Тема: Невербальный и вербальный каналы коммуникации.
Невербальное поведение и невербальные средства общения.
Классификация невербальных средств общения.
Процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождают деформацию смысла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем.
При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь», и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями, устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим, многим другим.
Каковы средства коммуникации и как ими правильно пользоваться в процессе общения.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Специальные исследования невербальных средств коммуникации появляются в 50-60-е гг 20 века, среди ученых − Альбер Мерабян («пионер в области изучения языка телодвижений»), РэйБердвистелл (назвавший свои исследования невербального общения «кинезикой»), Пол Экман, автор «Психологии лжи» и Аллан и Барбара Пиз в кн. “Язык телодвижений” (впервые вышла в 1978г, переведена на 48 языков, нов.,расшир. Издание − 2004, на русском языке: М.:Эксмо, 2010). Все эти исследования так или иначе наследуют первому базовому исследованию данной области − «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльза Дарвина (опубл.в 1872)
Согласно А. Мерабяну,информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% − вокально или просодически– интонацией, громкостью и способом произнесения слов и 55% − невербальными средствами ( 7%+ 38 %++55% ). К аналогичным выводам пришел антрополог Р. Бердвистелл, который обнаружил, что вербальный компонент общениясоставляет менее 35%, а более 65% информации передается невербально. Он также пришел к выводу, что в среднем человек говорит 10-11 минут в день, среднее предложение длится 2,5 секунды; человек может произвести и распознать около 250000 выражений лица. А. и Б. Пиз установили в процессе анализа торговых сделок и переговоров, что язык телодвижений помогает передать от 60 до 80% информации за столом переговоров.Их исслед-я также показали, что если переговоры ведутся по телефону, то как привило выигрывает участник, опирающийся на более сильные аргументы, если же переговоры ведутся в процессе личного общения, результат не столь предсказуем, поск., он зависит не от того, что мы слышим, а от того, что видим.
Невербальный язык это ключ к чувствам, которые человек испытывает в данный момент. Большинство людей не понимает этот язык и недооценивает его воздействие. До последнего времени люди придавали очень большое значение ораторскому искусству. «Уинстон Черчилль считался уникальным оратором, но он вряд ли бы добился успеха сегодня, в эпоху телевидения. Сегодня политики понимают, что их успех определяется внешностью и имиджем. У большинства серьезных политиков имеются консультанты по языку телодвижений, которые помогают им выглядеть искренними, заботливыми и честными, хотя в действительности подобные свойства для них абсолютно не характерны» [Пиз, с.15] На основе невербального поведения формируется психическое содержание общения, им создается межличностная микросреда, в которой осуществляется обмен значимой информацией. Люди довольно быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. О том, какими невербальными реакциями человек может управлять, а какими нет или почти нет пишет Экман в «Психологии лжи».
Классификацияневербальныхсредствобщения [См. кн.Лабунской В.А. “Невербальное поведение”. – Ростов-на-Дону, 1985]
Невербальные средства общения можно резделить на 4 группы: кинесику (в НЛП − кинестетика), просодику, такесику и проксемику.
К кинесике или кинестетике (в терминологии НЛП) (греч. κινητικος – движение) относятся (1)пантамимическое поведение: поза жесты, мимика, походка и(2) визуальный контакт, − направление взгляда; его частота и длительность; реакция зрачков.
Визуальный контакт. Контакт взглядов оказывает сильное воздействие на ход беседы, выдавая внутренний настрой собеседника. Глаза собеседника не сходят у нас с языка, − мы используем выражения вроде, «у нее глаза ребенка», «подозрительный блеска в глазах», «дурной глаз» и пр. Это не случайно, глаза − зрительный центр тела, а зрачки не поддаются сознательному контролю.
Расширение/сужение зрачков. Считывание информации, транслируемой размером зрачков происходит бессознательно и заложена генетически. Исслед-я ЭкхардаХесса(амер. психолог, чикагский универ) показали, что размер зрачка отражает степень возбуждения человека. Когда человек видит что-то интересное или стимулирующее, зрачки расширяются, в зависимости от степени возбуждения они могут увеличиваться в 4 раза. Раздражение и злоба заставляют зрачки сужаться, «глазки-бусинки» или «змеиный глаз» несут ярко выраженный негативный смысл. Существуют успешные эксперименты в обл. рекламы, построенные на знании реакции на опред. поведение зрачков: А. и Б. Пизы подняли продажи губной помады «Ревлон» по каталогам на 45% «всего лишь немного расширив зрачки у моделей, изображенных на снимках» [с.199].
Ответное расширение зрачков: эксперимент с просмотром женских фотографий. У мужчин, смотревших на женщин с расширенными зрачками, зрачки тоже расширялись. Эксперимент с покером: у игроков в темных очках выиграть в несколько раз труднее. При получении хороших карт зрачки автоматически расширяются, что служит сигналом опытным игрокам.
Зрительный контакт
Вербердер:
Поддерживая зрительный контакт, можно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, интересен ли им разговор и вызывает ли у них сказанное вами какие-либо чувства.
Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время разговора, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы (Knapp &Hall, 1992).
Мы в целом чаще поддерживаем зрительный контакт, когда обсуждаем темы, приятные для нас, если мы искренне заинтересованы в комментариях и реакции человека или когда пытаемся влиять на другого человека. Наоборот, мы избегаем прямых взглядов, [1] когда говорим на темы, вызывающие у нас дискомфорт,[2] когда нам недостает заинтересованности в теме или человеке,[3] когда мы впадаем в замешательство, [4] нам стыдно или мы пытаемся что-то скрыть.
...зрительный контакт имеет большое значение при произнесении публичной речи…[57]
Взгляд. Вербердер пишет, что то, как мы смотрим на человека, отражает такие эмоции, как любовь, гнев или страх. Кроме того, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование (Pearson, West, &Turner, 1995). Так, мы говорим о «взглядах, сражающих наповал» или о ком-то, кто «смотрит в упор». [с.60]
Типология взглядов, по А. и Б. Пизам.
Пизы, вводя понятие «география лица» [с.216], выводят типологию взглядов: в зависимости от того как и куда мы смотрим, наш взгляд становится либо социальным, либо интимным, либо властным.
Социальный – взгляд, устремленный в «треугольник», нарисованный от глаз к центру верхней губы. Мы смотрим в него 90% времени разговора, чувствуя себя сосредоточенно и безопасно.
Интимный взгляд направлен в треугольник «бюста», нарисованный от глаз вниз, к груди. Если расстояние позволяет, треугольник увеличивается до паховой зоны, а то и охватывает всего человека. Мужское туннельное зрение делает интимный взгляд мужчин весьма адресным и внятным, тогда как развитое периферическое женское зрение ускользает от фиксации. Однако эксперименты, а именно многочисленные съемки женских и мужских взглядов опровергли это кажущееся безразличие. Женщины рассматривают мужчин чаще, чем мужчины женщин, но окидывая одним взглядом мужскую фигуру с головы до пят, «остаются неуличенными». Исключение не составляют даже монахини. Обычно интимные взгляды используют для демонстрации заинтересованности друг в друге. «Обычно мы совершаем два быстрых взгляда, а затем снова смотрим в лицо».
Властный взгляд – взгляд в треугольник, нарисованный от глаз к верхней точке воображаемого третьего глаза.
(Смотрите др.другу в глаза: эксперимент на свиданиях вслепую с придуманной предисторией о поврежденном глазе;
Не кричите др. на друга: эксперимент с придуманной небольшой глохотой)
Жестикуляция
Ключом к правильной интерпретации жестов является учитывание всей совокупности жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов. Для правильной интерпретации жестов необходимо также учитывать контекст, в котором живут эти жесты.
[Чем выше социально-экономическое положение человека, тем меньше жестикуляция и беднее телодвижения]Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений.Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации,в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Позы
К просодике (илиэкстралингвистическим средствам) (греч. προσωδιακος – касающийся высоты, длительности, силы голоса, ритмико-интонационных особенностей речи) − интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, кашель;
Изменение интонационного ударения на словах предложения может полностью изменить смысл сказанного. В зависимости от того, где я сделаю интонационное ударение, получится 4 смысла предложения: «Я должен получить эту работу»: 1-й − Я, а не кто-то другой; 2-й − должен − это вопрос, первостепенной важности для меня; 3-й − получить − а не отклонить, раскритиковать, но наоборот, все сделать, чтобы взять; 4-й − работу − не важно, какая, важно, что это работа. Умело расставляя ударения, например, читая какой-нибудь текст из Интернета, или просто сообщая важную информацию, можно запрограммировать нужную вам реакцию слушателя, выделив одни и опустив интонационно другие слова.
[Как интонационный акцент перекрывает смысловой можно показать, например, на следующем вопросе с подвохом: По сколько животных каждого вида Моисей взял с собой в ковчег? Ответ «по два» неверный, верный «ни одного», − Моисей − не Ной☺]
К такесике ((англ. tacesics); лат. tactilis «осязаемый», tactus «прикосновение»; от tangere «касаться».) − все, что связано с тактильным контактом: «социальные» касания,рукопожатие, поцелуи, похлопывания.
Такесические средства общения более, чем все другие являются индикаторами социальных ролей. Именно посредством такесики подчеркиваются статусно-ролевые отношения (рукопожатие, например, м.б. доминирующим, – рука сверху, покорным, – рука снизу и равноправным). Неадекватное использование этих средств может привести к конфликту. И наоборот, уместное касание – район локтя (как наиб. асексуальная зона) приводит к неожиданному расположению к партнеру.
К проксемике (лат. proximus – ближайший) –средство пространственной организации общения, 2 параметра − территориальные зоны и позиционная пространственная ориентация.
Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения начал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввел термин “проксемика”, букв. перевод означает “близость”. Кпроксемическим характеристикам общения относятся ориентация (расположение) партнеров в момент общения и дистанция между ними [диспозиция и дистанция]. Холл исследовал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы за редким исключением для архаичных культур современности можно считать универсальными, т.е. в совр. культуре действуют те же проксемические правила.
Окружающую человека пространственную территорию принято (вслед за Холлом) разделять на 4 личностных зоны:
¨ интимная зона – от 15 до 46 см – важнейшая зона, охраняемая человеком как личная собственность. В нее позволительно проникать только людям, с которыми есть тесный эмоциональный контакт: дети, родители, жены, мужья, любовники, близкие люди и родственники. Зона до 15 см является найинтимнейшей, в нее можно приникнуть только благодаря физическому контакту.
¨ Персональная (личная) зона – от 46 см до 1м 22 см – расстояние, разделяющее нас при общении со знакомыми людьми (официальные приемы, банкеты);
¨ социальная зона – от 1м 22 см до 3м 60см – расстояние предпочтительное при общении с чужими людьми (в частности, при официальном, “социальном” общении) – столяр, слесарь, водопроводчик, почтальен, а также всякий малознакомый нам человек;
¨ публичная зона – свыше 3м 60см – оптимальное расстояние для публичных (аудиторных) выступлений.
Расположение и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если при общении Вы замечаете телесные сигналы, говорящие об изменении интересов партнера, о смене предмета внимания, то 1) либо заинтересуйте его чем-либо, 2) либо предложите первым окончить беседу, что позволит Вам остаться хозяином положения.
Позиции общающихся за столом определяются характером общения.
Диагональ – независимая позиция, указывающая на нежелательность контакта;
Расположение напротив – соперничающая, оборонительная позиция; если проходит в кабинете, то свидетельствует также о субординационных отношениях (стол – барьер); в ресторане при таком расположении, как правило, люди отмечают границы субъективного пространства какими-л. предметами (солонкой, салфеткой…);
Расположение под углом 90 гр. – дружеская непринужденная позиция, особенно располагающая к коммуникации → способствует контакту взглядов, дает простор для жестикуляции, угол стола – и разделяет и защищает
Расположение рядом – предпочтительно для кооперативного поведения – на основе неприкосновенности территории каждого; удобно для введения третьего участника.