Мед реабилитация

Согласно определению экспертов ВОЗ и Международной органи­зации труда (Прага, 1967), реабилитация — это система государствен­ных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в обще­ство, к общественно полезной жизни.

В этом определении на 1-е место выдвигаются восстановление трудовых функций и навыков, возможность участия в общественной жизни и производственной деятельности как средства достижения больными и инвалидами экономической независимости и самостоя­тельности, снижения расходов на их содержание, т.е. реабилитация преследует не только сугубо экономические цели, но не в меньшей мере и социальные.

Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение боль­ного и выдвигает перед ним новые проблемы (например, приспосо­бление к дефекту, изменение профессии и др.). Эти проблемы сопря­жены со значительными трудностями для больного, и содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитационной медицины, требующей активного участия как медицинских работни­ков, психологов, так и органов социального обеспечения и других го­сударственных служб.

К 1970 г. при участии специалистов разных стран было сформули­ровано понятие последствий заболеваний как основного предмета нау­ки и практики медико-социальной реабилитации:

а) нарушение структур и функций организма человека;

б) ограничение его жизнедеятельности как индивидуума;

в) социальная недостаточность человека как личности.

В 1980 г. ВОЗ была рекомендована систематика последствий за­болеваний, представленная в форме международной классификации ICIDH, как инструмент анализа и решения проблемы жизнеобеспече­ния людей, связанной с состоянием их здоровья. Важно помнить, что при хронических формах заболевания меняется в человеке буквально все: и состояние его организма, в котором возникает морфологиче­ский и функциональный дефицит, и способности к жизнедеятельно­сти, определяющие его развитие как личности, т.е. все параметры, представляющие собой социально-детерминированное и социально значимое качество человека. Человек меняет отношение к себе и к миру, в котором живет, он ограничен в сферах деятельности, при­вязан к определенным средствам жизнеобеспечения, т.е. формируется особый тип поведения хронически больного человека. Это определя­ет иные средства и методы врачебной помощи больному, требующие привлечения к этому специалистов других областей знания и практи­ки. В одном из комментариев IC1DH, поступивших в адрес Комитета экспертов ВОЗ, концепция ICIDH расценивается как «ключ к рацио­нальному управлению хронической болезнью».

В настоящее время все последствия заболеваний классифицирова­ны по уровням:

- на биологическом (уровень организма); психологи­ческом (уровень индивидуума);

- социальном (уровень личности).

Это 3 основных класса последствий заболевания (табл. 1.4).

Медико-социальное направление реабилитации предполагает со­хранение и укрепление здоровья как отдельного индивидуума, так и всего населения. Поэтому в системе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать 2 этапа:

— 1-й — профилактический: способствует сохранению активной трудоспособности и предупреждает развитие заболевания;

— 2-й — заключительный (завершающий): возвращение ранее не­трудоспособных людей к полноценной общественно-трудовой и личной жизни.

Следовательно, реабилитацию на 1-м этапе целесообразно рассма­тривать в тесной взаимосвязи с первичной профилактикой — основ­ным направлением медицины.

В международной классификации нарушений (МКН) были введе­ны 3 критерия оценки:

а) повреждение;

б) инвалидность;

в) увечье.

Во 2-м пересмотре классификации, а также в версии нового пересмо­тра — Международной классификации функционирования, ограниче­ний жизнедеятельности и здоровья (ICF) были добавлены такие критерии последствий болезней, как ограничение активности и участия, изменения.

Повреждение (impairment) — это любая утрата или отклонение от нормы анатомических, физиологических или психических структур или функций организма.

Инвалидность или нарушение навыков (disability) — любое ограни­чение или утрата способности (как следствие повреждения) проявлять активность таким образом или в таком объеме, которые считаются для человека нормальными.

Увечье или социальная недостаточность (handicap) проявляется в ре­зультате повреждения или нарушения навыков с ущербом для постра­давшего индивидуума, которые ограничивают или уменьшают ту роль, которая для этого индивидуума в его окружении является нормальной.

Таблица 1.4. Международная классификация последствий заболеваний и травм (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps, 1980)

Последствия, определяемые на уровне организма Последствия, определяемые на уровне индивидуума Последствия, определяемые на уровне личности
Нарушения структур и функций организма: 1) умственные; 2) другие психические; 3) языковые и речевые; 4) ушные (слуховые и вестибулярные); 5) зрительные; 6) висцеральные и метаболические; 7) двигательные; 8) уродующие; 9) общего характера Ограничения жизне­деятельности, снижение способности: 1) адекватно вести себя; 2) общаться с окружающими; 3) совершать движения; 4) действовать руками; 5) владеть телом; 6) ухаживать за собой; 7) ситуационное снижение способности; 8) овладевать специальными навыками Социальная недостаточ­ность из-за неспособ­ности: 1) к физической независимости; 2) к мобильности; 3) к занятиям обычной деятельностью; 4) к получению образования; 5) к профессиональной деятельности; 6) к экономической самостоятельности; 7) к интеграции в общество
     
     

Среди наиболее важных аспектов реабилитации следует указать на медицинский, физический, психологический, профессиональный и социальный.

К медицинским аспектам относятся вопросы ранней диагностики и своевременной госпитализации больных, возможно более раннего применения патогенетической терапии и др.

Физический аспект, являющийся частью медицинской реабилита­ции, предусматривает всевозможные мероприятия по восстановлению работоспособности больных с применением средств ЛФК, физиче­ских факторов, мануальной и рефлексотерапии, а также проведением нарастающих по интенсивности физических тренировок в течение бо­лее или менее продолжительного времени.

Психологический (психический) аспект предусматривает преодоле­ние отрицательных реакций со стороны психики больного, возникаю­щих в связи с болезнью и обусловленным ею изменением материаль­ного и социального положения.

Профессиональный и социально-экономический аспекты затрагивают вопросы приспособления больного к соответствующему виду труда по специальности или его переквалификации, что предоставляет больному возможность материального самообеспечения в связи с самостоятель­ностью в трудовой деятельности. Таким образом, профессиональный и социально-экономический аспекты реабилитации относятся к области, связанной с трудоспособностью, трудоустройством, взаимоотношением больного и общества, больного и членов его семьи и т.д.

Медицинский аспект реабилитации. Основное содержание дан­ного аспекта — это вопросы лечебного, лечебно-диагностического, лечебно-профилактического плана. Например, при инфаркте миокар­да (ИМ) и других формах ИБС значение лечебных мероприятий вели­ко на всем протяжении реабилитации, но наибольшее значение они приобретают при самых ранних сроках болезни — на догоспитальном и госпитальном (стационарном) этапах острого процесса. Стремление к восстановлению здоровья и трудоспособности больного немыслимо без борьбы за сохранение его жизни. Нетрудно представить, что позд­нее оказание медицинской помощи, включая и госпитализацию, ведет к распространению очага некроза, появлению всевозможных ослож­нений, т.е. усугубляет течение болезни. Существует весьма тесная связь между тяжестью ИМ и исходом заболевания (включая также по­казатели эффективности реабилитации). Установлено, что чем мень­ше серьезных осложнений и чем доброкачественнее течение заболе­вания, тем больше больных и в более короткие сроки возвращаются к трудовой деятельности. Следовательно, предупреждение осложнений, своевременное и правильное лечение имеют решающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий.

Физический аспект реабилитации — это восстановительное лечение, включающее все вопросы, относящиеся к применению физических факторов, средств ЛФК, мануальной и рефлексотерапии, психотера­пии, а также методы исследования, отражающие реакцию организма на проводимые реабилитационные мероприятия.

Основное значение использования средств физической реабилита­ции — это всемерное повышение физической работоспособности боль­ных, лимитированной при заболевании или травматических поврежде­ниях. Физическая работоспособность может возрастать и под влиянием только медикаментозного лечения, но наш опыт, а также опыт, на­копленный отечественными и зарубежными авторами в изучении это­го вопроса, указывает на особенное значение реабилитационных ме­роприятий в повышении физической работоспособности. Во всяком случае эффект одного дополняется другим. Разница заключается лишь в том, что, будучи узконаправленными по механизму специфического действия, медикаментозные средства действуют на 1 —2 звена в патоге­нетической цепи (например, ИБС), в то время как средства реабили­тации, как правило, оказывают более широкое воздействие не только на сердечно-сосудистую систему, но и на легочную систему, тканевое дыхание, свертывающую и противосвертывающую системы и др.

Пренебрежительное отношение к физическому аспекту в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям — неоправдан­но затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и временной нетрудоспособности больных. Значительная часть пациен­тов не была в состоянии в течение 1-го года болезни вернуться к тру­довой деятельности (например, после перенесенного ИМ, инсульта, травм ОДА и др.). У больных развивалась фобия активных движений, а также другие соматические расстройства, связанные с гиподинами­ей, что значительно снижало эффективность проводимой терапии.

Основными задачами физической реабилитации являются: а) уско­рение восстановительных процессов; б) предотвращение или умень­шение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функцио­нальное восстановление, если не учитывать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Поэтому средства ЛФК долж­ны стать основным звеном в восстановительном лечении больных.

Основные и наиболее общие принципы применения средств ЛФК как метода физической реабилитации в клинической практике сво­дятся к следующим.

• Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкрет­ным функциональным дефицитом в двигательной, чувствитель­ной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и ды­хательной системах.

• Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типо­логии функционального дефицита, а также от степени его вы­раженности.

• Адекватность нагрузки ЛФК возможностям конкретного больно­го, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно-

Основное значение использования средств физической реабилита­ции — это всемерное повышение физической работоспособности боль­ных, лимитированной при заболевании или травматических поврежде­ниях. Физическая работоспособность может возрастать и под влиянием только медикаментозного лечения, но наш опыт, а также опыт, на­копленный отечественными и зарубежными авторами в изучении это­го вопроса, указывает на особенное значение реабилитационных ме­роприятий в повышении физической работоспособности. Во всяком случае эффект одного дополняется другим. Разница заключается лишь в том, что, будучи узконаправленными по механизму специфического действия, медикаментозные средства действуют на 1 —2 звена в патоге­нетической цепи (например, ИБС), в то время как средства реабили­тации, как правило, оказывают более широкое воздействие не только на сердечно-сосудистую систему, но и на легочную систему, тканевое дыхание, свертывающую и противосвертывающую системы и др.

Пренебрежительное отношение к физическому аспекту в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям — неоправдан­но затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и временной нетрудоспособности больных. Значительная часть пациен­тов не была в состоянии в течение 1-го года болезни вернуться к тру­довой деятельности (например, после перенесенного ИМ, инсульта, травм ОДА и др.). У больных развивалась фобия активных движений, а также другие соматические расстройства, связанные с гиподинами­ей, что значительно снижало эффективность проводимой терапии.

Основными задачами физической реабилитации являются: а) уско­рение восстановительных процессов; б) предотвращение или умень­шение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функцио­нальное восстановление, если не учитывать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Поэтому средства ЛФК долж­ны стать основным звеном в восстановительном лечении больных.

Основные и наиболее общие принципы применения средств ЛФК как метода физической реабилитации в клинической практике сво­дятся к следующим.

• Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкрет­ным функциональным дефицитом в двигательной, чувствитель­ной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и ды­хательной системах.

• Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типо­логии функционального дефицита, а также от степени его вы­раженности.

• Адекватность нагрузки ЛФК возможностям конкретного больно­го, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, локомоторного аппарата и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы на конкретном этапе заболевания, с целью достижения тренирующего эффекта.

• Своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью макси­мально возможного использования сохранных функций для вос­становления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.

• Последовательная стимуляция активных воздействий путем рас­ширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного.

• Функционально оправданная комбинированность примене­ния различных средств в зависимости от периода заболевания (повреждения), функционального дефицита, степени его выра­женности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические на­рушения и др.), а также этапа реабилитации пациента.

• Комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с други­ми методами — медикаментозной терапией, физио- и рефлексо­терапией, мануальной и психотерапией и др.).

Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкрет­ный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых больных.

Разнородность формирования реакций целостного организма на лечебные физические факторы различной природы позволяет в каж­дом конкретном случае прогнозировать те или иные специфические лечебные эффекты, а также выделить конкретный физический фактор и метод его использования из имеющегося множества и определяет присущие только ему лечебные эффекты. Универсальные механизмы организации ЦНС обеспечивают единство процессов развития при­способительных реакций организма к данному фактору, особенно при продолжительном воздействии.

Целесообразность применения массажа вытекает из его физиоло­гической сущности: положительное его действие связано с раздраже­нием нервных окончаний в коже, мышцах, стенках сосудов, вызы­вающим рефлекторные реакции как отдельных органов, так и высших отделов головного мозга. Эти реакции сопровождаются расширением

сосудов, ускорением крово- и лимфотока, улучшением регенерации и питания тканей и др.

Эрготерапия (трудотерапия) является элементом физического воз­действия на организм, элементом физического аспекта реабилитации. Средства эрготерапии способствуют восстановлению физической ра­ботоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздей­ствие на больного. Эрготерапия проводится в период выздоровления и, таким образом, может длиться не более 2—3 мес. Это объясняет, почему задачей эрготерапии при различных заболеваниях (особенно при ИМ и инсульте) не является освоение новой профессии. Пере­квалификация, являющаяся частью профессионального аспекта реа­билитации, — задача органов социального обеспечения.

Применение средств физической реабилитации, например в остром периоде ИМ, способствует сокращению сроков лечения, т.е. уменьше­нию экономических затрат при восстановительном лечении. Установ­лено благоприятное воздействие, например, интенсивных тренировок при ХИБС на психический статус больных. Высокая физическая ра­ботоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и является необходимым условием сохранения профессиональной активности.

Таким образом, физический аспект связан и с другими аспектами реабилитации — экономическим и психическим. Все это указывает на условный характер выделения отдельных аспектов реабилитации, в том числе физического. Тем не менее такое разделение полезно как в дидактических, так и в практических целях.

Психологический аспект реабилитации. Конечной целью любых реа­билитационных программ является восстановление личностного и со­циального статуса больного. Для достижения этой цели необходим комплексный, интегральный подход к больному с учетом не только клинико-функциональных закономерностей заболевания, но и психо­социальных факторов, особенностей личности пациента и окружаю­щей его среды. Почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению больного к труду после ряда заболеваний (например, ИМ, инсульта, черепно-мозговой травмы и др.). Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, вызвать по­вторный ИМ, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и специалиста-реабилитолога, стать непреодоли­мым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.

Важнейшими задачами психической реабилитации являются:

—всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни (травмы) жиз­ненной ситуации;

—профилактика и лечение развивающихся патологических пси­хических изменений.

Решение этих задач возможно лишь на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах заболевания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины болезни», включая динамику доминирующих переживаний, исследо­вание факторов, в частности социально-психологических, определяю­щих психическое состояние больного в разные сроки от начала болез­ни. Основными методами являются различные психотерапевтические воздействия и фармакотерапия.

Профессиональный аспект реабилитации. Профилактика потери трудоспособности включает в себя различные элементы — правиль­ную экспертизу трудоспособности, рациональное трудоустройство, систематическое дифференцированное медикаментозное лечение основного заболевания (травмы), а также выполнение программы, на­правленной на повышение физической и психической толерантности больных. Таким образом, успешное восстановление и сохранение тру­доспособности является производным многих факторов. Восстанов­ление трудоспособности зависит от реабилитационных мероприятий и является наиболее ярким критерием эффективности реабилитации. В докладе комитета экспертов ВОЗ (1965) указывалось, что целью вос­становления трудоспособности является не только стремление вер­нуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает:

—вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни;

—вернуть больного к прежней работе или, если это возможно, подготовить его к выполнению другой работы с полным ра­бочим днем, соответствующей его физическим возможностям;

—подготовить больного к работе с неполным рабочим днем, или в специальном учреждении для инвалидов, или, наконец, к неоплачиваемой работе.

Важную роль в профессиональном аспекте реабилитации играют социальное законодательство, деятельность врачебно-трудовых ко­миссий. Работа этих комиссий определяется не только существующи­ми инструкциями, но и зачастую — установившимися субъективными представлениями о той или иной болезни.

Социальный аспект реабилитации. В социальный аспект входят многочисленные вопросы — влияние социальных факторов на раз-

витие и последующее течение болезни, на эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов и вопросы трудового, пенсионного законодательства, взаимоотноше­ния больного и общества, больного и производства и т.д. Этот аспект предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного для успешного восстановления личности как социальной категории путем организации соответствующего образа жизни, устра­нения воздействия социальных факторов, мешающих успешной реа­билитации, восстановления или усиления социальных связей.

Резюмируя, можно сказать, что социальный аспект реабилитации изучает влияние социальных условий на болезнь, выявляет механизм их действия, что дает возможность устранять причины, мешающие эффективному восстановлению личности в обществе.

Сформулированы основные принципы реабилитации, которые наря­ду с теоретическим значением являются практическим ориентиром для составления конкретных реабилитационных программ.

• Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациен­та и врача при руководящей и направляющей роли последнего. Соблюдение этого условия позволяет осуществлять целенаправ­ленную психологическую подготовку к восстановительному лече­нию, успех которого в значительной мере зависит от активности самого больного.

• Принцип разносторонности усилий. Осуществляется учет всех направлений реабилитации для каждого больного. Его основу со­ставляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстано­вительных задач при условии перестройки отношений личности больного в необходимом для реабилитационных задач направле­нии.

• Принцип единства психосоциальных и биологических методов воздействия — предполагает комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. При этом обеспечивается пато­генетическое воздействие не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррек­ции патологических реакций и вторичных нервно-психических нарушений. Понимание патофизиологической сущности болезни позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восста­новления, адаптации и компенсации.

• Принцип ступенчатости (переходности) воздействий основан на поэтапном назначении восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного, его возраста и

пола, стадии заболевания и толерантности к возрастающей фи­зической нагрузке.

Различают 3 уровня реабилитации.

Наиболее высоким является 1-й — уровень восстановления, при котором нарушенная функция возвращается или приближается к исходному состоянию.

2-й уровень — компенсация, основанная на функциональной пе­рестройке сохранных образований и систем мозга, направленной на восстановление нарушенной функции.

3-й уровень — реадаптация, приспособление к дефекту; отмеча­ется, например, при значительных повреждениях мозга, исклю­чающих возможность компенсации. Задачи реабилитационных мероприятий на этом уровне ограничиваются мерами социаль­ного приспособления.

Внимание! Первые два уровня относятся к медицинской реабилита­ции.

Соответственно с предлагаемой классификацией уровней реабили­тации среди методов восстановительного лечения различают:

а) мето­ды, воздействующие на нарушенную функцию, т.е. применяемые при медицинской реабилитации;

б) методы, влияющие на взаимоотноше­ния больного с окружающей средой или применяемые для социаль­ной реабилитации.

Назначение реабилитационных мероприятий

При назначении реабилитационных мероприятий необходимо вы­яснить:

—способность больного к реабилитации;

—наиболее показанные терапевтические мероприятия;

—форму лечения (стационарное или поликлиническое);

—продолжительность лечения;

—наличие угрозы снижения трудоспособности пациента;

—вид и объем снижения трудоспособности;

—ожидаемое улучшение трудоспособности.

Решающее значение имеет коллективная работа персонала. В этом плане хорошо себя зарекомендовала британская модель организации реабилитационных мероприятий, основанная на принципе работы мультидисциплинарной бригады (МДБ). МДБ объединяет разных специалистов, осуществляющих всестороннюю помощь в лечении и реабилитации больных, работающих не по отдельности, а как единая команда (бригада) с четкой согласованностью и координированностью действий; тем самым обеспечивается проблемный и целенаправ­ленный подход, который отличается от традиционного.

МДБ — не просто наличие определенных специалистов; принци­пиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функ­циональных обязанностей между членами бригады и тесное их со­трудничество. Работа МДБ обязательно включает:

- совместное проведение осмотра и оценку состояния больного, степени нарушения функций;

- создание адекватной окружающей среды для больного в зави­симости от его специальных потребностей;

- совместное обсуждение

Состав бригады представлен на схеме 1.3.

Возглавляет бригаду, как правило, лечащий врач, прошедший спе­циальную подготовку. Некоторые специалисты могут не быть посто­янными членами бригады, а осуществлять при необходимости кон­сультацию (кардиолог, ортопед, офтальмолог и др.).

МДБ — не просто наличие определенных специалистов; принци­пиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функ­циональных обязанностей между членами бригады и тесное их со­трудничество. Работа МДБ обязательно включает:

- совместное проведение осмотра и оценку состояния больного, степени нарушения функций;

- создание адекватной окружающей среды для больного в зави­симости от его специальных потребностей;

- совместное обсуждение больных не реже 1 раза в неделю;

- совместное определение целей реабилитации и плана ведения больного (при необходимости — с участием самого пациента и его близких), включая связь с поликлинической службой, которая будет помогать больному дома.

МДБ играет важную роль на всех этапах лечения, начиная с мо­мента поступления больного в стационар, при этом характер и ин­тенсивность работы каждого специалиста на разных стадиях инсульта различаются.

Внимание! Если МДБ не функционирует, исход реабилитации пред­видеть сложно.

Социально-медицинская оценка и назначение профессиональной реа­билитации

К моменту завершения пребывания в реабилитационной клинике (отделении) предусматривается объем дальнейших мероприятий по проблемам социальной, бытовой и профессиональной сфер деятель­ности пациента.

По результатам социально-медицинской оценки проводится срав­нение профиля индивидуальных возможностей пациента с конкрет­ными требованиями на его рабочем месте. Выписная документация клиники содержит в обязательном порядке социально-медицинскую оценку, которая юридически приравнена к социально-медицинской экспертизе.

Таким образом, объединение медицинской, психологической, со­циальной и профессиональной моделей в системной концепции реа­билитации является особой методологической установкой, позволяю­щей получить максимальный эффект.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение дисциплины «восстановительная медицина», укажите ее основные задачи.

2. Назовите основные направления восстановительной медицины в практическом здравоохранении и кратко охарактеризуйте каждое из них.

3. Дайте краткую характеристику понятия «модель здоровья»; что представляют собой понятия «здоровье», «здоровье индивида» и «здо­ровье популяции»?

4. Определите принципиальную разницу между диагностическими технологиями традиционной и восстановительной медицины.

5. Определите факторы, оказывающие влияние на формирование культуры здоровья различных возрастных групп.

6. В чем заключаются отличия «оздоровления» от лечебных меро­приятий?

7. Перечислите основные факторы здорового образа жизни, дайте краткую характеристику каждого из них.

8. В чем заключается медико-социальное направление реабилита­ции?

9. Перечислите основные аспекты реабилитации и кратко охарак­теризуйте каждый из них.

10.Перечислите основные принципы реабилитации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: