ОК обучение говорению
1. Устная речь (УР) связана а) с умением чтения; б) с письменной речью.
2. Пути обучения говорению: сверху вниз и снизу вверх.
Путь «снизу вверх» (от РО). Исходным является отдельное высказывание на уровне предложения (т.н. РО: называние предмета, его качества, действия, места действия), которое подчинено решению конкретной КЗ, напр., назвать себя, представить другого в ситуации «Знакомство». При ОДР следующим речевым действием, подлежащим овладению, будет запрос аналогичной информации у партнера, или оценочная реакция на высказывание, или уточняющий вопрос и т.д.
Например, представить кого-л. можно при помощи РО: das ist… Das sind…
Путь «сверху вниз» (на основе текста) – путь от прослушивания до многократного чтения готового диалога-образца или полилога-образца, часто с заменами отдельных реплик или их частей – к их воспроизведению, точнее, разыгрыванию в виде соотв. сценки. Преимущество: текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию (РС) и учителю не нужно придумывать ее на уроке.
|
|
При обучении ИЯ2 путь «снизу» может выступать в редуцированном виде, он не только дБ дополнен путем «сверху», но и последний м иметь большой удельный вес: - одна из особенностей обучения ИЯ2.
Методика обучения ДР
Подготовительный этап предполагает ориентацию в деятельности: определение ситуации общения, анализ коммуникативных стратегий речевых партнеров в диалогах-образцах, совершенствование ФН, ГН, ЛН.
На репродуктивном этапе уч-ся воспроизводят диалог-образец, выполняют упр-я, подготавливающие их к самостоятельному построению диалога(упр-я на подбор реакций к заданным ситуациям (соотнесите реплику с картинкой), на ролевую идентификацию (кто из персонажей это сказал), на выработку стратегий диалога (восстановите порядок фраз в диалоге), на модификацию диалога-образца по определенным параметрам).
На продуктивном этапе формирования У ДР используются многие личностно-ориентированные технологии, которые осуществляются в рамках учебно-речевых ситуаций и имеют вид решения уч-ся КЗ.
Методика обучения монологу
На подготовительном этапе выполняется анализ коммуникативного намерения и структуры текста (=последний этап методики обучения чтению).
Репродуктивный этап м включать упр-я, направленные на решение коммуникативных мини-задач на базе текста: сравните, объясните, подтвердите, приведите пример, опровергните, опишите. Полезны упр-я на заполнение в тексте пропусков, располагающихся на месте связующих слов, временных индикаторов, глаголов, вводящих авторские ремарки и т.п. К частично репродуктивным следует отнести упр-я на пересказ с выражением личного отношения, резюмирование Т с конкретной КЗ (представить автора, героя и т.д.).
|
|
Продуктивный этап обучения говорению строится в рамках предлагаемых учителем ситуаций общения или проблем, на основе прослушанного, прочитанного, наглядных средств. На начальном этапе обучения очень важна соотнесенность монолога с конкретной речевой ситуацией. В дальнейшем контекстная речь у уч-ся развивается быстрее, чем ситуативная, и значимость учебно-речевых ситуаций на старшем этапе снижается. Монологические высказывания уч-ся все чаще д обусловливаться проблемной задачей. Инициировать монологические высказывания уч-ся м следующие задания:
- ответы на проблемные вопросы;
- формулирование и аргументация собственной точки зрения;
- решение проблемных задач: сравнение полученной информации и формулировка вывода, опрос с обработкой данных;
- пересказы с модификацией: с изменением отношения, с иной точки зрения;…
Обучение УР в УМК «Горизонты» - по Книге для учителя.