Механика Аристотеля и механика Галилея

По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности— Аристотелем (384-322гг. до н. э.)

“Аристотель— “самая универсальная голова” среди древнегреческих философов”,

сказал Ф. Энгельс про этого великого учёного Древней Греции.

Аристотель родился в Греции, в г. Стагире, расположенном рядом с Македонией.

В 366 г. до н. э. он приехал в Афины в академию Платона и пробыл там вместе с Платоном около 20-ти лет.

В 339 г. до н. э. Аристотель организовал в Афинах свой Лицей и успешно руководил им 13 лет.

Умер Аристотель в 322 году до н. э. на острове Эвбея.

В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве.

Кроме того в понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идёт об усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение включает в себя также переход из одного состояния в другое, например из бытия в небытие.

Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение - это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная.

Земные же движения, где всё несовершенно и имеет начало и конец, бывают естественные и насильственные. Естественное движение- это движение тяжёлого тела вниз к центру Мира, к центру Земли, и лёгкого вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате стремления тела занять своё естественное место. Оно не нуждается в силах. Все остальные движения на Земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил (в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой основной принцип динамики Аристотель формулирует так: “ Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого”.

У Аристотеля мы находим также и соображения, дающие основание для, количественного определения силы. Для того чтобы лучше разобраться в сути дела

введём некоторые современные термины и обозначения: f- сила, действующая на тело,

р— вес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к следующему: сила пропорциональна произведению скорости тела, к которому она приложена, на его вес, т.е. f= pv = ps/t,

где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость.

Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы.

Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги “Физика” стало названием всей физической науки.

Принцип развития применяется очень специфическим образом. Природа не развивается, развивается только Абсолютная Идея, а природа - только развертывание уже данного. Косвенным образом идея развития сказывается на философии природы. Гегель рассматривает последовательно разделы естественнонаучного знания, от неживой природы к химии, органике, живой природе (благодаря тому, что идея саморазвивается). Эволюционную идею, которая в лице Ламарка пробивала себе дорогу, отвергает. Говорит, что эволюционное понимание ничего не объясняет.

Главная триада:

1) Механика

2) Физика

3) Органическая физика.

Механика - область инобытия идеи в форме непосредственной внешности, т.е. в пространстве-времени. На ступени логики Абсолютная Идея существует до пространства и времени. Пространство - непосредственное вне-себя-бытие. Гегель схватывает очень существенную особенность пространства. Пространство - такое нечто, части которого внешни по отношению друг к другу.

Время - положенная отрицательность пространства, или истина пространства. Внеположенность частей пространства уже обозначена. Временной ряд состоит из интервалов, внешних по отношению друг к другу. Пространство переходит во время, синтез - исчезновение и того и другого в качестве самостоятельных сущностей и переход их в моменты третьего, движения.

Движение есть единство пространства и времени. Рациональное зерно есть - движение всегда связано с единством пространственных и временных характеристик.

Гегель отказывается признавать то, что у Ньютона называлось абсолютным пространством и временем. Он отказывается понимать пространство и время как вместилища событий, примыкает к лейбницевской трактовке, которая была реализована в теории относительности: время - характеристика движения, становления, прехождения. Время - сам процесс движения. Уберите движение - не будет времени. Пустого времени нет.

Понятие материи.

· единство отталкивания и притяжения.

· всемирное тяготение

· небесная механика.

Концепция соответствует механистическим представлениям, отраженным в механике Ньютона. В целом всю механику Гегель характеризует как количественную определенность природных явлений. Понятие материи - основное понятие его физики. Здесь главное понятие - понятие индивидуальности. Это видно из третьей части «Философии природы», ее завершения. Без учета цели понять, почему он это делает, невозможно. Он рассматривает всеобщую индивидуальность как свободное физическое качество. Свободные индивидуальности - небесные тела, физические элементы, метеорологические процессы. Особенные индивидуальности - удельный вес, сцепление, звук и теплота. Тотальная индивидуальность - магнетизм, электричество и химические процессы (вспоминаем натурфилософию Шеллинга). Химический процесс - тотальность как единство магнетизма и электричества.

Органическая физика.

1) Геологическая природа

2) Растительная природа

3) Животные организмы.

Главная цель - развернуть представление о том, как возникает жизнь, каковы этапы этого процесса; установить условия ее возникновения.

Геологический организм есть основа и почва жизни. Гегель говорит о самозарождении жизни на Земле. Геологические условия в самых различных частях земного шара порождают примитивные живые организмы, которые обладают способностью к самовоспроизведению.

Когда появляется способность, появляется живое как тело, расчлененное на части, которые отличаются друг от друга.

В растительных организмах различие частей не является абсолютным: определенные части могут заменять другие. У животных дифференцирование органов больше. Животный организм - вершина развития природы.

Переход за пределы природы - переход к философии духа. Он должен быть изображен как самоотрицание природой самой себя - отрицание идеи в форме инобытия. Идея должна вернуться к самой себе. Природа должна подвергнуть себя самоотрицанию и должен возникнуть дух. То, что приводит к самоотрицанию, должно развернуться из самой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: