Реабилитация инвалидов – основной путь возвращения к активной жизни и общественно-полезному труду

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное общество; особый упор сделан на их обучении, получение ими технических подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной адаптации окружающей cреды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой степени зависит от экономического развития общества.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К Ренкером (1980):

- Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
(непрерывность и основательность).

- Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

- Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается
(доступность).

- Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;
- обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
- социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь);
- обучение: общению; социальной независимости; навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом.

- оказание помощи в решении личных проблем;

- социально-психологический патронаж семьи.

Мероприятия (услуги) по социальной реабилитации реализуются отделением социальной реабилитации, входящим в виде структурного подразделения в реабилитационное учреждение (различного типа и вида (Дома-интернаты,).

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

Т.о.,основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Формы социальной реабилитации пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья

«Университеты третьего возраста»

Чтобы помочь пожилым людям социализироваться, при­обрести некоторую занятость, освоить целеполагание, вне­дряется форма социальной работы «Университеты третьего возраста».

Имеется обширный не только зарубежный, но и отечественный опыт данного направления работы. Например, французские «университеты» основаны на том, что преподавание ведет профессура (особенно та ее часть, которая ужи в отставке) и лучшие студенты научно-образовательных учреждений. В Великобритании та же форма организации «университетов» кардинально отличается: преподавание ведется в непринужденной, клубной атмосфере, преподаватели — из числа наиболее грамотных, деятельных и образованных представителей «третьего возраста», которые делятся с другими своим жизненным опытом. Фактически это самоорганизация и самообучение, а участие учебных заведений сводится к предоставлению помещений и учебных пособий. Британская модель адаптировалась в Австралии, Доминиканской Республике, Новой Зеландии и в Южной Африке, а во Франции, Испании и Италии ориентируются на обмен опытом между специалистами.

В России «Университеты третьего возраста» чаще всего имеют статус общественных инициатив.

«Университеты третьего возраста» преследуют следующие цели:

1) стимулирование жизненной и общественной активности пожилых людей;

2) предупреждение преждевременного старения,

профилактика одиночества;

3) развитие социально-одобряемых форм деятельности, интересов, потребностей.

Модель «Университета третьего возраста» состоит в

организации обучения пожилых людей силами квалифициро­ванных специалистов — психологов, юристов, музыкальных работников, специалистов по социальной работе, имеющих дополнительное образование программиста, флористы и т. д. В университете могут действовать факультеты инфор­матики, правовой грамотности, психологической поддержки, творческого развития и др.

Важная особенность обучения — преподавание ведут, как правило, сравнительно молодые люди, которые в силу сво­его возраста являются источником оптимизма и непроиз­вольным примером, стимулом для пожилых людей к сохра­нению активности, мобильности, быстрому восприятию и за­креплению информации.

Обязательное условие существования университета — создание его атрибутики, которая рождает колорит и на­строение молодости, оптимизма, познания. Неотъемлемы­ми атрибутами университета являются: логотип, девиз, кор­поративные цвета, диплом и гимн университета. Обучение должно быть построено так, чтобы «студенты» получали знания на определенном, ими выбранном факультете. Если «студентам» интересно что-то еще, то после завершения об­учения они имеют возможность продолжить его на другом факультете либо овладеть более углубленными знаниями, но уже в виде факультативных индивидуальных занятий в вечернее время.

Преподаватели ведут журналы посещений занятий, вы­дают каждому студенту программу обучения, график заня­тий, «памятку студенту» и т. д. Главные критерии успеш­ности обучения пожилых людей — это проявляемый инте­рес к занятиям и применение полученных знаний, умений, навыков в жизни.

Результатами социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами в рамках деятельности университета являют­ся любые успехи «студентов»:

- случаи трудоустройства в результате получения зна­ний, необходимых на новом месте работы;

- сформированные навыки работы на компьютере, уме­ние пользоваться техникой цифрового формата;

- умение составлять претензии и исковые заявления;

- наблюдаемые успехи в физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей (устранение дефицита об­щения, более активный образ жизни, улучшение са­мочувствия, настроения и т. д.).

Данная технология направлена на улучшение качества жизни пожилых людей и инвалидов, на развитие их интеллектуального и творческого потенциала, на освоение новых знаний, на развитие чувства уверенности, востребовании сти и самоуважения.

Специальное обучение позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни.

Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые компетенции и совершенствоваться в них.

Социальный туризм

Как отмечают психологи, интерес к игровой деятельности, спорту и путешествиям с возрастом не ослабевают. В качестве средства интенсификации жизни старых людейих привлекают к туризму. Такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потом формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу.

Одним из направлений социокультурной реабилитации пожилых людей и клиентов с ограниченными возможностя­ми здоровья является социальный туризм.

Существует несколько определений туризма. По опре делению ООН, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

В материалах Всемирной конференции по туризму, про веденной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее опре деление: туризм — один из видов активного отдыха, пред­ставляющий собой путешествия, совершаемые с целью по­знания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

По источникам финансирования туризм подразделяется на социальный и коммерческий.

Социальный туризм (social tourism) — чисто экономиче­ская категория, разновидность любых видов туризма, субси­дируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий пенсионерам, ин­валидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, кото­рым государство, государственные и негосударственные фон­ды, иные благотворительные организации и фонды оказыва­ют социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

В программу «Социальный туризм» обычно входят сле­дующие виды туризма: паломнический туризм, познава­тельный туризм, с целью отдыха, спортивный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический туризм.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориенти­рованный на познание культуры, подразделяется на позна­вательный и паломнический.

Паломнический туризм — посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Познавательный туризм — посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Несмотря на преклонный возраст или ограничения здоро­вья, люди активно принимают участие в поездках, что дает им импульс развития творчества: рождаются стихи, расска­зы, музыка, хорошее настроение.

Туризм с целью отдыха. Данный вид туризма заключа­ется в кратковременном или более продолжительном отды­хе с целью физического или психологического восстановле­ния организма. Это поездки на рыбалку, за грибами, прове­дение соревнований по рыбной ловле и сбору грибов.

Спортивный туризм. Вид активного отдыха; активный и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки.

Экологический туризм — посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно- историческим наследием. Экотуризм призван обеспечить общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. На территории ЦСО существует «Экологическая тропа здоровья» —ЭТО маршрут, проложенный по территории парка с целью организации отдыха и оздоровления пожилых людей и инвалидов. Сотрудники проводят знакомства с деревьями, кустарниками, цветами и другими растениями территории, с легендами, которые связаны с природой.

Обучение компьютерной грамотности различных категорий клиентов

«Компьютерный класс». Главной задачей данного направления деятельности является интенсивное обучение ни селения и клиентов центров социального обслуживания

населения основам компьютерной грамотности, освоение

новейших способов коммуникаций.

Занятия проводятся студентами, волонтерами.

Обучение компьютерной грамотности в настоящее время проводится в три этапа:

- 1-й этап рассчитан на двухнедельный курс обучения (10 занятий по 2 академических часа);

- 2-й и 3-й этапы — на недельный курс обучения (5 занятий по 2 академических часа).

Полный курс обучения рассчитан на 40 часов.

Уровни обучения:

- «нулевой» уровень обучения (основы работы на компьютере: возможности, которые открывает ПК,

устрой ство компьютера, обучение элементарным навыкам работы);

- «продвинутый» уровень обучения включает в себя бо­лее углубленное изучение «Всемирной паутины», по­лучение навыков работы в различных поисковых си­стемах;

- навыки работы в прикладной программе Power Point: клиенты учатся создавать слайд-шоу и презентации.

Обучение проводится с использованием современных тех­нических средств — проектора и экрана для демонстрации учебного видеоматериала, что повышает процесс усвоения знаний клиентами.

Обучение компьютерной грамотности инвалидов по слуху. Программа курса обучения компьютерной грамот­ности инвалидов по слуху учитывает специфику слабослы­шащих людей.

Специфика обучения компьютерной грамотности инва­лидов по слуху состоит в том, что занятия с ними проводят­ся одновременно двумя специалистами: преподавателем компьютерной грамотности и сурдопереводчиком, который языком жестов объясняет материал.

Обязательное условие проведения подобных занятий — сурдопереводчик должен быть уверенным пользователем персонального компьютера.

Обучение компьютерной грамотности инвалидов на дому. С целью повышения качества жизни маломобильных граждан, создания благоприятных условий для их самооб­разования, активизации творческого потенциала, сохране­ния позитивного отношения к жизни можно организовать обучение компьютерной грамотности инвалидов на дому.

Занятия с каждым учеником проводятся по индивиду­альному плану в зависимости от уровня владения компью­тером («нулевой» уровень, «продвинутый» уровень или пожелания ученика в овладении той или иной компьютерной программой).

Система оп-line приема

посредством программного комплекса

«Skype»

Во многих центрах Управления социальной защиты населения активно развивается система оп-лайн -приема посред ством программного комплекса «Skype».

Внедрение системы оп-лайн -приема значительно расширяет возможности социального обслуживания клиентов, в первую очередь одиноко проживающих пожилых людей, инвалидов.

Социально незащищенным категориям населении уста­навливаются веб-камеры, разрабатываются схемы взаимо действия органов исполнительной власти и местного само управления с населением посредством программы «Skype».

Программа «Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени» является инновационной формой социального обслуживания населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, многодетных семей и других категорий людей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Основные цели программы «Информационно-коммуника тивное общение в режиме реального времени»:

- повышение уровня и качества жизни клиентов;

- повышение доступности и оперативности предоставления социальных услуг;

- обеспечение условия для эффективного решения задач социальной защиты за счет создания и развития информационно-технологической системы.

Основные задачи программы «Информационно-комму­никативное общение в режиме реального времени»:

- предоставление квалифицированной консультативной помощи клиентам;

- минимизация времени доступа к социально значимым учреждениям;

- организация общения специалистов системы социаль­ной защиты с клиентами в режиме реального времени.

Результаты программы «Информационно-коммуни­кативное общение в режиме реального времени»:

- снижение социальной изоляции граждан;

- расширение круга общения и информационного про­странства;

- получение полной статистики по взаимодействию кли­ента с сайтом учреждения социальной защиты населе­ния;

- широкомасштабное использование в деятельности спе­циалистов социально значимых учреждений столицы;

- повышение социально-инновационной активности го­сударственных учреждений.

Используя бесплатное программное обеспечение «Skype», специалисты центров имеют возможность не только прово­дить индивидуальные консультации, обмениваться инфор­мацией с клиентами, но и проводить веб-конференции.

Веб-конференции позволяют непосредственно общаться с собеседником. При этом передается не только звуковая ин­формация, но и жесты, выражение лица. Для маломобиль­ных слоев населения появилась возможность информиро­вания и консультирования посредством веб-камеры.

Группа взаимной поддержки

На протяжении многих лет отношение к инвалидам из­менялось: это путь от обычного ухода в соответствующих медицинских учреждениях до организации комплексной социальной реабилитации в учреждениях социальной защиты. Благодаря социальной интеграции инвалиды стали более активно создавать общественные организации, которые выступают за улучшение условий жизни данной категории населения. Появились такие цели социальной работы, как интеграция и включение инвалидов в активную жизнь общества, отражающие растущее понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями.

Например, на сегодняшний день более 100 тыс. москвичей страдают тяжелыми психическими заболеваниями, 60 % из них — инвалиды трудоспособного возраста.

Многие считают, что лица, нуждающиеся в психиатрической, психотерапевтической помощи, неизлечимы, непредсказуемы и опасны, поэтому стараются держаться от них подальше. Иногда так думают и сами больные; они начинают ощущать себя неполноценными членами общества. Человек, заболевший психическим расстройством, часто наталкивается на непонимание со стороны близких ему людей, оказывается в изоляции.

В марте 2004 года в Москве создана региональная обще ственная организация «Клуб взаимной поддержки», цель которой — объединение людей, имеющих проблемы в области психического здоровья. Основной формой деятельности является организация и проведение групп взаимной поддержки членов клуба.

Цель проекта — формирование, осознание личностного потенциала лиц, нуждающихся в психотерапевтической по мощи. Основной задачей деятельности «Группы взаимной поддержки» является объединение людей, имеющих проблемы в области психического здоровья.

Принципиальным отличием «Группы взаимной поддержки» от других форм социальной реабилитации является то, что группу этого клуба ведут непрофессионалы. И участники, и лидер группы — все равны, все имеют проблемы в об­ласти психического здоровья.

Группа основана на принципе конфиденциальности и са­мопомощи, члены труппы все делают сами. Когда человек сам пытается устроить свою жизнь, что-то изменить в судь­бе, значительно меняется его мироощущение, появляются самоуважение и вера в собственные силы, исчезает комплекс неполноценности и т. д.

Вот некоторые вопросы, обсуждаемые на встречах:

- как стать самостоятельным;

- как ощущать себя в гармонии с окружающим миром;

- наши любимые занятия;

- мои планы на жизнь;

- формирование жизненной мотивации.

«Группа взаимной поддержки» оказывает действенную помощь. Имеется пример, когда женщина, не работавшая 11 лет, посетив несколько встреч группы поддержки, устро­илась на работу. Другой пример: мужчина и женщина, встретившись в группе, полюбили друг друга и не расстают­ся уже более года. Но и у тех, кто не достиг столь ощутимых результатов, все равно

повышается качество жизни, настро­ение. В группе завязываются социальные контакты, люди начинают общаться вне стен центра. Они перезваниваются, ходят друг к другу в гости, вместе отмечают дни рождения, посещают музеи, театры, выставки, концерты, летом выез­жают на природу и т. д.

«Группа взаимной поддержки» — это объединение лю­дей, имеющих сходные проблемы: трудности в общении, не­довольство собой, необходимость где-то получать информа­цию о своей болезни, методах лечения, лекарствах. Все эти проблемы становятся легче, если не замыкаться в себе, а об­суждать их в коллективе единомышленников, в котором каждый имеет возможность получить понимание, помощь или поддержку.

Информационные технологии в социальной работе

Большую роль в социальной адаптации пожилых людей и инвалидов играют средства массовой информации. Работа средств массовой информации — не только способ фор мирования общественного мнения, но и доступный источник знаний о работе социальных служб, возможность вовлечения пожилых людей в общественную деятельность, в обсуждение проблем, привнесение конструктивной критики. В тесном взаимодействии со средствами массовой информации осуществляется информирование населения о реализации социальной политики, ведется формирование позитивного имиджа социальных служб.

Повышение качества жизни пожилых людей путем реализации программы «Центр активного долголетия»

Необходимость отработки новых форм и методов социальной защиты и адресной поддержки пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми и реабилитации инвалидов ведет к разработке новых программ: обучение слушателей навыкам пользования цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами, информационно-платежными терминала и банкоматами; обучения пожилых людей поведению и экстремальных ситуациях, соблюдению личной безопасности; повышение правовой грамотности, просвещения пожилых людей в вопросах законодательства, осуществление юридической поддержки;

обучение позитивному мышлению, на котором пожилые люди получают психологическую поддержку, развивают навыки межличностного общения, осваивают сеансы релаксации и аутотренинга.

С целью создания условий для повышения качества жии ни пожилых людей, а также для введения новых форм социально-культурной реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста разработаны предложения по организа­ции программы «Центр активного долголетия».

Задачи программы:

- создание условий для формирования возможностей, установок, мотивов ведения здорового образа жизни людьми старшего возраста;

- сохранение, развитие у пенсионеров и инвалидов при­вычного образа жизни, социальных контактов;

- создание условий для активного творчества и профес­сионального долголетия пожилых и инвалидов;

- организация оздоровительных мероприятий для лиц пожилого возраста с целью улучшения и поддержания состояния здоровья, увеличения продолжительности жизни.

Внедрение новых форм работы с пожилыми людьми в «Центре активного долголетия» позволит лицам старшего возраста:

- сохранить способность к длительному самообслужи­ванию;

- повысить качество жизни пожилых людей, инвалидов;

- повысить уровень активности путем приобщения к де­ятельности Центра;

- сформировать навыки поддержания здорового образа жизни;

- укрепить состояние здоровья клиентов Центра;

- расширить круг общения лиц старшего возраста, лю­дей с ограниченными возможностями;

- найти занятия по интересам.

7.2. Тренинговая работа с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья

Зачастую лица пожилого возраста не могут самостоятель­но справиться с решением конкретных проблем (психологических, телесных, социальных, экономических),

Тренинги по улучшению памяти

Тренинг практического общения

Тренинг сенситивности (способность наблюдать, видеть, слышать – тренировка восприятия)

Тренинг креативности (творческое мышление)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: