История Терапии
Термин «внутренние болезни» определяет ту область медицины которая изучает причину, клиническую картину, диагностику, лечение и профилактику болезней внутренних органов. Термины «внутренние болезни» и «терапия» (греч. therapein — лечение) являются синонимами
Для будущей медицинской сестры терапия является основополагающей дисциплиной, вырабатывающей диагностические навыки, знания и умения при оказании пациентам неотложной доврачебной помощи.
История внутренней медицины уходит корнями в начало человеческого общества. Началась внутренняя медицина с появления у человека болезней и потребности в оказании помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни.
Высокого развития медицина достигла в Древнем Китае (описание свойств пульса, попытка объяснить суть болезней), в Древней Индии, Вавилоне, Египте (понятие о температуре тела, применяли ощупывание и выслушивание).
В V в. до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником современной клинической медицины считают Гиппократа. Он рассматривал человека, как единое целое, связанное с окружающей средой, положил начало «наблюдению за больным в постели», первым сформулировал один из главных принципов медицины — «не вреди». Диагностическое обследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении за больным. Он выслушивал легкие, ощупывал печень, селезенку, применял некоторые инструменты для ощупывания (маточное и заднепроходное зеркала).
|
|
Свои взгляды на суть болезней и методы лечения он изложил в трактате о медицине, по которому училось не одно поколение врачевателей.
Большой вклад в развитие медицины внес Авиценна (Али-Ибн-Сина), который жил в конце первого тысячелетия в Средней Азии и Иране. Его «Канон врачебного искусства» обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.
В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и симптоматикой новых болезней. Предложена термометрия (де Гаен), перкуссия (Аугэнбруггер), аускультация стетоскопом (Лаэннек), метод систематического расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов), пальпация органов брюшной полости (В.П. Образцов).
Во второй половине XIX В; начали постепенно внедрять лабораторные и инструментальные методы исследования. В конце XIX в. внедряется рентгеновский метод исследования, благодаря открытию Рентгеном Х-лучей.
Русская клиника XIX в. с успехом продолжала разрабатывать основные проблемы, стоящие перед ней еще на заре зарождения.
|
|
Предметы изучения: индивидуальные особенности здорового и больного организма; окружающая организм среда; нервная система как регулятор взаимодействия организма и среды. Терапевтическая школа продолжает развивать физиологическое направление, положив в основу своих исследований учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
Развитие отечественной терапевтической школы обязано деятельности ее выдающихся представителей: М.Я. Мудров (1829-1897), Г.А. Захарьин (1829-1897), С.П. Боткин (1832-1889), А.А. Остроумов (1844-1908), В.П. Образцов (1849-1920), М.П. Кончаловский (1875-1942), Н.Д. Стра- жеско (1876-1952), Г.Ф. Ланг (1875-1848), А.Л. Мясников (1899-1965). В.Н. Виноградов (1882-1964).
Выдающиеся отечественные клиницисты, терапевты создали научную и клиническую школу отечественной терапии. Их дело продолжили врачи и ученые П.Е. Лу- комский, А.И. Нестеров, Е.М. Тареев, В.Х. Василенко, Е.И. Чазов и. др.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРАПИИ
Развитие терапии основывается на высоких медицинских технологиях, современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, биофизике, генетике и др. Это определяет задачи, стоящие перед практическим здравоохранением и учреждениями, которые готовят кадры для здравоохранения:
• повышение качества культуры и оказания медицинской помощи,
• обеспечение жителей необходимыми лекарственными средствами и предметами ухода;
• профилактика заболеваний;
• формирование здорового образа жизни человека в борьбе с вредными привычками;
• повышение качества подготовки медицинских кадров.