Предметом социологии является социальные взаимодействия и социальные отношения

Для социологии объектом является общество.

Предмет науки — все стороны связи отношений объекта, которые изучаются данной наукой.

Предметом социологии является социальные взаимодействия и социальные отношения.

Социология – это не единственная социальная наука, она одна из блока социальных наук, к которому относят и политологию, и юридические, и экономические науки.

Все социальные науки имеют общий объект познания – социум, но каждая отличается специфическим предметом изучения.

Определение:

Социология — это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития различных социальных систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностях в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.

Энтони Гидденс: Социология — изучение общественной жизни человека, изучение групп и общества.

Ядов Владимир Александрович: Социология — наука о функционировании общества, о взаимодействии людей.

Основной целью социологии является анализ социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия.

Характерные признаки общества:

1) общество - это прежде всего совокупность несколько индивидов, существ.

2) составляющие общества существа, находящиеся в процессе взаимодействия друг с другом, которое может осуществляться в различных формах.

3) характерные особенностью составляющее общество является одновременное наличие у них психики и сознание.

2 — Основные аспекты(подходы) социологического знания:

Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.

1. Первый подход демографический.

Слово "демография" происходит от греческого слова "демос", означающего "народ" ("демократия" - от того же корня).

Демография - изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

Изучение половых и возрастных характеристик участиков социальных отношений.

2. Второй подход психологический.

Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки,
представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии.
3. Коллективистический подход применяется, когда мы
изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию.

Когда социологи изучают такие первичные группы,
как семья, такие формальные организации, они считают их коллективами
индивидов.

Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.

4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения.

Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение,
которого ожидают от человека, когда он или она занимают
определенную позицию в группе.

В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.

5. Пятый, последний подход культурологический. Поведение анализируется через влияние таких элементов культуры, как социальные норма и ценности.

Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов
культуры, как общественные правила (действительные или
подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.

Пять социологических подходов, показывают, насколько широка область исследований в социологии. Именно поэтому среди социологов существует специализация. Некоторые из них сосредоточены на изучении бюрократии, другие исследуют различные общественные институты, например, семью или религию, третьи анализируют отношения между общественными классами, и, наконец, четвертые изучают явления массовой культуры.

Социологи различаются не только в зависимости от интересующих их областей исследования; у них разные взгляды на то, что способствует получению исследовательских данных, т.е. какие факторы оказывают наибольшее влияние на общественную жизнь. Эти различия отражены почти в каждой главе данной книги, сейчас же мы рассмотрим только основные спорные вопросы.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро - и макроуровне. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни - интеракцию, их взаимодействие.

Основные составные части социологии:

1) Макрасоциология — направленна на выяснение общих закономерностей, функционирования и развития общества как целого.

Макросоциологический возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи.

2)Что касается микросоциологического подхода, то он, акцентируется, фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ориентирован на них.

Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. С появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т. д.

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

1) Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными вещи, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Теоретико-познавательная функция — подразумевает, что социология это область научного знания, которая связанна с использованием специального языка и специального метода.

2) Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов. Практическая функция — подразумевает использование социального знания в различных областях социальной практики.

3) Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

4) Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: