double arrow

Формы, виды и типы культуры

 

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Итак, духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т.п.) ценностей общества.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.




Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые испоьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

Материальная культура валючает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.



Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т. п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.

Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических обществееных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

Итак, материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностейон создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологическиеи религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, воспитание) – в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.

Эти явления включают в себя:

§ особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе;

§ рассчитанное на массовое потребление этой культуры.

Акцент делается на «усреднённый» уровень развития самих массовых потребителей данной продукции.

Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским учёным Д. Макдональдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».

В основе современной расшифровки данной категории, как правило, подразумевается деятельность средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения).

Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков и экономические предпосылки массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведу в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

Истоки и экономические предпосылки массовой культуры:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для начинающих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

4.Коммерциализация всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

5. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.

6. Связь многих творческих организаций с банковским и промышленным капиталом,что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

 

Уровни и характеристики массовой культуры:

 

Арт-культура (массовая культура, не лишённая определённого художественного содержания и эстетического выражения)
Ориентированность на гомогенную (однородную) аудиторию
           
   
 
 
 
   
 
 
   
 
 
 
   
 
 
   
 
   
 
   

 

Сферы проявления массовой культуры:

индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;

система национальной или государственной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества и т.п.;

массовая социальная мифология(национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении, позволяющая «человеку массы» ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни;

массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;

система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;

индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок - и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу- индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротического шоу, индустрия курортных и «культурно» - туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Элитарная культура (от франц. elite — лучшее, отборное), понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788 – 1860) «Мир как воля и представление», Фридриха Ницше (1844 – 1900) «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Весёлая наука», «Так говорил Заратуштра», Хосе Ортега-и-Гассета (1883 – 1955) «Дегуманизация искусства»

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Элитарной культуры — «искусство для искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе. Элитарная культура создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время. (Например, в начале XX века художественный авангард был ярким примером элитарной культуры, но прошли годы и он превратился в часть культуры традиционной, его стали почитать как классический образец).

Определение культуры через элитарное или массовое качество связано с нормами эстетического вкуса.

Следует помнить, что элитарное и массовое в культуре – образования изменчивые, подвижные, это две стороны одной медали, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу, отрывать одно от другого, Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности.

Для истории культуры проблема взаимоотношения элиты и масс является одной из сквозных, сопровождающих человечество со времён Древнего Востока и Античности.

Элита, как правило, представляет собой передовую, наиболее одарённую часть общества. Это не просто принадлежность к господствующему социальному классу или группе, существеннее природные способности и одарённость людей. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоёв. Это своего рода интеллектуальные сливки общества. Можно привести множество примеров, когда простолюдины входили в национальную или общекультурную элиту: Ломоносов, Руссо. Они проделывали гигантский пусть самосовершенствования и восхождения. Основой подобной возможности становится природная одарённость внутренние стимулы достижения цели. Именно натуры одарённые и неординарные способны создавать элитарную культуру.

Взаимоотношения элиты и народных масс в действительности часто неоднозначны и противоречивы. Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в низком интеллектуальном потенциале, неразвитости эстетических вкусов и идеалов, косности традиций. Она, являясь группой избранных, весьма часто входит в конфликт с официальной идеологией. В современном обществе идеи, которые продуцирует элита, могут идти вразрез с официальными идеологическими доктринами. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, не соответствующее официально высоко оцениваемому соцреализму. Забвение Платонова, непризнание Мейерхольда, бульдозерные выставки, снятие спектаклей, закрытие фильмов и т.д.

И, напротив, в силу своей природы массовая культура весьма часто вступает в альянс с политической властью. Вспомним нашумевший тур известных эстрадных звёзд России в поддержку президента под лозунгом: «Голосуй – или проиграешь!»

Таким образом, элитарная и массовая культура взаимообусловлены, взаимосвязаны и нерасторжимы в едином поле культуры.

В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством членом общества, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп. Это так называемые субкультуры.

Субкультура (от лат. sub – под) – это целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга), художественного творчества.

Субкультура представляет собой закрытую систему ценностей и средств выражения, с помощью которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей.

Субкультуры существуют давно, исторически доказывая неоднородность любой культуры. Так в период позднего Средневековья и Возрождения народно-смеховая культура Западной Европы, в разнообразных субкультурных вариантах, противостояла официальной культуре. Русский учёный-лингвист Владимир Иванович Даль в середине XIX века собирал образцы так называемого «байкового языка», другими словами – «вымышленный, малословный язык столичных мазуриков, воров и карманников». И хотя субкультурные зоны культуры автономны и закрыты, они не способны заменить или вытеснить господствующую культуру.

 

В современном мире различают следующие субкультуры:

§ подростково-молодёжные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;

§ криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр. ) создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;

§ религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Сенрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

Молодёжная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодёжная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединённые по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учёт особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет около 20%, что является весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять её в стороне от рассмотрения. Итак, молодёжь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чём специфика молодёжи как социокультурного явления?

Молодёжная субкультура рождается и существует в связи с определёнными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своём отечестве, другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодёжи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И. Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодёжная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.

В основе молодёжной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодёжная субкультура – это и особый образ жизни, которые разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодёжная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать её другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных каноном, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить её в различных социокультурных догмах.

В зарубежной социологии и культурологии появление молодёжных субкультур понимается как процесс перехода ребёнка к статусу взрослого, другими словами, молодёжная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но ещё не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, норм поведения.

Феномен молодёжных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. В связи с этим можно выделить четыре основных типа:

§ нормальная – молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем;

§ делинквентная (от лат. delinquens — совершающий проступок) – группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма);

§ культурные бунтари – сочувствующие богеме ((франц. boheme, букв. — цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.), но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному или артистическому миру, как правило выходцы из среднего класса;

§ политически активная молодёжь – эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.

Молодёжная субкультура, по мнению немецкого учёного Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодёжная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Всё проходит, пройдёт и это». Или «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости, но значительные изменения всё-таки происходят.

Например, молодёжная философия хиппи строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, её моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремление общества к накопительству, служению золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли заметно значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

Принято считать, что первые молодёжные субкультуры современного типа возникли в середине XX века в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

Британские исследователи в качестве первой молодёжной субкультурной молодёжной группы называют «тедди-бойз».Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кино, дансинг, кафе. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские учёные, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» исчезли к 1964 году. Однако именно они заявили о молодёжи не как о возрастной, но о социальной группе.

Другой молодёжной субкультурной группой стали «моды».Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами». Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его основным ценностям. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды» стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфитамин. Амфитамин – атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды стали пионерами использования в молодёжной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.

Их оппозицией в британской молодёжной культуре стали «рокеры», как правило выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.

К концу 60-х годов от «модов» откололось субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала в себя упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.

К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта группа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возвратить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:

§ пассивное сосуществование;

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом со власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.

§ движение;

Принцип движения для этой субгруппы имел два проявления: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счёт принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.

§ экспрессивность;

Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчёркнутой эмоциональностью. И в этом плане особой значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.

§ субъективизм;

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом в их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.

§ индивидуализм

Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества.

Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась ядро контркультуры и именно из неё выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движению, положению сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодёжная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодёжную панккультуру с именем американского композитора Джона Кейджа (американский композитор, пианист. Ученик А. Шенберга, Г. Кауэлла. Крупнейший представитель американского музыкального авангардизма, создавал электронную музыку, конкретную музыку («Птичья клетка» для 12 магнитофонных лент, 1972), произведения для так называемого препарированного (подготовленного) фортепьяно (Концерт для фортепьяно с оркестром, 1951); использовал алеаторику. В сочинениях — влияние дзэн-буддизма, древнекитайских учений (4 тетради фортепьянных пьес «Музыка перемен», 1951, по «Ицзин»). Труды по современной музыке, музыкальной эстетике.), с теориями перформанса - (англ. performance, букв. — представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра, и концептуального искусства - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т. н. концептов), которые доносятся в сознание зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. ( Игги Поп, Кьюэ, Секс-Пистолз, Аукцион, Звуки Му). Панки - драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определён как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символами, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная униформа, мусорные пластиковые пакеты, цепочки от унитазов, булавки… Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету и по форме.

Английский социолог Джеффри Пирсон провёл анализ британской прессы за последние сто лет и пришёл к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодёжи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающее отношение к традициям и т.д.

Такие выводы не являются откровением, так как в ещё более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес к ней возник в XX веке в силу острых форм её проявления.

Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления, были смещены во времени. Наши хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит (например, люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет).

Почти в каждую эпоху существуют взгляды, идеи, которые противоречат признанным культурным ценностям, отстаивают совсем иные идеалы, в данном обществе не принятые. Совокупность таких взглядов, идей, поступков можно назвать контркультурой (от лам. сontra – против) – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.

В современной философии культуры понятие «контркультура» имеет два значения:

§ противопоставление фундаментальным ценностям господствующей культуры;

§ отождествление с молодёжными антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX века, которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение её как «культуры отцов»

Это не антикультура, которая просто есть отрицание культуры, призыв возвратиться к животному состоянию, а именно контркультура, которая призывает к новому пониманию традиционных идеалов.

Типичным представителем контркультуры был Диоген, который выступал за полное опрощение, отказ от всех внешних благ, даже от многих моральных норм. Сейчас мы считаем Диогена вполне органичным явлением древнегреческой культуры, но тогда он был вызовом для современных ему традиций и норм – нахальным и шокирующим.

Контркультурным движением были толстовские коммуны – они также были вызовом и государству, и церкви, и самому образу жизни основной массы людей того времени. В толстовских коммунах, совместно обрабатывающих землю, были не только крестьяне, там было много бывших учителей, офицеров, священников и даже артистов. Это люди, которым надоело унылое мещанское существование и которые обрели новую цель в жизни.

Контркультурные движения всегда будоражили общество, всегда были ферментом, вызывавшим брожение в застоявшейся среде, приводившим к появлению новых идеалов, которые начинало принимать всё большее количество людей. В этом смысле контркультура – необходимый элемент любой культуры.

Одним из важнейших для философии культуры является вопрос о взаимоотношении понятий культура и цивилизация.

В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова постепенно расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация» на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает изменения, имеющие место во всей совокупности социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была Франция эпохи абсолютизма.

Слова «цивилизовать» и «цивильность» распространяются в аристократической среде Франции как отражение утверждения тех норм благопристойности, которые формировались в значительной мере под влиянием придворных нравов и которые впоследствии послужат Н. Элиасу предметом его труда «Цивилизационный процесс», ставшего одним из крупнейших вкладов в цивилизациологию. Эти значения слова были зафиксированы уже во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690 г.

Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Впрочем, в существительном «цивилизация» еще сохранялась большаячасть смысла от глагола «civiliser» — умягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация» должно было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления.

Этим словом все увереннее пользуются П-А,, Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. «С приближением революции слово «цивилизация» празднует победу» и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь Академии», который до тех пор его игнорировал.

Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии. Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г., и предполагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности.

Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья. С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветительское звучание, хотя это следует отнести именно к западному лингвистическому контексту. Зачастую в широком смысле в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому было присуще противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям».

Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означает развитое состояние человеческого общества, результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура» — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно это Франция и Англия).

Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем, свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды ученых, описывающих цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857—1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии». Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в Англии раздаются и множатся голоса критиков тех порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказывающего значительному большинству населения в социальной справедливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивилизованности, но не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация», бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть».

Термин «цивилизация», как и термин «культура» употребляется в разных значениях. Этим термином обозначают:

1) ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

2) мировое сообщество государств и народов;

3) культуру общества;

4) степень развития материальной культуры;

5) завершающий этап развития культуры, её закат (Шпенглер)

Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей:

Основная идея представления о «цивилизации» Примеры
Синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг)  
Антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих)  
Упадок культуры, этап её вырождения и умирания (О. Шпенглер)  
Конкретный исторический тип общества (А. Тойнби) Египетская цивилизация, Римская цивилизация и т.д.
Цивилизация как религиозная общность Буддийская цивилизация, христианская цивилизация и т.д.
Цивилизация как уровень технологического развития Аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация и т.д.
Цивилизация как объединённое планетарное сообщество разумных существ Цивилизация планеты Земля и т.д.

В последние годы под термином «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеют ввиду разумно организованное, высокоразвитое общество во всём его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур – цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы – от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др). Согласно многим из этих философов цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

В России, например, получила известность теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. В ней доказывается, что каждая цивилизация переживает период становления, процветания и упадка; что цивилизация одного исторического типа не передаётся народам, принадлежащим цивилизации другого типа; что полнота и богатство цивилизации зависят от разнообразия этнографического материала; и что критериями отбора различных типов цивилизации являются определённые формы культурного творчества – научного, художественного, правового.

Оставаясь верным славянофильству, Н. Данилевский считал, что Западная цивилизация умирает, а славянство – возвышается. Поэтому влияние Запад может лишь погубить Россию.

В конце XX века в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение цивилизаций, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами её познания и т.п. В связи с этим оппозиция «Запад – Восток» теряет свою актуальность, границы между цивилизациями размываются, идёт активный процесс диалога между народами, названный «диалогом культур».

В рамках этого диалога взаимодействуют идеи, свойственные цивилизации Запада (индивидуализм, рационализм, активное социальное поведение), и идеи, характерные для цивилизации Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»).

В системе «Запад – Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам русского философа Г. Плеханова, гибрид, который имеет европейскую голову на азиатском теле.

В России проживает совместно более ста национальностей и народностей. Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жёсткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца.

Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевская Русь – это Европейское государство) Россия продолжала тянуться.

Западный опыт пытались внедрить в Россию неоднократно, причём, главным образом, «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, Петровские преобразования, реформы в России XIX – XX веков.

Культурные ценности Запада оказали определённое благотворительное влияние на Россию, стимулируя развитие её самобытной культуры. Однако не все они принялись на неподготовленной российской почве, так как не вписались в исторические, национальные и духовные традиции России.

В начале XX века провалилась столыпинская земельная реформа, насильственно навязывающая западные образцы ведения частного хозяйства без учёта менталитета русского крестьянина, склонного к общинности, соборности и артельности.

В советский период потерпела неудачу, так называемая, «кукуруизация» сельского хозяйства на основе превратно понятого опыта США. Зашла в тупик и рыночная реформа Ельцина-Гайдара, оказавшаяся калькой с «дикого» рынка эпохи первоначального накопления капитала в Западных странах со всеми её издержками.

Поистине мы очень невнимательны к урокам истории. Ключевский был прав, когда говорил, что история, если не учит, то наказывает за невыученные уроки.

В этой связи нельзя не вспомнить Китай и Японию, которые за короткий срок добились феноменальных экономических успехов, благодаря умению «сплавить» опыт других стран со своей национальной спецификой.

Итак, Россия представляет собой сложный самобытный евроазиатский тип культуры, не имеющий аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Следовательно, ей предназначено идти своим путём, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия находится в кризисном состоянии и нуждается в адекватных решениях целого ряда сложнейших проблем, первостепенными из которых, являются: возвышение духовности народа, обеспечение роста, конкурентоспособности т социальной ориентации экономики, создание и укоренение мощнейшего правового государства, развитие подлинной демократии.






Сейчас читают про: