Оптимизация школ: вопросы и ответы

Предстоящее объединение кадуйских школ породило массу слухов и вызвало серьезные волнения среди жителей поселка. В Администрацию района поступило немало вопросов от педагогов, родителей, учеников. Ответы на них дают представители управления образования и Администрации района.

- Зачем нужна оптимизация образовательных учреждений?

- С сентября 2016 года на старшей ступени обучения вводятся новые федеральные образовательные стандарты. Каждая средняя школа обязана создать до пяти профильных классов (естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). И в каждом должно учиться не менее 25 выпускников. Но из-за недостаточной наполняемости старших классов наши школы не смогут организовать нужное количество профилей и обеспечить детям право выбора. А значит, они не пройдут аккредитацию и не смогут выдать своим выпускникам аттестаты государственного образца. Без оптимизации школьной сети Кадуйский район не сможет реализовать новые федеральные образовательные стандарты.

- Почему решено объединить самые крупные школы Кадуя?

- Обсуждение вариантов оптимизации началось еще в ноябре: в администрации района проводились совещания и круглые столы с главами поселений, с директорами образовательных учреждений. Все поступившие предложения были размещены в районной газете для публичного обсуждения. Просчитывались плюсы и минусы каждого варианта. Изначально в Кадуе планировалось объединить все три школы. И с экономической точки зрения это было бы более выгодно. Но тогда в первой школе пришлось бы расформировать несколько классов (где наполняемость очень маленькая) и сократить около десятка педагогов. Поэтому было принято решение (причем, коллегиально со всеми директорами) остановиться на более щадящем варианте: КСОШ №1 оставить до 2016 года в прежнем статусе, а на базе КСОШ №2 и №3 с 1 сентября создать единую базовую школу.

- Почему третью школу присоединяют ко второй, а не наоборот?

- Этот вопрос сегодня не поднимается. Два учреждения на равных условиях пройдут через реорганизацию и станут одним юридическим лицом, сохранив при этом оба здания, оба педагогических коллектива, их традиции, наработки и положительный опыт развития. Весь кадровый потенциал будет сохранен, состав классов останется прежним и все 977 детей смогут пользоваться новым цифровым оборудованием. Кроме того, в единой базовой школе ожидается введение дополнительных ставок на методическую работу и увеличение финансирования. Все это позволит создать профильные классы для Кадуя (а в дальнейшем, возможно, и для выпускников всего района).

- Какова дальнейшая судьба КСОШ№1?

- Новое, современное здание практически пустует. Оно рассчитано на 33 класса-комплекта, но при имеющемся количестве учеников работает лишь 14 классов. Порядка 80 детей из старой части Кадуя, Рукавицкой, Судского Рейда и Доза учатся в школах микрорайона ГРЭС. И если ситуация кардинально не изменится и КСОШ №1 не сможет увеличить количество учеников, то с 2016 года она станет девятилеткой. Под вопросом остается судьба Хохловской и Андогской средних школ: с имеющимся сегодня количеством старшеклассников они не в силах реализовать профильное образование.

- Кого еще коснется оптимизация?

- Уже сегодня в районе существуют проблемы с финансированием школ, нехватка средств на фонд оплаты труда педагогов. Главная причина – низкая наполняемость классов. Областной бюджет выделяет деньги на образование строго по нормативам. Что такое нормативное финансирование? Например, средства на городскую школу выделяются из расчета 25 человек в классе. Если детей в классах недостаточно, то и финансирование меньше. В результате сокращается заработная плата педагогов и они не получают стимулирующих доплат. По данным областного департамента образования, Кадуйский район находится на последнем месте по величине средней заработной платы педагогов. Поэтому оптимизация так или иначе коснется всех: где-то будет достаточно объединения классов, а где-то, возможно, придется изменить статус школы.

- Не пострадает ли при этом качество образования в районе?

- Одна из главных задач оптимизации – улучшить качество образования. В течение последних трех лет школы Кадуйского района по ряду показателей числятся в рядах отстающих. Сегодня у нас самое большое количество двоек по ЕГЭ. Как считают специалисты департамента образования, причин здесь несколько. В том числе - неправильный подход к набору учеников в 10 класс. В погоне за наполняемостью классов и педагогической нагрузкой школы оставляют в 10 классах заведомо слабых учеников, которые не способны освоить учебную программу и сдать выпускные экзамены. В результате дети не получают аттестаты и выходят из школы со справками. В дальнейшем ситуация еще более усугубится: будет увеличено количество предметов, по которым сдаются ЕГЭ, а в число обязательных войдет тестирование по иностранному языку. В районе назрело серьезное реформирование отрасли. Иначе школы просто не смогут обеспечить детям право на получение образования, соответствующего их способностям.

- Проводилась ли оптимизация в других школах области?

- Многие районы провели ее еще три года назад. Для изучения их опыта делегация наших руководителей побывала в школах Харовска и Грязовца. В результате проведенной там оптимизации педагоги этих районов стали жить значительно лучше: их заработная плата возросла, на школы выделяются дополнительные средства и новое оборудование, что, соответственно, позволяет улучшить и качество образования в целом. Причем оптимизация там шла довольно болезненно: это и расформирование классов, и сокращение педагогов, и реорганизация школ. Тем не менее, они это сделали и сегодня практически не имеют проблем.

- Когда состоится объединение КСОШ №2 и №3?

- Оно пройдет поэтапно. Первый – подготовительный – включает в себя публичное обсуждение и выбор наиболее подходящего варианта, создание согласительной комиссии из представителей педагогической и родительской общественности, урегулирование конфликтов и разногласий. Второй этап - нормативно-правовые процедуры. Он в районе начнется только в феврале. На уровне Правительства области должно быть принято соответствующее постановление, а затем создана экспертная комиссия. В нее войдут специалисты различных служб и ведомств, которые проведут обследование школ и проверят, не пострадают ли дети при объединении - в плане безопасности, медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения и т.п. И только после заключения экспертов, в апреле, пройдут совещания с педагогическими коллективами и представителями родительской общественности и начнутся конкретные действия по реорганизации учреждений. Формирование новой школы, штатного расписания и административных органов запланировано на май-июнь.

- Законно ли назначение директора базовой школы администрацией района?

- Вопрос о назначении директора муниципального учреждения решается учредителем. Федеральным законодательством оговорено, что учредителем школ является администрация района, и именно к ее компетенции относится назначение или снятие с должности директора школы. Другой альтернативы здесь нет.

- Как будут использоваться здания объединенных школ?

- Их изначально планировалось оставить за образовательным учреждением: в последние годы в Кадуе наблюдается тенденция небольшого увеличения рождаемости, а это значит, что количество учеников потихоньку растет, и материально-техническая база двух зданий всегда будет востребована. А в недалеком будущем все школы перейдут на режим работы полного дня. По новым требованиям законодательства, сначала дети должны будут посещать общеобразовательные уроки, а во второй половине дня на базе тех же школ получать дополнительное образование, занимаясь в кружках и секциях. Например, уже сегодня в КСОШ №2 работает Центр детского творчества, в КСОШ №3 построен мини-ФОК. В будущем здания школ планируется задействовать на сто процентов.

- Предполагаемые риски объединения школ?

- Конфликтные ситуации в педагогической среде и ученических коллективах. Они длятся уже более месяца. Главная причина - недостаток информации, а где-то, возможно, и намеренное ее искажение. Сегодня практически все руководители образовательных учреждений понимают необходимость оптимизации, и то, насколько безболезненно она пройдет, зависит только от педагогических коллективов, их компетентности и профессионализма. Их задача - действовать в интересах детей, сглаживая конфликты и негативные моменты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: