Земельный налог

Использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог - форма оплаты за использование земли.

Плательщики земельного налога:

1. собственники земли;

2. землевладельцы;

3. землепользователи, кроме арендаторов.

Объекты налогообложения - земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах РФ, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Исчисление земельного налога физическим лицам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога.

Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и не позднее 1 июля представляют расчет в налоговые органы.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за 3 предшествующих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за3 предшествующих года.

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог (Land tax) – это налог на доходы с земли.

В России [править]

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения [править]

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:

· земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база [править]

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки [править]

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

· 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

· 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

· §1. Плата за землю в Российской Федерации

· Земля -- один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась.

· В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие -- плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ «О плате за землю» провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и т.д. (ст. 2).

· Под платой за землю законодатель понимает:

· *земельный налог,

· *арендную плату,

· *нормативную цену земли (ст. 1).

· Плата за землю -- общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату.

· Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ «О плате за землю» в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.

· §2. Плательщики земельного налога

· Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается налогоплательщик, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

· Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Закон, устанавливая налоговую обязанность, должен четко определить основные элементы учреждаемого налога. Если хотя бы один из основных элементов оказался не определен или не установлен, сама обязанность платить налог считается неучрежденной.

· Остановимся на основных элементах земельного налога.

· Его плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

· Таким образом, плательщиками земельного налога могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты.

· Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства РФ «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю» от 4 сентября 1995 г. № 876 на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога.

· Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден приказом Роскомзема и согласован с Государственной налоговой службой (приказ Роскомзема от 24 октября 1995 г. № 5-16/2066). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами (лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.

· Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодно составляемого первичного списка, ежемесячно составляемых списков изменений.

· Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам. По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта. Первичный список составляется по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок (т.е. до 1 февраля текущего года) передается государственным налоговым инспекциям. В списке указываются:

· -- почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

· -- номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;

· -- категория земель, цель использования земельного участка;

· -- вид права на землю плательщика земельного налога;

· -- фамилия, имя, отчество -- для физических лиц, название юридического лица и его регистрационный номер -- для юридических лиц;

· -- налогооблагаемая площадь;

· -- ставка земельного налога без учета льгот.

· Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц текущего года. Эти списки передаются государственным налоговым инспекциям до 10-го числа следующего месяца. Если в течение одного месяца произошло несколько изменений данных по одной из записей предыдущего списка (например, купля-продажа земли и через несколько дней дарение этого земельного участка), в списке изменений указываются данные на последний день месяца.

· В части первой Налогового кодекса РФ дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

· Права и обязанности плательщиков земельного налога конкретизируются в Законе РФ «О плате за землю» (ст.ст. 4, 5, 6, 16). К основным обязанностям отнесены:

· *своевременная уплата налога,

· *предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений,

· *выполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

· Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся, в частности:

· *право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

· *пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законом.

· Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст.ст. 12, 13, 14 Закона РФ «О плате за землю»).

· §3. Объекты обложения земельным налогом

· Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся:

· 1.земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

· 2.земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

· 3.земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;

· 4.земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;

· 5.земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

· 6.земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

· 7.земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

· 8.земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

· 9.земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

· Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

· За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

· За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

· Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

· Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.

· Глава 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

· §1. Порядок начисления и взимания земельного налога

· Существенным элементом налога является ставка -- размер налога на единицу налогообложения.

· Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью, -- на соответствующие источники финансирования.

· В ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

· Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., затем ежегодно ставки земельного налога изменялись.

· Законами РФ «Об основах налоговой системы» и РФ «О плате за землю» органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации.

· Законом РФ «О плате за землю» разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий. К ним относят:

· -- курортные зоны: зоны отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (Закон Московской области «О плате за землю в Московской области» фактически приравнял всю территорию области к курортной зоне, установив на всей ее территории применение повышающего коэффициента), курорты Приморского края, Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России, Калининградское взморье и др. курортные районы;

· -- земли городов -- столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.

· Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка:

· 1)категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т.д.);

· 2)местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.);

· 3)размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли).

· Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного налога и величиной налоговой ставки.

· Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для налогового и административного произвола со стороны властных государственных структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству).

· Выполнение требования четкости и количественной объективности при определении ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

· Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.

· Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются по видам угодий -- пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об оценке этих угодий.

· Следует обратить внимание на то, что в Законе РСФСР «О плате за землю» для субъектов Российской Федерации установлены средние ставки земельного налога, т.е. ставки-ориентиры, опираясь на которые, а также учитывая кадастровые оценки угодий, органы законодательной (исполнительной) власти субъектов Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Они же устанавливают и минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни. Подобные решения могут оформляться принятием соответствующего локального закона либо постановления законодательного (представительного) органа. Так, например, источником права, устанавливающим тариф ставок земельного налога в Вологодской области, является постановление законодательного собрания Вологодской области «О ставках земельного налога».

· Устанавливая ставки земельного налога, субъект Федерации наделяется правом вводить корректирующие коэффициенты, с помощью которых учитывается фактор местонахождения земельного участка.

· Ставки, которые установлены субъектами Федерации из расчета средних ставок, систематизированных в приложении 1 к Закону РФ «О плате за землю», распространяются не на все земли сельскохозяйственного назначения. Особый порядок установления ставок земельного налога предусмотрен ст. 6 Закона в отношении участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам и используемых ими в целях иных, чем ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, огородничество, животноводство, сенокошение и выпас скота. Ставка земельного налога на такие участки, вместо прежних пяти рублей за квадратный метр, с 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. «О федеральном бюджете на 1997 год» установлена в размере 30 рублей (без учета деноминации) за квадратный метр. Отметим, что указанная ставка может быть увеличена, но не более чем вдвое. Такое увеличение размера ставки связывается с местонахождением участка и оформляется соответствующим решением органа местного самоуправления.

· Ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, земли различного специального назначения и т.д.) большей частью выше ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения. В Законе РФ «О плате за землю» средние ставки налога на городские земли даются с учетом экономического района и численности городского населения. Эти средние ставки решениями органов местного самоуправления городов превращаются в реальные (фактические, конкретные) ставки, величина которых зависит от местоположения земельного участка и зоны градостроительной ценности.

· В целях рационализации и повышения дисциплины землепользования налог, уплачиваемый за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода, взимается в двукратном размере (ч. 4 ст. 8 Закона «О плате за землю»).

· Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

· Интересна ставка налога, устанавливаемая в отношении земель, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты. Она представляет собой альтернативную ставку, обеспечивающую фискальные интересы: три процента от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 60 рублей за квадратный метр (ч. 5 ст. 8 Закона «О плате за землю»).

· В том случае, когда земельный участок по местонахождению относится к городской земле, а по назначению -- сельскохозяйственная площадь, определяющим критерием будет назначение. С такого участка налог будет уплачиваться по ставкам, вдвое большим ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества (ч. 8 ст. 8 Закона «О плате за землю»).

· Для земель сельскохозяйственного использования, предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, налог устанавливается вне зависимости от среднегородских ставок в размере 60 рублей за квадратный метр.

· Особые ставки предусмотрены для земель водного и лесного фонда (ст. 10--11 Закона РФ «О плате за землю»).

· Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

· Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню (ст. 11 Закона РФ «О плате за землю»).

· Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке «в том числе» лесорубочного билета.

· Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.

· В соответствии с этим земельный налог взимается только за переданные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья.

· Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (ч. 3 ст. 11 Закона РФ «О плате за землю»).

· Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.

· Несколько слов о порядке определения ставок налога за оленьи пастбища. Средние размеры ставок земельного налога устанавливаются исходя из соотношения их продуктивности (с учетом оленеемкости) к продуктивности немелиорированной пашни и базисного размера налога на него.

· Там, где в структуре угодий нет пашни, продуктивность немелиорированной пашни определяется по территории с аналогичными природно-климатическими условиями и минимальной ставки налога.

· Рассматривая ставки земельного налога в отношении земель, занятых жилищным фондом, следует обратить внимание на некоторые сложные вопросы. Например, начисление земельного налога с граждан, приватизировавших свои квартиры в многоквартирном доме, часть квартир в котором не приватизирована.

· Налог на земельный участок, обслуживающий такой жилой дом, должен взиматься с юридического лица, на балансе которого находится дом. Понесенные юридическим лицом затраты по уплате налога возмещаются гражданами, приватизировавшими квартиры в этом доме, по договорам аренды соразмерно доле общей площади их квартир в общей площади всего дома.

· Жильцы в неприватизированных квартирах земельным налогом не облагаются. Налог взимается с предприятий и организаций, на балансе которых находится муниципальный жилой дом.

· Существует несколько вариантов расчета земельного налога с владельцев (пользователей) квартир и домов.

· На некоторые проблемы, возникающие при налогообложении земель жилищных фондов, указывается и в Приложении № 1 к письму Госналогслужбы России и Госкомзема России от 4 марта 1997 г. В нем, в частности, отмечается, что в некоторых регионах налог за земли, занятые жилищным фондом предприятий, в том числе сельскохозяйственных, неправильно взимался по ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района (как на земли, предоставленные гражданам для ведения подсобного хозяйства). Обращается внимание на факты, когда с жилищного фонда юридических лиц на селе налог вообще не взимался на том основании, что он передан в оперативное управление комитетам по управлению имуществом местного самоуправления, хотя в этом случае плательщиками земельного налога за этот жилой фонд должны были являться соответствующие жилищно-коммунальные хозяйства (управления), на балансе которых находится жилищный фонд.

· В последнее время на российском земельном рынке активизировались операции отчуждения права собственности на земельные участки, производимые как юридическими, так и физическими лицами (купля-продажа, дарение, мена и др.) Налог на операции с землей уплачивается до регистрации договора отчуждения земельного участка в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Очевидна необходимость принятия специального закона о налогообложении сделок с землей. До принятия такого закона Указом Президента РФ от 7 декабря 1993 г. № 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» установлено, что при совершении сделки купли-продажи граждане, продающие земельный участок или земельную долю, уплачивают налог в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (СЗ РФ, 1998, № 1, Ст. 6), а юридические лица -- в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Если земельный участок наследуется или переходит в собственность по договору дарения, налогообложение осуществляется в соответствии с Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарении». Нормами международного права регулируются порядок уплаты земельных налогов сотрудниками дипломатических представительств. В соответствии с нормами Венской конвенции о дипломатических сношениях и обычаями дипломатической практики недвижимость собственная или наемная, используемая в целях дипломатического представительства, освобождается принимающим государством от уплаты «государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин (...) кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания» (ст. 23). В то же время дипломатический агент не освобождается от уплаты и сборов на частное недвижимое имущество (в том числе землю), находящиеся на территории страны пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства (ст. 34).

· Характеризуя сроки уплаты земельного налога, отметим, что он уплачивается ежегодно, равными долями в два этапа не позднее 15 сентября и 15 ноября. Физические лица уплачивают земельный налог на основании платежных извещений, которые вручаются им налоговыми органами не позднее 1 августа. Что же касается плательщиков -- юридических лиц, то они самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет по каждому земельному участку. Установленные Законом РФ «О плате за землю» сроки уплаты земельного налога могут быть изменены соответствующими решениями органов законодательной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

· Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

· Официальной формой заявления на уплату земельного налога является декларация. Декларация по земельному налогу представляет собой письменный расчет налогоплательщика о наличии в его собственности, пользовании, аренде земельных участков, оформленный в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 «По применению Закона РФ «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями).

· Данная декларация заполняется и представляется каждым налогоплательщиком в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения земельных участков на бланке, установленной в указанной выше инструкции формы. По вновь отведенным участкам среди календарного года декларация представляется в течение месяца с момента их представления. При наличии территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, нескольких объектов налогообложения (земельных участков, земель, занятых строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми домами) отдельных деклараций по каждому объекту не составляется, а представляется одна сводная декларация на все объекты обложения с приложением к ней таблиц об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, а по землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондам, а также нежилым фондам, отдельно по каждому жилому дому и объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города или поселка. Если объекты обложения налогом расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них предоставляется сводная налоговая декларация налога за те объекты, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.

· Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в неправильном отражении исчисленной суммы земельного налога или других данных, связанных с исчислением и уплатой такового (неправильное применение ставок земельного налога, арифметические ошибки, неправильный адрес нахождения земельного участка, налогового органа, расчетного счета и прочее, что не позволяет своевременно и правильно уплатить земельный налог), влечет за собой взыскание штрафа в размере 3 000 рублей (ст. 120 Налогового кодекса РФ).

· В соответствии со ст. 121 Налогового кодекса РФ нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, которые приводят к занижению суммы земельного налога, подлежащей уплате, влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

· Непредоставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный срок декларации в налоговые органы по месту нахождения земельных участков влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации (расчета) за каждый полный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 25% от указанной суммы.

· Отсутствие первичных документов (документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, к которым относятся акты на право собственности на землю, договор аренды, временного пользования и прочее) на фактически используемые земли является грубым нарушением правил учета объектов налогообложения (земельных участков).

· §2. Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления

· Налоговые льготы -- эффективный инструмент дифференциации земельного налога. Все предоставляемые законодательством льготы по земельному налогу могут быть классифицированы следующим образом:

· *изъятия;

· *налоговые кредиты.

· Суть изъятия как налоговой льготы сводится к выведению из-под обложения земельным налогом отдельных предметов, как-то: земли под заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами; земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации; земли общего пользования населенных пунктов; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти.

· Изъятия по земельному налогу могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.

· Примерами первого случая являются большинство законом установленных льгот-изъятий. Так, земли религиозных объединений, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, земли, используемые пожарной охраной представляют собой изъятия из земельного налогообложения, действующие на постоянной основе. В то же время предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, т.е. земли, требующие рекультивации, освобождаются от уплаты земельного налога лишь на первые десять лет землепользования. Другой пример временной льготы по уплате земельного налога -- это льгота, предоставляемая на один финансовый год. Так, ст. 14 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» освобождала в 1997 году предприятия и организации от платы за земельные участки, на которых размещались объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны, аэродромы и другие объекты особого назначения в порядке, установленном Правительством РФ.

· Вообще, следует отметить, что из восьми изменений, внесенных в Закон РФ «О плате за землю» на протяжении последних шести лет, 80% были направлены на предоставление льгот по земельному налогу отдельным категориям плательщиков.

· Изъятия по уплате земельного налога могут предоставляться конкретному налогоплательщику безусловно или обусловлено.

· Безусловно, выводятся из-под обложения земельным налогом земли предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

· При предоставлении этой льготы следует руководствоваться пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 № 1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»1?, которым установлено, что:

· --к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного назначения или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства;

· --к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла;

· --к предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов.

· Безусловно, выводятся из-под обложения земельным налогом также земли учреждений и органов уголовной-исполнительной системы.

· В Перечень предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. № 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему», включены:

· --следственные изоляторы, специальный следственный изолятор «Лефортово»;

· --предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

· --центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта;

· --строительно-монтажные управления;

· --центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;

· --автомобильные и железнодорожные хозяйства;

· --жилищно-коммунальные хозяйства;

· --межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей;

· --научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ.

· В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

· По этой же схеме освобождаются земли высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры (п. 11 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю»).

· Значительное количество изъятий носит обусловленный характер. Законодательство формулирует некоторые особые требования, условия и связывает соответствие им с предоставлением налоговой льготы в виде изъятия. Так, из-под земельного налогообложения выводятся земли не всех предприятий связи, акционерных обществ связи, а лишь тех, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; земли не всех санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, а только тех, которые находятся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.

· Изъятие может обусловливаться характером деятельности плательщика земельного налога: предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения не платят налог за земли, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.

· Льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы, именуются налоговым кредитом.

· Следует обратить внимание на условность этого термина. Налоговый кредит не следует понимать в буквальном смысле слова, с присущими ему свойствами -- срочность, возвратность и платность. Понятию кредит в данном случае соответствует только инвестиционный налоговый кредит. В отношении земельного налога налоговый кредит может быть представлен в виде снижения ставки налога, предоставления налоговых каникул (полного освобождения от уплаты налога на определенный период), отсрочки или рассрочки по уплате налога. Например, налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья (ч. 2 п. 22 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю»).

· Налоговые каникулы объявляются в отношении граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, и длятся в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков (ч. 1 п. 22 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю»).

· В соответствии с общим направлением социальной политики Российской Федерации некоторые льготы по уплате земельного налога носят социальный характер.

· Так, от уплаты земельного налога освобождаются инвалиды I и II групп, участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.92 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»), граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов «Жителю блокадного Ленинграда» (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 № 163).

· Законодатель освободил от уплаты земельного налога широкий круг физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

· В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4995-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» право на льготу имеют граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

· Вышеперечисленными льготами пользуются также граждане из подразделений особого риска.

· К гражданам из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел относятся:

· 1)непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

· 2)непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

· 3)непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках наводных и подводных кораблей и других военных объектах;

· 4)личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

· 5)непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

· Некоторые разъяснения по поводу льгот по уплате земельного налога содержатся в совместном письме Госналогслужбы России и Госкомзема от 4 марта 1997 г. (приложение № 1).

· В соответствии с пп. 4 и 15 ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются от уплаты земельного налога учреждения здравоохранения при условии финансирования их за счет соответствующих бюджетов, либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений).

· Акционированные оздоровительные учреждения, а также учреждения отдыха акционированных предприятий подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях.

· Согласно п. 10 ст. 12 Закона «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождены спортивные сооружения, за исключением используемых не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений. В настоящее время при многих стадионах организованы вещевые или продовольственные рынки. Часть земель, занятых не по профилю деятельности, должна облагаться земельным налогом, плательщиками которого становятся дирекции сооружений или предприятия, на чьем балансе находятся эти спортивные объекты.

· В соответствии с ч. 4 п. 22 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Освобожденные от уплаты земельного налога, согласно этому пункту предприятия (такие, например, как аэропорты, находящиеся в федеральной собственности, вузы и НИИ Российской Академии наук, учреждения культуры, склады мобилизационных резервов и т.д.) практикуют сдачу земельных участков, зданий или сооружений в аренду, но не представляют расчеты и не уплачивают налог за эти земельные участки, что является нарушением.

· Законодатель делегирует право конкретизировать и развивать нормы, устанавливающие льготы, во-первых, Правительству РФ (п. 11 ст. 12), органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации (ст. 13), а также органам местного самоуправления.

· В последнее время некоторые субъекты Российской Федерации освобождают от уплаты земельного налога пенсионеров. В связи с этим отметим, что это противоречит действующему законодательству. Налоговые инспекции в любом случае потребуют уплатить земельный налог и будут правы. Законом РФ «О плате за землю» пенсионеры не освобождаются от уплаты земельного налога. Субъекты РФ имеют право устанавливать льготы по земельному налогу только в пределах суммы, находящейся в его распоряжении.

· От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания. Вводятся в действие эти льготы с 22.11.97 согласно ст. 2 Федерального закона от 18 ноября 1997 г. «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О плате за землю». От уплаты земельного налога также полностью освобождаются государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (в том числе и при уплате налога за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода), а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов. Льгота для указанных предприятий и учреждений вступила в силу с 30 июня 1997 года.

· Надо отметить, что предоставление дополнительных налоговых льгот по уплате земельного налога негативно скажется на пополнении доходной части бюджета и тем самым будет препятствовать проведению мероприятий по землеустройству, охране земель и повышению их плодородия.

· Следует также отметить, что ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» предусматривает освобождение юридических и физических лиц только от уплаты земельного налога. Соответственно эти льготы не должны распространяться на лиц, вносящих арендную плату.

· В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

· При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

· Например, гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сумме Х рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с чем получил право на льготу с 1 ноября.

· В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета за два месяца (Х: 12 х 2).

· Другой пример. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу инвалидности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1 октября.

· В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма налога (Х), а только за три месяца (Х: 12 х 3).

· В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому -- начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

· За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

· §3. Порядок зачисления, централизации и использования средств, поступивших от платы за землю

· В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О плате за землю» платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления: сельских, поселковых, городских, районных -- в зависимости от того, в чьем административном ведении находится земельный участок.

· Средства, полученные от уплаты земельного налога, носят целевой характер. Зачисляясь в местный бюджет, они учитываются в нем отдельной строкой и используются исключительно на цели, установленные законом. К ним ст. 24 отнесены:

· финансирование мероприятий по землеустройству;

· финансовое обеспечение ведения кадастровых работ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: