Концепция рыночной ориентации

Как мы видим, в 1990-х гг. макромаркетинговая среда претерпела существенные изменения. Политика приватизации, дерегулирование экономики, экономическая интеграция и глобализация мировой экономики — факторы, которые требуют от фирмы ориентации на рынок.

Сегодня все больше фирм разделяют мнение, что маркетинговая функция должна измениться таким образом, чтобы подкреплять общую рыночную ориентацию фирмы. Следовательно, проблема заключена не в маркетинге, а в маркетинговой функции. В новой конкурентной среде маркетинг приобрел слишком большое значение, чтобы оставаться уделом исключительно маркетингового отдела.

В специализированной литературе и в деловых кругах понятия «рыночная ориентация» и «маркетинговая ориентация» часто используются как синонимы:

Концепция маркетинговой ориентации отвечает американским взглядам на концепцию маркетинга, особенно его функциональной роли в координации и управлении четырьмя Р, повышении чуткости фирмы к потребностям потребителей.

Концепция рыночной ориентации, напротив, не акцентирует внимание на функциональных ролях отделов маркетинга, включает в определение рынка все его ключевые субъекты (а не только потребителей) и гласит, что развитие отношений с потребителями и увеличение ценности для потребителя является задачей всех членов организации.

Субъекты рынка

Рассмотрим ориентацию на рынок как философию бизнеса, включающую всех участников рынка и все уровни организации.

Как показано на рисунке, в общем случае мы выделяем пять участников, или субъектов рынка: потребителей, дистрибьюторов, конкурентов, влиятельных лиц и макромаркетинговую среду.

Ориентация на потребителей

Удовлетворение потребителя лежит в основе традиционной концепции маркетинга, и оно же является центральным элементом рыночной ориентации. Удовлетворение потребителя предполагает, что фирма прилагает усилия к изучению потребностей потребителей, к созданию ценности для них и к развитию навыков предугадывать новые покупательские проблемы. В зависимости от типа организации (поставщик потребительских товаров или товаров производственного назначения) потребитель может быть близок или далек от фирмы. Фирмы-производители обычно работают через посредников, поэтому в этом случае конечный (непрямой) потребитель может отличаться от прямого потребителя и находиться в самом конце цепочки. Ориентация на потребителя означает, что фирма действует, основываясь на информации не только о прямых, но и о непрямых покупателях. Кроме того в анализе потребительского поведения необходимо различать три роли потребителя в процессе совершения транзакции: пользователь, плательщик и покупатель.

Ориентация на дистрибьюторов и посредников

Переход власти к розничным торговцам, произошедший в некоторых секторах, особенно в секторе быстро оборачиваемых потребительских товаров, требует применения намного более упреждающей стратегии по отношению к дистрибьюторам. Для современной внешней среды характерны увеличение концентрации розничной торговли, рост международных розничных закупочных групп, активное применение информационных технологий европейскими торговцами, распространяющими продукты питания. Поставщики, быть может, и хотели бы рассматривать отношения с розничными торговцами как партнерские, но сами торговцы рассматривают производителей скорее как конкурентов, нежели союзников.

Многие производители марочных товаров начинают ориентироваться на розничных торговцев, чтобы те не отказали им в приеме на реализацию. Свои маркетинговые программы они разрабатывают исходя из вопросов: как снизить издержки наших дистрибьюторов? Можем ли мы свести к нулю стоимость их запасов, увеличить их денежные потоки, поддержать стратегию позиционирования магазина и т. д.?

В США подобная деятельность характерна для компании Nabisco. Обращаясь к крупным сетям магазинов, она заявляет: «Nabisco не пользуется вашими де нежными средствами для покрытия стоимости своих запасов. Мы поддерживаем ваш ассортимент, поставляем продукцию в полном соответствии с объемами продаж…»

Таким образом, можно заключить, что торговый маркетинг — это всего-навсего применение маркетинговой концепции по отношению к дистрибьюторам, которые воспринимаются уже не как партнеры, а как полноценные потребители. Чтобы управлять такими отношениями с торговцами, производителям необходимо осознать их базовые потребности, тщательно изучить планируемый имидж магазина, а также определить, насколько значимы те или иные категории товаров для позиционирования торговой сети.

Ориентация на конкурентов

Конкуренты как прямые, так и косвенные (поставщики товаров-заменителей), являются основными участниками рынка, и определение отношения к ним занимает центральное место в формулировании стратегии, поскольку служит основой для выявления конкурентного преимущества. Цель фирмы в данном случае — разработать стратегию, в основе которой лежат реалистичные оценки конкурентных сил, и определить наиболее эффективные способы выполнения поставленных задач. Ориентация на конкурентов включает в себя все действия, связанные с приобретением и распространением информации о конкурентах на целевом рынке.

Ориентация на влиятельных лиц

На многих рынках помимо традиционных субъектов — потребителей, дистрибьюторов и конкурентов — существуют другие индивиды и организации, играющие заметную роль в составлении рекомендаций или предписаний торговых марок, компаний, товаров или услуг потребителям и дистрибьюторам. Наиболее очевидный пример — фармацевтический рынок: успех лекарственного препарата во многом зависит от отношения к нему со стороны врачей, поэтому для компаний-производителей эти промежуточные потребители являются самыми главными участниками рынка, хотя сами могут и не быть пользователями, покупателями или плательщиками.

Ориентация на влиятельных лиц предполагает, что фирма определяет тех, кто пользуется авторитетом или направляет общественное мнение, затем оценивает их роль в процессе принятия решения о покупке, а также их потребности, и разрабатывает специальную программу коммуникации для информирования, мотивации и получения поддержки с их стороны.

Макромаркетинговая среда

Будущее любого базового рынка определяется в том числе и тенденциями макросреды - демографическими, экономическими, политическими/законодательными, технологическими и социокультурными. Данные внешние факторы могут представлять собой продуктивные возможности, а могут жестко ограничивать деятельность фирмы. Ориентированная на рынок фирма должна выработать систему мониторинга внешней среды, что позволит предугадывать происходящие в ней изменения или быстрее и успешнее вносить корректировки.

Межфункциональная координация

Для деятельности, которую мы определяем как межфункциональную координацию, основополагающей является следующая идея: рыночная ориентация должна быть всеобщим делом, а не прерогативой специалистов по маркетингу.

В заключение скажем, что, рыночная ориентация отличается большей широтой, чем традиционный маркетинг-менеджмент. Она включает организационную культуру и климат, который существует в компании, а эти факторы наиболее эффективно способствуют формированию поведения, необходимого для того, чтобы ориентация на рынок стала успешной.

Новые приоритеты маркетинговой функции

Можно выделить восемь возникших приоритетов, связанных с внедрением ориентированной на рынок философии бизнеса:

1. Ориентированный на рынок менеджмент. Успешная реализация философии рыночной ориентации требует формирования межфункциоиальной координации и корпоративной культуры, которые позволят всем уровням организации адаптироваться к новой ориентации.

2. Кастомизированный маркетинг. В богатых странах утонченные и влиятельные потребители рассчитывают на гибкое, кастомизированное решение своих проблем. Задача фирмы — соответствовать этим ожиданиям, для чего применяются сегментирование на основе прямого отклика клиентов и интерактивные коммуникации.

3. «Зеленый» маркетинг. Движение в защиту окружающей среды — это проявление новой человеческой потребности, выражение глубоких перемен в отношении людей к процессу потребления. «Зеленый» маркетинг должен начинаться в лаборатории, на стадии выработки концепции товара. Ответственность за него лежит на плечах не только маркетологов, но и других членов организации.

4. Маркетинг в торговле. В маркетинговых каналах, особенно в сфере ходовых потребительских товаров, произошло изменение баланса власти между участниками. Между поставщиками и дистрибьюторами должны возникнуть новые формы взаимоотношений, причем дистрибьюторов следует рассматривать как полноправных потребителей.

5. Ориентация на конкуренцию. На стагнирующих и зрелых рынках способность предугадывать действия конкурентов и находить более оригинальные решения является залогом успеха. Эта способность предполагает функционирование системы мониторинга конкуренции.

6. Разработка систем предвидения. В турбулентной среде традиционные методы прогнозирования объемов продаж неэффективны, фирма должна развивать организационную гибкость и системы планирования на случай чрезвычайных ситуаций.

7. Глобальный маркетинг. Происходит индустриальное и культурное сближение. А также усиление взаимозависимости стран Триады. Проявляются наднациональные сегменыт, которые предоставляют новые рыночные возможности для фирм.

8. Ответственный маркетинг. В обществе возникают новые потребности, требующие более ответственного поведения со стороны фирмы. Вместо простого удовлетворения кратковременных потребностей организации начинают проявлять интерес к индивидуальному и коллективному благосостоянию общества.

Таким образом - В рыночных средах, где локальные силы слабы, фирме для сохранения конкурентоспособности надлежит применять стратегию глобального или транснационального маркетинга. Все эти изменения говорят о том, что фирма должна усиливать свою рыночную ориентацию. В современной турбулентной среде ориентация на рынок слишком важна, чтобы ограничивать ее рамками одного отдела маркетинга. Рыночная культура должна проникнуть во все уровни организации, а это требует межфункциональной координации. В этой новой среде маркетинг становится важен, как никогда раньше, однако отдел маркетинга должен перестать существовать как самостоятельная функция и должен преобразоваться. Маркетинг надлежит рассматривать как процесс, объединяющий в себе различные функции организации, а не как отдельную структурную единицу. В современной макромаркетинговой среде у фирмы появляются новые приоритеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: