Л-6. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение

1. Европа напути модернизации. Характерные черты просвещения.

2. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования.

3. «Просвещенный абсолютизм» в России: его сущность, особенности, сравнительный анализ со странами Запада.

4. Екатерина II и ее влияние на политику Российской империи.

В.1. Европа на пути модернизации. Характерные черты просвещения.

XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения.

Для этого имеются определенные основания. Европа вступила в новый этап, произошла революция в духовной жизни XIV—XVI вв., которые получили название

Ренессанс и Реформация.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала.

Реформация – сопровождалась обновлением церкви и всплеском глубоких религиозных чувств.

Как бы между ними ничего общего нет. Тем не менее их объединяет то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени.

Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания.

В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в., когда в жизни народов Европы и Америки произошли культурные, социально-экономические и политические изменения.

Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой.

Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация — это сложный многогранный процесс, переход от традиционного общества к индустриальному, который сопровождается коренными ценностными изменениями сознания и культуры, протекал в Европе в течение полутора столетий и охватил все сферы жизни общества.

В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин.

В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества.

В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все это меняет эмоционально-психологические установки человека, его менталитет.

Человек традиционного общества был уверен в стабильности окружающего его мира - он неизменен, и подчиняется Божественным законам.

Человек Нового времени стремится познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции, а следовательно подлежат изменениям.

Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения.

XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения.

Идеологи Просвещения, отражали взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви.

Они считали, что человек, как разумное существо призван переустроить общество, проявив свои качества: свободы, самодеятельности, активности и т. д.

На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию.

Европа XVIII в. в еще не представляла собой целостное образование.

Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры.

Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции.

Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран.

Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро[1].

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689—1755).

Изучая причины возникновения государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления.

Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей».

Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Характерные черты эпохи Просвещения, больше всего воплотил в своем творчестве Вольтер (1694—1778).

Он главным в просвещении считает монарха - реформатора и просветителя, который должен вести независимую политику, ограничивая полномочия церкви, которая должна заниматься чисто религиозными делами.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудничество с властями, это критики религии и церкви - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Руссо, например, считал, равенство исчезло, когда появилась собственность, если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив неравенство, восстановить утраченные добродетели.

И даже при помощи силы: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

Значительное развитие просветительское движение получило в Англии.

На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью.

В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов.

Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в. Джоном Локком (1632—1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма.

Характерные черты просвещения воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан[2], представительное правление (1265 г. возник английский парламент), религиозная терпимость, неприкосновенностьсобственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей.

Большое влияние на европейское Просвещение оказал экономист Адам Смит (1723—1790 – шотландский экономист основоположник современной экономической теории).

В основе его взглядов лежит развитие мануфактуры, где разделение труда — всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов».

Смит увидел преимущества рынка, тем не менее, выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабочих. В такое состояние, считал он, должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого.

Специфика социально-исторического развития Германии определила характерные черты немецкого Просвещения, где идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма.

Каковы его характерные черты?

Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выразилась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов:

- уничтожение инквизиции,

- секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей,

- отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами.

- создание равного для всех гражданского права, что лишило в последствии преимуществ привилегированные сословия.

Т. о. в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Используя идеи просветителей, Европа представляла свою деятельность как «союз философов и государей».

Эти идеи были реализованы в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран.

Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Залог будущего экономического процветания европейская буржуазия увидела в освобождении от абсолютизма.


[1] Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме».

[2] Хартия вольностей в Англии появилась в 1215 г., а в 1349-1351 гг. было заложено начало рабочему законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: