Рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики


Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII–XIX веков – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом 3-ем моменте полностью уничтожены 2 первых.

Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-матери-алистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).

2) натуралистическая. основоположник – Спенсер, основная идея – идея эволюции(постепенной и всеобщей) в живой и неживой группе. Суть: переход от однородности к разнородности. Выступали за постепенный характер эволюции.

3) материиалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Материалисты, развивали материальный мир. Источник развития - материальные противоречия объективной истины, производитель прогресса общество социально развивающиеся.

3 закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон отрицания отрицания.

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание – эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

Закон перехода количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Гегель в связи с этим заметил: кажущиеся невинным количественное изменение представляет собой хитрость, за которой улавливается качественное изменение.

Диалектическое «отрицание» предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Оно включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего, кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового). Аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Например, цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений.

Диалектика и метафизика - два противоположных метода познания, разработанные в классической философии.

Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития.

Диалектический метод направлен на создание многокачественной, динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости. На основе этих философских методов познания формируются противоположные способы мышления - метафизический и диалектический.

Синергетика — это наука о самоорганизующихся, самопро­извольных, самоуправляющихся процессах. Она иначе, нежели диалектика, решает проблему онтологии (учение о бытие, его основах, принципах, структуре, закономерностях развития) и гносеологии (учение о познании), не усматривая (в отличие от диалектики) междуними единства.

В основных понятиях синергетики отражена общность процессво зарождения, усложнения, видоизменения и тенденций к распаду структур в самых разных областях действительности.

К дефинициям синергетики относятся системы, структуры, неустойчивости, открытости, хаости.

Естественнонаучным уточнением принципа самодвижения и развития материи является синергетика. Синергетика выступает как бы посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. Объект синергетики, как и диалектики, - весь мир во всех его проявлениях.

Категории – это пбщие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действительности.

Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противоположностей, их диалектика определяется в логике действия заона единства и борьбы противоположностей.

1) Единичное, особенное, общее.

В ходе взаимодествия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами. Отдельное – это обособленный объект, процесс в совокупности его признаков.

Единичное – это то, что делает данную отдельную вешь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравнении в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества.

Общее – это те черты, свойства, признаки, которые присущи целому ряду явлений, их группам, видам.

Т.о, каждая вещь всегда выступает как отдельное, имеющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единичное, т.е имеет признаки, отсутствующие в других явлениях.

Категоря особенного возникает при сравнении группы свойств, процессов и явлений, объединенных в категорию общего. Особенное – это единичное в общем.

Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.). В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.

2) Сущность – явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется.

3) Форма – содержание.

Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями.

Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.

4) Часть – целое.

Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется о рганичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей.

5) СИСТЕМА (от греч. система — составленное из частей, целое, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

СТРУКТУРА (от лат. структура — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. элементум — стихия, первоначальное вещество) — понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образуется.

Детерминизм (лат. determinare- определяю) – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности.

6) Необходимость – это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определен­ных условий.

Случайность же может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь несуще­ственной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается прежде всего внутренней природой развивающегося явления, а случайность – внешними воздействиями, условиями и обстоятельствами. Необходимость определяет главное направ­ление в развитии предмета, случайность же выражает отклоне­ния от данного направления.

7) Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.

8) ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

— соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. Возможность (В.) — то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. В. есть будущая Д. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения В. в Д., как актуализацию потенциального состояния мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: