состоит в его возвращении к социально полезной деятельности, привитии ему уважения к законам, правилам человеческого общежития, приспособление к жизни в обществе. Исправление осужденных направлено на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ). Исправительные учреждения в соответствии с международно-правовыми актами призваны обеспечить социальное восстановление личности. Ресоциализация осужденного (т. е. социальное восстановление личности) – это сохранение и укрепление его здоровья, его образование, профессиональная подготовка, формирование у него мировоззрения отвечающего современным требованиям общества.

Предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами является еще одной задачей уголовно-исполнительного процесса. Превентивная функция уголовного наказания при отбывании осужденных обеспечивается реализацией их прав и обязанностей, режимом и условиями отбывания наказания.

15. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Под дифференциацией исправительного воздействия на осужденных понимают применение различного объема карательного воздействия к разным категориям преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и прошлой преступной деятельности. Исправительное воздействие должно строиться с учетом типологии личности осужденных, а именно степени их социально-педагогической запущенности, пола, возраста, степени криминализации, направленности личности и других психолого-педагогических особенностей. Это нашло свое отражение, в частности, в ст. 74 УИК РФ, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания; в ст. 78 УИК РФ, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от поведения и отношения к труду.

Дифференциация применения средств исправления осужденных является и основой индивидуализации головно-исполнительного процесса. Индивидуализация исправительного воздействия основана на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления.

Кроме психолого-педагогических критериев индивидуализация исправительного воздействия обусловлена и правовыми критериями, содержащимися в законе:

- степень общественной опасности совершенного преступления;

- характер опасности преступления;

- отношение осужденного к отбыванию наказания с точки зрения его поведения, отношения к труду учебе, участия в воспитательных мероприятиях;

- признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения;

- признание осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания.

Индивидуализация применения средств исправления может реализовываться в пределах одного вида исправительного учреждения путем изменения условий отбывания наказания и, соответственно, изменения специального правового статуса осужденного.

Законодатель также предусматривает дифференциацию и индивидуализацию применения средств исправления в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы путем изменения вида исправительного учреждения.

16. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

В действующем законодательстве основаниями освобождения от отбывания наказания являются отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда, отмена приговора суда с прекращением дела производством и досрочное прекращение отбывания наказания в соответствие с законом.

К основаниям досрочного прекращения отбывания наказания осужденными относится:

1) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

2) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

3) освобождение от наказания в связи с болезнью;

4) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

5) прекращение отбывания наказания досрочно актом об амнистии или помиловании;

6) освобождение в связи с изменением обстановки.

Наиболее распространенное основаниеотбытие срока наказания, назначенного по приговору суда. Крайне редко освобождаются осужденные в связи с отменой приговора суда, с прекращением дела производством.

Существуют два критерия условно-досрочного освобождения от наказания:

1. Материальное основание: осужденный доказал свое исправление примерным поведением, и судом признано, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания.

2. Формально условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее:

1) одной трети срока наказания назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

2) половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

3) двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление;

4) двух третей срока наказания в случае имевшего место ранее условно-досрочного освобождения, если оно было отменено на основании совершения осужденным:

а) нарушения общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание;

б) злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения;

в) преступления по неосторожности;

г) умышленного преступления;

5) трех четвертей срока за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

6) шести месяцев фактически отбытого срока лишения свободы;

7) 25 лет фактического отбытия наказания при отбывании пожизненного лишения свободы.

Условно-досрочно освобожденные и осужденные к ограничению свободы в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания если они были направлены в исправительные учреждения в случаях, предусмотренных законом, могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее, чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения либо о замене более мягкого вида наказания лишением свободы.

17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Основные виды контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: международный контроль: контроль органов государственной власти; судебный контроль; ведомственный контроль; прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; контроль общественности; посещение учреждений, исполняющих наказания.

Международный контроль за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в РФ осуществляется международными организациями. Пределы контроля ограничиваются международными документами и нормативными актами в сфере исполнения уголовных наказаний.

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на территории которых расположены данные учреждения. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора (о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания; об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы: об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; об отсрочке исполнения приговора и др.)

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами в следующих формах:

а) плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки;

б) проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и иных лиц;

в) ознакомление с работой аппарата управления при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, руководителями вышестоящих органов управления и прием представителей персонала и осужденных по личным вопросам и др.

18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Наиболее результативной формой контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана выполнять предписания прокурора.

Действующее законодательство исключило из средств общественного контроля наблюдательные комиссии, взамен их ничего не предусмотрев. Применительно к общественным объединениям следует выделить две функции, которые на них могут быть возложены. Все виды общественных объединений могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, участвовать в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Существенное место в системе контроля за исполнением наказаний отводится посещению учреждений и органов, исполняющих наказания, высшими должностными лицами РФ и ее субъектов, представителями депутатского корпуса, а также средств массовой информации. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право высшие должностные лица РФ и ее субъектов, представители депутатского корпуса.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений либо вышестоящих органов. При этом проведение кинофото– и видеосъемки осужденных, их интервьюирование осуществляются с их согласия в письменной форме. Кино-, фото– и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с письменного разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

19. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ; ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Освобождение осужденных от наказания в связи с болезнью является не только юридической проблемой, оно требует учета многих обстоятельств, имеет свои существенные особенности. Условия освобождения от наказания в связи с болезнью:

а) наступление у лица после совершения преступления психического расстройства, лишающего его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

б) заболевание после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, а для военнослужащих в случае заболевания, делающих их негодными к военной службе.

Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждены постановлением Правительства РФ.

Порядок подготовки и представления материалов об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства, а также иной тяжелой болезнью предполагает направление в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, представления об освобождении осужденного по данному основанию, заключения медицинской комиссии, личного дела осужденного. Помимо указанных документов в случае тяжелой болезни в суд направляется вместо медицинского заключения заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии, а в представлении должны содержаться данные, характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.

Осужденной женщине может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания, если она беременна или имеет ребенка в возрасте до трех лет со времени освобождения от работы по беременности и родам и до достижения ребенком 14-летнего возраста.

Отсрочка может быть применена только к женщине, имеющей семью или родственников, при наличии их согласия на совместное с ней проживание либо имеющей возможность самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка (например, проживание в собственном доме или квартире). Закон не разрешает применять отсрочку к тем женщинам, которые осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.

20. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ

По Конституции РФ амнистии объявляются постановлением Государственной Думы и обычно приурочиваются к тем или иным знаменательным событиям в жизни государства. В акте об амнистии указывается, в отношении к какой категории лиц применяется данная амнистия и в какой мере. В каждой амнистии содержится перечень категорий осужденных, на которых ее действие не распространяется. Для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии ИТУ которые после изучения личного дела осужденного и заслушивания его принимают решение.

Помилование осуществляется указом Президента РФ, рассмотревшего ходатайство самого осужденного, его родственников или коллектива, где он работал. Ходатайство о помиловании может возбудить и администрация колонии. В развитие положений Конституции РФ, предоставляющих главе РФ право помилования, Президент РФ принял Указ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации», утвердивший Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании В нем определен порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Во всех случаях аппарат Президента РФ запрашивает в учреждении или органе, исполняющем наказание, копию приговора, характеристику осужденного и мнение администрации о возможности помилования Как правило, рассматриваются ходатайства о помиловании лиц, отбывших более половины назначенного срока.

По акту помилования или объявленной амнистии осужденному может быть сокращен срок наказания либо заменен на более мягкое или условное наказание, возможно и полное освобождение от наказания снятие судимости. В случае сокращения срока перевод на улучшенные условия содержания в колонию-поселение и условно-досрочное освобождение применяются исходя из уменьшенного срока наказания.

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ

Освобождение от отбывания наказания влечет за собой отмену всех правоограничений уголовного наказания. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Уголовно-правовые последствия судимости определяются УК РФ.

Состояние судимости возникает у лица, осужденного за совершение преступления, со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Юридическое значение судимости: она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных законодательством. Правоограничения подразделяют на две группы: уголовно-правовы и общеправовые.

1. Согласно УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.

2. Общеправовыми последствиями называют установленные нормами иных федеральных законов ограничения в отношении лиц, имеющих судимость (например, при принятии на службу в правоохранительные органы). В сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения других граждан.

Основная цель контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, – помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения Контроль осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений. Таким специализированным государственным органом является уголовно-исполнительная инспекция. Контроль за освобожденными от отбывания наказания осуществляют еще и органы внутренних дел.

Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части срока наказания.

Правовые последствия нарушения условий освобождения различаются в зависимости от характера нарушения, допущенного условно-досрочно освобожденным. Так, если лицо совершило нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом в течение оставшейся неотбытой части наказания при применении условно-досрочного освобождения суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции (для военнослужащих – командования воинской части или учреждения) может вынести постановление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

В случае если лицо совершило преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. В том случае, когда совершенное преступление является умышленным, суд отменяет условно-досрочное освобождение и назначает наказание по совокупности приговоров. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

22. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденные к обязательным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

В уголовно-исполнительной инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания ими наказания, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденными определенных работ, необходимых для данного конкретного органа местного самоуправления. Они могут привлекаться к работам по благоустройству района, города, текущему ремонту муниципальных зданий, сооружений, коммуникаций, уборке урожая, прополке посевов, к погрузочно-разгрузочным работам и иному труду, не требующему специальной квалификации.

Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания.

23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Исправительные работы на срок от 2 месяцев до 2 лет отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденный к исправительным работам направляется для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию (далее – инспекция) копии приговора, где осуществляется прием осужденных, разъясняется им порядок и условия отбывания наказания, а также обеспечивается контроль за соблюдением условий отбывания наказания и исполнения требований приговора администрацией организаций. в которых работают осужденные.

Наряду с этим инспекции проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют их поведение, обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания исправительных работ. По приговору суда из их зарплаты производится удержание от 5 до 20 %.

В период отбывания наказания осужденные обязаны сообщить об изменении места жительства в инспекцию в течение 10 дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются осужденным на общих основаниях.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, а также время, в течение которого он был официально признан безработным.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

На администрацию организации, в которой работает осужденный, возлагаются следующие обязанности:

а) правильные и своевременные удержания из заработной платы осужденного и перечисление удерживаемых сумм в установленном порядке:

б) контроль за поведением осужденного на производстве;

в) уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мер поощрения и взыскания и др.

При злостном уклонении от отбывания исправительных работ инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания.

24 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в УИИ для постановки на учет. Осужденный в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в УИИ по месту жительства для постановки на учет.

Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: