Древнерусское государство в x–XIV веках

1. Введение христианства, устройство православной церкви и ее состояние до конца XIV века.

2. Причины, сущность и последствия феодальной раздробленности на Руси.

Литература

1. Кучкин, В. А. Русь под игом: как это было / В. А. Кучкин. – М.: Панорама, 1991. – 32 с.

2. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. – М., 1993.

3. Ключевский, В. О. Соч. в 9 т. Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Мысль», 1988.– Т.1. – Ч.1. – 430 с.

4. Толстой, М. В. История Русской церкви / М. В. Толстой. – Валаамский монастырь,1991.

О первых проявлениях христианства на русской земле встречается в летописи преподобного Нестора, который повествовал, что апостол Андрей Первозванный из Синопа, шедший через Корсунь или Херсон, дошел берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благо­дать Божия». Потом он пошел в Новгород и по реке Волхову достиг Ладожского озера, а потом до Валаама. Там благословил горы каменные крестом, истребил капища Велеса и Перуна, обратил в христову веру жрецов и обитавших язычников острова и оставил там нескольких сопутствовавших ему учеников. Потом он отправился в Рим.

Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают Псалтирь; хладная Скифия согревается огнем ве­ры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собой походные храмы».

О распространении веры между готами и скифами более все­го заботился святой Иоанн Златоуст. Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, а к готам посылал епископа Ульфилу. Но гунны, авары и болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство, еще слабое между скифами, искоренялось войною или гонениями язычества.

Но по промыслу Божьему Русь была, в конце концов, изъята из языческого состояния. Как? Для этого рассмотрим ТРИ ПОПЫТКИ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.

Первое– Аскольдово крещение.

После призвания братьев Рюриков в 862 году, двое сподвижников Рюрика Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастье в Царьград. На берегу Днепра они увидели горо­док и завладели им: это был Киев. Отсюда в 866 году они пред­приняли поход к Царьграду с языческой дружиной на 200 воору­женных судах, прошли в Черное море, через Босфорский пролив, опустошили берега Мраморного моря и заставили трепетать столи­цу империи. Императора Михаила III не было в столице. Царьград спасся чудом. После молебна, патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города – ризу (оклад иконы) Божьей Матери, хранившейся в Влахернской церкви. До погружения море было тихим и спокойным, но после погружения, оно “закипело бурею и разбило суда русов”.

Аскольд и Дир объятые страхом уве­ровали во Христа и по прибытию в Киев, с остатками флота, приняли на народном вече епископа, присланного от патриарха Фотия. Русы захотели увидеть чудо и предложили бросить в огонь Евангелие. Если оно останется невредимым, тогда князья обе­щали обратиться к христианскому Богу. Тогда епископ воззвал: «Господи! Прослави имя Твое перед сим народом», – и положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело, и, видя это, многие князья и язычники приняли крещение. Это и было первое Аскольдово крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград, в южных русских областях святой Кирилл, просветитель славян, крестил двести семейств, у которых нашел Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Но и это крещение не оказало влияние на судьбу Руси.

Второй раз свет Евангелия воссиял на Руси после смерти Игоря. Игорь был женат на природной славянке Прекрасной, кото­рая была правнучкой Новгородского правителя Гостомысла, и при браке переименована Ольгой. Она сама поехала в Константинополь в 957 году, для того чтобы принять крещение. Там она про­была три месяца, хотя была принята очень холодно и должна была долго простоять на пристани, но потом пользовалась вниманием императора и наставлениями патриарха Полиевкта. Патриарх сам крестил Ольгу, нарек ее Еленою и сказал ей: «Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими; бла­гословлять тебя будут сыны Русские до последнего рода». С правление Ольги на Руси появились церкви и христианские об­щины, но лишь в больших торговых городах, где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Но народ продолжал оста­ваться в язычестве.

У Ольги был сын Святослав, которого мать хотела сделать православным. Но он отвечал: «И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все бояре и прочие сановники меня оставят и я буду никому не нужен». Тем не менее, суровый и жестокий воин, каким был Святослав, своими дерзкими походами уничтожил Хазарию, экономически кабалившую Русь, и укрепил русское государство, расчистив путь от иудаизма для православ­ного христианства. Святослав отменил выборность Великого князя.

Третья попытка введения христианства на Руси, и надо сказать удачная, была предпринята со стороны сына Святослава – Владимира. Младший сын, Владимир, рожденный от наложницы еврейки Малуши, Ольгиной ключницы. С восьмилетнего возраста он был отправлен отцом в Новгород под присмотром дяди, Добрыни Любчанина, который как грубый язычник давал полную волю страстям своего воспитанника. После смерти отца посредством измены, Владимир с Добрыней завладели Киевом, умертвив старшего брата своего Ярополка, взяв себе насильно невесту его Рагнеду, княжну Полоцкую, и беременную жену его гречанку. Сделавшись единым властелином русской земли, он проводил свою молодость в необузданном сластолюбии: кроме пяти жен, у него было в разных местах до 800 наложниц. Он также был страстный воин.

Тем более были разительны перемены, которые произошли позднеепо крещению Владимира.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Их можно условно разделить на объективные и субъективные, которые имеют как внешнюю, так и внутреннюю стороны.

Объективные внутренние.

1) Развитие феодальных отношений и усиление тенденций экономической и политической самостоятельности привели к необходимости нового идеологического обоснования и закрепления владением частной собственностью.

2) Процесс объединения страны требовал создания единого религиозно-духовного универсала.

Объективные внешние.

Борьба с другими государствами требовала привлечения союзников, которые уже имели определенную религию, (но не язы­ческую) и на этой почве возникали разногласия.

Субъективные внешние.

1. Извне делались несколько попыток проникновения христианст­ва на Русь, которые уже перечислены.

2. Делались попытки представителей других религий привлечения Руси на свою сторону:

а) мусульмане из восточной Болгарии. Но процесс обряд обрезания

и запрет пить хмельные напитки не понравился Владимиру;

б) хазарские иудеи. Выслушав их проповедь, Владимир спросил их:

«А где ваше отечество? «В Иерусалиме, – отвечали они, – но Бог разгневался на отцов наших и расточил их по чужим странам. И вы, отвергнутые богом, приходите учить других, ответил им князь. Или хотите, чтобы и мы лишились своего отечества?»;

в) немецкие паписты говорили князю о величии Бога и о ничтожности идолов; но Владимир знал папскую политику: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от папы»;

г) наконец был выслушан философ, христианский инок (грек), речь которого понравился стольному князю.

Субъективные внутренние.

1. Интересы брачных уз со стороны язычника Владимира и христианки Анны, сестры императора Византии привели к необ­ходимости уступить прекрасной половине, и по ее просьбе официально принять христианство.

Этапы реформ.

Первый заключался в выделении бесчисленного множества богов всамых главных. Таковыми стали Перун – бог грома, дождя и других явлений природы, Даждьбог (по-русски «дать») – бог плодородия, Стрибог – ветра, Семаргл, Макошь, Хорс.

Второй этап заключался в непосредственном принятии христианства в 988–989 годах: крещении в Днепре киевлян и в других городах.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Положительное

1. С принятием христианства на Руси сформиро­вался новый институт экономической, политической и духовной власти – церковная организация.

2. Церковь стала опорой светской власти, облегчив князьям и царям управление страной. Ибо православная церковь решала следующие функциональные задачи:

с Х века – хозяйственно-экономические, образовательно-просветительные, нравственно-воспитательные, благотворительно-призренческие и священнические (требы таинств, богослужения, благословения, проповеди);

с XVI века миссионерские (распространение православия среди иноверцев, борьба с ересью и защита от католицизма через церковные братства);

с XVIII века + контролирующие (наблюдение и осведомление властей о не благонадежности тех или иных россиян через исповедальную систему);

с середины XIX века + статистические и музейно-летописные (1864).

Отрицательное значение.

К ХШ веку была вытеснена трансовая культура, а дохристианская русская письменность была заменена кириллицей и глаголицей. После введения христианства, на Руси широко распространяет­ся нищенство, юродство, аскетизм, странничество.

УСТРОЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Оно складывалось из следующих составных частей:

1. Построение первых церквей и монастырей: первой церковью была церковь св. Ильи в Киеве, затем Десятинная там же; первым монастырем – Киево-Печерский (1051) с первым игуменом Антонием.

2. Привнесением на Русь первых икон и священных переводных книг. Первые 5–6 икон были привнесены из Херсона. Среда них: «Иерусалимския Богородицы» написанная Св. Апостолами в 15-тилетие вознесения Иисуса в Гефсимании; икона «Всемилостивого Спаса», которая была двойная: с одной стороны – нерукотворный лик Спа­сителя, с другой – Божьей Матери, и другие. Они были в Новгороде, но затем были взяты в Москву царем Иоанном Васильевичем*.

3. Образованием самостоятельных кафедра епархий и митрополий, во главе которых стояли епископы и митрополит, а позднее с 1592 года – патриарх. Первым святителем и просветителем земли Русской до 992 года был митрополит Михаил (грек), а первым русским митропо­литом был с 1051 года Илларион.

Церковная иерархия и ее управление со времени креще­ния Руси были устроены по образцу Православной Восточной Церкви. Главный архипастырь – митрополит Киевский и всей Руси – избирался и поставлялся в Царьграде (Константинополе) от Вселенского Патриарха, который начальствовал над епископами, но управлял церковью не самов­ластно, а во всех важных случаях сзывал епископов на совет. Князья называли его «отцем». Он принимал деятельное участие в делах общественных, мирил князей, поднимал их на защиту род­ной земли, останавливал народные волнения.

4. Создание церковных Уставов Владимиром и Ярославом. Устав Владимира состоит из трех частей:

В первой из них говорится о десятине, дарованной великим князем в пользу созданной им в Киеве церкви Пресвятой Богородицы: «Имать митрополиту десятину от дани, и от виры, и от продажь, и от лова княжа что уходит во двор княж от всего».

Во второй части исчислялись предметы суда Церковного, переданного митрополиту и епископам, или те преступления, по которым должны подлежать суду Церкви все христиане земли русской. К таким преступлениям отнесены были:

1) дела против веры и православной церкви, как то: суеверие, еретичество, колдовство, или волшебство, отправление языческих обрядов, святотатство во оскорбление храмов и ограбление могил;

2) дела семейные: похищение жен, вступление в брак в запрещенных степенях родства, ссоры между мужем и женой, облеченное прелюбодеяние, оставление матерью незаконнорожденного младенца, противоестественные пороки, оскорбление родителей и тяжбы о наследстве.

Третья часть заключала в себе лиц, подлежавших ведомству церкви. Здесь поименованы: а) лица, служащие церкви: игумен, поп, дьякон и те, кто в клиросе. б) лица, принятые под покровительство церкви и получающие содержание из церковных доходов: вдова, слепец, хромец, калека, врач, прощенник, прикладник, задушный человек (раб, холоп отпущенный на волю).

Кроме того, Устав предоставлял епископам наблюдение за городскими, весами и всякими мерами и воспрещал светским судьям нарушать церковные суды. Устав Ярослава был более подробен во второй части устава Владимира. Он внес следующие новые черты:

1) Суд церковный отделялся от светского или княжьего.

2) Более точно и ясно определялись виды преступления и наказания – епитимью, денежные пени и градские казни.

3) Оставлялся неприкосновенным святительский суд над лицами, подведомственными Церкви, однако изымались из этого суда уго­ловные дела (душегубство и кража с поличным).

Церковные уставы Владимира и Ярослава имели повсеместное значение в земле Русской.

Очень часто в качестве причин феодальной раздробленности выдвигают раздел земель Руси между сыновьями Ярослава Мудрого (957–1015) и последовавшими затем междукняжескими усобицами.

Вряд ли это верно, так как первый раздел земель произошел при княжении Владимира Святославича, и с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015–1024 годы, когда из 12 сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную форму политической организа­ции. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси.

Также считают часто главной причиной и экономической осно­вой феодальной раздробленности натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Это не совсем так.

Натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси (Х – начало XII в.) и в XIV–XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Она была неизбежна как в Европе, на Руси, так и в Золотой орде. Почему? Феодальная раздробленность была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, в результате чего был подъем земледелия, расцвет ремесел, накопления капиталов, рост городов.

Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структуры государства, приспособленные к нуждам феодалов на Руси и, прежде всего, боярства.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БОЯРСТВА И ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

1. Князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т. е. «прокорма» и она впоследствии превращалась в наследственное владение, вотчину.

2. Князь жаловал дружинника землями из государственных угодий.

3. Дружинник получал земли за службу из княжеского домена, а общинники-смерды, земли которых оказались в вотчинах князей и бояр, становились лично зависимыми от владельцев вотчин.

Исходя из вышеизложенных путей формирования боярства, можно назвать первую причину феодальной раздробленности – экономическую:

- рост боярских вотчин и числа зависимых в них смердов. Значениеэтого роста:

а) захват, покупка земель общинников и их закабаление приводило к росту прибавочного продукта, что делало бояр экономически мощ­ными и самостоятельными;

б) возникали противоречия между боярами “на местах” и великим киевским князем по поводу суда над крестьянами, получения с них дани и службы на князя, что вело к усилению тенденций поли­тической самостоятельности бояр;

в) в заинтересованности бояр в сильной местной, княжеской власти из-за роста сопротивления горожан и смердов.

Второй экономической причиной феодальной раздробленнос­ти явилось общественное разделение труда, бурный рост ремесел и концентрация их в определенных территориальных центрах.

Последствия:

1. Рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров (к XIV веку – 224 города).

2. Города явились опорой местного боярства и князя в борьбе про­тив великого киевского князя.

3. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний, как политического инструмента в борьбе за власть.

Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были источником децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

Третьей причиной является социальный фактор, а именно: с усилением эксплуатации, происходит рост столкновений смердов и горожан с боярством.

Приглашавшиеся в земли бояр князь со своей дружиной для подавления недовольства смердов, как правило стремились сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это вело к борьбе между князем и боярами.

Четвертой причиной необходимо считать устаревшие правовые нормы наследования великокняжеского престола. Суть: Устаревшие правовые регуляторы пришли в несоответст­вие с новыми феодальными отношениями между великим князем и удельными князьями, с одной стороны, и боярами и местными князьями – с другой стороны. Формируются Правды Ярослава и Правды Ярославичей.

Пятой причиной следует назвать упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов, сокращению его вотчин в XII веке и ослабление власти великого князя в связи с этим.

Резюме. Эти причины способствовали ослаблению и распаду государства Киевской Руси на 250 мелких и 14 крупных княжеств. Крупнейшими из них были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская республика.

ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Положительные: 1. Разделение труда приводило к росту и усилению городов, развитию ремесел, местной культуры, торговли с Прибалтикой, немцами. 2. Усиление феодальной власти на местах. 3. Русь не распалась полностью и политически была независима. 4. Православная церковь сохранила свою самостоятельность.

Отрицательные. 1. Ослабление центральной власти. 2.Децентрализации единого государства. 3. Постоянные усобицы между князьями разоряли хозяйства феодалов, крестьян. 4. Произошло разъединение военных сил Руси, что позволило позднее монголо-татарам завоевать страну.

ВЫВОД

Настало время разбрасывать камни; раздорами и кровью обагрялась земля Русская. Но в этой крови рождалась новая Русь сильная, могучая, державная.

Контрольные вопросы

1. Причины феодальной раздробленности на Руси, ее содержание и значение.

2. Предпосылки принятия христианства в 988–990 годах и социально-политическое и культурное значение этого события.

3. Устроение русской Православной Церкви и ее основные функциональные задачи в государстве.

ЛЕКЦИЯ 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: