Задания 3. Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям)
1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?
сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
2) принятие закона об охране природы
3) организация биосферного заповедника
4) повышение квалификации работников лесного хозяйства
Пояснение.
Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов, например, занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.
2. В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?
1) демографических 2) экологических 3) экономических 4) политических
Пояснение.
Глобальные экологические проблемы современности: потепление климата; озоновые дыры; гибель и вырубка лесов; опустынивание; наличие чистой воды.
3. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?
|
|
1) демографических 2) военных 3) экономических 4) экологических
Пояснение.
Экологические глобальные проблемы: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; снижение биоразнообразия; глобальное потепление; озоновые дыры.
4. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится
1) гражданином 2) личностью 3) работником 4) индивидом
Пояснение.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.
Работник — лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения).
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
5. Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
|
|
1) хозяйственную 2) исследовательскую 3) политическую 4) производственную
Пояснение.
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
6. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
1) политической и духовной 2) экономической и политической
3) социальной и политической 4) экономической и социальной
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы, социальное обеспечение граждан и т. д.); экономическую (производительные силы, производственные отношения); политическую (государство, партии, общественно-политические движения); духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
7. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?
1) экономическую и социальную 2) политическую и духовную
3) экономическую и духовную 4) политическую и социальную
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы, социальное обеспечение граждан и т. д.); экономическую (производительные силы, производственные отношения); политическую (государство, партии, общественно-политические движения); духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
8. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?
1) экономической и политической 2) политической и социальной
3) духовной и экономической 4) экономической и социальной
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы, социальное обеспечение граждан и т. д.); экономическую (производительные силы, производственные отношения); политическую (государство, партии, общественно-политические движения); духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
9. Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи; выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть 1) отличная отметка 2) консультация учителя
3) учебник, справочная литература 4) день проведения экзамена
Пояснение.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
10. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха 2) ратификация Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана 4) ограничение охоты в подмосковных лесах
Пояснение.
Использование в одежде искусственного меха (нет природы); ратификация Конвенции о правах ребёнка (нет природы); ликвидация последствий урагана (наоборот природа на общество); ограничение охоты в подмосковных лесах (да верно, общество охраняет сохраняет животных, то есть влияет на природу).
11. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие 2) истина и познание 3) чувства и разум 4) честь и достоинство
Пояснение.
Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. В более узком значении, нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
|
|
12. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество 2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям 4) относятся к сфере экономики
Пояснение.
Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию.
13. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
Пояснение.
Основные типы обществ (цивилизаций): традиционный или аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный или информационный.
В обществе традиционного или аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных сословий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, пор но индустрия и т. п.
|
|
На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. символом становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т. е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой.
14. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права 2) норму морали 3) научный закон 4) правило этикета
Пояснение.
Мораль (общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
15. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д.); экономическую (производительные силы, производственные отношения); политическую (государство, партии, общественно-политические движения); духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
16. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
17. Суждение: «Не спрашивай старого — спрашивай бывалого», — является результатом
1) научного познания 2) художественного творчества 3) обыденного опыта 4) религиозного откровения
Пояснение.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).
18. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
19. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
20. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как
1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человека 4) профессионала
Пояснение.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка.
21. На планете Земля происходит истощение плодородного слоя почвы, истощаются запасы пресной воды, происходит полное уничтожение отдельных видов животных и растений. О наличии каких проблем свидетельствует данная ситуация?
1) о финансовом кризисе 2) о международном политическом кризисе
3) о глобальных экологических проблемах 4) о духовном кризисе
Пояснение.
Основные глобальные проблемы: нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении; проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность; предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; снижение биоразнообразия; обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов; глобальное потепление; озоновые дыры; проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа; демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод; терроризм; астероидная опасность; недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.
22. Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: в клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или на компьютерах. К какому типу относится такое общество?
1) аграрное 2) дописьменное 3) письменное 4) индустриальное
Пояснение.
Существует типология обществ по наличию письменности (бесписьменные, письменные общества).
23. В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?
1) технический прогресс 2) культурный прогресс 3) революция 4) реформа
Пояснение.
Реформа (франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
24. В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному 2) традиционному 3) аграрному 4) постиндустриальному
25. В первобытном племени не было руководителя и подчиненных, богатых и бедных. К какому типу общества относились такие племена?
1) земледельческому 2) скотоводческому 3) простому 4) сложному
Пояснение.
По сложности управления общества делятся на простые и сложные.
26. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
27. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права 2) норму морали 3) научный закон 4) правило этикета
28. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
29. К основным категориям нравственности относятся понятия
1) причина и следствие 2) истина и познание 3) чувства и разум 4) честь и достоинство
Пояснение.
Нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
30. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество 2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям 4) относятся к сфере экономики
Пояснение.
Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию.
31. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника
32. Владимир по профессии инженер-конструктор. В свободное от работы время он руководит клубом авторской песни. Это характеризует его как
1) товарища 2) работника 3) индивида 4) личность
Пояснение.
Это характеризует Владимира как личность, желание и способность приносить пользу людям и занимать активную позицию в общественной жизни
33. Никита — юноша невысокого роста, но крепкого телосложения, от природы смуглый, спокойный, сообразительный. Всё это характеризует Никиту как
1) индивида 2) личность 3) друга 4) индивидуальность
Пояснение.
Это характеризует Никиту, прежде всего, как индивида, одного из нас. имеющего отличительные природные особенности.
Домашнее задание:
Задание 3 № 1301
Алексей посещает кружок экспериментальной физики в Доме творчества юных. Этот факт иллюстрирует получение Алексеем
1) основного общего образования
2) среднего (полного) образования
3) среднего профессионального образования
4) дополнительного образования
Пояснение.
Основного общего образования — 1−9 классы; среднего (полного) образования 1−11 классы; среднего профессионального образования — получение и профессии и среднего образования одновременно; дополнительного образования — посещение учреждений дополнительного образования: кружков. секций, музыкальных школ и т. д. параллельно с обучением в основной школе.
Правильный ответ указан под номером 4.
35. Задание 3 № 1332
Наталья работает учителем истории. Объектом её деятельности являются
1) коллеги события
2) учащиеся
3) изучаемые в школе исторические
4) учебные пособия
Пояснение.
Объект деятельности — это тот, на кого направлено воздействие. Воздействие учителя направлено на учеников.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1363
Василий приготовил торт на день рождения маме, какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что его деятельность носила творческий характер?
1) Он использовал рецепт из новой кулинарной книги.
2) Он заранее проконсультировался с бабушкой.
3) Он придумал, как украсить торт при помощи глазури.
4) Он взвешивал порции всех ингредиентов на кухонных весах.
Пояснение.
Творчество — это создание чего-либо, нового, того, чего раньше не было.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1394
Маша и Катя дружат с 1 класса. Они любят проводить вместе школьные каникулы, посещать кружок бальных танцев, ходить в кино. В этом проявляются их
1) способности
2) задатки
3) потребности
4) умения
Пояснение.
Здесь мы видим проявление потребности в дружбе. Девочки не просто любят чем-то заниматься, а любят это делать вместе.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1425
Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?
1) строительство атомной электростанции
2) принятие экологического законодательства
3) сброс сливных вод в Темзу в Лондоне 19-го века
4) вырубка лесов для расширения пашенных земель
Пояснение.
Позитивное (положительное) здесь только в принятии экологического законодательства. Во всех остальных примерах или вред уже нанесен, или он возможен в будущем.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1456
В государстве N образование доступно только высшим сословиям, продвижение по социальной лестнице крайне затруднено, основу экономики составляет натуральное хозяйство. К какому типу относится общество государства N?
1) индустриальному
2) постиндустриальному
3) традиционному
4) информационному
Пояснение.
Это признаки традиционного общества: сословность, низкая социальная мобильность и натуральное хозяйство.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1487
Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?
1) строительство атомной электростанции в сейсмически опасном регионе
2) принятие экологического законодательства
3) загрязнение Темзы сливными водами в Лондоне XIX века
4) осушение болот и нарушение питания мелких рек
Пояснение.
Позитивное (положительное) здесь только в принятии экологического законодательства. Во всех остальных примерах или вред уже нанесен, или он возможен в будущем.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1518
Семья маленького Вани ответственно относится к его воспитанию. Родители читают ему книги, объясняют, как надо вести себя со сверстниками, вместе посещают развивающие занятия. Это характеризует процесс
1) трансформации
2) гуманитаризации
3) социализации
4) адаптации
Пояснение.
Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения основных социальных ролей, является основой формирования личности. Адаптация — привыкание к новому. Трансформация — перевоплощение. Гуманитаризация — повышение роли общественных дисциплин.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1549
Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника
Пояснение.
Личность — это не только умение делать нравственный выбор, но и занимать активную позицию в обществе.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1585
Екатерина — студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как
1) индивида
2) представителя молодёжи
3) личность
4) товарища
Пояснение.
Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1616
Ярослав — высокий, атлетического телосложения юноша, с правильными чертами лица, голубыми глазами, светловолосый. Всё это характеризует его как
1) гражданина
2) личность
3) индивид
4) патриота
Пояснение.
Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1647
На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара
Пояснение.
Субъект — это тот, кто проводит активные действия.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1678
Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) глобальные экологические проблемы
2) влияние природы на жизнь общества
3) влияние культуры на жизнь общества
4) административное правонарушение
Пояснение.
В данном примере проявилось влияние природы (разлив реки) на жизнь людей (эвакуация).
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1709
Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?
1) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.
2) Валя обладает красивым голосом.
3) Володя стремится быть первым во всех делах.
4) У Лены светлые волосы и голубые глаза.
Пояснение.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1741
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) принятие законодательства об охране природы
2) очистка территории парка от бытового мусора
3) загрязнение почвы отходами производства
4) гибель урожая в период летней засухи
Пояснение.
Принятие законодательства об охране природы, очистка территории парка от бытового мусора, загрязнение почвы отходами производства — это влияние общества на природу, а гибель урожая в период летней засухи — уже природа наносит обществу «ответный удар».
Правильный ответ указан под номером 4
Задание 3 № 1772
Примером влияния общества на природу является
1) изобретение громоотвода
2) проход судов через Суэцкий канал
3) загрязнение вод мирового океана
4) торжественное открытие моста через реку
Пояснение.
Общество активно влияет на природу, иногда это влияние является вредным и проявляется в виде загрязнения.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 3 № 1803
Многие страны мира столкнулись с проблемой изменения климата: катастрофические наводнения, засухи и лесные пожары происходят все чаще. В этом проявляется(-ются)
1) проблема разрыва в уровнях развития регионов мира
2) проблема исчерпания природных ресурсов
3) глобальные проблемы народонаселения
4) глобальные экологические проблемы
Пояснение.
Это экологические проблемы.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 3 № 1834
Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища
Пояснение.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1865
Анна узнала, что Ира рассказала одноклассникам про Анин секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать с Ирой. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) уход от конфликта
3) посредничество
4) арбитраж
Пояснение.
Анна решила уйти от конфликта, перестав общаться с подругой.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 3 № 1896
Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) купание верующих в проруби в праздник Крещения
2) покупка гражданами одежды из искусственного меха
3) открытие выставки художников-маринистов
4) создание сети национальных парков и заповедников
Пояснение.
Восстановление природы, как в 4) примере — это и есть один из примеров влияния общества на природу.
Правильный ответ указан под номером 4.