Проверка закона Ома для участка цепи и всей цепи
1. Ознакомиться с приборами и оборудованием, предназначенными для выполнения лабораторной работы, записать их технические характеристики.
2. Собрать электрическую схему согласно рис. 1.5. Установить движок реостата в среднее положение. Включить источник питания.
3. Измерить ток и напряжение на внешнем участке цепи. Измерить ЭДС
источника, разомкнув цепь питания и подключив вольтметр к зажимам источника.
4. Определить сопротивления внутреннего и внешнего участков цепи, используя уравнения r0=(E=U)/I, R=U/I. Данные занести в табл. 1.1 (опыт 1).
5. Передвинув движок реостата, повторить опыт, данные наблюдений и результаты вычислений записать в табл. 1.1 (опыт 2).
Таблица 1.1
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений | |||||
E, B | I, λ | U=IR, B | R, Ом | r0, Ом | I выч, А | U0=Ir0, B | |
Исследование цепи при последовательном соединении резисторов
1. Собрать электрическую схему рис. 1.6. С помощью амперметра измерить ток в цепи, с помощью вольтметра — падение напряжений на отдельных ее участках для двух положений движков реостатов.
|
|
2. Вычислить Rэкв=Uобщ/I, R1=U1/I, R2=U2/I, R3=U3/I, R’экв=R1+R2+R3, U’общ=U1+U2+U3. Данные наблюдений и результаты вычислений записать в табл. 1.2.
Исследование цепи при параллельном соединении резисторов
1. Собрать электрическую схему рис. 1.7. Измерить токи и напряжения для двух положений движков реостатов.
2. Используя данные наблюдений, вычислить Rэкв=Uобщ/Iобщ, R1=U1/I1, R2=U2/I2, R3=U3/I3; g1=1/R1, g2=1/R2, gn=1/R3, gэкв=1/Rэкв; q’экв=g1+g2+g3. Данные наблюдений и результаты вычислений записать в табл. 1.3.
Таблица 1.2
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений | |||||||||
Uобщ, В | U1. В | U2, В | U3, В | I, А | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R’экв, Ом | U’общ, В | |
Таблица 1.3
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений | ||||||||||||
Uобщ, В | I1, А | I2, А | I3, А | Iобщ, А | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | q1, См | q2, См | q3, См | qэкв, См | q'экв, См | |
Таблица 1.4
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений | ||||||||||
Uобщ, В | U1, В | U2, В | U3, В | Iобщ=I1, А | I2, А | I3, А | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R’экв, Ом | |
Исследование цепи при смешанном соединении резисторов, проверка законов Кирхгофа
|
|
1. Собрать электрическую схему рис 1.8. Измерить токи и напряжения для двух положений движков реостатов.
2. Произвести вычисления: Rэкв=Uобщ/Iобщ; R1=U1/I1; R2=U2/I2; R3=U3/I3; Rэкв=R1+R2R3/(R2+R3). Данные наблюдений и результаты вычислений занести в таб.1.4.
Используя данные наблюдений и результаты вычислений табл. 1.1, 1.4, проверить справедливость первого и второго законов Кирхгофа.
Составить отчет по результатам выполненной работы.
Контрольные вопросы.
1. Сформулировать и пояснить физический смысл законов Ома для участка цепи и полной цепи.
2. В чем сходство и различие закона Ома для участка цепи и всей цепи?
3. Объяснить и привести формулы частных случаев закона Ома для участка цепи.
4.Почему при определении ЭДС источника тока с помощью вольтметра необходимо разомкнуть цепь?
5. Что физически выражает первый закон Кирхгофа?
6. Сформулируйте второй закон Кирхгофа и поясните его физический смысл.
7. Приведите примеры электрических схем для объяснения первого и второго законов Кирхгофа.
Лабораторная работа 2
Измерение сопротивления резисторов различными методами.
Цель работы. 1. Изучить устройство и работу омметра, одинарного измерительного моста и мегаомметра. 2. Научиться производить измерения сопротивлений различными методами.
Общие теоретические положения. Для измерения сопротивления применяются методы амперметра и вольтметра; омметра; мегаомметра. Для того чтобы определить сопротивление участка цепи с помощью амперметра и вольтметра, амперметр включают последовательно, а вольтметр — параллельно ему. Включив амперметр и вольтметр по схемам рис. 6.1 или 6.2, измеряют значения тока и напряжения. Зная показания амперметра и вольтметра, искомое сопротивление определяют по формуле Rх=U/I.
Сопротивление может быть определено и с помощью омметра. Принципиальная схема омметра изображена на рис.6.З. В цепь источника тока с ЭДС Е включены последовательно известное ограничительное сопротивление Rогр., резистивный элемент Rх и измеритель тока (И) магнитоэлектрической системы. Ток в цепи I = Е/(Rогр + Rx).
При постоянных значениях E и Rорг ток в цепи I зависит только от сопротивления Rx, поэтому каждому значению сопротивления Rx, соответствует определенное значение тока. Следовательно, шкалу измерителя тока можно непосредственно отградуировать в единицах сопротивления (Ом). Шкала прибора — обратная: нуль ее находится справа, что соответствует наименьшему сопротивлению и наибольшему току. Приступая к измерениям с помощью омметра, стрелку прибора нужно установить на нуль. Для этого необходимо замкнуть переключатель S, установить Rx=0 и, регулируя Rорг ручкой, выведенной на переднюю панель прибора, установить стрелку измерителя на нуль. Затем переключатель S следует разомкнуть. Если в схеме прибора переключатель не предусмотрен, то при установке измерители па нуль зажимы a и b нужно замкнуть накоротко толстым проводом.
Для точных измерений сопротивлений в лабораторных условиях широкое применение находят мосты постоянного тока. Простейшая схема моста постоянного тока показана на рис. 6.4. В три плеча моста включены сопротивления r1, r2, r3, в четвертое плечо измеряемое сопротивление rх. К точкам А и В присоединен источник питания, между точками С и D включен магнито-электрический гальванометр Г. Изменяя сопротивления r1---r3 можно добиться равновесия моста, при котором ток в цени гальванометра отсутствует. В этом случае напряжение между точками С и D равно нулю, токи через сопротивления r1 и r2 одинаковы, токи через сопротивления r3 и rх также равны между собой. Учитывая это, можно написать I1r1=I2r3, I1r2=I2rх. Разделив почленно полученные уравнения, находим rх/r3=r2/r1, r1rх=r2r3. Отсюда rх=r2r3/r1.
|
|
Разновидностью омметров являются мегаомметры. Они предназначены для измерения сопротивления изоляции отдельных частей электротехнических установок по отношению к «земле» и друг к другу. Измерение сопротивления изоляции должно производиться при напряжении, по возможности равном рабочему, но не меньшем 100 В. Мегаомметры состоят из источника напряжения (генератора постоянного тока) и измерительного прибора. Для измерения сопротивления зажим Л мегаомметра присоединяют к одному проводу линии, а зажим 3—к другому проводу или к «земле». Вращая ручку мегаомметра с частотой 120 мин-1, определяют по шкале сопротивление изоляции. Если провод оборван, то мегаомметр покажет очень большое сопротивление изоляции (порядка 106— 107 Ом). При коротком замыкании линии показания мегаомметра близки нулю. В нормальной линии мегаомметр фиксирует сопротивление нагрузки.
Таблица 6.1
Номер опыта | Измеряемое сопротивление | Измерено сопротивление | |||||
Методом вольтметра и амперметра | Методом омметра | Методом моста | |||||
U, B | I, A | Rх, Ом | Rх ср, Ом | R’х, Ом | R’’x, Ом | ||
R1 | |||||||
R2 | |||||||
R3 | |||||||
Приборы и оборудование: источник постоянного тока (аккумуляторная батарея или выпрямитель), вольтметр магнитоэлектрической системы (с известным сопротивлением Rv), амперметр магнитоэлектрической системы (с известным сопротивлением RA), омметр, измерительный мост постоянного тока, мегаомметр, три резистора, сопротивления которых предстоит измерять, электродвигатель трехфазного тока любой мощности, соединительные провода.
Порядок выполнения работы. 1. Ознакомиться с приборами и другим оборудованием, предназначенными для выполнения лабораторной работы, записать их технические характеристики.
2. Определить сопротивление трех резисторов методом вольтметра и амперметра. В зависимости от порядка измеряемой величины выбрать схему рис.6.1 или 6.2. Повторить опыт при других значениях напряжения и тока. Вычислить среднее значение сопротивления для каждого резистора. Данные наблюдений и результаты вычислений занести в табл. 6.1.
|
|
3. По заводской инструкции ознакомиться со схемой и правилами эксплуатации омметра. Измерить сопротивление тех же резисторов омметром, результаты записать в табл. 6.1.
4. Ознакомиться с устройством измерительного моста и правиламиегопользования. Произвести измерение сопротивлений резисторов с помощью моста, результаты полученных измерений занести в табл. 6.1.
5. Познакомиться с правилами выполнения измерений с помощьюмегаомметра.
6. Пользуясь мегаомметром, измерить сопротивление изоляции обмоток
трехфазного электродвигателя относительно его корпуса.
7. Составить отчет по результатам выполненной работы.
Контрольные вопросы. 1. В чем сущность метода измерения сопротивления с помощью амперметра и вольтмера? 2. Какие существуют схемы включения амперметра и вольтметра для измерения сопротивления и когда какая схема применяется? 3. Какой закон электротехники лежит в основе метода измерения сопротивления с помощью амперметра и вольтмера? 4. Почему шкалу омметра градуируют справа налево? 5. Объясните принцип действия и условия равновесия измерительного моста.6. Как практически измерить сопротивление? 5. Чему должно быть равно сопротивление изоляции между зажимами различных обмоток двигателя, а также между зажимами любой обмотки и корпусом, если изоляция не повреждена?
Лабораторная работа №3
Составление схемы и исследование работы неразветленной цепи переменного тока с активным сопротивлением и индуктивностью.
Цель работы. 1. Проверить практически и уяснить, какие физические явления происходят в цепи переменного тока. 2. Рассчитать параметры отдельных элементов электрической цепи. 3. Построить по опытным данным векторные диаграммы.
Общие теоретические положения. При подведении к зажимам последовательно соединенных активного сопротивления r, индуктивности L и емкости С синусоидального напряжении n=Umsinωt (рис. 7.1) в цепи устанавливается ток i=Imsin(ωt-φ). Сдвиг фаз между напряжением и током определяется по формуле φ=arctg(xL-xC)/r, где xL=2πfL, xC=l/(2πfC) – соответственно индуктивное и емкостное сопротивления.
Действующее значение тока в цепи можно найти по закону Ома:
I=U/√r2+(xL-xC)2=U/Z
где Z=√ r2+(xL-xC)2 – полное сопротивление цепи.
Если xL > хС, то и UL > Uc — ток в этом случае отстает от напряжения сети (рис. 7.2, а). В случае xL < хс и UL < Uс ток опережает напряжение (рис. 7.2, а). Когда xL — xC, то и UL=Uc — ток и напряжение совпадают по фазе (рис. 7.2. б). Этот случай называется резонансом напряжений, он имеет место при резонансной частоте f0 =l/(2π√LC).
Цепь при резонансе ведет себя так, как будто содержит только одно активное сопротивление. Действительно, когда наступает резонанс, то реактивное сопротивление цепи х= xL -хс = 0; полное сопротивление цени Z=r, ток I0=U/r, коэффициент мощности cosφ=1.
Резонанс может быть получен подбором параметров цепи при заданной частоте сети или частоты сети при заданных параметрах цепи.
Для цепи с последовательным соединением резистора, индуктивной катушки и конденсатора по измеренным значениям напряжения Ur, Uc, Uk, U, тока I и активной мощности Р можно определить параметры цепи. Сопротивление резистора r=Ur/I, емкостное сопротивление xC=Uc/I. Определив хС и зная промышленную частоту f =50 Гц, можно найти емкость конденсатора: C=I/(2πfxC).
Параметры катушки определяются следующим образом: полное сопротивление
Zк=Uк/I; так как Zк=√R2к-х2L, где Rк – активное сопротивление, то хL=√Z2к-R2к. Определив активное сопротивление катушки как Rк=R-r, где R=P/I2 – активное сопротивление всей цепи, находим хL. Из формулы хL=2πfL определяем индуктивность катушки: L=хL/(2πf). Зная параметры катушки, можно вычислить активное Uак=IRк и индуктивное UL=IхL напряжения катушки, а также cos φк=Uак/Uк.
Коэффициент мощности определяют по показаниям вольтметра, амперметра, ваттметра исходя из формулы cosφ=P/(UI).
Приборы и оборудование: источник питания (сеть переменного тока частотой 50 Гц), проволочный резистор, дроссельная катушка с железным подвижным сердечником, конденсатор постоянной емкости, амперметр электромагнитной системы, вольтметр электромагнитной системы со щупами, ваттметр, лабораторный автотрансформатор (ЛАТР), двухполюсный автоматический выключатель, соединительные провода.
Порядок выполнения работы. 1. Ознакомиться с приборами и другим оборудованием, предназначенными для выполнения лабораторной работы, записать их технические характеристики.
2. Присоединить к сети переменного напряжения, как показано на рис. 7.3,через двухполюсный автоматический выключатель S ЛАТР, собрать последовательную часть электрической цепи, а затем присоединить параллельную обмотку ваттметра. Установить ручку ЛАТР в положение, обеспечивающее нулевое напряжение на зажимах электрической цепи.
3. После проверки преподавателем правильности соединений включить двухполюсный автоматический выключатель S, увеличить напряжение до заданного значения. Наблюдая ток в цепи, переместить железный подвижный сердечник в дроссельной катушке до получения резонанса напряжений. Измерить напряжения на приемниках цепи. Результаты наблюдений занести в табл. 7.1.
4. Повторить наблюдения для большей и меньшей длины железного сердечника, введенного в катушку. Показания всех приборов записать в табл.7.1.
5. По результатам наблюдений произвести вычисления величин, указанных в табл. 7.1.
6. Для всех опытов построить в масштабе векторные диаграммы тока и напряжений.
7. Составить отчет по результатам выполненной работы.
Таблица 7.1.
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений | ||||||||||||||
U, B | I, A | P, BT | Ur, B | Uk, B | Uc, B | r, Ом | Zk, Ом | Rk, Ом | Uak, В | xL, Ом | L, Гн | xL, Ом | C, мкФ | Cos φ | Cos φк | |
Контрольные вопросы. 1.От каких величин зависит сдвиг фаз между напряжением и током? 2.Как рассчитать действующий ток линейной неразветвленной электрической цепи синусоидального тока с приемниками, характеризуемыми параметрами r, L, С? 3. Как определяется полное сопротивление цепи переменного тока? 4. Какое явление называют резонансом напряжений и каковы его характерные признаки? 5. Чему равна резонансная частота, если известны индуктивность и емкость цепи? 6. Чему равен коэффициент мощности при резонансе?
Лабораторная работа № 4
Сборка и исследование работы трехфазной цепи при соединении потребителей энергии звездой.
Цель работы. 1. Выявить особенности трехфазных систем при соединении фаз «звездой». 2. По опытным данным построить векторные диаграммы при симметричной и несимметричной нагрузке фаз.
Общие теоретические положения. Как видно из схемы рис.8.1, при соединении звездой фазные напряжения приемника UА, UВ, и UС не равны линейным напряжениям UАВ, UВС и UCA. Эти напряжения связаны между собой векторными уравнениям U АВ = UA= UВ, UВC=UВ=UC, U CA =UC=UА. При симметрии соответственно линейных и фазных напряжений существует зависимость Uл=√3Uф.
Из схемы рис.8.1. видно, что при соединении звездой линейные токи равны соответствующий фазным токам: Iл = Iф. Фазный ток Iф зависит от фазного напряжения Uф на зажимах приемника и его полного сопротивления Zф, что следует из формулы Iф= Uф/Zф. Ток в нейтральном проводе IN=IA+IB+IC.
Если полные сопротивления ZA, ZВ, ZС приемников одинаковые, т. е. ZA = ZB = Zc = Zф, и сдвиги фаз φ А, φB и φCмежду фазными напряжениями и соответствующими им фазными токами раины между собой, т. е. φА=φВ=φС=φ, нагрузку называют симметричной. При симметричной нагрузке фазные напряжения UА, Uв, Uс одинаковы, фазные токи равны между собой: Iф = Uф/Zф, сдвиги фаз между напряжениями и токами UА и IА, UВ и I В, Uc и Iс одинаковы и находятся по формуле φ=arctg (хф/R ф), где хф — реактивные сопротивления фазы нагрузки; Rф — ее активное сопротивление.
Векторная диаграмма при симметричной активно-индуктивной нагрузке приведена на рис.8.2. Ток в нейтральном проводе при симметричной нагрузке IN=IA+IB+IC=0.Отсюда следует, что при симметричной нагрузке нейтральный провод не нужен.
Активная мощность трехфазного приемника может быть выражена так: Р=3Рф = 3UфIфcosφ ф или Р=√3UлIлcosφ ф.
Если ZA≠ZB ≠ Zc или φА≠φВ≠φС либо два этих условия выполняются вместе, то нагрузка будет несимметричной. При несимметричной нагрузке и наличии нейтрального провода фазные напряжения приемников практически одинаковы: UА ≈ UB≈UC ≈U ф, а в нейтральном проводе возникает ток IN≠0, который можно определить графически (рис.8.3.) исходя из векторного уравнения IN=IA+IB+IC.
Особенностью электрической цени при несимметричной нагрузке является то, что она должна иметь обязательно нейтральный провод. При обрыве нейтрального провода ток IN=0. В этом случае токи IA, IB и ICдолжны измениться так, чтобы их векторная сумма оказалась равной нулю: IA+IB+IC=0.
При заданных сопротивлениях нагрузки ZA, ZВ, ZС токи могут измениться только за счет изменения фазных напряжении. Следовательно, обрыв нейтрального провода в общем случае приводит к изменению фазных напряжений рис. 8.4. В результате приемники оказываются под напряжениями, отличающимися от номинального значения фазного напряжении, что недопустимо. Чтобы этого не произошло, необходимо обращать внимание на целостность нейтрального пропала, в цепь которого нельзя ставить выключатели и даже защитные устройства, например предохранители.
Для несимметричной нагрузки активная мощность всех фаз определяется но формуле Р=РА+РВ+РС.
Однофазные приемники можно включать в трехфазную четырехпроводную сеть какна фазное Uф, так и на линейное Uл напряжение, что позволяет питать от одной сети приемники, рассчитанные на номинальные напряжения отличающиеся друг от друга в √3 раз.
Приборы ч оборудование: источник питания (четырехпроводная трехфазная сеть напряжением 220/127 В), три ламповых (или проволочных) реостата, четыре амперметра электромагнитной частоты, вольтметр электромагнитной системы со щупами, трехполюсный автоматический выключатель, однополюсный выключатель, соединительные провода.
Порядок выполнения работы. 1. Ознакомиться с приборами и оборудованием, предназначенными для выполнения лабораторной работы, записать их технические характеристики.
2. По схеме рис. 8.5 собрать последовательную часть цепи каждой фазы, соединить однофазные приемники звездой, присоединить ее нейтральную точку через амперметр АN и однополюсный выключатель S1 к зажимам нейтрального провода рабочего щитка. Представить собранную пень для проверки преподавателю.
3. Включить однополюсный выключатель S1 в цепь нейтрального провода и трехполюсный выключатель S. Установить симметричную нагрузку, для чего, изменяя число включенных ламп в каждой фазе, добиться, чтобы показания амперметров АА, АВ и АС были одинаковы. С помощью вольтметра измерить фазные UА, UВ и UС и линейные UАВ, UВС и UСА, напряжения на зажимах приемников. Записать показания всех приборов в табл.8.1.
4. Не изменяя числа включенных ламп в фазах, произвести те же измерения, записав показания приборов в табл. 8.1 при отключенном нейтральном проводе.
5. Изменением числа включенных ламп (выключатели S и S1 замкнуты) создать несимметричную нагрузку. Повторить те же измерения и записать в табл.8.1. показания всех приборов. Отключить нейтральный провод и снова произвести те же измерения, записать отсчет по приборам в ту же таблицу. Обратить внимание на то, как влияет наличие нейтрального провода на степень накала ламп при несимметричной нагрузке фаз.
6. При той же несимметричной нагрузке отключить трехполюсный автоматический выключатель S, отсоединить один из линейных проводов. Замкнуть цепь с нейтральным проводом и без него, записать показания приборов в табл. 8.1.
7. Проверить отношение между линейными и фазными напряжениями для случаев симметричной нагрузки фаз, сравнить его с теоретическим значением.
8. Рассчитать мощность каждой фазы и полную мощность потребляемую нагрузкой, результаты вычислений занести в табл. 8.1.
9. Построить в масштабе векторные диаграммы напряжений и токов, используя данные табл. 8.1, для трех случаев: а) при симметричной нагрузке с нейтральным проводом; б) при несимметричной нагрузке с нейтральный проводом; в) при той же несимметричной нагрузке без нейтрального провода.
10.Составить отчет по результатам выполненной работы.
Таблица 8.1.
Номер опыта | Состояние схемы | Данные наблюдений | Результаты вычислений | ||||||||||||
Напряжение, В | Ток, А | Активная мощность, Вт | |||||||||||||
линейное | фазное | ||||||||||||||
UAB | UBC | UCA | UA | UB | UC | IA | IB | IC | IN | PA | PB | PC | P | ||
Симметричная нагрузка с нейтральным проводом Симметричная нагрузка без нейтрального провода Несимметричная нагрузка с нейтральным проводом Несимметричная нагрузка без нейтрального провода Несимметричная нагрузка с обрывом линейного провода |
Контрольные вопросы. 1.Как соединить фазы токоприемника звездой? 2. Какое напряжение называется фазным и какое — линейным? 3. Какие существуют зависимости между действующими линейными и фазными напряжениями трехфазной четырехпроводной сети? 4. При каких условиях трехфазная система называется симметричной? 5. В каких условиях можно обойтись без нейтрального провода? 6. Каково соотношение между фазными напряжениями для несимметричной нагрузки при наличии нейтрального провода? 7. Как определить ток в нейтральном проводе? 8. К чему может привести обрыв нейтрального провода при несимметричной нагрузке?
Лабораторная работа №5
Составление схемы и исследование работы однофазного трансформатора.
Цель работы. 1. Определить коэффициент трансформации и КПД трансформатора в различных режимах. 2. Построить внешнюю характеристику трансформатора и зависимость его КПД от коэффициента загрузки
Общие теоретические положения. Трансформатор – статический электромагнитный аппарат, действие которого основано на явлении взаимной индукции. Он предназначен для преобразования электрической энергии переменного тока с параметрами U1, I 1 в энергию переменного тока с параметрами U2, I 2 той же частоты. Конструктивно трансформатор (рис 10.1) состоит из замкнутого ферромагнитного магнитопровода 1, собранного из отдельных листов электротехнической стали, на котором расположены две обмотки 2, 3, выполненные из медного или алюминиевого провода. Обмотку, подключенную к источнику питания, принято называй, первичной, а обмотку, к которой подключаются приемники, — вторичной.
Переменный магнитный поток, возбужденный в магнитопроводе трансформатора, наводит в обмотках ЭДС действующие значения которых
Е1=4,44fω1Фм Е2=4,44fω2Фм,
где f — частота переменного тока; ω1ω2— число витков обмоток: Фм — амплитуда магнитного потока. Если цепь вторичной обмотки трансформатора разомкнута (режим холостого хода), то напряжение на зажимах обмотки равно ее ЭДС: U2=Е2, а напряжение источника питания почти полностью уравновешивается ЭДС первичной обмотки: U1≈E1. Разделив значение ЭДС первичной цепи на соответствующее значение ЭДС вторичной цепи, получим
E1/E2=U1/U2=ω1/ω2=k
где k — коэффициент трансформации трансформатора.
Начало и конец первичной обмотки однофазного трансформатора обозначают прописными буквами: начало — А, конец — Х; начало и конец вторичной обмотки — строчными буквами: начало — а, конец — х.
В паспорте приводят технические данные трансформатора, необходимые для его нормальной эксплуатации: тип, номинальная мощность SНОМ, номинальное напряжение первичной U1НОМ и вторичной U2НОМобмоток, первичный I1НОМ и вторичный I2НОМ номинальные токи, напряжение короткого замыкания и частота fном.
Если к вторичной обмотке, полное сопротивление которой Z2, присоединить приемники, то во вторичной цепи возникнет ток I2, а на зажимах приемников установится напряжение U2= Е2-Z2I2. Это напряжение зависит от параметров приемников и может быть определено по внешним характеристикам трансформатора U2=f(I2) (рис.10.2), получаемым экспериментально при U1=const, f=const cos φ2=const, где cos φ2 — коэффициент мощности приемников.
Коэффициент загрузки трансформатора и КПД трансформатора малой мощности определяют по формулам
I2 P2 P2
β=---------η=-----=------------
I2ном P1 P2+Px+Pk
С учетом коэффициента загрузки β КПД трансформатора средней и большой мощности вычисляют по формуле.
βSномcosφ2
η=--------------------------------
βSномcosφ2+Pх+Pкβ2
где βSномcosφ2 – активная мощность, отдаваемая трансформатором во вторичную цепь с учетом коэффициента загрузки β; Рх и Рк — активные мощности соответственно при холостом ходе и номинальном напряжении и при опыте короткого замыкании и номинальном токе.
На рис 10.3 изображены графики зависимости КПД от коэффициента загрузки трансформатора при различных значениях cosφ2.
Приборы и оборудование: источник питания (сеть переменною тока), однофазный трансформатор, лабораторный автотрансформатор ЛАТР, два вольтметра и два амперметра электромагнитной системы, ваттметр, ламповый реостат, двухполюсный и однополюсный выключатели, соединительные провода.
Порядок выполнения работы. 1. Ознакомиться с трансформатором, приборами и другим оборудованием, предназначенными для выполнения лабораторной работы, записать их технические характеристики
2. Собрать электрическую схему согласно рис.10.4 для исследования однофазного трансформатора, поставить ручку регулирующего автотрансформатора ЛATP в нулевое положение и отключить однополюсный выключатель
3. После проверки преподавателем правильности соединений ЛАТР установить номинальное напряжение на зажимах первичной обмотки трансформатора и записать показания всех приборов в табл. 10.1 при холостом ходе трансформатора; вычислить коэффициент трансформации k.
4. Провести опыт работы трансформатора под нагрузкой. Для этого изменяй число включенных ламп в нагрузочном реостате R, установить вторичный ток I2 равным 25, 50. 75, 100 и 125 % его номинального значения при неизменном напряжении назажимах первичной обмотки. Рассчитать для всех опытов коэффициент загрузки. Данные наблюдений и расчетов занести в табл. 10.1.
5. Провести опыт короткого замыкания трансформатора. Поставить ручку ЛАТР в нулевое положение, включить однополюсный выключатель SК. Затем с помощью ЛАТР установить номинальный ток первичной обмотки, произвести отсчеты по всем приборам и записать их в табл. 10.1
6. Определить КПД трансформатора для всех опытов, результаты занести в табл. 10.1.
7. Построить в масштабе характеристики U2 = f (I2), η= f (β) при U1 = const, f =const и cos φ2 =I.
8. Составить отчет по результатам выполненной работы.
Таблица 10.1.
Номер опыта | Режим работы трансформатора | Данные наблюдений | Результаты вычислений | ||||||
U2, В | I1, А | P1, Вт | U2, В | I2, А | P2, Вт | β | η | ||
. . . | Холостой ход k Под нагрузкой Короткое замыкание |
Контрольные вопросы. 1. Как устроен однофазный трансформатор? 2. От чего зависят ЭДС обмоток трансформатора? 3. Что называют коэффициентом трансформации? 4. Что называют внешней характеристикой трансформатора и как ее получить? 5. Какие потерн энергии имеются в трансформаторе и как их определить опытным путем? 6. Как определить КПД трансформатора?