Согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда (Прага, 1967), реабилитация — это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной жизни.
В этом определении на 1-е место выдвигаются восстановление трудовых функций и навыков, возможность участия в общественной жизни и производственной деятельности как средства достижения больными и инвалидами экономической независимости и самостоятельности, снижения расходов на их содержание, т.е. реабилитация преследует не только сугубо экономические цели, но не в меньшей мере и социальные.
Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы (например, приспособление к дефекту, изменение профессии и др.). Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, и содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитационной медицины, требующей активного участия как медицинских работников, психологов, так и органов социального обеспечения и других государственных служб.
К 1970 г. при участии специалистов разных стран было сформулировано понятие последствий заболеваний как основного предмета науки и практики медико-социальной реабилитации:
а) нарушение структур и функций организма человека;
б) ограничение его жизнедеятельности как индивидуума;
в) социальная недостаточность человека как личности.
В 1980 г. ВОЗ была рекомендована систематика последствий заболеваний, представленная в форме международной классификации ICIDH, как инструмент анализа и решения проблемы жизнеобеспечения людей, связанной с состоянием их здоровья. Важно помнить, что при хронических формах заболевания меняется в человеке буквально все: и состояние его организма, в котором возникает морфологический и функциональный дефицит, и способности к жизнедеятельности, определяющие его развитие как личности, т.е. все параметры, представляющие собой социально-детерминированное и социально значимое качество человека. Человек меняет отношение к себе и к миру, в котором живет, он ограничен в сферах деятельности, привязан к определенным средствам жизнеобеспечения, т.е. формируется особый тип поведения хронически больного человека. Это определяет иные средства и методы врачебной помощи больному, требующие привлечения к этому специалистов других областей знания и практики. В одном из комментариев IC1DH, поступивших в адрес Комитета экспертов ВОЗ, концепция ICIDH расценивается как «ключ к рациональному управлению хронической болезнью».
В настоящее время все последствия заболеваний классифицированы по уровням:
- на биологическом (уровень организма); психологическом (уровень индивидуума);
- социальном (уровень личности).
Это 3 основных класса последствий заболевания (табл. 1.4).
Медико-социальное направление реабилитации предполагает сохранение и укрепление здоровья как отдельного индивидуума, так и всего населения. Поэтому в системе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать 2 этапа:
— 1-й — профилактический: способствует сохранению активной трудоспособности и предупреждает развитие заболевания;
— 2-й — заключительный (завершающий): возвращение ранее нетрудоспособных людей к полноценной общественно-трудовой и личной жизни.
Следовательно, реабилитацию на 1-м этапе целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с первичной профилактикой — основным направлением медицины.
В международной классификации нарушений (МКН) были введены 3 критерия оценки:
а) повреждение;
б) инвалидность;
в) увечье.
Во 2-м пересмотре классификации, а также в версии нового пересмотра — Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICF) были добавлены такие критерии последствий болезней, как ограничение активности и участия, изменения.
Повреждение (impairment) — это любая утрата или отклонение от нормы анатомических, физиологических или психических структур или функций организма.
Инвалидность или нарушение навыков (disability) — любое ограничение или утрата способности (как следствие повреждения) проявлять активность таким образом или в таком объеме, которые считаются для человека нормальными.
Увечье или социальная недостаточность (handicap) проявляется в результате повреждения или нарушения навыков с ущербом для пострадавшего индивидуума, которые ограничивают или уменьшают ту роль, которая для этого индивидуума в его окружении является нормальной.
Таблица 1.4. Международная классификация последствий заболеваний и травм (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps, 1980)
Последствия, определяемые на уровне организма | Последствия, определяемые на уровне индивидуума | Последствия, определяемые на уровне личности |
Нарушения структур и функций организма: 1) умственные; 2) другие психические; 3) языковые и речевые; 4) ушные (слуховые и вестибулярные); 5) зрительные; 6) висцеральные и метаболические; 7) двигательные; 8) уродующие; 9) общего характера | Ограничения жизнедеятельности, снижение способности: 1) адекватно вести себя; 2) общаться с окружающими; 3) совершать движения; 4) действовать руками; 5) владеть телом; 6) ухаживать за собой; 7) ситуационное снижение способности; 8) овладевать специальными навыками | Социальная недостаточность из-за неспособности: 1) к физической независимости; 2) к мобильности; 3) к занятиям обычной деятельностью; 4) к получению образования; 5) к профессиональной деятельности; 6) к экономической самостоятельности; 7) к интеграции в общество |
Среди наиболее важных аспектов реабилитации следует указать на медицинский, физический, психологический, профессиональный и социальный.
К медицинским аспектам относятся вопросы ранней диагностики и своевременной госпитализации больных, возможно более раннего применения патогенетической терапии и др.
Физический аспект, являющийся частью медицинской реабилитации, предусматривает всевозможные мероприятия по восстановлению работоспособности больных с применением средств ЛФК, физических факторов, мануальной и рефлексотерапии, а также проведением нарастающих по интенсивности физических тренировок в течение более или менее продолжительного времени.
Психологический (психический) аспект предусматривает преодоление отрицательных реакций со стороны психики больного, возникающих в связи с болезнью и обусловленным ею изменением материального и социального положения.
Профессиональный и социально-экономический аспекты затрагивают вопросы приспособления больного к соответствующему виду труда по специальности или его переквалификации, что предоставляет больному возможность материального самообеспечения в связи с самостоятельностью в трудовой деятельности. Таким образом, профессиональный и социально-экономический аспекты реабилитации относятся к области, связанной с трудоспособностью, трудоустройством, взаимоотношением больного и общества, больного и членов его семьи и т.д.
Медицинский аспект реабилитации. Основное содержание данного аспекта — это вопросы лечебного, лечебно-диагностического, лечебно-профилактического плана. Например, при инфаркте миокарда (ИМ) и других формах ИБС значение лечебных мероприятий велико на всем протяжении реабилитации, но наибольшее значение они приобретают при самых ранних сроках болезни — на догоспитальном и госпитальном (стационарном) этапах острого процесса. Стремление к восстановлению здоровья и трудоспособности больного немыслимо без борьбы за сохранение его жизни. Нетрудно представить, что позднее оказание медицинской помощи, включая и госпитализацию, ведет к распространению очага некроза, появлению всевозможных осложнений, т.е. усугубляет течение болезни. Существует весьма тесная связь между тяжестью ИМ и исходом заболевания (включая также показатели эффективности реабилитации). Установлено, что чем меньше серьезных осложнений и чем доброкачественнее течение заболевания, тем больше больных и в более короткие сроки возвращаются к трудовой деятельности. Следовательно, предупреждение осложнений, своевременное и правильное лечение имеют решающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий.
Физический аспект реабилитации — это восстановительное лечение, включающее все вопросы, относящиеся к применению физических факторов, средств ЛФК, мануальной и рефлексотерапии, психотерапии, а также методы исследования, отражающие реакцию организма на проводимые реабилитационные мероприятия.
Основное значение использования средств физической реабилитации — это всемерное повышение физической работоспособности больных, лимитированной при заболевании или травматических повреждениях. Физическая работоспособность может возрастать и под влиянием только медикаментозного лечения, но наш опыт, а также опыт, накопленный отечественными и зарубежными авторами в изучении этого вопроса, указывает на особенное значение реабилитационных мероприятий в повышении физической работоспособности. Во всяком случае эффект одного дополняется другим. Разница заключается лишь в том, что, будучи узконаправленными по механизму специфического действия, медикаментозные средства действуют на 1 —2 звена в патогенетической цепи (например, ИБС), в то время как средства реабилитации, как правило, оказывают более широкое воздействие не только на сердечно-сосудистую систему, но и на легочную систему, тканевое дыхание, свертывающую и противосвертывающую системы и др.
Пренебрежительное отношение к физическому аспекту в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям — неоправданно затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и временной нетрудоспособности больных. Значительная часть пациентов не была в состоянии в течение 1-го года болезни вернуться к трудовой деятельности (например, после перенесенного ИМ, инсульта, травм ОДА и др.). У больных развивалась фобия активных движений, а также другие соматические расстройства, связанные с гиподинамией, что значительно снижало эффективность проводимой терапии.
Основными задачами физической реабилитации являются: а) ускорение восстановительных процессов; б) предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Поэтому средства ЛФК должны стать основным звеном в восстановительном лечении больных.
Основные и наиболее общие принципы применения средств ЛФК как метода физической реабилитации в клинической практике сводятся к следующим.
• Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
• Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности.
• Адекватность нагрузки ЛФК возможностям конкретного больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно-
Основное значение использования средств физической реабилитации — это всемерное повышение физической работоспособности больных, лимитированной при заболевании или травматических повреждениях. Физическая работоспособность может возрастать и под влиянием только медикаментозного лечения, но наш опыт, а также опыт, накопленный отечественными и зарубежными авторами в изучении этого вопроса, указывает на особенное значение реабилитационных мероприятий в повышении физической работоспособности. Во всяком случае эффект одного дополняется другим. Разница заключается лишь в том, что, будучи узконаправленными по механизму специфического действия, медикаментозные средства действуют на 1 —2 звена в патогенетической цепи (например, ИБС), в то время как средства реабилитации, как правило, оказывают более широкое воздействие не только на сердечно-сосудистую систему, но и на легочную систему, тканевое дыхание, свертывающую и противосвертывающую системы и др.
Пренебрежительное отношение к физическому аспекту в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям — неоправданно затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и временной нетрудоспособности больных. Значительная часть пациентов не была в состоянии в течение 1-го года болезни вернуться к трудовой деятельности (например, после перенесенного ИМ, инсульта, травм ОДА и др.). У больных развивалась фобия активных движений, а также другие соматические расстройства, связанные с гиподинамией, что значительно снижало эффективность проводимой терапии.
Основными задачами физической реабилитации являются: а) ускорение восстановительных процессов; б) предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Поэтому средства ЛФК должны стать основным звеном в восстановительном лечении больных.
Основные и наиболее общие принципы применения средств ЛФК как метода физической реабилитации в клинической практике сводятся к следующим.
• Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
• Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности.
• Адекватность нагрузки ЛФК возможностям конкретного больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, локомоторного аппарата и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы на конкретном этапе заболевания, с целью достижения тренирующего эффекта.
• Своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимально возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.
• Последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного.
• Функционально оправданная комбинированность применения различных средств в зависимости от периода заболевания (повреждения), функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента.
• Комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с другими методами — медикаментозной терапией, физио- и рефлексотерапией, мануальной и психотерапией и др.).
Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых больных.
Разнородность формирования реакций целостного организма на лечебные физические факторы различной природы позволяет в каждом конкретном случае прогнозировать те или иные специфические лечебные эффекты, а также выделить конкретный физический фактор и метод его использования из имеющегося множества и определяет присущие только ему лечебные эффекты. Универсальные механизмы организации ЦНС обеспечивают единство процессов развития приспособительных реакций организма к данному фактору, особенно при продолжительном воздействии.
Целесообразность применения массажа вытекает из его физиологической сущности: положительное его действие связано с раздражением нервных окончаний в коже, мышцах, стенках сосудов, вызывающим рефлекторные реакции как отдельных органов, так и высших отделов головного мозга. Эти реакции сопровождаются расширением
сосудов, ускорением крово- и лимфотока, улучшением регенерации и питания тканей и др.
Эрготерапия (трудотерапия) является элементом физического воздействия на организм, элементом физического аспекта реабилитации. Средства эрготерапии способствуют восстановлению физической работоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздействие на больного. Эрготерапия проводится в период выздоровления и, таким образом, может длиться не более 2—3 мес. Это объясняет, почему задачей эрготерапии при различных заболеваниях (особенно при ИМ и инсульте) не является освоение новой профессии. Переквалификация, являющаяся частью профессионального аспекта реабилитации, — задача органов социального обеспечения.
Применение средств физической реабилитации, например в остром периоде ИМ, способствует сокращению сроков лечения, т.е. уменьшению экономических затрат при восстановительном лечении. Установлено благоприятное воздействие, например, интенсивных тренировок при ХИБС на психический статус больных. Высокая физическая работоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и является необходимым условием сохранения профессиональной активности.
Таким образом, физический аспект связан и с другими аспектами реабилитации — экономическим и психическим. Все это указывает на условный характер выделения отдельных аспектов реабилитации, в том числе физического. Тем не менее такое разделение полезно как в дидактических, так и в практических целях.
Психологический аспект реабилитации. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного. Для достижения этой цели необходим комплексный, интегральный подход к больному с учетом не только клинико-функциональных закономерностей заболевания, но и психосоциальных факторов, особенностей личности пациента и окружающей его среды. Почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению больного к труду после ряда заболеваний (например, ИМ, инсульта, черепно-мозговой травмы и др.). Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, вызвать повторный ИМ, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и специалиста-реабилитолога, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.
Важнейшими задачами психической реабилитации являются:
—всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни (травмы) жизненной ситуации;
—профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
Решение этих задач возможно лишь на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах заболевания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины болезни», включая динамику доминирующих переживаний, исследование факторов, в частности социально-психологических, определяющих психическое состояние больного в разные сроки от начала болезни. Основными методами являются различные психотерапевтические воздействия и фармакотерапия.
Профессиональный аспект реабилитации. Профилактика потери трудоспособности включает в себя различные элементы — правильную экспертизу трудоспособности, рациональное трудоустройство, систематическое дифференцированное медикаментозное лечение основного заболевания (травмы), а также выполнение программы, направленной на повышение физической и психической толерантности больных. Таким образом, успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов. Восстановление трудоспособности зависит от реабилитационных мероприятий и является наиболее ярким критерием эффективности реабилитации. В докладе комитета экспертов ВОЗ (1965) указывалось, что целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает:
—вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни;
—вернуть больного к прежней работе или, если это возможно, подготовить его к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующей его физическим возможностям;
—подготовить больного к работе с неполным рабочим днем, или в специальном учреждении для инвалидов, или, наконец, к неоплачиваемой работе.
Важную роль в профессиональном аспекте реабилитации играют социальное законодательство, деятельность врачебно-трудовых комиссий. Работа этих комиссий определяется не только существующими инструкциями, но и зачастую — установившимися субъективными представлениями о той или иной болезни.
Социальный аспект реабилитации. В социальный аспект входят многочисленные вопросы — влияние социальных факторов на раз-
витие и последующее течение болезни, на эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов и вопросы трудового, пенсионного законодательства, взаимоотношения больного и общества, больного и производства и т.д. Этот аспект предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного для успешного восстановления личности как социальной категории путем организации соответствующего образа жизни, устранения воздействия социальных факторов, мешающих успешной реабилитации, восстановления или усиления социальных связей.
Резюмируя, можно сказать, что социальный аспект реабилитации изучает влияние социальных условий на болезнь, выявляет механизм их действия, что дает возможность устранять причины, мешающие эффективному восстановлению личности в обществе.
Сформулированы основные принципы реабилитации, которые наряду с теоретическим значением являются практическим ориентиром для составления конкретных реабилитационных программ.
• Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и врача при руководящей и направляющей роли последнего. Соблюдение этого условия позволяет осуществлять целенаправленную психологическую подготовку к восстановительному лечению, успех которого в значительной мере зависит от активности самого больного.
• Принцип разносторонности усилий. Осуществляется учет всех направлений реабилитации для каждого больного. Его основу составляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстановительных задач при условии перестройки отношений личности больного в необходимом для реабилитационных задач направлении.
• Принцип единства психосоциальных и биологических методов воздействия — предполагает комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. При этом обеспечивается патогенетическое воздействие не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических реакций и вторичных нервно-психических нарушений. Понимание патофизиологической сущности болезни позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации.
• Принцип ступенчатости (переходности) воздействий основан на поэтапном назначении восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного, его возраста и
пола, стадии заболевания и толерантности к возрастающей физической нагрузке.
Различают 3 уровня реабилитации.
• Наиболее высоким является 1-й — уровень восстановления, при котором нарушенная функция возвращается или приближается к исходному состоянию.
• 2-й уровень — компенсация, основанная на функциональной перестройке сохранных образований и систем мозга, направленной на восстановление нарушенной функции.
• 3-й уровень — реадаптация, приспособление к дефекту; отмечается, например, при значительных повреждениях мозга, исключающих возможность компенсации. Задачи реабилитационных мероприятий на этом уровне ограничиваются мерами социального приспособления.
Внимание! Первые два уровня относятся к медицинской реабилитации.
Соответственно с предлагаемой классификацией уровней реабилитации среди методов восстановительного лечения различают:
а) методы, воздействующие на нарушенную функцию, т.е. применяемые при медицинской реабилитации;
б) методы, влияющие на взаимоотношения больного с окружающей средой или применяемые для социальной реабилитации.
Назначение реабилитационных мероприятий
При назначении реабилитационных мероприятий необходимо выяснить:
—способность больного к реабилитации;
—наиболее показанные терапевтические мероприятия;
—форму лечения (стационарное или поликлиническое);
—продолжительность лечения;
—наличие угрозы снижения трудоспособности пациента;
—вид и объем снижения трудоспособности;
—ожидаемое улучшение трудоспособности.
Решающее значение имеет коллективная работа персонала. В этом плане хорошо себя зарекомендовала британская модель организации реабилитационных мероприятий, основанная на принципе работы мультидисциплинарной бригады (МДБ). МДБ объединяет разных специалистов, осуществляющих всестороннюю помощь в лечении и реабилитации больных, работающих не по отдельности, а как единая команда (бригада) с четкой согласованностью и координированностью действий; тем самым обеспечивается проблемный и целенаправленный подход, который отличается от традиционного.
МДБ — не просто наличие определенных специалистов; принципиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функциональных обязанностей между членами бригады и тесное их сотрудничество. Работа МДБ обязательно включает:
- совместное проведение осмотра и оценку состояния больного, степени нарушения функций;
- создание адекватной окружающей среды для больного в зависимости от его специальных потребностей;
- совместное обсуждение
Состав бригады представлен на схеме 1.3.
Возглавляет бригаду, как правило, лечащий врач, прошедший специальную подготовку. Некоторые специалисты могут не быть постоянными членами бригады, а осуществлять при необходимости консультацию (кардиолог, ортопед, офтальмолог и др.).
МДБ — не просто наличие определенных специалистов; принципиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функциональных обязанностей между членами бригады и тесное их сотрудничество. Работа МДБ обязательно включает:
- совместное проведение осмотра и оценку состояния больного, степени нарушения функций;
- создание адекватной окружающей среды для больного в зависимости от его специальных потребностей;
- совместное обсуждение больных не реже 1 раза в неделю;
- совместное определение целей реабилитации и плана ведения больного (при необходимости — с участием самого пациента и его близких), включая связь с поликлинической службой, которая будет помогать больному дома.
МДБ играет важную роль на всех этапах лечения, начиная с момента поступления больного в стационар, при этом характер и интенсивность работы каждого специалиста на разных стадиях инсульта различаются.
Внимание! Если МДБ не функционирует, исход реабилитации предвидеть сложно.
Социально-медицинская оценка и назначение профессиональной реабилитации
К моменту завершения пребывания в реабилитационной клинике (отделении) предусматривается объем дальнейших мероприятий по проблемам социальной, бытовой и профессиональной сфер деятельности пациента.
По результатам социально-медицинской оценки проводится сравнение профиля индивидуальных возможностей пациента с конкретными требованиями на его рабочем месте. Выписная документация клиники содержит в обязательном порядке социально-медицинскую оценку, которая юридически приравнена к социально-медицинской экспертизе.
Таким образом, объединение медицинской, психологической, социальной и профессиональной моделей в системной концепции реабилитации является особой методологической установкой, позволяющей получить максимальный эффект.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение дисциплины «восстановительная медицина», укажите ее основные задачи.
2. Назовите основные направления восстановительной медицины в практическом здравоохранении и кратко охарактеризуйте каждое из них.
3. Дайте краткую характеристику понятия «модель здоровья»; что представляют собой понятия «здоровье», «здоровье индивида» и «здоровье популяции»?
4. Определите принципиальную разницу между диагностическими технологиями традиционной и восстановительной медицины.
5. Определите факторы, оказывающие влияние на формирование культуры здоровья различных возрастных групп.
6. В чем заключаются отличия «оздоровления» от лечебных мероприятий?
7. Перечислите основные факторы здорового образа жизни, дайте краткую характеристику каждого из них.
8. В чем заключается медико-социальное направление реабилитации?
9. Перечислите основные аспекты реабилитации и кратко охарактеризуйте каждый из них.
10.Перечислите основные принципы реабилитации.