Проблемы человека эпохи возрождения и нового времени

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. В эпоху Нового времени в центр философских изысканий поставлен человек. В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Основные идеи философии эпохи Возрождения. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. Человек в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возр-я стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. Основные идеи философии Нового времени. Основателем ф-и Нов. времени считается фр.фил. Р. Декарт. В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Образ человека, воспетый в эпоху Возр-я, и эйфорическое поклонение ему сменилось в 17 в. более трезвым и в общем более верным взглядом на него. Если в эпоху Возр-я идея единства человека и природы трактовалась в духе доминирования человеческих характеристик - антропоцентризм, то в 17 в. акцент сместился на исключительно "объективное" истолкование человека как полностью подчиненного природе человек рассматривался как машина, "машина, которая состоит из костей и мяса"(Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: "мыслящая вещь"(Декарт).

70. Антропологическая тема в немецкой классической философии Самым значительным достижением этого столетия можно считать идею специального выделения собственно антропологических приобретений в самостоятельную область философского знания. Рождается мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. По сути дела, рождается философская антропология как автономная зона всего философского комплекса. Представителем этой идеи был Кант. Кант воспринимает наступающую эпоху как время самоотречения и самопознания, как антропологический век. Главнейшие открытия Канта – активность познания, вторжение субъекта в объект, их непрерывное взаимодействие. Эстетическое было рассмотрено им как опосредующее звено между теорией и практикой, как ядро, центр творческих потенций человека. Главный вопрос Канта – "Что такое человек?" Кант видит наступающую эпоху во всей ее переменчивости, как эпоху самоотречения и самопознания, как антропологическую эпоху. Но с другой стороны, в этот период наметился решительный отход от антропологической точки зрения в философии Гегеля и Маркса. философской антропологией называются самые различные и часто не сопоставимые друг с другом подходы и воззрения. “Назначение человека”(Фихте) представляет собой как бы краткое учение о человеческой душе, попытку рассмотреть “телесное ее воплощение”, где тело, по мнению Фихте, есть реальное выражение души. Причем душа выглядит как индивидуальная и неизменная сущность, конечная субстанция.

71. Современная западная философия о человеке Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы, которые рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени. Само бытие человека раскалывается на две сферы, отнюдь не находящиеся в гармоническом единстве: собственно бытие человека, обладающего особым даром самоопределения, и сфера социальности, общества, имеющего свои законы, причинно-следственные связи. Оказывается, что сознание, ориентированное вовне на решение каких-то инструментальных задач, проходит мимо самого главного - человеческой жизни и ее смысла. Экзистенциализм стремится постичь бытие как непосредственную целостность субъекта и объекта. В качестве изначального и подлинного бытия экзистенциалисты выделяют переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Такое бытие понимается ими как непосредственно данное человеческое существование или экзистенция. Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк Человек — это прежде всего начало жизненное. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает 4 класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен.
72. Широкий и узкий смысл понятия философская антропология Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. ФА имеет 2 смысла- широкий смысл - раздел ф-и, изучающий человека. Узкий - вполне опред. фил-кое течение, которое считает человеч проблему самой главной проблемой. Антропология - спец. отрасль фил-кого знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Шелер полагал, что сущность человека- это дуализм духа и жизни. Между животным и человеком есть отличие- оно обусловлено наличием духа у человека У Шеллера дух- нечто противоположное жизни. Наиболее важная хар-ка духа- открытость его миру. Он подчеркивал, что животное полностью зависит от естеств. влечений и ограничено средой обитания. Сущность человека- его антропологическая свобода. Гелен как и Шеллер хар-вал человека как открытое миру сущ-во. Он сам должен был решить задачу своего жизнеобеспечения. Человек может жить во всех условиях- пластичное сущ-во. По Гелену, сущность человека- культура. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Г. приходит к выводу о дуалистической сущности человека. Вольтер не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей- материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом, след-но, душа смертна и не является субстанцией. Душа - это способность, св-ва нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях о душе Вольтер близок к материалистам. Однако Вольтер не отрицает возможности сущ-ния неразрушимой души. Душа, по мнению Вольтера- это не 6-е чувство, т.к. во сне мы не имеем идей и чувств, след-но, она не матер-на.
73.Антропологический кризис как один из составляющих кризисов культуры Антроп. кризис – принятое в филос-й литературе название для системы негативных тенденций соврем. общества, ведущих к патологическим и другим отриц. явленииям в природе человека и снижающих заметно его личностный потенциал.Искусств-й мир, создав-й людьми, все более приобретает свободу от своих творцов. Зависимый от тех. систем жизнеобеспечения, подчиненный техног. ритмам, вынужденный встраиваться в технолог. процессы, чел. не замечает, насколько изменяется его жизнь: его желания и потребности формируются не им самим, а техносферой и техногенно трансформ-ым окружением. На место преодолеваемой по ходу тех. прогресса жесткой природной необходимости сегодня становится новая, более мягкая техническая необходимость.Ученые и общественные деятели отмечают, что мы живем в век смыслоутраты.таково основное содержание кризиса современной культуры. Антропологический кризис непосредственно связан с кризисом культуры, поскольку именно человек является ее творцом. Культура, основанная на автономном личностном начале, уступила место культуре, основанной на системе. Возникло глобальное противоречие между творческой сущностью человека и результатами его творчества. В современном обществе все более разрушаются связи, объединяющие личную свободу и общественную эффективность, все более разделяются культура и экономика, мир символический и мир инструментальный.
74.Антропологическая перспектива. Становление постантропологической парадигмы В наст. время складывается сложно разветв-я система теорет-го и практ. человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищ. ресурсами, освоение космоса и т. д.. Для соц. прогнозирования необходимы науч. знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использ-ся обществом. Благодаря крупным достижениям в науч. познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, соц-го обеспечения и т. д. В ближайшее десятилетие теорет-е и практ. человекознание станет одним из главнейших центров науч. развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития соврем. науки, связанным именно с проблемой человека. 1-ой из них явл. превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технич. науки. 2-я особенность закл-ся во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. 3-я особенность соврем.науч. развития характ-ся тенденцией к объединению различ. наук, аспектов и методов исследования человека в различ. комплексные системы.В соврем. науч. мире складыв-ся новая «постантропологическая» парадигма постижения общественного и культурного бытия, нацеленная на выяснение границ и стратегий влияния на него социального субъекта, мера активности которого многократно возрастает. Ее стратегия – акцент личностного параметра действующего субъекта, включающего индивидуальный опыт, ценности, интересы, вовлеченность в структуру соц-х связей. Аксиологический уровень конкретизирует данную хар-ку социума в понятиях ценностей, где также определяется участие конкретного субъекта с его реальными целями и интересами. Постант. пар. основана на реалистическом учете человека влиять на окружающую действительность.

75.Аксиология как философская рефлексия о ценностях АКСИОЛОГИЯ (от греч. ἀξία – ценность и λόγος – учение) – филос-я дисц., исслед-я категорию «ценность», хар-ки, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтолог-й статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Акс-я включает и изучение ценностных аспектов других филос-х, а также отдельных науч. дисц., а в более шир. смысле – всего спектра соц-ой, художеств-й и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что чел.вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чел. почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?"Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он явл-я сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оцениваетфакты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определ. значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

76.Генезис и природа ценностного сознания Ценностное сознание – это определенный горизонт сознания,благодаря которому человек утверждает свои ценностные отношения с миром и становится субъектом постижения ценностных свойств бытия. Ценностное сознание сделалось предметом систематического философского анализа в рамках неокантианства с середины XIX в. ценностное сознание всегда несет в себе эмоциональное, пристрастное, пафосное отношение к миру. ценностное сознание – это созерцание упорядоченности мира по вертикали, уходящей в верхние и нижние слои бытия. Благодаря ценностному сознанию человек ощущает себя звеном ценностного мира, ступенькой лестницы возрастающих степеней смысла бытия.

77.типология ценностного сознания Мифологическое сознание. Миф — особая форма сознания и одновременно форма жизнедея­т-ти человека. Это — сложное социокульт-е явление, включ-е в себя соответствующую картину мира, жизненные ориенти­ры, механизмы и формы эстетического освоения природного и социального бытия. Особенность мифа — в неразложимости, целостности всех его составных компонентов. Он органичес­ки вплетен в практическую и бытовую жизнедеят-ть пер­вобытного коллектива. Здесь человек слит с природой, инди­вид с родовым коллективом, искусство — с жизнью.Мысль находится еще на бессознательном уровне, при ко­тором идеальное сливается с реальным. В результате человек живет в прозрачном для понимания, однозначном и стабиль­ном мире. В этих условиях формируется ценностное сознание родового типа: суть его в том, что возникает идентификация индивида и рода. В своих нравственных установках человек не отличает и не выделяет себя из ряда других окруж-х его людей. У индивида нет других ценностей, кроме ценностей рода, радости и беды коллектива есть одновременно радости и беды индивида. В религиозном сознании резко меняется соотношение пред­мета, ценности и символа. Формируется новое, запредельное, сверхъест-е измерение мира, в котором помещаются некие идеализир-е предметности. Ценность как социокульт-й феномен теперь вклю­чает в себя не только эмоц-й компонент, но и осозна­ваемую веру в высшее существо, тождественное с самим нрав­ственным существованием человека, неотделимым от смысла чел.бытия.В рамках философского сознания ценности выступают как абстрактные понятия (образы, модели, символы), имеющие обобщ-й смысл, — благо, добродетель, истина, справедливость и т. п.

78. проблема иерархии ценностей К высшим ценностям относятся соц-е, нравственные, эстетические, религиоз.идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой — общественной и личной — жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных матер-х потребностей и интересов и тем самым возвышают его как соц-го субъекта, как субъекта культуры. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправ. и т. д. К таким ценностям относятся предметы матер-й и духовной деят-ти людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

 

79.Ценности и оценка Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает филос-я дисц. аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало филос-ой категорией только во 2 пол.19 в. ценность есть особое кач-во, кот.связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Оценкаценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна.На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки, подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны.

80.аксиология в повседневности Аксиология - (от греч. axia - ценность, logos - учение) - учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, "иного" и общезначимого. Понятие А. и ее специфического места в философии складывается и осознается значительно позднее, чем возникает проблема ценностей и еще не обособившееся учение о ценностях. Аксиологические представления впервые в их целостном виде складываются в метафизике Платона. Именно Платон не только различил два плана бытия - чувственный (физическую реальность) и сверхчувственный (умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала - Единого, функциональным аспектом которого является Благо. Ценности – это та значимость, которую мы придаем некоторым аспектам своей повседневной жизни, или признание их существенного превосходства и полезности. Они могут относиться к сфере мнений и потому быть спорными. Однако многие ценности в человеческой жизни являются фундаментальными для "общего благосостояния всех людей", лежащими выше повседневности и обычных дел. Сегодня в быстро меняющемся мире мы наблюдаем фундаментальную конфронтацию между старым и новым, между закостенелыми изжившими себя формами и прогрессивными идеями,между матер-ми ценностями и духовными.

81.Свобода как характеристика родовой природы человека Вопрос о свободе - это вечная проблема для человечества, ибо ответить на него проблематично или в принципе невозможно. В то же время свобода является важнейшим завоеванием человечества и высшей ценностью современной цивилизации, о чем в разгар 2 мир. войны говорил президент США Франклин Рузвельт. В своем послании Конгрессу он писал: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. 1-я - свобода речи и выражения. 2-я - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным. 3-я - свобода от нужды. 4-я - свобода от страха». Англ.фил. Томас Гоббс определяет свободу как отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти. В целом понятие «свобода» можно рассматривать как совокупность следующиххарак-к:• состояние деят-ти, в которой человек формирует и совершенствует свои сущностные силы путем познания и в результате «очеловечивает» свой внешний и внутренниймир.• антропологический принцип отношения к человеку как самоцели и смыслу творческой активности;• характерный только для человека как сознательного и общественного существа способ активно-преобразующей, универсальной и динамичной жизнедеятельности.

82. феноменология страдания Человеческое страдание проявлялось и прояв-ся в истории различным образом. Очевидно, что жизнь состоит не из одних страданий: скорби и радости, наслаждения и печали причудливо переплетаются в существовании любого человека. Только так их можно переносить и в любом страдании нужно надеяться, что оно пройдет или боль смягчится. Напротив, в радости и успехе человек должен укреплять свой дух, чтобы в готовности встретить трагические повороты в своей жизни. Страдания разделяют на физические и моральные. Физические страдания не зависят от нашей воли. Они настигают нас как следствие непрочности материального существа: то в виде природных катастроф; то в виде болезней. Эти реальности свидетельствуют о немощи и недостаточности материального бытия. Они, несомненно, создают для человека поистине драматические ситуации и рождают томительные вопросы. Именно такие ситуации непоправимого физического страдания чаще всего вызывают у человека убеждение в собственной беспомощности и ограниченности. Другой опыт страдания происходит из конфликтного симбиоза телесного и духовного. Нервные расстройства и психические патологии в наши дни так часты: навязчивые идеи, тоска, депрессияи т.д. Не вызывает сомнения, что на эти состояния воздействуют не только моральные, но и физиологические факторы. Психические заболевания очень мучительны, иногда более мучительны, чем физические страдания. Даже не впадая в невроз, мы все испытываем драматические противоречия внутри своего существа: стремление к добру и злу, альтруизму и эгоизму, высокому и низкопробному, жажду совершенствования и частые неудачи.

83.Метафизика смерти Враг всего народа - смерть. Смерть - это осознанная необходимость. Полнейшая наша не свобода. Высшая мера наказания, к которой приговорила нас равнодушная природа.Смерть в мифолог. представлениях др. народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его.В религ. учениях страх перед смертью “нейтрализуется” верой в бессмертие души.Стихийное, инстинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у людей безысходную печаль, невыносимое страдание.С науч. объективных позиций - отрешенных от наших личных переживаний и страхов – смерть представляется регулятором и организатором жизни. Смерть - это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся. Жизнь наша ограничена именно потому, что мы способны дожить до чего-нибудь.смерть же не дает нам пережить себя.С религ. точки зр-я бессмертие человека состоит в том, что человеческая личность или ее душа продолжает будто бы существовать и после смерти.В ф-и идею бессмертия души впервые провозгласил Платон, по его мнению, между духом и телом якобы существовало противоречие, при этом он отрицал возможность участия тела в высших духовных функциях. Ни одна из соврем. религий не обходится без идеи личного бессмертия. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

84.Проблема смысла человеческого существования Человек – существо символическое, живущее в созданной им самим реальности – культуре, выраженной в системе ценностей и смыслов. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о предназначении человека, о том, для чего живет чел. Как личность каждый человек глубоко уникален, неповторим, поэтому и проблема смысла жизни является глубоко личностной жизненной проблемой. Этот вопрос постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека - постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни. Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека. Смысл жизни создается самим субъектом. Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание. Уст. на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны. Обладания - имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать. Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание - необходимое условие существования счастливой жизни, приятное, но необязательное условие.

85.Счастье как категория морального сознания Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополн-ю окраску. Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Несколько аспектов счастья: везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы; состояние радости, эмоциональной возвышенности; обладание высшими благами, достижение высокого положения; состояние морального и физического удовлетворения. Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье – это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств. Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека. Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье способна испытывать лишь активно чувствующая, деятельная натура. В противоположность ей вялая и безынициативная личность не способна переживать глубокое эмоциональное чувство счастья.

86.Философия любви Любовь является ведущей потребностью человека, од­ним из главных способов укоренения его в обществе. Всякая любовь является любовью к конкрет­ным, данным в чувстве вещам. Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует. Любовь к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступ­кам, в которых оно находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нель­зя любить «человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности. Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность: каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или со временем станет объектом чьей-то любви. Любовь — главный и доступный каждому способ са­моутверждения и укоренения в жизни, которая без люб­ви неполноценна. Любовь может вспы­хивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или на­деется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви. Любовь – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Любовь - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость, это одно из проявлений человеческой свободы.

87.Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию. В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экон.формациях (ОЭФ) как ступенях истор-го процесса, по которым последовательно восходит все человечество.ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определ-го способа производства матер-х благ. Движущая силаразвития - противоречия между динамичными, постоянно развив-ся производитсилами и не склонными к изменениям производств-ми отношениями. Противоречия приводят к соц.револ-и -переход к новой ОЕФ. Всего Маркс выделял 5 ОЕФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.. Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема 5 ОЭФ; она не применима к восточ. странам. Достоинства: - выделено то общее, что было в истор. развитии различ. народов, история чел-го общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран. Цивилизационный подход. 2 направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций(ЛСТЦ) и теория локальных цивилизаций(ТЛЦ). Цивилизация - уровень, ступень обществ. развития, матер-й и духов-й культуры. ЛЦ делят: восточные и западные. Для вост.цив-й характерны: зависимость человека от природы; связь человека с соц. группой; значимость традиций и обычаев. Для зап.цив.: власть человека над природой; соблюдение прав и свободы личности; демокр-й полит. режим.

 

88.Специфика культуры как способа бытия человека в мире. Генезис культуры с позиции 3 концепций. Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях: 1. Осн. ф-я - человекотворческая (гуманистическая) -Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой. 2.Функция передачи соц. опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого,следовательно происходит диалог поколений. 3. Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности. 4. Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
Игровая концепция. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных чел. качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в соц. иерархии. Орудийно-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Ф.Энгельса, где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной труд.деят-ти и совершенствования орудий труда. «Труд создал человека»(Энгельс). Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьянопод-х предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру. Магическая теория: первобытное мышление и поведение, а также соц. отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали символические действия. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

89.Основные концепции современной философии науки. Философия науки – ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки, как особой сферы чел. деятельности. Концепция (фальсификационная) Поппера - основным принципом является принцип фальсифицируемости(опровергания).Основной мотив отвергает существование критерия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Истинность науч. познания установить нельзя, но можно обнаружить его ложность; лишь то знание научно, которое фальсифицируемо. Конц-я Лакатоса: единицей оценки является не отдельная теория или их совокупность а исследовательская программа. В структуру исслед-ой программы входят: - жёсткое ядро, содержащее неопровергаемые в рамках данной исслед. программы постулаты; - защитный пояс, сост. из вспомогат-х гипотез, обеспеч-их сохранность ядра от опровержений. Если исслед-я программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она «вытесняет» её, и эта конкур-я программа может быть устранена. Концепция Томаса Куна. Важнейшее понятие – парадигма (совокупность научных достижений, признаваемых всем науч. сообществом в определ. период времени). Науку, развивающуюся в рамках современной парадигмы, Кун называет "нормальной". Он убежден, что в реальной науч. практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий.Смена парадигм-науч. револ. Конц-я Фейерабенда. «методологический анархизм». С его точки зрения каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнить с другой, ибо нет никакой основы для такого сравнения.

90.Структура оснований науки. Научная картина мира, её исторические формы и функции Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определ-е стратегию исслед-я, организующие в целостную систему многообразие конкретных теорет-х и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной истор. эпохи. Структура оснований науки определена связями 3 осн. компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) науч. картины мира, 3) философских оснований науки. Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определ-го истор. периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.Научная картина мира представляет собой целостный образ предмета науч. иссл-я в его главных, системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее истор. развития. Основные формы: Общенаучная (обобщающее представление о вселенной, живой природе, обществе и человеке, формирующееся на основе синтеза знаний, полученных в различных науч. дисц.) Социальная и естественнонаучн. (представление об обществе и природе, обобщающее достижения соц.-гуманитарных и естест. наук); Специальные ( представлении о предметах отдельных наук). НКМ выделяет 3 функции: Систематизация науч. знания; выступление в качестве исследователя программ, определяющих стратегию науч. познания; обеспечивают объективацию науч. знаний, их отнесение к исслед-му объекту и их включение в соответ-ю культуру.

91. Исторические модели биомедицинской этики1.Модель Гиппократа. Принцип "не навреди ". "Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа,изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика фиксирует рождение проф. врач. этики". Античное общество сильно подверженным стихиям и страстям необузданных своих нравов, которые имеют низменные стремления. Под влиянием этого находится и античное врачевание, полностью отданное в распоряжение касте языческих жрецов. Методы врачевания: магия и языческий религиозный культ. 2. Модель Парацельса. "Делай добро"- это такая форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как одна из важнейших составляющих стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики, прежде всего, завоевывается социальное доверие личности пациента, то в “модели Парацельса” делается акцент на учете эмоц-но-псих-х особенностей личности, на признании важности душевных контактов с врачом и включенности таких контактов в лечебный процесс 3. Деонтологическая модель "соблюд-я долга" - это совок-ть "должных" правил, соответст-х той или иной конкретной области мед. практики".

 

92.Проблема перераспределения этической ответственности между врачом и пациентом. Модель технического типа (экспертная модель медицины) – врач выступает в роли эксперта, кот. лишь дает советы, все решения принимает пациент.Врач не несет никакой отв-ти.(Напр,фармацевт). Модель сакрального типа(паттерналистическая)-врач несет всю отв-ть на себе, пациент пассивен, он только рассказывает о жалобах.Пациент обязан выполнять все рекомендации,должен отказаться от субъективности.Такая модель работает в основном при остром заболевании. Коллегиальная модель – утопическая,подразумевает разделение ответственности 50/50.Врач явл.другом, коллегой пациента, пациент должен знать примерно на уровне врача. Модель контрактного типа(интерпретационная, партнерская, диалоговая)-договор между врачом и пациентом, пац.обязан рассказывать абсолютно все и выполнять все рекомендации.Такая модель требует высокого уровня здравоохр-я, характерна для хронич.забол.

93.Взаимосвязь мед.этики с характером предоставления мед.помощи(классическая, соц., экзистенциальная модели мед.этики) Содержание классической мед. этики восходит к «отцу медицины» Гиппократу. Осн-е положения этики Гиппократа: безусловное уважение к жизни пациента, цель медицины - благо больного, не навреди, мед. тайна, оправдание "святой лжи" в медицине, отношение к неизлеч. и умирающим больным. Такой тактики европ. медицина придерживалась вплоть до 18 в. Соц. модель мед. этики предполагает, что решение по поводу методов лечения принимается коллективом врачей совместно с др. заинтер-ми лицами, способными оценить степень риска этого решения для будущих поколений. Кроме того, самые спорные проблемы современной медицины являются открытыми для всего общества, и в их обсуждении принимает участие широкая общественность (юристы, журналисты, ученые, гуманитарии).В социальной модели акцент смещается на волю пациента, который на основании консультаций с разными специалистами принимает решение "что делать". Экзистенциальная практика врачевания — это опыт оказания; помощи в. экзистенциальный промежуток между жизнью и смертью; Экзистенциальная модель врачевания, связанная с паллиативным подходом, призвана обеспечить «достойное» умирание для ситуаций терминального состояния. Суть, паллиативного ухода состоит в том, чтобы ни ускорять, ни приближать смерть, делать возможным для умирающего человека жизнь до смерти с личностным, достоинством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: