Правосознание –– система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.
Основные черты правосознания:
–– является одной из форм общественного сознания;
–– состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
–– носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
–– обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;
–– в отдельные периоды развития общества является формой права;
–– ориентирует субъектов права, позволяет им делать им соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.
Структура правосознания –– строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность.
Элементы структуры правосознания:
–– правовая идеология (система проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, концепций и принципов, характеризующих взятую в развитии правовую систему);
|
|
–– правовая психология (сумма правовых психических проявлений (чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, интересов и др.), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни и характерные для конкретной личности, социальной группы или общества в целом).
Виды правосознания:
1. По субъекту:
–– индивидуальное;
–– групповое;
–– общественное.
2. По уровню:
–– обыденное;
–– профессиональное (специализированное);
–– научное (теоретическое).
3. По направленности:
–– ретроспективное;
–– адекватное;
–– перспективное.
Функции правосознания:
–– познавательная (накопление знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности);
–– регулятивная (регулятор общественных отношений);
–– прогностическая (предсказание будущего состояния правовой системы);
–– моделирования (формирование возможных моделей поведения);
–– коммуникативная (основа социального взаимодействия);
–– оценочная (возможность оценки поведения людей).
Деформация правового сознания –– социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у его носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Виды деформации правового сознания:
1. Правовой инфантилизм –– недостаточнаясформированность и пробельность правовых взглядов, знаний, установок, представлений.
|
|
2. Правовой нигилизм –– пренебрежительное, отрицательное или безразличное отношение к праву при отсутствии умысла на совершение правонарушений.
3. Правовой фетишизм (идеализм) –– абсолютизация роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
4. «Перерождение» правосознания –– осознанное игнорирование и отрицание закона, сопровождающееся наличием умысла на совершение правонарушений.
Пути преодоления деформации правового сознания:
1. Общие методы социально-нормативного воспитания:
–– нравственное воспитание;
–– эстетическое воспитание;
–– этическое воспитание;
–– политическое воспитание;
–– правовое воспитание.
2. Специфические методы предупреждения и преодоления деформации правового сознания:
–– общие (мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов);
–– специальные (специальные меры по недопущению и преодолению ДПС у конкретных субъектов с учетом их психологических и иных качеств).
Правовая культура –– совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (широкое понимание).
Это глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований как внутренней потребности и необходимости (узкое понимание).
Структура правовой культуры:
1. Уровень развития правосознания, который характеризуется:
–– признанием обществом и государством человека высшей ценностью;
–– признанием, соблюдением и защитой его прав и свобод;
–– осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважением к правам и свободам других людей;
–– правовой установкой граждан на правомерное поведение;
–– знанием гражданами норм конституции, положений важнейших иных НПА;
–– широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
–– позитивным отношением к суду.
2. Уровень развития правовой деятельности, который предполагает:
–– наличие сильной юридической науки;
–– качественное преподавание права в ВУЗах и других учебных заведениях юридического профиля;
–– вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;
–– высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
–– соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
–– развитость и совершенство государственного аппарата;
–– авторитет суда и наличие гарантий его независимой деятельности;
–– высокое качество правоприменительной деятельности.
3.Уровень развития всей системы нормативно-правовых актов, который достигается благодаря:
–– наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
–– соответствием конституции законов, всех иных НПА законам;
–– высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.
Виды правовой культуры:
1. По субъекту:
–– ПК личности;
–– ПК социальной группы;
–– ПК общества.
2. По уровню:
–– обыденная;
–– профессиональная (специализированная);
–– научная (теоретическая).
Профессия юриста предполагает:
–– гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
–– профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
–– глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
–– твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
–– непримиримость к любому нарушению закона.
|
|
Правовое воспитание –– целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Задачи правового воспитания заключаются в формировании:
–– знаний о системе основных правовых предписаний;
–– глубокого внутреннего уважения к праву;
–– умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
–– привычки поведения в точном соответствии с правом;
–– невосприимчивости к совершению правонарушений.
Система правового воспитания –– совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс.
Составные части системы правового воспитания:
–– субъекты (воспитатели);
–– объекты (воспитуемые);
–– правовоспитательные мероприятия (формы, средства и методы).
Методы правового воспитания:
–– убеждение (прочно сложившиеся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения);
–– предупреждение (извещение, предупреждающее о чем-нибудь, предостережение);
–– поощрение (вознаграждение, награда);
–– принуждение (осуществление чего-нибудь в принудительном порядке).
Формы правового воспитания:
–– правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе и других учебных заведениях);
–– правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения средствами массовой информации);
–– формирование юридических знаний посредством участия граждан в правоприменительной, правотворческой, правоохранительной деятельности;
–– самовоспитание (связано с личным опытом, самообразования, собственным анализом правовых явлений).
Поведение субъектов права, требующее правового регулирования и регулируемое нормами права, является юридическим значимым поведением.
Виды юридически значимого поведения:
— правомерное;
— противоправное (правонарушение).
Правомерное поведение — поведение субъектов права, соответствующее нормам права.
Юридическая характеристика правомерного поведения:
|
|
— это поведение, которое всегда соответствует правовым предписаниям и находится в сфере правового регулирования;
— это социально-полезное поведение;
— это поведение субъектов права;
— это поведение, которое поощряется государством;
— это всегда реализованная правовая норма.
Виды правомерного поведения:
1. По форме проявления:
— действие;
–– бездействие.
2. По степени активности:
— активное;
–– обыденное;
–– пассивное.
3. По форме реализации норм права:
— соблюдение;
–– исполнение;
–– использование;
–– применение.
4. По мотивации:
— основанное на убеждении человека в необходимости выполнения правовых предписаний;
— основанное на подчинении человека правовым предписаниям без их глубокого осознания («так делают все»);
— основанное на страхе человека перед наказанием в случае нарушения правовых предписаний.