Тема 4. Эмоции, чувства, Воля, мотивация. Использование знаний о них в деятельности юриста

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции и чувства как психологические феномены.

2.Воля как психологический феномен.

3. Мотивация как психологический феномен.

1. Эмоции и чувства как психологические феномены. Чувства и эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. В обиходе мы называем зрение, слух, обоняние, осязание, вкус органами чувств. Однако если подходить к вопросу о словоупотреблении строго научно, их надо называть органами ощущений. Почему? Ни глаз, ни ухо, ни кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. С точки зрения психологии нет органов чувств, есть органы ощущений!

Предполагается, что левое полушарие мозга контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие отвечает за чувственно-эмоциональную сферу.

Выше мы употребили слова «чувства» и «эмоции» в качестве синонимов. Однако эмоции и чувства – это, с одной стороны, одно и тоже, а с другой - разные психологические явления. Что общее, а что отличное в эмоциях и чувствах?

Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как эмоции удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием. Чувства носят социально-исторический характер. В основе чувств лежат потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми. Потребности в общении, в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами и т.д. возникают в процессе социализации.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Они не могут существовать долго.

Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т.д. То или иное чувство может не выражаться в определенной эмоции в конкретной жизненной ситуации. Например, у вас сильное и глубокое чувство любви к своим родителям, но в данный момент, постигая глубины психологии, вы не думаете о них, и не проявляете по этому поводу каких-либо эмоций.

Проверьте себя!

1. Переформулируйте определение эмоций и чувств, упростив его, не меняя при этом сути дефиниции. Какое слово в данном определении является ключевым?

2. Какое высказывание является правильным с точки зрения психологии? а) «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка»; б) «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка».

3. Что общего у эмоций и чувств? В чем их отличие?

4. Чем можно доказать, что эмоции и чувства – предельно субъективный феномен.

Эмоции и потребности. Эмоции - механизм непосредственной оценки организмом уровня благополучности его взаимодействия со средой. По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает, когда появляется рассогласование между тем, что человеку необходимо знать для удовлетворения потребности (Ин), и тем, что на самом деле ему известно (Ис). Эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда встреча с любимым человеком становится обычным делом, нашему организму уже незачем приходить в состояние активации.

Суть своей гипотезы П.В. Симонов представил в виде формулы:

Э = - П (Ин - Ис),

где Э – эмоция; П – потребность; Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис – информация, которой субъект располагает в момент актуализации потребности.

Как видим, отрицательные эмоции возникают у человека чаще всего из-за неприятной и, особенно, недостаточной информации о возможности адекватно удовлетворить потребность. Что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой. Кроме того, необходимо отметить, что положительная эмоция чаще возникает от уверенности в том, что потребность может быть удовлетворена, чем от самого ее удовлетворения. Ведь известно, что стоит только удовлетворить потребность, как эмоция быстро забывается.

Разберем суть теории П.В. Симонова на конкретном примере возникновения эмоций, связанных с удовлетворением потребности в пище. Если голод толкает человека к буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то понятно, что от этой «находки», очевидно, не возникает никаких эмоций. Все будет иначе, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что пирог исчез, или же, напротив, в буфете обнаружится целый пирог, кем-то туда положенный вместо одного кусочка.

Проверьте себя!

1. Какая возникает эмоция (положительная или отрицательная) в соответствии с формулой П.В. Симонова в ситуации: П = 0, т.е. когда потребность не актуализирована?

2. Какая возникает эмоция (положительная или отрицательная) в соответствии с формулой П.В. Симонова в ситуации: (Ин = Ис), т.е. когда человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией?

3. Какая возникает эмоция (положительная или отрицательная) в соответствии с формулой П.В. Симонова в ситуации: (Ин < Ис), т.е. когда поступившая информация превышает имевшийся ранее прогноз относительно вероятности удовлетворения потребности?

4. Какая возникает эмоция (положительная или отрицательная) в соответствии с формулой П.В. Симонова в ситуации: (Ин > Ис)?

5. Известно, что одна и та же потребность в разных ситуациях может вызвать различные эмоции. Какую эмоцию вызывает у человека или животного потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного (угрожающего) и слабого (не вызывающего угрозы) объекта взаимодействия?

Виды эмоций и чувств. В психологии обосновано много классификаций эмоций и чувств. Приведем некоторые из них.

Исследователь из США К. Изард в книге «Психология эмоций» выделяет десять фундаментальных эмоций человека. К ним он относит: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд / смущение, вина, удивление, интерес. Все остальные эмоции являются производными от них. Например, базовая эмоция страха порождает тревогу.

Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать противоположную – отрицательную эмоцию, переживаемую как неприятную. Это позволяет говорить о полярности эмоциональной сферы человека.

В психологической науке различают стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции побуждают человека к активной деятельности, мобилизуют его жизненные силы. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его активность.

Эмоции подразделяются на следующие виды: эмоциональный тон ощущения, эмоциональный отклик, настроение, конфликтные эмоциональные состояния (фрустрация, стресс, аффект).

Эмоциональный тон ощущения - это переживание человеком качества ощущения. Нам приятен запах цветов, но отвратителен запах гниения. Отдельные раздражители, например, скрежет по стеклу металлического предмета, вызывает даже болезненное неприятие - идиосинкразию.

Эмоциональный отклик - эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Вы увидели красивый пейзаж - возникает эмоциональный отклик. Его можно выразить словами: «Ах, как здорово!».

Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус его жизнедеятельности. Настроение может быть положительным или отрицательным эмоциональным состоянием, имеет определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Плохое настроение нередкое явление в жизни людей. Его своевременной профилактике помогут следующие советы. Коллективная мудрость многих народов предписывает людям рано ложиться спать и рано вставать. «Кто рано встает, тому Бог дает», - говорили на Руси. Английская пословица гласит: «Кто рано ложится и рано встает, тот счастье и богатство себе наживет». Не нежься в постели, - говорил немецкий философ И. Кант, - постель – гнездо всех болезней. Все это не случайно. Более ранний подъем снижает риск плохого настроения. И, конечно, нужны прогулки на свежем воздухе, бег трусцой, особенно по вечерам.

Хорошее настроение можно поддержать при помощи вегетарианской диеты. Полюбите винегрет, капустные салаты. Ешьте курагу, изюм, сабзу, грецкие орехи, мед. Регулярное употребление в пищу петрушки приведет к тому, что у человека появляются активность, смелость, уверенность в себе. Это свойство петрушки было известно еще в древности: римские гладиаторы ели ее перед выходом на арену. Ароматические вещества паприки способствуют выделению гормонов счастья - эндорфинов. Быстро нейтрализует отрицательные эмоции клубника. Бананы содержат серотонин - вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Проверьте себя!

1. Назовите одну - две производные эмоции от каждой нижеприведенной: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд / смущение, вина, удивление, интерес.

2. Какие из перечисленных К. Изардом базовых эмоций являются стеническими, а какие астеническими?

3. Что такое эмоциональный тон ощущений? Какой он у вас сейчас?

4. Что такое идеосинкразия?

5. Что такое эмоциональный отклик? Расскажите об испытанном недавно вами эмоциональном отклике.

6. Что такое настроение? Расскажите, как вы создаете себе и другим хорошее настроение.

7. Как способствуют хорошему настроению образ жизни человека, в том числе его питание?

Фрустрация: что ее порождает? Фрустрация(от латинского frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние кризиса мечты, краха надежды, вызванное (объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями на пути достижения цели. В случае неустранимости причин фрустрации (например, при невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). В состоянии фрустрации человек может искать какие-либо компенсирующие выходы: уходит в мир грез, возвращение к более ранним стадиям психического развития (регрессия), осуществляет агрессивные действия.

Психологи обнаружили, что фрустрация часто приводит к гневу или обиде в какой-нибудь форме. Представьте себе, например, что после напряженного трудного дня вы торопитесь поскорее попасть домой, но ваша машина не заводится. Вы понятия не имеете, что случилось, и ничего не можете поделать. Вы чувствуете фрустрацию, которая затем переходит в гнев. Поэтому если в данной ситуации вы в раздражении отпустите крепкое словечко, то ваше поведение вполне нормально.

Препятствовать достижению цели могут самые различные причины. Иногда у человека просто нет необходимых умений или способностей. Например, в случае с неисправной машиной вы не смогли определить, в чем проблема и как ее решить. Кроме раздражения по адресу машины, вы могли испытывать злость на самого себя за то, что не разбираетесь в двигателях и не умеете их чинить. Часто люди стремятся достичь целей, которые находятся далеко за пределами их возможностей. Например, застенчивый мужчина хочет стать отличным адвокатом, или женщина с ограниченными интеллектуальными способностями мечтает о карьере судьи.

Фрустрация может возникнуть также в том случае, если человек никак не может выбрать одну из нескольких целей. Иногда люди ощущают тягу сразу в нескольких направлениях. Курт Левин выделил три типа внутренних конфликтов, связанных с достижением цели, которые приводят к фрустрации.

Конфликт положительных равнозначных возможностей возникает тогда, когда у человека есть две привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно. Допустим, в одно и то же время в разных местах проводятся две отличные вечеринки, каждую из которых вам хотелось бы посетить. Одну из них вам придется пропустить, но какую? Вам придется сделать выбор, но это приятная дилемма. Вы всегда остаетесь в выигрыше, даже если приходится отказаться от одной из заманчивых альтернатив. Именно поэтому конфликты равнозначных положительных возможностей приводят лишь к самой слабой фрустрации.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей возникает, когда нам приходится выбирать одну из двух непривлекательных перспектив. (Выбор из двух зол). Обычной реакцией на конфликт этого типа является попытка бегства. Если бегство невозможно, то приходится так или иначе разрешать конфликт, то есть из двух зол выбирать меньшее. Однако любой сделанный вами выбор приводит к самой сильной фрустрации и гневу.

Конфликт положительно-отрицательных возможностей возникает из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Как правило, у вашей цели есть как положительные, так и отрицательные аспекты. Когда приходится оценивать положительные и отрицательные аспекты сразу нескольких возможных направлений деятельности, то возникает многосторонний конфликт. К примеру, вам предстоит сдавать серьезный экзамен. Вы осознаете, что если вы потратите три дня на подготовку к нему, то получите более высокую оценку, но не сможете пойти на концерт и провести несколько интересных вечеров с друзьями. Из трех типов конфликтов конфликт этого типа возникает чаще всего. При разрешении конфликтов этого типа сначала обычно преобладает положительная тенденция.

Гнев и агрессия. Любой конфликт, независимо от его типа, приводит к фрустрации, но люди реагируют на нее по-разному, и одни способны переносить гораздо более сильную фрустрацию, чем другие. Иногда люди пытаются уйти от фрустрации, но чаще всего начинают сердиться. Они выражают свой гнев с помощью множества способов, наиболее распространенным из которых является агрессивное поведение. К агрессии относится целый ряд форм поведения: от вступления в мелочные пререкания до экстремальных проявлений физического насилия. Цель агрессии - причинить реальный вред или уничтожить другого человека или предмет.

У разных людей проявления агрессии существенно отличаются. Некоторые люди сразу же выражают и гнев, затевая споры или хлопая дверьми. Другие не показывают своих чувств, хотя внутри у них все кипит. Третьи стараются избегать таких ситуаций, когда можно ожидать возникновения фрустрации и гнева. Психологи по-разному объясняют такое разнообразие проявлений гнева. Остается дискуссионным также и вопрос о том, обусловлена ли склонность к агрессии наследственностью или является приобретенным качеством. И как бы то ни было, психологи исследуют обе возможности.

Исследования показали, что люди с неврологическими или мозговыми нарушениями чаще проявляют агрессивность. Эти нарушения могут иметь генетические причины или быть следствием травмы головного мозга в результате несчастного случая, драки, злоупотребления алкоголем или наркотиками. Когда ученые соберут больше информации о зонах головного мозга, связанных с формированием эмоций, тогда они, возможно, разберутся и в физиологических причинах агрессии.

Психологи также обнаружили, что люди научаются агрессивному поведению на собственном опыте. Если в прошлом агрессивное поведение помогало им дать выход фрустрации и гневу, они снова будут прибегать к агрессивным действиям. Исследования, проведенные А. Бандурой и другими учеными, позволяют заключить, что агрессивному поведению можно научиться и у других людей. Психологи обнаружили, что дети, воспитанные агрессивными взрослыми, проявляли большую склонность к агрессии, чем дети, которых воспитывали на основе принципов сотрудничества и миролюбия. Культурные факторы также влияют на степень агрессивности человека.

Существует несколько способов выражения гнева.

Первый способ заключается в том, чтобы открыто выразить свой гнев. Если какой-нибудь человек вас раздражает, то вы можете сердитым тоном заявить ему об этом, закричать, затопать ногами и т.п. Однако бывают случаи, когда прямое выражение своего гнева - явно не самый лучший вариант взаимодействия с окружающим миром. Вы, конечно, в порыве гнева можете надеть корзину с мусором на голову начальника. Но будет ли аварийный выброс ваших эмоций способствовать построению конструктивной модели вашего взаимопонимания?

Второй способ состоит в косвенном выражении гнева. Иногда мы не можем направлять свои эмоции на человека или предмет, вызвавший у вас фрустрацию. Вместо этого мы вымещаем гнев на человеке или предмете, которые не является для нас опасным. Поскольку в этом случае наш гнев переносится с одного объекта на другой, то косвенное выражение гнева называется замещением или переносом. Несмотря на то, что такой способ позволяет дать гневу выход, он, очевидно, несправедлив по отношению к тому человеку, на которого обрушиваются наши отрицательные эмоции.

Третий способ выражения гнева - сдержать его или, так сказать, загнать гнев внутрь себя. Люди считают гнев отрицательной или «плохой эмоцией». Культурные нормы предписывают держать его при себе. Такое отношение к гневу является нездоровым. Люди, которые держат гнев в себе, подвергаются риску возникновения целого ряда соматических заболеваний.

Четвертый способ предполагает попытку с самого начала не дать чувству гнева развиться. Для этого надо первым делом выяснить причину гнева. Иногда ее удается устранить. Если вас раздражает ваш приятель, который в течение всех ваших встреч непрерывно хвастается, можно просто прекратить с ним общаться под предлогом большой занятости или нездоровья.

К сожалению, решение вопроса далеко не всегда бывает столь простым. Гораздо чаще люди попадают в ситуации, когда причина гнева неустранима. Тем не менее, чувство гнева можно взять под контроль. Дадим некоторые рекомендации о том, как это сделать.

Первое. Чувство юмора помогает справиться даже с сильным гневом. Если вы найдете в ситуации какие-нибудь забавные стороны, то напряжение снимется само собой.

Второе. Один из методов управления гневом включает в себя следующие рациональные действия:

· Выслушайте человека, вызвавшего ваш гнев, и попробуйте встать на его место.

· Когда будете говорить с вашим оппонентом, постарайтесь почувствовать уважение к нему.

· Старайтесь не отвлекаться от обсуждаемой темы. Не возвращайтесь к старым раздорам и обидам.

· Сосчитайте до десяти, чтобы успокоиться.

Третье. Гнев можно редуцировать с помощью физической нагрузки. Для разрядки эмоционального напряжения необходимо сделать пробежку, вскопать грядку, навести порядок в гараже, поиграть в теннис, поколотить боксерскую грушу, вдоволь натанцеваться на дискотеке, шумно поболеть за любимую команду и т.п.

Четвертое. Держать гнев под контролем помогают упражнения на расслабление различных групп мышц и глубокого дыхания.

Данные рекомендации имеют особое значение для оперативных сотрудников ОВД, которые по долгу службы должны уметь владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Тревога и тревожность. Тревога – это переживание неопределенной опасности. Индивидуально-психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения называется тревожностью. Различают ситуативную и личностную тревожность. Устойчивое проявление тревоги принято называть личностной тревожностью. Неустойчивое проявление тревоги именуют ситуативной тревожностью. Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успеха, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей; обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Аффект. Под аффектом (от латинского аffectus - душевное волнение, страсть) в психологии понимают сильное, непродолжительное эмоциональное переживание, которые является ответной реакцией на сильный эмоциональный раздражитель - по адресу оскорбителя, соперника и т.п., т.е. на круг лиц, с которыми связаны аффективные представления.

Отличие аффекта от эмоций не столько количественное, сколько качественное. Если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего Я, аффект - это состояние, возникающее помимо воли человека. Самая главная особенность аффекта - это нарушение сознательного волевого контроля собственных действий.

Проверьте себя!

1. Что такое фрустрация?

2. Переживали ли вы ее когда-нибудь?

3. Приведите примеры фрустрации, имевшей место в жизни известных вам людей.

4. Чем отличается тревога от тревожности.

5. Что такое ситуативная и личностная тревожность?

6. Дайте определение понятию «аффект».

Упражнение. Определите тип описанных ниже внутриличностных конфликтов, порождающих фрустрацию:

1. Кирилл хочет научиться кататься на роликовой доске, но боится, что будет глупо выглядеть, если упадет.

2. Читая меню в ресторане, Матвей никак не может решить, что ему заказать - сочный бифштекс или ароматного омара.

3. Дмитрий терпеть не может административное право, но если он прогуляет еще один семинар, то не получит зачета за семестр.

4. Галина не может выбрать, где провести отпуск - в Ялте или в Сочи.

5. Ирине очень нравится на пляже в Зеленоградске, но она боится, что сильно обгорит на солнце, если не уйдет с пляжа прямо сейчас.

6. Инесса хочется пригласить друзей на вечеринку с ужином, но она ужасается от одной мысли о том, что ей придется целый день готовить, а потом мыть гору посуды.

Упражнение. Ответьте на вопросы по сюжетам, приведенным в предшествующем упражнении.

1. Кто из персонажей сюжетов, вероятно, будет испытывать самую сильную фрустрацию и гнев?

2. Кто из персонажей сюжетов, вероятно, будет испытывать самую слабую фрустрацию и гнев?

Упражнение. В семье маленького Виктора часто бывают ужасные скандалы. Его мать швыряется кастрюлями и сковородками, а отец бьет вазы и окна. Виктора часто бьют за непослушание. Чтобы Виктор не стал агрессивным, родители запрещают ему смотреть фильмы или телепрограммы, в которых демонстрируется насилие.

Родители маленького Данилы иногда ссорятся, но обычно ведут себя спокойно и предпочитают решать все вопросы с помощью переговоров. Хотя они и ограничивают время, в течение которого Данила может смотреть телевизор, они разрешают ему смотреть любые программы. Данила часто выбирает «боевики». Кто из детей с большей вероятностью будет вести себя агрессивно и прибегать к насилию, когда вырастет? Почему?

Упражнение. Диана два месяца добросовестно трудилась над курсовой работой по психологии. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. Теперь ее преподаватель отказывается выставить ей положительную оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием. Диана чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться. Опишите, как Диана могла бы а) выразить свой гнев; б) справиться с ним.

Упражнение. Какие из высказываний истинные?

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Низкотревожные люди хуже, чем высокотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи - характерная черта низкотревожных людей.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у высокотревожных людей.

5. Для низкотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Стресс. Понятие стресса(от английского stress – напряжение) введено в науку канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия стрессоров – неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий, которые вызывают физические или психические травмы. Стрессоры вызывают вегетативные изменения в организме (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.).

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, возникают патологические процессы, приводящие иногда к гибели организма.

Стресс классифицируют. Различают физиологический и психологический стресс. Источниками физиологического стресса являются неблагоприятные условия жизни человека, запредельные физические нагрузки, вредные для здоровья механические, химические, радиоактивные воздействия, различные заболевания.

Психологический стресс вызывается стрессорами психологического порядка. Он бывает двух видов: информационный (возникает в результате информационных перегрузок) и эмоциональный (сопутствует острому горю или большой радости). Психологические стрессоры - те факторы, которые люди субъективно оценивают для себя как очень вредные или очень благоприятные. Указанные оценки зависят от жизненного опыта людей, их нравственных позиций, способности адекватно оценивать ситуацию, умения реагировать на стрессоры определенным образом и другие.

Стресс опасен для человека, но он и необходим для него. Например, легкая встряска организма – это австресс, т.е. хороший стресс. Он обеспечивает мобилизацию жизненных сил человека на преодоление трудностей. Дистресс –стресс-убийца. Он приводит к истощению организма и смерти.

В стрессовом состоянии в организме человека вырабатывается гормон кортизол. Этот гормон способствует появлению дополнительной энергии, участвует в процессе превращения белков в энергию, поддерживает уровень артериального давления, но, к сожалению, ослабляет иммунитет. Стресс делает человека уязвимым для болезни. Возможно, вам случалось заболеть после того, как вы в течение какого-то периода находились в состоянии напряжения. Несмотря на то, что мало кто из медиков ставит под сомнение важность роли эмоциональных расстройств в развитии целого ряда заболеваний от инфаркта и рака до аллергии и язвенной болезни, полного понимания характера зависимости между стрессом и болезнями пока еще не достигнуто.

Успешность преодоления стрессового состояния зависит от адаптационных возможностей конкретного человека, развитости его защитных механизмов, его способности к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это в свою очередь определяется опытом пребывания человека в напряженных, критических, опасных ситуациях и силой его нервной системы. Кроме того, устойчивость к стрессу может специально формироваться.

В ситуации преодоления стресса проявляются два поведенческих типа личности: «тип жертвы» и «тип достойного поведения».

Как справиться со стрессом. Профессиональная деятельность оперативных сотрудников ОВД предполагает выполнение обязанностей по службе в экстремальных и опасных для жизни и здоровья ситуациях. Эти ситуации, безусловно, являются стрессовыми. Вы должны уметь справляться со стрессом. Для этого необходимо постоянно стараться управлять событиями, вызывающими его. П. Шэйвер и С. О'Коннор выделяют три способа, позволяющих успешно бороться со стрессом:

1. Решить свою проблему.

2. Изменить отношение к проблеме.

3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса на свой организм.

Если вы решили воспользоваться первым способом, то пытаетесь устранить свою проблему. Вы четко ее формулируете, рассматриваете имеющиеся у вас возможности и выбираете один или несколько вариантов в качестве решения. Представьте, что вы пришли в стрессовое состояние, получив известие о том, что вас исключают из института, поскольку вы завалили сессию. Что вам делать? Сформулируете свою проблему: исключают из учебного заведения. Затем надо обдумать, какие варианты действий можно предпринять. Можно перейти в другой вуз, выбрав для себя учебное заведение с более низкими требованиями. Можно перевестись на заочное отделение и пойти работать или вообще выбрать другую профессию. Последний вариант - обратиться с просьбой к руководителю учебного заведения предоставить вам еще один шанс. Теперь необходимо выбрать наилучший вариант решения проблемы.

Второй способ борьбы со стрессом заключается в том, чтобы изменить свое первоначальное отношение к проблеме. Вы решаете, что ваша ситуация вообще не является проблемной. Ведь можно посмотреть на неприятности не только как на невзгоды судьбы, но и как на способ закалки характера. «Будь, что будет!», - говорите вы себе и продолжаете жить. Возможно, вы найдете для себя какую-нибудь выгоду из создавшегося положения. Часто людям удается найти в стрессовых ситуациях смешные стороны и это им помогает.

Третий способ справиться со стрессом - это смириться с проблемой, но принять меры к тому, чтобы избежать вредное влияния стресса на ваш организм. Если проблему нельзя ни обойти, ни решить, полезно просто немного отдохнуть. Поезжайте куда-нибудь, где вас не будут беспокоить и психотравмировать. Этим местом может быть отчий дом, деревня, курорт, заграница и т.п. Займитесь любимым делом. Самое главное – найдите человека, которому вы можете доверять, и который готов оказать вам психологическую помощь и периодически рассказывайте ему о своей проблеме. Вербализация проблемы уменьшает психическое напряжение.

Проверьте себя!

1. Что такое стресс?

2. Назовите фамилию ученого, который ввел в науку данное понятие?

3. Каковы этапы развития стрессового состояния?

4. Назовите виды стресса. Какой из видов стресса вам приходится испытывать чаще всего?

5. На какие типы делятся люди по тому, как они преодолевают стресс?

6. Подумайте над тем, как использовать известные вам механизмы психологической защиты для реализации здоровых способов преодоления стресса?

Упражнение. Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой стратегией он пользуется - решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

1. Мира Антоновна попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

2. В ресторане Николай и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов, но, в конце концов, решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

3. Начальник крайне низко оценил работу Виктора. Он думал о том, что ему делать: уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.

4. Стол Кати в офисе стоит рядом со столом женщины, которая пытается ее поучать и обладает громким визгливым голосом. Женщина действует Кате на нервы. Чтобы снять эмоциональное напряжение, Катя каждый день совершает пробежку по парку.

Высшие эмоции - чувства. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства - связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Различают интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства.

Интеллектуальные чувства это эмоциональные состояния, возникающие в процессе выполнения интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся: радость решения интеллектуальной задачи, любознательность, чувство юмора, и т.п. Чем выше уровень психического развития человека, его культурный уровень, тем больше он любознателен, тем больше он получает положительных эмоций от активности своего ума, тем лучше он понимает тонкий юмор.

Нравственные чувства – это эмоциональные состояния, возникающие в процессе установления личностью соответствия своего поведения и деятельности социальным нормам социума, в котором он находится. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании нравственных категорий добра, долга, чести, справедливости, ответственности. Нравственные чувства, образуя «нравственный закон внутри нас» (И. Кант), определяют наше поведение.

Эстетические чувства - это эмоциональные состояния, возникающие в процессе переживания человекам прекрасного. Способность воспринимать и оценивать красоту, гармонию, симметрию, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства, дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное - один из основных показателей психического развития человека.

Общая эмоциональная направленность (ОЭН). Б.И. Додонов утверждает, что следует различать общую эмоциональную направленность личности, ее тип и конкретную эмоциональную направленность. Понятие общей эмоциональной направленности охватывает всю иерархию ценных для данной личности переживаний. Тип эмоциональной направленности выделяется только с учетом одного, наиболее ценного для индивидуума эмоционального состояния, переживания. Говоря о конкретной эмоциональной направленности, необходимо учитывать те конкретные виды деятельности, посредством которых человек свою эмоциональную направленность реализует (и в какой мере он в этом преуспевает).

Б.И. Додонов выявил 10 нормальных типов ОЭН и один особый. Охарактеризуем сначала в главных чертах каждый из них, а затем остановимся на том, как принадлежность человека к тому или иному типу ОЭН сказывается на широком спектре проявлений личности в ее жизнедеятельности.

1. Альтруистический тип. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. Альтруистический тип ОЭН чаще всего встречается среди лиц женщин. Для его правильной оценки важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от морально-мировоззренческих взглядов и идеалов альтруистки. Эмоциональная альтруистка - отнюдь не обязательно хороший человек, по-доброму относящийся к окружающим. Порой ее альтруизм сосредоточен только на членах семьи. Вообще же такая «альтруистка» никого по-настоящему не любит, а лишь наслаждается своим чувством.

2. Коммуникативный тип близок к альтруистическому типу. Для людей этого типа ОЭН особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с людьми, но не обязательно па основе служения последним. Круг наиболее ценных для данного типа личности переживаний - это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими лицами, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности и т.п. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности - самый распространенный, и опять-таки особенно среди девушек. Почти две трети из числа изученных Б.И. Додоновым старшеклассниц и студенток относились именно к этому типу и лишь около одной четвертой юношей.

3. Праксический тип. Существуют эмоции, которые присутствуют в той или иной мере во всех продуктивных видах деятельности. В то же время каждый вид деятельности имеет свое эмоциональное содержание. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступают само стремление к цели и удовольствие от достижений на этом пути. Характерной особенностью лиц такого типа является осуществление трудовой деятельности с большим напряжением воли, увлеченность работой, приносящей желаемый результат. Праксический тип ОЭН, как и коммуникативный, относится к числу наиболее распространенных. Но распространенность его, очевидно, может сильно колебаться в разных профессиональных группах (это, впрочем, относится и ко всем другим типам ОЭН).

4. Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для данного типа ОЭН является решение сложных познавательных проблем.

5. Романтический тип характеризуется стремлением к чему-то таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного, как желанное переживание романтика, следует отличать от простого гностического «чувства загадки», проблемности ситуации. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которого я переживаю). Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования.

Романтический тип близок к гностическому своей поисковой устремленностью, однако, далеко не равнозначен ему. Главное для «гностика» - решение сложной задачи, удовольствие от процесса достижения когнитивной гармонии, устранение противоречий в мышлении, решение научного «кроссворда». Романтику же даже в научном исследовании интереснее не свести сложное явление к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым, или отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Школьников с романтическим типом ОЭН чаще всего удается выявить по безудержному увлечению приключенческой литературой.

6. Пугнический тип. Название этого типа ОЭН произведено от латинского слова puqno - борьба. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Для них жить - значит рисковать. Представителей пугнического типа борьба влечет не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе нечто приятное, как для детей при слушании «страшных» сказок. Он психологически не демобилизует, а мобилизует их.

7. Эстетический тип. Лица, относящиеся к этому типу, превыше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного - вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко (но не обязательно) к их любимым эмоциональным состояниям относятся лирическая, светлая грусть, задумчивость. Не следует смешивать эстетический тип ОЭН с высоко развитым эстетическим вкусом и даже с ясно сформированной склонностью к занятиям искусством. Далеко не все, даже самые знаменитые художники, писатели, скульпторы и т.п., могут быть отнесены к эстетическому типу ОЭН. Например, по данным специальных исследований Б.И. Додонова, у М. Ю. Лермонтова был ярко выраженный романтический тип ОЭН, а у Л. Н, Толстого - альтруистический. Как и все другие типы ОЭН, эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.

8. Глорический тип берет свое название от латинского слова gloria - слава. Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Лица с глорическим типом ОЭН встречаются не так уж часто. Почти во всех изученных Б.И. Додоновым случаях лиц глорического типа обнаруживается наличие тщательно скрываемого комплекса неполноценности.

9. Акизитивный тип ведет свое название от французского слова acquisition - приобретение. Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что и вещизм, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть такой «нравственной болезнью». Акизитивные устремления могут выражаться чаще всего в коллекционировании. При этом спектр коллекционирования бывает весьма широким, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Поскольку самоцельность приобретения порою может иногда сочетаться даже с общественно полезной целью, то не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.

10. Гедонический тип. Строго говоря, название этого типа не совсем точное. Гедонизм в переводе с греческого языка означает наслаждение. По признаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждение человека, выделены Б.И. Додоновым все другие типы. Однако у всех этих типов (за некоторым исключением глорического) их наслаждение неразрывно связано с целенаправленной деятельностью. Потребность в наиболее ценных эмоциональных переживаниях они, как правило, удовлетворяют попутно с достижением социально значимых объективных результатов своей активности. При этом все их внимание сосредоточено именно на цели деятельности. О том, что последняя необходима им и как источник определенных эмоций, они могут даже не задумываться. Совсем иное положение с гедоническим типом. Гедонисты любят испытывать эмоции, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковыми являются, например, наслаждения, получаемые от вкусной пищи, тепла солнца, ощущения безмятежности, приятной бездумной возбужденности на вечеринках и т.п.

Б.И. Додонов установил, что ярко выраженный тип определенной эмоциональной направленности встречался примерно у 1/4 части людей. Первые семь охарактеризованных выше типов ОЭН указанный автор предлагает рассматривать с точки зрения их социальной ценности как равнозначные. Два последующих типа оценивает как несколько сомнительные, а гедонический тип - как нежелательный.

Вопрос о том, чем обусловливается принадлежность личности к тому или иному типу ОЭН, психологами еще хорошо не исследован. Однако имеющиеся наблюдения, указывает Б.И. Додонов, позволяют думать о том, что тип эмоциональной направленности возникает у человека по тем же законам, по каким формируется характера личности. В основном тип ОЭН развивается под влиянием тех или иных внешних воздействий, воспитания в широком смысле этого слова, социализации. На формирование типа ОЭН, очевидно, оказывают влияние и некоторые врожденные задатки. Главное же состоит в том, что он формируется рано и в дальнейшем обычно оказывается достаточно устойчивым интегральным качеством личности.

Проверьте себя!

1. К какому виду чувств относится любовь?

2. К какому виду чувств относится благородство?

3. К какому виду высших эмоций относится психологическое состояния, которое испытывает оперуполномоченный уголовного розыска, который разгадал суть криминального замысла преступников и осознает, что может раскрыть преступление?

Упражнение. Определите, какому типу ОЭН личности принадлежит приведенное ниже высказывание или описание поведения людей.

1. «Для меня самое приятное переживание - разобраться в трудном вопросе. Самое приятное чувство - решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно».

2. «Наиболее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду одна, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво».

3. Для писателя Артура Конан Дойля, как выразился один из его биографов, слово «приключение» сохраняло магическую силу всю его жизнь. Даже умирая, он тешил себя тем, что ему впереди предстоит «самое удивительное приключение».

4. «Самое приятное переживание - внутренняя сосредоточенность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами и природой».

5. «Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства».

6. «...Я люблю это чувство - опасность», - сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.

7. «Это чувство немного напоминает то, которое испытывает каждый при разгадывании кроссвордов. Но все же чувство, охватывающее исследователя в науке, неизмеримо более сильное... Вы переживаете, как самые сокровенные тайны природы раскрываются перед вами,... как ваша работа обнаруживает смысл и порядок там, где до вас не могли обнаружить ничего, кроме бессмысленной путаницы явлений».

8. «Люблю состояние грусти или какой-то прозрачной печали, когда слышу прекрасные звуки музыки».

9. «Каждый прыжок переживался по-своему, всякий раз доставляя смешанное чувство волнения и радости, - писал о себе Ю. А. Гагарин. - Мне нравилось и томление, охватывающее тело перед прыжком, и трепет, порыв, и вихрь самого прыжка.

10. «Уходя в поход, обязательно берешь с собой фотоаппарат. Сколько вокруг тебя деревьев и цветов! Какие красивые берега у реки! Как невиданно красиво заходит солнце... Твоя подруга нашла редкий цветок. И ты, только ты, с фотоаппаратом в руках можешь запечатлеть ту радость, тот восторг, которым осветилось лицо подруги! Увиденное один раз своими глазами, ты потом можешь показать другим, поделиться с ними прекрасным. В твоей душе появляется чувство радости от того, что ты можешь сделать людям добро. Как это хорошо и как приятно».

11. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала», - писал о себе М.Ю. Лермонтов.

12. «Больше всего мне нравятся чувства, возникающие у меня от общения с людьми, которых я уважаю».

13. «Люблю вкусно поесть, а потом посидеть в кресле у камина с хорошей сигаретой и чашечкой кофе».

14. «Работа – это моя жизнь. Я не мыслю себя без любимого дела. Я готов работать сутками напролет. Когда я копаюсь в дизеле, я забываю про все. Ненавижу праздники. С утра не знаешь, чем себя занять, маешься, не можешь дождаться рабочего дня».

15. Будучи человеком спокойным и даже где-то медлительным, Иван Петрович приходил в необычайное возбуждение, становился энергичным, когда видел монету, которой не было у него в коллекции. Он мог говорить о ней часами и становился поистине счастливым, когда приобретал ее.

2. Воля как психологический феномен. Понятие о воле. Любая деятельность человека всегда представляет собой конкретные действия, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков получило в психологии название воли.

Оперативный работник, сыщик должен быть волевым человеком. Упорство в преодолении возникающих трудностей и способность заставить себя делать неинтересную, но необходимую для дела работу психограмма оперативного сотрудника ОВД относит к числу его профессионально важных качеств.

Каковы существенные признаки воли как психологического феномена?

Первое. Воля всегда выражается в приложении усилий, направленных на преодоление препятствий, в борьбе конкурирующих мотивов, ни один из которых не в состоянии победить без реализации волевого акта. Препятствия на пути достижения цели бывают внешними (объективными) и внутренними (субъективными). Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие достаточного для эффективной работы количества оргтехники, наличие активного противодействия со стороны иных лиц. Однако нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы победить самого себя, например, собственную лень или усталость – внутренние препятствия.

Второе. Важнейший признак волевого действия - это высокий уровень его осознанности. Дело в том, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствий, является волевым. Например, человек, спасающийся от грабителей, может преодолеть значительные препятствия: перепрыгнуть через высокий забор, с рекордной скоростью пробежать большое расстояние. Однако его действия не являются волевыми. Почему? Они не вызваны глубоким осознанием значимости достижения поставленной цели. Осознание, о котором идет речь в данной ситуации, проявляется в наличие у человека продуманного плана осуществления действия. Действие, выполняемое не по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. В этой связи волю можно признать чисто человеческим психологическим явлением. Животные не обладают волей. Только люди отличаются свободой воли.

Третье. Одна из функций воли – придание дополнительной силы уже имеющемуся побуждению, дополнительная энергетическая подпитка уже возникшей мотивации. Это – активизирующая функция. Другая функция воли – тормозная. Ее иначе можно назвать функцией самоограничения, саморегуляции, самоконтроля. Воля проявляется не только в активизации деятельности, но и в удержании человека от выполнения некоторых ее видов, в подавлении отдельных достаточно сильных влечений, желаний, мотивов. Воля осуществляет их сознательное подчинение другим, более значимым целям. На высших уровнях своего проявления воля основывается на духовных целях и нравственных ценностях, на убеждениях и идеалах.

Четвертое. Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда более простых промежуточных действий, приближающих нас к достижению поставленной цели. Сложное волевое действие обычно сопровождается отсутствием морального удовлетворения на промежуточных этапах его реализации. Напротив, вместе с успешным выполнением волевого акта человек испытывает моральное удовлетворение. Ведь ему удалось преодолеть трудности и достичь желаемой цели.

Структура волевого действия. С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. Стремление по степени осознанности разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Оно, как правило, либо угасает, либо превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека и получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возни сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.

Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность. В этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Важно подчеркнуть, что в психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.

Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Исполнительный этап волевого действия занимает определенный промежуток времени. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае речь идет о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу.

Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходима сознательная мобилизация внутренних ресурсов человека, необходимая для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение. В одних случаях он проявляется в том, что человек осуществляет какие-то внешние действия, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от выполнения каких-либо внешних действий.

Волевые качества. Воля характеризуется определенными качествами. Принято выделять силу воли как обобщенную способность человека преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути достижения поставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощь волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Чем серьезнее препятствия, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Качество, которое противостоит по смыслу позитивным качествам воли, является лень.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие волевые качества, как выдержка и самообладание. Они выражаются в умении: владеть собой в напряженных, экстремальных и опасных ситуациях, сдерживать свои эмоции и чувства, когда это требуется, не допускать импульсивные и необдуманные действия, заставить себя выполнять задуманные действия, воздерживаться от поступков, которые хочется делать, но которые является неразумным или неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует силу стремления человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

От настойчивости принято отличать упрямство - отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается бескомпромиссно и неразумно настаивать на какой-то своей позиции, даже если она несостоятельна. По сути, упрямый человек не обладает сильной волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность - это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, зачастую безделью.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности, всегда связана с еще одним качеством воли - решительностью. Решительность заключается в быстром принятии решения, выборе адекватных средств достижения поставленной цели и энергичном переходе к непосредственному выполнению самих волевых действий.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений и необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается над тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому он часто раскаивается в том, что совершил.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность (организованность) действий. Последовательность действий проявляется в том, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Спланированные действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и запланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь запланированное значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Патологии воли. Наиболее распространенными болезненными состояниями воли являются абулия (от греческого слова abulia – нерешительность) и апраксия.

Абулия проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Абулия вызывается патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня. Как правило, абулия возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. Она может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Абулия может являться симптомом начальной стадии психического заболевания, как у взрослых, так и у детей. Тяжелая абулия – признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. Несильно выраженная абулия иногда наблюдается при некоторых пограничных состояниях (например, при психоневрозах).

Апраксия (от греческого – бездействие) выражается в нарушении произвольных целенаправленных движений и действий. Апраксия возникает при поражении коры головного мозга.

Абулию и апраксию следует отличать от гипобулии – (от греческого –слабоволия), которая отчасти является дефектом социализации. Гипобулия, с одной стороны, это неумение поставить и реализовать осмысленную отдаленную цель, что с точки зрения К. Левина, связано с отсутствием временной перспективы в жизненном мире. С другой стороны, гипобулия проявляется в неумении блокировать, тормозить и преодолевать импульсивные примитивные влечения и реакции. Еще Э. Сеген рассматривал гипобулию как главный симптом умственной отсталости, с чем соглашался и Л.С. Выготский.

Проверьте себя!

1. Дайте определение понятия воли.

2. Каковы существенные признаки воли как психологического феномена?

3. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

4. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

5. Назовите волевые качества человека.

6. Что такое абулия?

7. Что такое апраксия?

8. Что такое гипобулия?

3. Мотивация как психологический феномен. Потребности, мотивы, стимулы. Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-либо.Попробуем назвать какие-либо из наши потребностей.Все люди хотят жить и быть здоровыми. Потребности в пище, отдыхе и кислороде являются общими для всех. Но у каждого человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: