Государственные стратегии

Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии в государственном управлении.

Количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.

Общепризнанной является следующая логическая цепочка, характеризующая процесс стратегического управления: комплексный анализ → определение миссии → разработка альтернативных стратегий → выбор стратегии → реализация стратегии.

Комплексный анализ — постоянное изучение и прогнозирование изменяющихся факторов внешней (рынков сбыта, состава сырья и комплектующих, деятельности конкурентов) и внутренней среды (производство, финансы, персонал, технологии, менеджмент).

Определение миссии и целеполагание — определение основной идеи функционирования предприятия, его смысла и философии, а также постановка перед подразделениями предприятия конкретных целей.

Разработка альтернативных стратегий — создание портфеля приемлемых для предприятия альтернативных стратегий, ведущих к достижению одной цели, но разными путями.

Выбор стратегии — анализ альтернативных стратегий, выбор наиболее подходящего варианта достижения поставленной цели, разработка конкретных планов реализации выбранного варианта развития (стратегии), в частности, в виде конкретных бизнес-планов для отдельных видов бизнеса, проектов, продуктов.

Реализация стратегии — организация процесса выполнения стратегии, его регулирование и координация. Организация реализации стратегии представляет собой комплекс управленческих и производственных процессов по реализации стратегических планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Регулирование изучает поведение окружения предприятия и корректирует его деятельность в соответствии с меняющимися параметрами внутренней и внешней среды.

Координация — установление связей, системы взаимодействия и согласованности элементов системы. Сущность принятия стратегического решения состоит в том, что руководитель предприятия должен выбрать определенную стратегию его развития.

Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие четыре типа стратегий:

· стратегии роста;

· стратегии ограниченного роста;

· стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса);

· комбинации из вышеперечисленных стратегий.

Основное различие между типами стратегий и альтернативными стратегиями заключается именно в конечном результате, то есть в достижении целей.

Одним из общепризнанных инструментов комплексного анализа является SWOT - анализ.

Поскольку SWOT-анализ выявляет угрозы и возможности внешней среды и сильные и слабые стороны предприятия, целесообразно устанавливать цели, исходя из результатов этого анализа, то есть целями предприятия должны быть использование возможностей и устранение угроз внешней среды, а также сохранение сильных и ликвидация слабых сторон самого предприятия, и, в соответствии с этим, генеральная стратегия предприятия должна состоять из следующих четырех направлений его деятельности:

1. Стратегия использования возможностей внешней среды: если перед предприятием открываются потенциальные возможности, оно просто обязано разработать план их реализации, иначе, если эти возможности будут реализованы конкурентами, они могут превратиться для него в угрозы.

2. Стратегия устранения угроз внешней среды: при должном обращении внимания на внешние угрозы, при разработке и реализации плана их устранения, предприятие может превратить их в потенциальные возможности или, как минимум, стабилизировать свое положение и быть готовым к сюрпризам внешней среды.

3. Стратегия сохранения, укрепления и использования сильных сторон предприятия: если предприятие имеет сильные стороны, то оно должно их не только сохранить, но и использовать. Только использованные сильные стороны предприятия представляют для него какую-либо ценность. Если же не использовать свои силы во благо для себя, то они могут превратиться в слабости.

4. Стратегия ликвидации слабых сторон предприятия: слабые стороны предприятия при уделяемом им недостаточном внимании могут превратиться в бомбу замедленного действия, которая может неожиданно взорваться в самый неподходящий для предприятия момент и свести на нет результат всей его деятельности.

Процесс формирования портфеля стратегических альтернатив включает в себя следующие пять подэтапов:

1) формирование альтернатив использования возможностей;

2) формирование альтернатив устранения угроз внешней среды;

3) формирование альтернатив сохранения и использования сильных сторон предприятия;

4) формирование альтернатив устранения слабых сторон предприятия;

5) качественный анализ портфеля стратегических альтернатив.

Предварительный портфель должен быть проанализирован на соответствие определенным критериям, а именно:

1. Количество альтернативных стратегий: количество вариантов достижения поставленных целей, входящих в портфель альтернативных стратегий, неограниченно. Можно сказать, что чем больше стратегий в портфеле, тем меньше вероятность того, что предприятие упустит наиболее благоприятный вариант.

2. Полнота портфеля: необходимо определить, насколько исчерпывающим является список предлагаемых альтернатив, все ли варианты были учтены, какова вероятность того, что какие-то альтернативы остались незамеченными.

3. Независимость предлагаемых стратегий: альтернативные варианты должны быть невыводимыми и независящими друг от друга, в противном случае, это нарушит принцип альтернативности.

4. Соответствие стратегий поставленным целям: предлагаемые альтернативы должны быть четко направлены на достижение поставленных целей.

Государственные стратегии.

Вопросы государственного урегулирования кризисных ситуаций не вмещаются в рамки какой-либо одной стратегии.

Стратегия государственного управления направлена на определение наиболее действенного способа применения мощи государства в кризисной ситуации. Для ее реализации необходим не гипотетический (вероятностный), а абсолютно точный научно обоснованный прогноз кризисных ситуаций, позволяющий оценить причину кризиса, его характер, имеющиеся и будущие стратегические ресурсы, выбрать адекватные механизмы и способы государственного стратегического управления коллективным поведением и взаимодействием людей в настоящем с расчетом на сколь угодно отдаленное будущее.

Необходимость вовлечения сил и средств государства, адекватных кризисной ситуации, означает, что задачей государственного стратегического управления является смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей.

Стратегия государственного управления находится во взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. По отношению к ним стратегия государственного управления является ведущей, так как именно она определяет общую цель действий, силы, средства и механизмы решения антикризисных задач.

Результатом стратегии государственного управления является выработка общих основ использования различных видов ресурсов, координация разных видов и форм деятельности ради укрепления мощи государства и процветания народа.

Содержание стратегии государственного управления определяется системой задач, связанных с поиском ответов на 12 ключевых вопросов, образующих 6 групп (кластеров):

1. Определение периодичности трансформаций в различных сферах деятельности (где, когда и почему?).

2. Определение социально и культурно значимых целей (зачем?).

3. Определение человеческих, природных, технико-технологических, производственных, финансовых, геополитических ресурсов (с кем, чем?).

4. Разработка основ материального обеспечения воспроизводства населения государства (в каком количестве и какого качества?).

5. Подготовка квалифицированных кадров (какими трудозатратами и по какой цене?).

6. Своевременное реформирование социальных институтов, включая институт власти и государственного управления (каким образом и какими средствами?).

Государственное стратегическое управление представляет собой систему мер по преодолению кризисных ситуаций, возникающих вследствие изменения целевых установок и личностного смысла индивидуальной и коллективной деятельности.

Оно базируется на прогнозировании

· трансформаций в политической, экономической, мировоззренческой сферах, в сфере образования и воспитания,

· изменений в обычаях и традициях,

· достижений в науке, технике и технологии и на определении

· условий и характера кризисов в ближайшей и отдаленной перспективе,

· способов подготовки и ведения антикризисного управления,

· способов и механизмов антикризисного управления,

· основ использования стратегических ресурсов,

· основ материального и технического обеспечения антикризисного управления,

· основ руководства органами государственного управления,

· механизмов и способов контроля над эффективностью антикризисного управления.

Средствами реализации государственного стратегического управления являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов антикризисных мероприятий. К ним относятся

- практическое осуществление планирования стратегии государственного управления,

- принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления,

- руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления антикризисного управления,

- мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации,

- руководство органами власти и управления в ходе реализации антикризисной программы.

Государственное стратегическое управление является самой сутью практической деятельности высшего руководства государства и заключается в подготовке страны к преодолению кризисных ситуаций в ближайшей и отдаленной перспективе.

14. Оценка и анализ внутренней и внешней среды в стратегическом управлении на государственном уровне.

Внешняя среда делится на:

1. среда прямого воздействия ‑ факторы, которые непосред-но влияют на деят-ть орг-ции (поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и гос. органы, профсоюзы, потребители, конкуренты);

2. среда косвенного воздействия ‑ факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на орг-цию, но сказываются на ее функц-нии (сис-ма ценностей и их приоритеты в об-ве, соц. и полит. разв-е населения, нормы местного и международ. делового оборота, полит.обстановка в стране и мире, экон обстановка, природн и обществ катаклизмы).

Внутренняя среда - это та часть общей среды, которая находится в рамках орг-ции. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функц-ние орг-цией.

Элементы внутренней среды:

1. производств о (объем, структура, темпы производства, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, резервные мощности, местонахождение производства и наличие инфраструктуры, издержки и качество технологий, патенты, торг. марки и т.д.)

2. персонал (структура, потенциал, квалификация, количественный состав раб-ков, произв-ть труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности раб-ков)

3. орг-ция управления (организационная структура, система управления, уровень менедж-та, квалификация, способности высшего руководства, фирменная культура, организация системы коммуникации)

4. маркетин г (товары, их доля на рынке, каналы распространния и сбыта, маркет. бюджет, маркет. планы и программы, нововведения, имидж, репутация товаров, стимул-ние сбыта, реклама, ценообразование)

5. финансы и учет (финан. устойчивость и платежеспособность, прибыльность, собственные и заемные ср-ва и их соотношение, эффективная система учета, формирования бюджета, планирования прибыли)

1. STEEP-анализ.

S (social) ‑ социальные факторы (базовые ценности, мода, образ жизни);

T (technological) ‑ технологические факторы (новые технологии, машины, материалы);

E (economic) ‑ экономические факторы (инфляция, налогообложение, сезонность);

E () ‑ экологические факторы (нормы выбросов, истощение сырьевых ресурсов);

P (political) ‑ политические факторы (НПА, антимонопольное регул-е, кредитная пол-ка).

Качественную оценку осуществляют по 9-балльной шкале экспертным опросом специалистов: 1 ‑ влияние очень слабое,3 ‑ слабое,5 ‑ существенное,7 ‑ значительное,9 ‑ сильное.

2. SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке,отвечает на?: Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия? Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать? За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

Управленческий анализ ‑ это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Сильные стороны ‑ это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие выживать в условиях жесткой конкуренции.

Слабые стороны ‑ отсутствие или недостаточное использование ресурсов, препятствующее успеху предприятия.

О сновная цель управленческого анализа - оценка стратегической ситуации на предприятии с учетом имеющихся ограничений и перспектив развития.

Управленческий анализ проводится в связи с н еобходимостью разработки стратегии и реализация эффективного менеджмента и выявлением резервов и возможностей орг-ии с целью адаптации к внешним изменениям.

15. Использование метода “сценариев будущего” в стратегическом управлении государственными системами.

Сценарий — это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию, то есть образу организации в будущем. Как правило, в сценариях преобладает качественное описание.

Существует несколько подходов к разработке сценариев, но все они предполагают три общих положения:

- исходным пунктом всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации, что ведет к пониманию динамики воздействующихфакторов;

- для воздействующих факторов с неопределеннымитенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов;

- должно быть разработано множество альтернативных сценариев, представляющих собой определенную логическую картину. Альтернативные сценарии не должны содержать противоречий.

Алгоритм разработки сценариев включает несколько этапов:

- установление предмета исследования и его структурирование, определение показателей, характеризующих предмет;

- определение существенных факторов (направление,сила действия), влияющих на предмет исследования, их структурирование;

- определение тенденций развития, альтернатив развития для областей с неявной структурой факторов;

- разработка и выбор альтернативных сценариев будущего, проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость, высокую степеньвероятности;

- интерпретация выбранных сценариев развития(прогноз развития), учет возможных противодействующих событий;

- разработка окончательного варианта сценария с учетом всех вновь открывающихся факторов, оценкавлияния отклонений от основной идеи сценария,оценка возможных отклонений от первоначальногообраза организации;

- перенос сценария на практическую основу (формулирование стратегии развития, разработка системыпланов).

Существует два типа сценариев. Первый тип содержитописание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию организации, факторов и событий,оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип сценариев содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого образа.

 

16. Управление реализацией стратегией развития государственных образований.

Для достижения установленных стратегических целей необходимо иметь достаточный объем функций, четко определены права и обязанности подразделений организации

Это предусматривает подготовку и организацию работ по следующим направлениям:

• распределение работ в подразделениях;

• определение необходимого потенциала подразделений для качественного и своевременного выполнения работ;

• обеспечение информацией, техникой и кадрами

Реализация разработанной стратегии - это одновременно начало процесса формирования следующей стратегии организации, поскольку ее реализацией организация завершает цикл стратегического развития, и одновременно - это является началом другого цикла такого развитияу.

Условиями успешной реализации стратегии являются:

- наличие у менеджеров организации разработанной стратегии в виде четких стратегических указаний и их внедрения в жизнь согласно текущего оперативного плана реализации стратегических изменений

- обеспечение менеджерами поступления всех необходимых ресурсов для данного процесса

- сопровождение топ-менеджерами процесса реализации путем контроля всех организационных целей и принятия адекватных гибких решений, направленных на практическое достижение этих целей

- соответствие стратегии критериям ее эффективности

- стратегия должна предусматривать достаточную мотивацию и стимулы для персонала организации.

Реализация стратегии охватывает определенные этапы:

- Начало действий (запуск)

- Внедрение основных стратегических изменений

- Завершение стратегии

Реализация стратегии невозможна без соответствующих изменений в организационной культуре, трудно меняется, одновременно она является основой Отсутствие или низкий уровень организационной культуры может стать причиной провала Культура отражает миссию фирмы и проявляется в виде"ценностей, которые разделяются".

В случае несовместимости стратегии и организационной культуры возможны следующие подходы к решению этой проблемы:

· игнорирование культуры, мешает внедрению стратегии$

·  подстройка системы управления под имеющуюся культуру путем поиска способов нейтрализации и избежания препятствий без изменений стратегии;

· изменение культуры под выбранную стратегию;

· изменение стратегии с целью приспособления к существующей культуры Перед внедрением изменений в организационную структуру необходимо выяснить, в какой мере действующая организационная структура может способствовать или мешать реализации стратегии организации.

Характеристики организационных структур управления и возможные реакции, на которые они способны, связаны между собой определенным образом

Реакция- это качество и типы поведения, изменения, обусловленные потенциалом организации, охватывающей определенный вид структуры Каждую реакцию можно определить за действиями, которые происходят в рамках организационной структуры рас изняють производственную, конкурентную, стратегическую, инновационную, предпринимательскую, административную реакцииію.

Производственная реакция организации направлена на снижение издержек, минимизации численности, совершенствование технологии, эффективное использование производственного потенциала, при этом применяется стимулирование снижения собиватьрост.

Конкурентная реакция стремится оптимизировать прибыли в краткосрочной перспективе, используя долгосрочное планирование и стимулируя повышение рентабельности

Стратегическая реакция направляется на обеспечение прибыли в долгосрочной перспективе, самообновления на основе предвидения и формирования будущего

Инновационная реакция влияет на оптимизацию разработки новой продукции, достижения долгосрочной прибыльности, роста Она обеспечивает быструю реакцию на повышение уровня изменений, предусматривает вознаграждение за новаторство

Предпринимательская реакция создает условия для долгосрочного роста организации Балансируя набором стратегических зон хозяйствования, сфер стратегических ресурсов и групп влияния, предусматривает вознаграждение за предпринимательство

Административная реакция предусматривает потребности в новых мощностях для предпринимательства, быструю адаптацию к внешней среде, расширение сферы влияния организации

Каждый тип организационной структуры оптимизирует определенные типы реакции организации:

· функциональный - производственную

· дивизиональной - конкурентную

· матричный - инновационную

· многонациональная матрица - стратегическую

· сетевой, горизонтальный множественный тип структуры - административную реакцию

·

 

17. Сущность правового регулирования государственного управления.

Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на возможности, характер и пределы определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления. Соответственно ему различают:

централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах органами государственной власти государства в целом либо его субъектов (при федеративном устройстве) в рамках их компетенции и объектов юрисдикции;

децентрализованное, диапозитивное регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование осуществля­ется посредством согласования, договоров, принятия совместных актов, поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти.

Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управленческих процессах (и отношениях), зависят от способов правового регулирования, в которых содержится свойство (суть) юридического воздействия правовой нормы на участников управ­ленческого взаимодействия. Среди способов правового регулирова­ния (вообще) различают:

· позитивное обязывание — возложение на лиц прямой обязан­ности совершать определенные положительные действия;

· запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

· дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

Каждый из названных способов применяется, конечно, в право­вом регулировании государственного управления, и его можно обнаружить в правовом статусе государственных органов (в их компе­тенции), но доминирующим является позитивное обязывание. Ведь та компетенция, которой наделяется тот или иной государ­ственный орган, выступает по отношению к нему обязывающей. Она может содержать в себе дозволение на определенные решения и действия либо запрет на их осуществление, однако в любом случае все записанное в компетенции государственного органа подлежит обязательному исполнению. В этом состоит отличие государ­ственного органа от субъекта гражданского права, из-за чего государственное управление регулируется преимущественно нормами конституционного и административного права.

При рассмотрении проблем правового регулирования государственного управления в юридической литературе встречаются раз­ные точки зрения на то, как, какими нормами лучше определять правовой статус государственных органов. Имеются сторонники общедозволительного порядка правового регулирования, при котором государственному органу «дозволено все, кроме...», и дается перечень лишь запретов. Другие предпочитают разрешительный порядок, в основе которого лежит принцип «запрещено все, кроме...», фиксирующий строго определенный набор законных действий. Для государ­ственного управления, связанного с властью, даже в условиях де­мократии целесообразным представляется обязывающе-правомочный порядок правового регулирования. Предшествующий опыт однозначно говорит о том, что там, где речь идет о государственной власти, использовании ее регулирующей силы, все должно быть юридически четко, ясно и исчерпывающе прописано; любые свободные действия необ­ходимо совершать на основе и в рамках законов и по уполномочию государства.

В научных работах по общей теории права приводится следующая классификация юридических норм, используемых в правовом регулировании:

· регулятивные нормы, состоящие из предписаний, непосредственно направленных на регулирование общественных отноше­ний путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей; эти нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие (дозволительные);

· охранительные нормы, которые направлены на регламентацию мер юридической ответственности и порядка применения санкций (государственно-принудительных мер);

· специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и развертывания регулятивных и охранительных норм; среди них выделяют: общие (общезапретителъные) — фиксирующие в обоб­щенном виде определенные элементы общественных отношений; дефинитивные — закрепляющие в обобщенном виде признаки данной правовой категории (к примеру, понятия и определения в нормативных правовых актах); декларативные (нормы — прин­ципы), содержащие формулировки правовых принципов, а также задач данной совокупности юридических норм; оперативные — предписания по отмене действующих нормативных положений или распространению данных норм на новый круг общественных отношений, по пролонгации (продолжению) норм на новый срок и др.; коллизионные — регулирующие выбор между нормами.

По содержанию (смысловому тексту) самих норм (правил) поведе­ния среди них различают: абсолютно определенные, относительно определенные, ситуационные, альтернативные, факультативные, императивные, диапозитивные; основные (генеральные), детализирующие, вариативные; общие, особенные и рекомендательные; поощрительные.

Таким образом, предметом правового регулирования государственного управления выступают государственно-правовые инсти­туты (элементы), сознание, поведение и деятельность людей, свя­занные с обеспечением формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Соответственно этому предмету из многообразия метода правового регулирования используются те его приемы, средства, способы, структуры и смыслы норм, которые придают правовому статусу государственных органов (а в них — го­сударственных должностей) и процессам их функционирования определенность, целенаправленность и последовательность. Здесь важно не смешивать правовое регулирование государственного управления и правовую деятельность государственных органов в отношении управляемых объектов. Речь идет только о первом. Поэтому очень многое зависит от правовых форм, в которых все эти явления юридически отражаются и закрепляются.

 

18. Предмет и метод правового регулирования государственного управления.

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

· порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

· степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);

· способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

· способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

 

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?»

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Способы определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

 

19. Формы правового регулирования государственного управления.

Правовые формы, используемые в целях определения правового состояния государственных органов (а также органов мест­ного самоуправления) и государственных должностей, а также их практической реализуемости имеют большое значение в придании им должной структурной организованности, рациональности функционирования и системности взаимодействия. Чем выше и «сильнее» правовой акт, дающий статусные характеристики эле­ментам государственного управления, правилам (нормам) поведе­ния людей в управленческих процессах, тем больше у него возмож­ностей обеспечивать целостность государственного управления и поддерживать скоординированность управляющих воздействий различных уровней и видов (подсистем) его организационных структур. Важно также, чтобы сами формы правового регулирова­ния государственного управления были согласованы как по своему характеру, так и по содержанию, создавали в совокупности систему правового регулирования государственного управления.

Тем самым к формам правового регулирования государственного управления предъявляется ряд требований, соблюдение которых способствует лучшей упорядоченности государственно-управлен­ческих явлений, процессов и отношений. Имеется в виду, прежде всего своевременность принятия (издания) соответствующихправовых норм и их актуальность по смыслу. Опыт показывает, что запаздывание в нормативном оформлении возникающих управ­ленческих связей, приводящее к тому, что качественно новые яв­ления приходится искусственно «втискивать» в устаревшие правовые рамки, создает впечатление, будто правовые нормы вообще мешают управлению, сдерживают творческую инициативу управ­ляющих.

Формы правового регулирования государственного управления должны быть достаточно устойчивыми, стабильными. Граждане должны иметь возможность их осво­ить, понять, применить на практике и оценить. Необходимо уметь выбирать нормы, которые бы длительное время сохраняли свою способность отвечать запросам жизни.

Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм. Здесь целесообразно идти по пути создания крупных комплексных правовых актов, где бы управленческие феномены (элементы, их взаимосвязи, подсистемы) получали возможно исчерпывающее правовое оформление.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1. Закон - это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению.

2. Закон - это акт строго определенных, высших органов государственной власти.

3. Закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что: а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний; б) закон не подлежит утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

4. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы, которых раньше в правовой системе не было и обязательно по наиболее важным вопросам общественной жизни.

Виды законов:

1. Конституция - это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, систему правосудия. Конституцию, в отличие от других нор­мативных правовых актов, часто называют правовой хартией, ос­новным законом, чем подчеркивается ее качество источника и ба­зиса всей юридической системы общества. Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 г. Она содержит 9 разделов, характеризующих общие положения, права и свободы граждан, статус, права и обязанности, статус и функции Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов, органов местного управления и самоуправления. На сегодняшний день Конституция Республики Казахстан в достаточной мере создает предпосылки, в соответствии с которыми можно создать демократическое, правовое, социальное, светское государство с республиканской формой прав­ления и обеспечить с его стороны должное управление обществен­ными процессами, обновлением сознания, поведения и деятельно­сти граждан. Ее характеризует системность, взаимосвязанность и взаимообусловленность отдельных статей и их смысловых нагрузок.

2. Конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.

3. Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Важное значение среди форм правового регулирования государственного управления отводится подзаконным правовым норма­тивным актам, представляющим собой нормативный юридиче­ский акт компетентного органа, основанный на законе и закону непротиворечащий. Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. К ним относятся:

1) указы, и распоряжения Президента, изданные в пределах его компетенции;

2) постановления и распоряжения Правительства;

3) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации) - издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

4) ведомственные акты - издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативных актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента их утраты. Акты вступают в силу либо с момента их принятия, либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока с момента их опубликования. Акты прекращают свое действие либо по истечении срока действия акта, на который он был принят, либо в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший, либо на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения:

а) обратное действие закона - когда вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, однако, придание закону обратной силы возможно в двух случаях: если в самом законе об этом сказано или если закон смягчает, или вовсе устраняет ответственность;

б) переживание закона - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую они распространяются. Под территорией государства понимается его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, а также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся. в полете за пределами государства. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать один момент: порядок, в соответствии с которым закон не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Действие закона по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из этого правила также есть исключения:

а) главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств пользуются правом экстерриториальности и к ним не могут быть применены меры ответственности и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

б) некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет;

в) иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории государства, хотя и пользуются широким кругом прав и обязанностей, в некоторых случаях не могут выступать носителями прав. Например, они не могут служить в вооруженных силах, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и судьи.

В правовом регулировании государственного управления исполь­зуется практически все многообразие тех форм, которые присущи правовому регулированию общественных процессов вообще. Это придает ему сложную структуру.

20. Структура правового регулирования государственного управления

Правовое регулирование государственного управления состоит из множества разнообразных правовых нормативных актов. Многообразие усиливается и тем, что в правовом регулировании применяются разные решения одних и тех же проблем. В одних случаях правовой статус государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается при их создании (образовании). Это способствует более-менее полному описанию соответствующих вопросов. В других случаях при возникновении необходимости вносятся изменения в правовой статус существующих органов. Подобное делается довольно часто, поскольку в практике функционирования того или иного органа обычно обнаруживается недостаток управленческих функций либо полномочий, а то и потенциала персонала. В третьих случаях имеет место установление порядка ведения определенного вопроса и возложение его на соответствующий орган (тоже широко принятый метод).

В общем структура правового регулирования государственного управления формируется под влиянием двух и как бы встречающихся моментов. В одном направлении это объективно сложившиеся формы (правовые акты) правового регулирования, которые сами конституционно и законодательно закреплены, в другомхарактер самих элементов, процессов и отношений государственного управления, диктующий содержание правового регулирования государственного управления. О последнем хотелось бы сказать подробнее, ибо в нем многое связано с типичностью и уникальностью в государственном управлении. Разумеется, что те элементы государственного управления, которые обладают универсальностью, широко и систематически применяются в управленческой деятельности, являются наиболее актуальными и определяющими в управлении, должны подлежать полному и единообразному правовому регулированию. Особо это относится к тем элементам государственного управления, которые имеют общегосударственный характер, обеспечивают проведение в жизнь единой государственной политики.

В то же время применение уникальных элементов государственного управления или тех сторон, граней типичных элементов, которые уникальны, требует простора, инициативы, самостоятельности. Здесь строгая правовая регламентация и невозможна, и излишня, ибо способна "погасить" конструктивные возможности уникальных элементов в неповторимой, своеобразной управленческой ситуации. Но если нецелесообразно подвергать правовому регулированию сами элементы, то способы, процедуры, границы "поля" их применения должны регулироваться. Законность в управлении не может не предполагать определенные рамки и масштабы, содержание и ответственность самостоятельной управленческой деятельности.

Структура правового регулирования государственного управления поэтому должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию. Исходя из этого она включает в себя:

а) законодательное регулирование, в котором определяются наиболее типичные элементы государственного управления, причем на федеральном уровне, — общие начала, основные принципы, подходы, методологические основы, конкретное же регулирование многих элементов государственного управления перемещено на уровень субъектов федерации;

б) нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления (дифференциация и конкретизация типичного в направлении к уникальному);

в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения;

д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении.

Следует, наконец, отметить, что в правовом регулировании государственного управления важная роль отводится (в равной мере) как нормам материальным, т.е. описывающим, фиксирующим и закрепляющим его элементы, так и нормам процессуальным, раскрывающим порядок, процедуры, стадии и формы применения данных элементов в управленческой практике, а также правовым механизмам, обеспечивающим их реальное, полное и эффективное проявление в жизни. Это — регламенты функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, правила и стандарты управленческой деятельности, различные социальные и информационные технологии управления и т.д. Актуальным является освоение новых технологий, дающих прирост качества государственного управления. И здесь без поддержки авторитета и силы права не обойтись. Как и в правовом оформлении "статичных" параметров элементов государственного управления, правовое регулирование процесса их применения предполагает четкое и продуманное различение типичного и уникального, необходимого и желаемого, обязательного и допустимого.

Все это обусловливает, с одной стороны, самостоятельность и специфичность каждого вида правовой регуляции, а с другой — определенную взаимосвязь и согласованность между видами. Любые крайности в данном вопросе чреваты нарушением системных зависимостей и могут породить нежелательные явления, в частности структурные напряжения. Особо опасными могут быть ведомственность и местничество, выступающие, как правило, антиподом целостности государственного управления. Сам процесс правового регулирования государственного управления должен быть системно организован. При его осуществлении необходимо добиваться возможной взаимосвязи: по времени издания правовых актов, определяющих правовой статус подсистем государственного управления; по содержанию самих правовых норм, регулирующих однотипные или близкие управленческие явления, процессы и отношения; по органам, которые составляют территориальные, отраслевые, функциональные и иные подсистемы государственного управления; по юридической силе правовых актов, относящихся к одному уровню организационной структуры государственного-управления.

21. Понятие, цели и субъекты кадровой политики в сфере государственного управления.

Государственная кадровая политика ‑ совокупность ценностей, принципов и обеспечивающих механизмов развития и эффективного использования всех кадров России.

Социальная база государственной кадровой политики России: специалисты различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, административно-управленческие кадры и тд.

Соотношение понятий "государственная кадровая политика", "кадровая политика" и "кадровая работа":

· "государственная кадровая политика"‑ политика органов государственной власти РФ, воздействующая на все трудоспособный население России;

· "кадровая политика"‑ это политика, которую проводит руководитель любого государственного или муниципального органа; общественной, СМИ или коммерческой организации по отношению к своим кадровым работникам;

· "кадровая служба"‑ это совокупность органов и технологий по подбору, обучению, оценке и рациональному использованию кадров.

Руководители, юридические и кадровые службы ‑ это основные субъекты, которые осуществляют функции по разработки и реализации кадровой политики в организации различных организационно-правовых форм, различной собственности.

Основные цели государственной кадровой политики РФ:

· реализация целей и функций государства по обеспечению высокого качества жизни граждан;

· организация высокопрофессиональной эффективной трудовой деятельности населения России;

· развитие человеческого потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: