Структура занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для преподавателей

По проведению практического занятия

У студентов III курса педиатрического факультета

по теме:

«Анатомо-физиологические и морфофункциональные особенности мочевой системы у детей. Методика исследования»

НОВОСИБИРСК


Цель занятия:

Обучить студентов навыкам непосредственного обследования ор­ганов мочеобразования и мочевыделения и опенки их функции на основе знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы у детей различного возраста.

Оснащение занятия:

1.Таблицы:

А) Строение нефрона (схема).

Б) Таблицы с нормальными биохимическими показателями крови.

2.Наборы нормальных анализов мочи детей разного возраста.

3.Наборы нормальных урограмм, пиелограмм.

Структура занятия

1. Регистрация явки, ответы на вопросы студентов – 5 мин.

2. Безмашинный программированный контроль – 15 мин.

3. Демонстрация больного ассистентом – 20 мин.

4. Микрокурация – 35 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Составление мини- отчетов по результатам курации – 20 мин.

7. Анализ результатов курации – 60 мин.

8. Перекрестная проверка домашних заданий – 20 мин.

9. Подведение итогов, домашнее задание – 10 мин.

Методические рекомендации:

Ассистент контролирует явку студентов, отвечает на вопросы студентов по неясным разделам темы, объясняет с привлечением студентов, новые термины,

обоснование значимости темы.

В процессе подготовки к занятию и в ходе занятия студенты должны овладеть всеми программными вопросами темы:

Ориентировочная основа действий студентов обеспечивается конкретным заданием на дом, демонстрацией ребенка, находящегося в отделении вместе с его матерью. Во время демонстрации ассистент с привлечением студентов расспрашивает мать, показывает методику исследования мочевыделительной системы, распределяет студентов по палатам и закрепляет за ними детей, напоминает о соблюдении принципов деонтологии при работе с детьми и их матерями, указывается, что основной целью курации является установление контакта с ребенком и его матерью, овладение навыков методики исследования мочевыделительной системы ребенка.

По окончании курации каждый студент составляет мини-отчет по обследованному ребенку.

Текущий контроль за работой студентов и коррекция их действий.

Ассистент поочередно обходит студентов, наблюдая за полнотой сбора анамнеза, осмотра, пальпации и перкуссии органов мочевыделительной системы, устраняет ошибки, фиксирует внимание студентов на вопросах, которые будут обсуждаться в группе при анализе результатов курации. Образцы оформления отчетов.

О результатах самостоятельной работы студенты отчитываются устно, или предъявляя в письменном виде мини-отчета для курируемого ребенка.

Практическая работа на занятии:

· Общий осмотр больного, локальный осмотр.

· Пальпация почек в положениях стоя и лежа.

· Перкуссия и пальпация мочевого пузыря.

· Определение болезненности в болевых точках мочеточника.

· Измерение артериального давления.

· Интерпретация анализов мочи.

· Умение определять периферические отеки, асцит, псевдоасцит.

· Оценка биохимических анализов крови.

· Чтение нормальных урограмм, цистограмм.


Тестовые задания по теме «АФО мочевой системы»

1.Наиболее интенсивно клубочки увеличиваются в возрастные периоды, кроме:

1.1-2 мес

2.2-3 года

3.5-6 лет

4.16-19 лет

2.Высокое гидростатическое давление в клубочках определяется следующими факторами, кроме:

1.посечные артерии отходят непосредственно от брюшной аорты

2.узкий просвет и короткая длина канальцев

3.диаметр приносящего сосуда больше диаметра выносящего

3.При проведении пробы по Зимницкому оценивают следующие параметры, кроме:

1.объем выпитой за сутки жидкости

2.суточный диурез

3.дневной и ночной диурез

4.содержание белка в моче

5.относительная плотность мочи

6.объем каждой порции мочи

4.Основные морфологические особенности почек новорожденных, кроме:

1.дольчаток строение

2.масса относительно больше

3.масса относительно меньше

4.соединительно-тканные прослойки выражены слабо

5.Мочеточники у детей раннего возраста имеют следующие особенности строения, кроме:

1.диаметр их относительно шире

2.извиты

3.относительно длиннее

4.относительно короче

5.недостаточно развита мышечная ткань

6.Почечная лоханка у новорожденного определяется на уровне … поясничного позвонка:

1.1

2.2

3.3

7.У новорожденного онкотическое давление крови …, чем у взрослых:

1.выше

2.ниже

8.Низкие показатели клубочковой фильтрации у новорожденных определяются особенностями строения, кроме:

1.висцеральный слой капсулы клубочка выстлан кубическим эпителием

2.висцеральный слой капсулы клубочка выстлан цилиндрическим эпителием

3.клубочки имеют небольшие размеры

4.неполное прилегание висцерального листка к сосудистым петлям клубочка

9.Функции мочеточника, кроме:

1.активный пассаж мочи

2.концентрационная

3.пассивный пассаж мочи

10.Особенности строения мочеиспускательного канала у детей, кроме:

1.относительно длиннее

2.относительно короче

3.эластическая ткань развита слабо

4.соединительно-тканная основа развита слабо

11.Проявлениями физиологической тубулопатии у новорожденных является все, кроме:

1.альбуминурия

2.аминоацидурия

3.недостаточная секреция Н

4.повышенная секреция Н

5.глюкозурия

12.У ребенка юкстагломерулярный аппарат начинает функционировать с … возраста:

1.к 7дню

2.к 1-2 мес

3.к 2 годам

4.к 5 годам

13.На диурез ребенка (здорового) оказывают влияние следущие факторы, кроме:

1.температура окружающего воздуха

2.влажность среды

3.атмосферное давление

4.питьевой режим ребенка

14. При сборе мочи на общий анализ обязательно выполнение 3 правил, кроме:

1.утренняя порция мочи

2.предварительно подмыть ребенка

3.посуда чистая, сухая

4.посуда стерильная

15.Какая часть от объема выпитой жидкости за сутки выделяется через почки:

1.1/3

2.2/3

3.1/2

16.Изменение прозрачности мочи обусловлено следующими факторами, кроме:

1. избыточное содержание солей

2.повышенное содержание лейкоцитов

3.наличие слизи

4.присутствие сахара

17.Процессы мочеотделения у эмбриона формируются с … недели внутриутробного развития:

1.на 8 неделе

2.на 3 неделе

3.на 11 неделе

18.Плазмоток в почках у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми …:

1.меньше

2.больше

3.как у взрослых

19.Показатели клиренса по эндогенному креатинину у детей первого года жизни по сравнению со взрослыми:

1.выше

2.ниже

20.Для новорожденных не характерна величина клубочковой фильтрации:

1.50 мл/мин

2.7 15 мл/мин

21.Процесс, не характерный для функции проксимального канальца:

1.реабсорбция воды

2.реабсорбция натрия, хлора

3.секреция токов Н и К

22.Активная секреция пенициллина в детской почке возможна лишь к возрасту:

1.2 мес

2.6мес

3.1год

23.Зависимость осмотического давления мочи от величины диуреза начинает проявляться у ребенка на … жизни:

1.1 мес

2.5мес

3.12 мес

24.Величина клубочковой фильтрации достигает таковой у взрослых к … возрасту ребенка:

1.2 мес

2.2года

3.10 лет

25.Мочекислый инфаркт не наблюдается возрасте:

1.3-4 дня

2.10-14 дней

26.Образование новых нефронов у ребенка завершается к … возрасту:

1.10 дней

2.3 недели

3.2 мес

27.Осмолярная концентрация мочи у детей первых месяцев жизни по сравнению со взрослыми:

1.выше

2.ниже

3.как у взрослого

28.Моча при первом мочеиспускании новорожденного имеет окраску:

1.светло-желтую

2.бесцветную

3.жемчужную


ОТВЕТЫ к тестовым заданиям по теме «АФО мочевой системы»

1.1

2.2

3.4

4.3

5.4

6.2

7.2

8.2

9.2

10.2

11.4

12.3

13.3

14.4

15.2

16.4

17.2

18.1

19.2

20.1

21.3

22.2

23.2

24.2

25.2

26.2

27.2

28.2


ВОПРОСЫ для контроля уровня знаний студентов по теме: «Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей»

В 1 (АФО.Мочевая с-ма)

1.С какого возраста детей прекращается образование новых нефронов?

2.Реабсорбция натрия из первичной мочи у ребенка выражена лучше или хуже по сравнению со взрослыми? Чем опасно это для ребенка?

3.Число мочеиспусканий за сутки у ребенка к концу первого месяца жизни, в год, 5 лет, 10 лет?

В 2 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Назвать не менее 2 основных особенностей мочеточников у детей раннего возраста?

2.Назвать правила забора мочи на общий анализ (не менее 4).

3.Почему у детей раннего возраста мочи выделяется относительно больше, чем у взрослого?

В 3 (АФО.Мочевая с-ма)

1.С какого возраста начинается секреторная функция канальцев у детей?

2.Как долго не рассасывается волдырь при пробе Мак- Клюра- Олдрича у детей раннего и старшего возраста?

3.Чем объяснить высокую относительную плотность мочи детей первых дней жизни до 1020-1030?

В 4 (АФО,Мочевая с-ма)

1.Какие функции почек оценивают с помощью пробы по Зимницкому?

2.Как проводить пробу по Зимницкому у детей раннего возраста?

3.От чего зависит количество выделяемой мочи у здорового ребенка?

В 5 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Какая часть принятой жидкости выводится почками?

2.Перечислите проявления транзиторной почечной недостаточности новорожденных детей (не менее 3).

3.Какова величина клубочковой фильтрации у ребенка новорожденного, школьника?

В 6 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Какова емкость мочевого пузыря новорожденного, в 5лет, в10лет?

2. Что такое ортостатическая альбуминурия? Ее величина?

3.Особенности лимфоснабжения почек у детей раннего возраста. Практическое значение.

В 7 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Уровень мочевины в крови у здорового ребенка дошкольного и школьного возраста?

2.Какие вы знаете методы непосредственного обследования мочевой системы? (не менее 5)

3.Какую функцию выполняют мочеточники?

В 8 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Чем объясняется физиологическая поллакиурия у детей раннего возраста?

2.С какого возраста у ребенка появляется способность концентрировать мочу?

3.Причины обнаружения слизи в моче у здорового ребенка?

В 9 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Количество мочеиспусканий в первые 1-2 дня жизни ребенка, в 2 мес, в 1 год.

2.В каком возрасте у плода впервые происходит мочеотделение?

3.Что такое азотистое равновесие и каково оно у детей раннего возраста?

В 10 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Сколько мочи выделяет в сутки пятилетний ребенок? Напишите формулу для подсчета суточного диуреза.

2.Перечислить функции почек? (назвать три главных).

3.Могут ли быть в моче у здорового ребенка оксалаты, ураты, фосфаты?

В 11 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Относительная плотность мочи у ребенка до 5 месяцев, в 1год?

2.Почему у детей раннего возраста мочи выделяется относительно больше, чем у взрослых?

3.Правила пальпации почек у детей.

В 12 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Какая реакция мочи у новорожденного, грудного ребенка?

2.Что такое первичная моча? Особенности ее состава.

3.В каком возрасте масса почек удваивается, утраивается, увеличивается в10 раз?

В 13 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Относительная плотность мочи у ребенка до 5 месяцев жизни.

2.Перечислите основные гистологические особенности капсулы Шумлянского у новорожденных (не менее 2).

3.С какого возраста у детей начинать функционировать юкстагломерулярного аппарат? Его функции?

В 14 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Что такое экстраренальная потеря жидкости?

2.Может ли быть глюкозурия у здорового ребенка?

3.Чем объясняется высокое гидростатическое давление в клубочке?

В 15 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Перечислить функциональные особенности канальцев у новорожденных (минимум 2).

2.Зависит ли положение почек у здоровых детей от акта дыхания?

3.Через какие три стадии проходит эмбриональное развитие почек (от наименее зрелой до постоянной почки).

В 16 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Морфологические особенности мочеиспускательного канала у детей раннего возраста (минимум 3).

2.Какова величина канальцевой реабсорбции воды у здоровых детей?

3.В какое время суток собирается дневной диурез и в какое - ночной?

В 17 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Причины альбуминурии новорожденных.

2.Сколько реабсорбируется за сутки через почечные канальцы воды, хлорида натрия, карбонатов, глюкозы?

3.Особенности строения почечной лоханки.

В 18 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Перечислите особенности функции, отражающие незрелость нефрона у новорожденных (не менее 4).

2.В виде какого соединения выводится большая часть азота белков пищи?

3.Какой объем крови поступает в почки через почечные артерии за1 минуту, за сутки у взрослого человека? Какая доля ее протекает через корковый слой?

В 19 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Назовите общие свойства мочи, нормативы их у грудного ребенка.

2.Что такое юкстагломерулярные клубочки?

3.У новорожденного онкотическое давление выше или ниже по сравнению со взрослыми? С чем это связано?

В 20 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Могут ли быть лейкоциты в моче здорового ребенка грудного возраста? (в общем анализе мочи).

2.Перечислить особенности расположения и строения почек у детей грудного возраста.

3.Сколько порций мочи и через какой интервал времени собирают ее для функциональной пробы по Зимницкому?

В 21 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Что такое проба Мак-Клюра-Олдрича? Что выявляет и как проводится?

2.Наблюдается цилиндрурия при обычной микроскопии у здоровых детей? А в суточной моче?

3.Особенности расположения и строения мочевого пузыря.

В 22 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Правила забора мочи для исследования на общий анализ (не менее 3).

2.Дать определение коэффициента очищения почки. Какова величина клубочковой фильтрации у ребенка новорожденного, грудного, взрослого?

3.У кого больше выделяется хлоридов с мочой у детей раннего возраста или у школьников?

ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ для контроля уровня знаний студентов по теме: «Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей»

О 1 (АФО.Мочевая с-ма)

1.С 1 месяца

2.Лучше. Могут возникнуть отеки.

3.В 1 мес-20-25, к концу первого года жизни- 15-20.

О 2 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Относительно меньше и абсолютно шире, более извилистые, слабо развит мышечный слой, мало эластической ткани.

2.Утренняя порция мочи, предварительно подмыть ребенка. Желательно среднюю струю, в чистую сухую стеклянную посуду.

3.У детей более интенсивный обмен веществ, они больше потребляют жидкости на 1 кг массы тела.

О 3 (АФО.Мочевая с-ма)

1.С 5-6 мес. жизни.

2.У детей до 5 лет за 20-25 минут, а у старших –около 40-50 минут.

3.Явлением «мочекислого» инфаркта.

О 4 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Водовыделительная, концентрационная

2.Проба в модификации Розельмана, мочу собирают в часы естественного мочеиспускания.

3.Температура воздуха, влажность воздуха, количество употребляемой жидкости.

О 5 (АФО.Мочевая с-ма)

1.2/3

2.Низкие показатели клубочковой фильтрации, физиологическая глюкозурия, физиологическая альбуминурия, физиологическая аминоацидурия, недостаточная секреция веществ канальцами.

3.У новорожденных- 7-10 мл/мин, у школьника - 80-120 мл/мин.

О 6 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Около 30 мл, 100 мл, 200мл.

2.Появление белка в моче в следовых количествах при изменении положения тела ребенка из горизонтального в вертикальное.

3.Лимфатические сосуды почек тесно связаны с лимфатическими сосудами кишечника, что способствует переходу инфекции из кишечника в почечные лоханки и развитию пиелонефрита.

О 7 (АФО.Мочевая с-ма)

1.У дошкольника - до 18 ммоль/л, у школьника –до 20 ммоль/л.

2.Анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия (симптом Пастернацкого), аускультация тонов сердца.

3.Перестальтируя активно отсасывают мочу из почечной лоханки и транспортируют ее в мочевой пузырь.

О 8 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Возрастной физиологической полиурией, малой емкостью мочевого пузыря при относительно большом количестве мочи.

2.С 5-6 месяцев.

3.наличие слизи в моче свидетельствует о плохом подмывании ребенка перед сбором мочи для анализа, о возможной примеси патологических элементов из половой щели или крайней плоти.

О 9 (АФО.Мочевая с-ма)

1.В первые 1-2 дня –2-3 раза, в 2мес.- 20-25, в 1год- 15

2.На 9 неделе внутриутробного развития.

3.Азотистый баланс – это разница между азотом пищи и его выделением с фекалиями и мочой. У детей положительный азотистый баланс т.е. количество поступившего с пищей азота всегда превышает его потерю с каловыми массами и мочой. У взрослого количество выведенного азота обычно равно количеству азота, поступившего с пищей.

О 10 (АФО.Мочевая с-ма)

1.100х(n + 5), где n –год жизни. 100х(5+5)=1000мл (у 5летнего)

1500 мл х S:1,73 м², где S- поверхность тела.

2.Циркуляторный гомеостаз, экскреторная, инкреторная, поддержание КОС, метаболическая.

3.Могут, в определенном количестве.

О 11 (АФО.Мочевая с-ма)

1.1002-1006, 1015-1016

2.У детей более интенсивен обмен веществ, дети больше теряют жидкости на 1 кг массы тела.

3.Пальпация почки проводится двумя руками: левая подвигает ее со спины вперед, а правая встречается с ней у подреберья.

О 12 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Кислая, слабо кислая.

2.Это ультррафильтрат крови в результате клубочковой фильтрации. По составу это плазма крови (без форменных элементов и белка).

3.В 5-6 мес., в год, в 15 лет.

О 13 (АФО.Мочевая с-ма)

1.1002-1006

2.Внутренний листок капсулы охватывает по2-3 и более капилляра, у взрослых по одному, базальная мембрана утолщена. Висцеральный листок капсулы состоит из кубического эпителия.

3.С 2лет, выделяет ренин.

О 14 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Выделение жидкости через кожу, легкие, ЖКТ.

2.Да, при потреблении большого количества углеводистой пищи, впервые месяцы жизни при физиологической тубулопатии (дисхронозе созревания канальцев).

3.Почечные артерии отходят непосредственно от аорты, диаметр приносящего сосуда клубочка в 2 раза больше диаметра выносящего.

О 15 (АФО.мочевая с-ма)

1.Недостаточность осморегуляторных механизмов, недостаточное развитие ферментативных систем, осуществляющих активный транспорт, снижение способности к активной секреции в полость канальцев.

2.Да, на вдохе обе почки смещаются вниз на1-2 см.

3.Через пронефрос, мезонефрос, метанефрос.

О 16 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Он короче, особенно у девочек, складки и лакуны слизистой оболочки развиты слабо, слабо развита система венозных сплетений в подслизистом и мышечных слоях, недоразвита эластическая ткань.

2.98-99%

3.Дневной диурез- с 6 часов утра до18 часов вечера

Ночной – с 18 до 6 часов утра. 1/3 - 2/5 объема суточного диуреза.

О 17 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Обусловлена повышенной проницаемостью эндотелия сосудов клубочков и незрелостью ферментных систем канальцев.

2.Воды -178,5 л, хлорида натрия – 1 кг, карбонатов - 360г, глюкозы - 170 г.

3.Развиты относительно хорошо мышечная и эластическая.

О 18 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Низкая клубочковая фильтрация, недостаточно выраженная секреция веществ в канальцах, неполноценность осморегулирующих механизмов, несовершенство аммониогенеза.

2.В виде мочевины.

3.1000мл крови за 1минуту, 1500л крови в сутки. Через корковый слой протекает 80-93% от общего почечного кровотока.

О 19(АФО.Мочевая с-ма)

1.Да, у девочек до 6-8, у мальчиков 6-8 в поле зрения.

2.Почки у детей относительно больше, чем у взрослого, расположены относительно ниже, хуже выражена жировая капсула, впервые два года жизни отчетливо выражена дольчатость строения, недостаточное развитие коркового слоя.

3.8 порций. Собираем через каждые 3часа.

О 20 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Цвет соломенно-желтый, реакция слабокислая, относительная плотность 1001-1006 (до 5мес), до 1016 (старше 5мес), прозрачность –прозрачная.

2.Клубочки расположены не в корковом слое, а мозговом слое почки.

3.У новорожденных ниже, связано с гипопротеинемией.

О 21 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Проба Мак-Клюра-Олдрича – это «волдырная проба». Она выявляет скрытые отеки (гидрофильность тканей) и выполняется внутрикожным введением на переднюю поверхность предплечья 0,2 мл физиологического раствора.

2.В суточной моче-да, а при обычной микроскопии цилиндров у здоровых детей не должно быть.

3.Расположен выше, чем у взрослого. Недостаточно развита эластическая и мышечная ткань, слизистая хорошо развита, ранима.

О 22 (АФО.Мочевая с-ма)

1.Утренняя порция мочи, ребенка правильно тщательно подмыть, чистая посуда, доставить в лабораторию и начать исследование не позднее 1-2 часов с момента мочеиспускания. Желательно мочу из средней струи.

2.Коэффициент очищения – это то количество плазмы, которое полностью освобождается от исследуемого вещества за единицу времени. У новорожденного 10-15 мл/мин, у грудного -25-65 мл/мин, у взрослого -100-120 мл/мин.

3.У школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: