Трансакционная модель коммуникативной личности

Гавра, Д.П. основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

Коммуникативная личность (в узком смысле) – устойчивая система социальнозначимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (социального актора).

Трансакционная модель коммуникативной личности

Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывает­ся из двух подсистем — внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней — мира коммуникативного поведения.

Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя под­система, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента.

Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывает­ся из следующих составляющих:

целемотивационный компонент — цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»);

абилитационный компонент — коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяе­мые ее физическим и психическим состоянием («коммуникатив­ное могу»);

когнитивный компонент (или ресурсно-когнитивный компо­нент) — знания, освоенная информация (освоенный информаци­онный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного ак­тора («коммуникативное знаю»);

операциональный (или инструментальный; от английского «operational» — «практический, действующий, готовый к рабо­те») компонент — коммуникативные навыки личности и ее уме­ния пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления.коммуникации («коммуникативное умею»).

В целом внутренняя структура коммуникативной личности мо­жет быть представлена как некоторая многослойная сфера, каждый из последующих слоев которой надстраивается над внутренними глу­бинными слоями. Ядро этой сферы составляет целемотивационный компонент.

Коммуникация как вид социального взаимодействия, таким обра­зом, функционирует на уровне реализации инструментальных целей личности. В результате наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию являются:

• ориентация во внешней среде;

• контроль среды;

• адаптация к среде;

• управление внешней средой.

Личность в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализированная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким образом возникает комму­никативная потребность — потребность в коммуникативном дей­ствии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта. Уточняя дефиницию А. Соколова, представляющуюся не­четкой из-за отождествления понятий «состояние» и «содержание» сознания[1], определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта на несоответствие между своим наличным и ком­фортным состоянием, направленную на преодоление этого несоот­ветствия через осмысленное информационное взаимодействие с пси­хиками других субъектов.

Абилитационный компонент коммуникативной личности (от анг­лийского «ability» — «способность, возможность сделать что-либо») составляют коммуникативные возможности и способности личности.

Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются:

· перцептивность — способность перцепторной системы (органов чувств для индивидуального субъекта) субъекта воспринимать

сигналы внешней среды;

· рефлективность - способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

· скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

· внимательность, способность концентрировать внимание;

· кратковременная и долговременная память;

· способность к обработке массивов информации различного объема;

· способность к эмпатии;

· обаяние — способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации;

· способность к интроспекции и коммуникативная рефлексив­ность — способность к наблюдению за своим коммуникативным поведением и к его анализу;

· врожденные и приобретенные психологические качества, связан­ные со способностью к коммуникации, — темперамент, агрессив­ность, экстравертность/интравертность и др.

Ресурсно-когнитивный компонент коммуникативной личности («коммуникативное знаю») — это освоенный личностью информа­ционный ресурс в области организации и осуществления коммуни­кации, ее знания, обеспечивающие диапазон возможностей функцио­нирования как коммуникативного актора.

Данный компонент составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресур­сно-когнитивной составляющей входят:

• знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечи­вающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия;


знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текс­тов;

• знание норм и правил применения тех или иных знаков и знако­вых систем в различных коммуникативных ситуациях;

• знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаи­модействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т. п. для определения характера и прагматичес­ких параметров коммуникативной ситуации;

• знание характеристик основных канатов коммуникации, по кото­рым может передаваться сообщение;

• знание критериев и методов оценки собственной коммуникатив­ной компетентности, коммуникативных характеристик и комму­никативной компетентности партнеров по коммуникации.

Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-ког­нитивного компонента коммуникативной личности у конкретного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а неко­торые, в силу пробелов в образовании или иных причин, отсутство­вать вообще.

Операциональный (от английского operational — «практический, действующий, готовый к работе») компонент коммуникативной личности («коммуникативное умею») составляют ее практические коммуникативные навыки и умения, связанные с качеством вопло­щения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного информационного взаимодействия. По существу, «коммуникативное умею» означает умение субъекта пользоваться своими возможностями («коммуникативным могу») и знаниями («коммуникативным знаю») для осуществления эффек­тивного взаимодействия с другими субъектами. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности.

Структура операциональной составляющей складывается из сле­дующих элементов:

· умение определять характер и прагматические параметры комму­никативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникатив­ных средств;

· практическое владение кодовыми системами вербальной и невер­бальной коммуникации;

· умение кодировать и декодировать, поль­зоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации;

· умение выстраивать дискурс в соответствии с нормами и правила­ми, задаваемыми культурным контекстом коммуникации;

· умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимо­действия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации;

· умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели комму­никатора и релевантные ситуации взаимодействия;

· умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оце­нивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии);

· умение оценивать коммуникативные практики и коммуникатив­ную компетентность партнера по общению;

· умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.

В результате трансакционная модель коммуникативной личности может быть представлена в следующем виде:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: