Основные задачи и направления развития терапии

История Терапии

Термин «внутренние болезни» определяет ту область медицины которая изучает причину, клиническую карти­ну, диагностику, лечение и профилактику болезней внут­ренних органов. Термины «внутренние болезни» и «тера­пия» (греч. therapein — лечение) являются синонимами

Для будущей медицинской сестры терапия является основополагающей дисциплиной, вырабатывающей диагностические навыки, знания и умения при оказании пациентам неотложной дов­рачебной помощи.

История внутренней медицины уходит корнями в нача­ло человеческого общества. Началась внутренняя медици­на с появления у человека болезней и потребности в оказа­нии помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни.

Высокого развития медицина достигла в Древнем Китае (описание свойств пульса, попытка объяснить суть болез­ней), в Древней Индии, Вавилоне, Египте (понятие о температуре тела, применяли ощупывание и выслушивание).

В V в. до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником современ­ной клинической медицины считают Гиппократа. Он рас­сматривал человека, как единое целое, связанное с окру­жающей средой, положил начало «наблюдению за боль­ным в постели», первым сформулировал один из главных принципов медицины — «не вреди». Диагностическое обследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении за больным. Он выслушивал легкие, ощупы­вал печень, селезенку, применял некоторые инструмен­ты для ощупывания (маточное и заднепроходное зеркала).

Свои взгляды на суть болезней и методы лечения он изложил в трактате о медицине, по которому училось не одно поколение врачевателей.

Большой вклад в развитие медицины внес Авиценна (Али-Ибн-Сина), который жил в конце первого тысячеле­тия в Средней Азии и Иране. Его «Канон врачебного ис­кусства» обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми мето­дами исследования и симптоматикой новых болезней. Пред­ложена термометрия (де Гаен), перкуссия (Аугэнбруггер), аускультация стетоскопом (Лаэннек), метод систематичес­кого расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов), пальпация органов брюшной полости (В.П. Образцов).

Во второй половине XIX В; начали постепенно внедрять лабораторные и инструментальные методы исследования. В конце XIX в. внедряется рентгеновский метод исследова­ния, благодаря открытию Рентгеном Х-лучей.

Русская клиника XIX в. с успехом продолжала разра­батывать основные проблемы, стоящие перед ней еще на заре зарождения.

Предметы изучения: индивидуальные особенности здо­рового и больного организма; окружающая организм сре­да; нервная система как регулятор взаимодействия орга­низма и среды. Терапевтическая школа продолжает раз­вивать физиологическое направление, положив в основу своих исследований учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Развитие отечественной терапевтической школы обяза­но деятельности ее выдающихся представителей: М.Я. Му­дров (1829-1897), Г.А. Захарьин (1829-1897), С.П. Боткин (1832-1889), А.А. Остроумов (1844-1908), В.П. Образцов (1849-1920), М.П. Кончаловский (1875-1942), Н.Д. Стра- жеско (1876-1952), Г.Ф. Ланг (1875-1848), А.Л. Мясников (1899-1965). В.Н. Виноградов (1882-1964).

Выдающиеся отечественные клиницисты, терапевты создали научную и клиническую школу отечественной терапии. Их дело продолжили врачи и ученые П.Е. Лу- комский, А.И. Нестеров, Е.М. Тареев, В.Х. Василенко, Е.И. Чазов и. др.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРАПИИ

Развитие терапии основывается на высоких медицинс­ких технологиях, современных достижениях науки в био­химии, иммунологии, биофизике, генетике и др. Это определяет задачи, стоящие перед практическим здравоохра­нением и учреждениями, которые готовят кадры для здра­воохранения:

• повышение качества культуры и оказания медицин­ской помощи,

• обеспечение жителей необходимыми лекарственны­ми средствами и предметами ухода;

• профилактика заболеваний;

• формирование здорового образа жизни человека в борьбе с вредными привычками;

• повышение качества подготовки медицинских кадров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: