Кризис развития отечественной психологии

Вначале о слове «кризис». Кризис — это естественный период любого процесса развития, т.е. норма развития, означающая смену его вектора, средств, целей и пр. «Устойчивое развитие» — это химера, выдуманная политиками. Устойчивой бывает деградация. Иное дело, что кризис может быть более или менее явным, скрытым, латентным или вообще иллюзорным. Лучшее доказательство последнего — статья Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса». Советская психология чудом выстояла, разумеется, не без потерь. К ней полностью относится жутковатое наименование «репрессированная наука». Л.С.Выготский, скорее, не фиксировал кризис, а предвидел катастрофу советской психологии.

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: это кризисы развития, травматические кризисы и кризисы утраты.

Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: это понятия с тресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.

В теоретической психологии высказывается множество точек зрения на проблему кризиса, исследователи сходятся в том, что его центральным признаком является отсутствие общепсихологической теории, на основании которой могли бы быть объединены различные направления и школы (Л.С.Выготский, В.М.Розин, А.В.Юревич, и др.). В практической психологии кризис традиционно рассматривается как разрыв между академической наукой и психотерапевтическими практиками (Ф.М.Василюк, В.Н.Цапкин, А.В.Юревич,). Начало для широкого обсуждения данной проблемы в отечественной психологии было положено работой Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»,без ссылки на который не обходится ни одно исследование по данной проблеме.

Ланге Николай Николаевич раньше Выготского описал кризис в психологии в "Борьбе воззрений в современной психологии", где говорит о двух ликах психологии - один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы;), другой - к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).

Попытки выйти из тупика,созданного конфронтацией между психологией сознания,опиравшейся на субъективный метод,и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России Корнилов К.Н.Им была предложена Реактология-"марксистская реформа психологии". С Корниловым разошлось большинство психологов. Одни покинули институт, не приняв программу превращения психологии в "марксистскую науку". Другие, считая марксистскую методологию перспективной для поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем. В 1923 в докладе "Психология и марксизм" призывал к реализации диалектического подхода (диалектический синтезис -- реактология). Основным предметом этой концепции была реакция. В общем виде эта концепция эклектично соединяла интроспективно понимаемое сознание с объективно-трактуемым поведением. Напоминало оно дуализм Вундта.

Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии был не единственным, разрабатывавшимся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении. Эта попытка была сделана учеником Челпанова Г.Г. Шпетом В 1923 году Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.В 1937 году Шпет был расстрелян, Арестованы были многие коллеги Шпета по академии. Таким образом, попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.

Понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблеме ее отношений с педологией, попросту невозможно. В первые годы советской власти появились и новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения новой, марксистской детской психологии. Именно в этом видели свою цель А.Б.Залкинд, Л.П.Блонский, К.Н.Корнилов и др. Начало двадцатых годов связано с зарождением новой школы, формированием новых методов обучения. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие педологии, которая ставила теперь своей задачей помочь в воспитании нового человека нового общества.20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии. Однако этот плодотворный период был недолгим. При этом вместе с действительными ошибками было выброшено и все позитивное, что было сделано этой наукой, было прервано развитие психологических школ и традиций, что является необходимым условием.

Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 году (хотя написана в 1927 году), так и называлась – "Исторический смысл психологического кризиса". Этот смысл, как считал Выготский, заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство.

Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

На базе функционализма возникает новая программа (Сеченов): психология должна быть объективной наукой и может строить свои знания на основе объективного метода (разрабатывать психологию должны физиологи). Психология по Сеченову это ряд учений о происхождении психических деятельностей. То есть психика проявляется, существующая в объективном мире во взаимодействии индивида с окружающей средой, что открывает возможности ее объективного изучения. Отсюда и другой предмет: психика в ее функциональной отнесенности к поведению. Поэтому можно изучать ее через поведение. Идеи Сеченова не были восприняты научным окружением, так как они опередили логику развития психологии

Принципиально новый подход к определению предмета психологии сложился под влиянием работ Ивана Петровича Павлова (1859—1963) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927).
Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов —ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга—органам управления поведением целостного организма в окружающей среде.
Вслед за Сеченовым они утверждали, что изучать нужно не изолированное сознание, а целостное поведение организма. Поскольку теперь взамен ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под именемрефлексологии.

Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1 необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910–20-х гг.. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева – с другой.

Пионером выделения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов.Басов подчеркивал, что понимает под деятельностью "предмет особого значения", такую область, "которая имеет задачи, никакой другой областью не разрешаемые".

Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, которые мы подробно изучали на лекциях по психологии.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Рубинштейн вложил огромный вклад в психологию.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Л.С. Выготский, анализируя кризис в психологии, при­шел к выводу, что его глубинной причиной была ото­рванность психологии от практики. Связи, сложившиеся между теоретической и прикладной психологией, напо­минали, по словам Л.С. Выготского, взаимоотношения между метрополией и колонией — «теория от практики не зависела нисколько» Выход психологии из кризиса Л.С. Выготский связывал с тем, чтобы практические дисциплины заняли принципиально иное положение во всем строе науки. Какое же? Эпиг­раф, многократно повторяемый в труде Л.С. Выготского, Прямо указывает на это положение: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Практика долж­на стать именно краеугольным камнем новой науки, то есть таким, на который опирается все возводимое зда­ние, по которому выверяются все его стены. В новой пси­хологии «практика входит в глубочайшие основы науч­ной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верхов­ным судьей теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы»

Хотя в начале века и прозвучали очень сильно слова одного из выдающихся русских психологов Н.Н. Ланге о том, что психолог в настоящее время похож на Приама, сидящего на развалинах Трои, в них содержится лишь доля истины. Они справедливы в отношении общекризисной ситуации в психологии, но все же то, что Ланге называл развалинами, было в действительности строительным материалом, без которого, конечно, не могло продолжаться развитие психологии.

Список используемой литературы:

1.В.П.Зинченко «Исторический или психологический кризис?»

2.Ф.Е. Василюк «Методологический анализ в психологии»

3.А.Осипова «Психология кризиса»

4.М.Г. Ярошевский «Пути развития отечественной психологии в 20-50е годы 20-го столетия»

5.А.Н. Ждан «история Психологии»

6.Юревич А.В. Системный кризис в психологии

7.Л.С. Выготский «Исторический смысл психологического кризиса»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: