Методы воспитания

Методы воспитания выступают как совокупность педагогических приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития личности.

Методы воспитания рассматриваются как общественно обусловленные, педагогически целесообразные взаимодействия воспитателя и воспитуемого (родителей и детей, учителя и ученика, преподавателя и обучаемого, руководителя и работника и т.п.), способствующие организации жизнедеятельности, отношений, общения, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение целей воспитания и формирование качеств личности.

Методы воспитания включают составляющие их элементы – приемы.

Особенности применения методов воспитания зависят от ряда условий и прежде всего – от характера общественных отношений; целей, задач, закономерностей и принципов воспитания; содержания политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на человека с целью формирования у него определенных качеств, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.

Среди методов воспитания по различным основаниям выделяют различные группы:

1. Методы формирования сознания (убеждения)

2. Методы повторения (формирования устойчивых привычек поведения)

3. Методы стимулирования и коррекции.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции. Метод оценки включает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая подгруппа методов обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса и включает методы «взрыва», разрыва нежелательных контактов. Третья подгруппа методов реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса (методы критики и самокритики).

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в единстве, взаимосвязи и взаимодополнении. Не один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Поэтому все методы воспитания используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического взаимодействия. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – проявление педагогического мастерства.

Метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений, убеждений.

Убеждения – это знания,соединившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями.

В применении метода выделяют убеждение словом и убеждение делом.

К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия; личный пример; опора на личный опыт воспитуемых и других людей; использование общественного мнения; демонстрация опытов; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам; оценки поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка); задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т.д.

Средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство и опровержение. Разъяснить – значит добиться, чтобы собеседник понял смысл явления, события, документа, определил своё отношение к нему. Опровержение применяется тогда, когда приходится переубеждать человека в каком-то вопросе, опровергать несостоятельность доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже ошибочных, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний.

Убеждение следует отличать от морализирования, которое безапелляционно декларируют то или иное положение в форме: «должен», «обязан», «как вам не стыдно» и т.д. Обычно всё, о чем говорят в этом случае, хорошо известно воспитуемому, а само нравоучение воспринимается им как проявление формальной обязанности.

Переубеждение – это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение с целью восстановления, развития и закрепления положительных и преодоление отрицательных взглядов и качеств.

Переубеждение дополняется методом переучивания, предназначенного для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановление здоровых социальных потребностей и привычек. Метод переучивания осуществляется с помощью приемов отучения и приучения.

Пример – метод воспитания, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой личного примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования идеала поведения и жизни.

Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример близких, авторитетных для воспитуемого людей. Важным условием для подражания является личное отношение воспитуемого к тому лицу, которое ставится в пример.

Для воспитания на положительном примере необходимы следующие условия:

· Чем глубже человек осознаёт социальную и личностную ценность примера, чем он ближе и доступнее, чем больше сходства между ним и примером, тем сильнее влияние положительного примере;

· Воспитатель должен быть примером во всём, от самого элементарного – внешнего вида, манер и до моральных ценностей.

Упражнение – это метод воспитания,который предполагает такую организацию повседневной жизни, учебной, профессиональной, общественной деятельности, которая позволяет воспитуемым накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.

Применение упражнения требует соблюдения основных условий:

· Сочетание упражнения с воспитанием высокой сознательности;

· Систематичности, регулярности и последовательности упражнений, что позволяет вырабатывать у воспитуемых привычки чётко, повседневно выполнять правила, требования (морали, нравственности, поведения, и др.);

· Настойчивости и выдержки выработке привычек у воспитуемых, предъявления к ним постоянной требовательности;

· Всестороннего учёта индивидуальных особенностей и возможности воспитуемых, поддержания их усилий по выработке положительных качеств.

Методом упражнения у людей формируются не только волевые и физические качества, но и многообразные привычки: познавательные, профессиональные, нравственные, гигиенические, которые обладают большой устойчивостью и накладывают отпечатки на человеческий характер.

Для закрепления положительных качеств применяется метод поощрения, который носит оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путём положительной оценки воспитателями учёбы, труда, поведения воспитуемых и побуждает их к дальнейшим успехам.

Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства воспитуемых и тем самым вызвать у них состояние удовлетворённости своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувства радости и гордости. Поощрить− значит вызвать у человека желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Если поощрение применяются умело, то под их влиянием у человека постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.

При применении мер поощрения необходимо избегать типичных ошибок:

· Слишком частое применение поощрений;

· Поощрение только каким-либо событиям, праздникам;

· Общий характер формулирования основания для поощрения;

· Слабая популяризация отличившихся и поощрённых.

Принуждение − метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на воспитуемых, недобросовестно относящихся к учёбе, работе, своим обязанностям, нарушающих дисциплину и порядок, с целью побудить их выполнять нормы и правила поведения и исправить своё поведение.

Принуждение может выражаться в форме категорического требования, приказа, предупреждения о привлечении к ответственности, осуждения.

При правильном применении принуждения имеет следующие последствия:

· Развивает чувства долга, поднимает ответственность за свои поступки и действия, за состояние учёбы, дисциплины, работы;

· Приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;

· Порождает потребность устранить недостатки;

· Переходит в самодисциплину, формирует уважение к порядку, законам;

· Укрепляет авторитет педагога и коллектива.

Основными средствами принуждения являются: осуждающий взгляд, замечание; упрёк, напоминание; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание; низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение проступков нарушителя коллективом; критика; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании; наложения взыскания и др.

Соревнование – метод помещения воспитуемого в определённые условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами своих товарищей. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Общественное мнение (как метод воспитания) – побуждение коллектива к выражению определенного отношения к поведению воспитуемого с целью создать у него внутренние установки к определенному поведению.

Создание ситуации успеха – помещение воспитуемого в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего он повышает свой статус, самооценку и т.д.

Доверие – данный метод заключается в стремлении педагога опереться на положительное в личности воспитуемого. Доверие оказывает сильное моральное воздействие. Воспитуемый почувствовав доверие со стороны педагога, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества воспитуемого, педагог приобщает его к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное человеку умножает его силы, порождает стремления непременно оправдывать надежды педагога (руководителя) и коллектива.

Основное содержание метода «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воспитуемых, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые человек ошибочно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность – в уверенность, критиканство – в критичность и др.).

Метод «взрыва» заключается во внезапном раскрытии перед воспитуемым степени его педагогической трудности, содержания его отклонений поведения в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Воспитуемому становится очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения.

Метод разрыва нежелательных контактов воспитуемого заключается в перемещении его внутри коллектива, переводе его в другую группу.

Метод критики заключается в осуждении поведения или установок воспитуемых со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности, а на оказание помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности. Метод самокритики заключается в основании самим человеком имеющихся недостатков и стремлении их исправлять.

В целом глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию личности и коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: