Лабораторная работа 4
Тема: Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Цель: Овладение навыками проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства оснований.
Задача: Закрепление знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства».
Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, растворы NaOH, CuSO4,, индикаторы фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
Теоретические основы
Основания – электролиты, диссоциирующие в воде на ионы металлов и гидроксогрупп.
Ca (OH) 2 ↔ Ca2+ + 2OH-
Основания бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде.
Ca (OH) 2 ↔ Ca2+ + 2OH-
Называются основания гидроксидами: Ca (OH) 2 – гидроксид кальция;
Fe (OH)2 – гидроксид железа (II); Fe (OH)3 – гидроксид железа (III)
Химические свойства оснований.
1. Щелочи взаимодействуют:
- с кислотными оксидами 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
- с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H2O
- с солями, если образуется нерастворимое основание
2NaOH + ZnCl2 = 2NaCl +Zn(OH)2↓
2. Основания разлагаются при нагревании:
Zn (OH) 2↓ → ZnO + H2O
Основания взаимодействуют с кислотами:
Zn (OH) 2↓ + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Выполнение работы
Приготовление раствора щелочи.
В мензурку, где находится небольшое количество твердого гидроксида натрия, добавьте воды из стакана и перемешайте. Убедитесь, растворимым или нет является данное основание. Доведите водой объем раствора до 40 мл.
2. Испытание раствора щелочи индикаторами.
Из мензурки растворенный гидроксид натрия(щелочь NaOH) осторожно налейте в три пробирки,по 2мл раствора щелочи в каждую. В первую пробирку добавьте 1 каплю фенолфталеина, во вторую 1 каплю лакмуса, в третью 1 каплю метилового оранжевого. Запишите наблюдения.
3. Взаимодействие щелочи с солью.
В пробирку, где находится раствор соли CuSO4 прилейте щелочи до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Взаимодействие нерастворимого основания с кислотой.
Полученный осадок Cu(OH)2 является нерастворимым основанием. В пробирку с осадком добавьте пипеткой несколько капель серной кислоты (H2SO4). Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Название опыта | Рисунок того, что делаете | Наблюдения и их объяснения | Наименование среды Уравнения реакций в опытах 3,4. |
1.Приготовление раствора щелочи | - | ||
2. Испытание раствора индикаторами фенолфталеином, лакмусом, метилоранжем | Изменения цвета жидкости Цвет в пробирке №1 Цвет в пробирке №2 Цвет в пробирке №3 | Наименование среды, которая окрашивается индикаторами в указанные цвета | |
3.Взаимодействие щелочи с солями. . | |||
4. Взаимодействие кислот с основаниями |
Контрольные вопросы
1. Какие соединения называются основаниями?
2. Выберите, какие вещества относятся к основаниям: NaCl; Cu(OH)2; HNO3; NaOH; H2CO3.
3. Закончите реакцию: CuCl2 + NaOH = NaCl +?
Вывод: Выполнив задания лабораторной работы я (смотрим тему лабораторной работы)