Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

Отчёт по педагогической практике

 

Исполнитель: студент ФМФИ

Воробьина Ксения Алексеевна

Место прохождения практики:

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Глушица

 

Руководитель: доцент каф.психологии и

педагогики Бусыгина Т.А.

 

Оценка___________________

Самара 2017

Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

I. Общие сведения о классе

В 5 классе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Глушица 20 учащихся, из них 8 мальчиков и 12 девочек. Класс общеобразовательный.

 

Параметры диагностики Значение
Всего учащихся 20
Мальчики 8
Девочки 12
Жилищно-бытовые условия  
Благоустроенная квартира 20
Собственный дом 11
Коммунальная квартира, общежитие 1
Арендуемое жилье 3
Категория семьи  
Полная 18
Неполная 2
Многодетная 4
Малообеспеченная 5
Неблагополучная 0
Образование родителей (мать\отец)  
Высшее 35-40%
Средне-специальное 50-32%
Среднее 7-16%
Неполное среднее 2-3%
Морально-психологическая обстановка в семье  
Благоприятная 20
Неблагоприятная 0
Состояние здоровья учащихся  
I группа 16
II группа 2
III группа 2
IV группа 0

 

Психологический климат в коллективе относительно спокойный, когда нет конфликтов между мальчиками и девочками; дети в основном открытые, общительные, очень активные, что часто негативно отражается на дисциплине как на уроках, так и во внеурочное время. Родители учащихся принимают активное участие в деятельности класса, а так же в деятельности школы соответственно. Родители контролируют успеваемость и дисциплину своих детей, активно посещают родительские собрания. Большую поддержку классному руководителю оказывают инициативные творческие группы родителей – родительский комитет  (совместно с учащимся и учителями организовывают праздники, экскурсии; оказывают спонсорскую помощь и др.).

II. Учебная мотивация

В классе с учащимися было организовано изучение структуры учебной мотивации:

Таким образом, наибольшее значение по результатам тестирования получила мотивация «Достижения», средний балл составил 6,15. Учащиеся, мотивированны на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

Мотивация под названием «Позиция школьника» так же занимает лидирующее место, средний балл по результатам тестирования составил 5,9. Учащиеся с данной мотивацией ориентированы на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

Средний уровень мотивации среди школьников данного класса составили мотивации «внешние (поощрения, наказания)», «познавательные», саморазвитие» и «коммуникативные». Средние баллы по данным мотивациям располагаются в диапазоне от 5,15 до 4,70. Деятельность учащихся с мотивацией «внешние» осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих; воспитанник с мотивом «познавательным» стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям; учащиеся с мотивом саморазвития проявляют активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения и результату; деятельность учащегося с «коммуникативным» мотивом заключается в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Таким образом, наименьший балл по результатам тестирования получил мотив «эмоциональный» (4,35). Учащиеся, обладающие данной мотивацией стремятся получать знания, чтобы быть полезным обществу, желают выполнить свой долг. Каждый воспитанник осознает социальную необходимость.

 

III.   Познавательная сфера школьников

Учащиеся 5 класса обладают произвольным вниманием. Так, учащиеся фокусируются не на том, что представляет для них интерес, и не на том, что доставляет им удовольствие, а на том, чем им нужно заниматься в данный момент. Данный тип внимания возникает тогда, когда у учащегося есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. Но есть в классе ученики, которые внимательно воспринимают информацию, усваивают на уроке большую часть сведений, стремятся познать новое, повысить уровень знаний, расширить кругозор, проявить свои интеллектуальные способности. В целом класс положительно настроен на учебу. При создании благоприятной обстановки, интересной подаче материала ученики с удовольствием работают, не отвлекаются на посторонние вещи. Учащиеся данного класса ежедневно посещают внеурочные часы по различным предметам, таким как математика, русский язык, иностранный язык и др.

IV.    Особенности личности школьников

Типы темпераментов

 

По психотипу в классе преобладают сангвиники. Учащиеся с данным видом темперамента очень продуктивны в работе, когда им данный вид работы интересен интересно. Дети очень бурно радуются успехам, победам; также активно реагируют на неудачи. Замечено, что дети флегматичного и меланхоличного темперамента поддаются общему эмоциональному настроению, вступают в споры и ссоры.

 

Определение тревожности

Уровень тревожности в классе по результатам экспресс-диагностики в основном умеренный. Умеренная тревожность позволяет человеку мобилизовать свои силы, действовать более эффективно. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

 

 

V. Межличностные отношения

• Определение социально - психологического климата

 

Большая часть учащихся определяет социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который способствует полному раскрытию возможностей каждого из его членов, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений. У 10% учащихся в коллективе возникают проблемы формирования позитивного лидерства; они испытывают сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности.

Класс достаточно большой, внутри него образовались микрогруппы по интересам, которые общаются не только в школьное время, но и после уроков. Коммуникативные навыки обучающихся развиты в соответствии с возрастом, в общении со старшими и педагогами дети уважительны, вежливы, адекватно реагируют на замечания и критику. Однако, иногда проявляется излишняя эмоциональность, эгоизм, жестокость и даже агрессивность, что не может положительно отразиться на дисциплине.

 

VI. Общение школьников со взрослыми

Учащиеся 5 класса с каждым из педагогов выстраивают свой, особенный стиль отношения. Что касается отношений с классным руководителем, то дети уважают и слушают Ирину Анатольевну, активно идут на общение, посещают классные часы, с удовольствием участвуют в общешкольных конкурсах и мероприятиях. Родители остаются для детей беспрекословным авторитетом, дети отзываются о них уважительно, приглашают на свои классные мероприятия.

VII.   Трудовая деятельность.

Учащиеся активно занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в субботниках на прикрепленной школьной территории, занимаются благоустройством. Дети имеют сформированные трудовые навыки, поэтому часто берут на себя роль инициаторов и организаторов. Ребята добросовестно относятся к своей работе. При выполнении трудовых действий проявляют трудолюбие. У ребят привито бережное отношение к труду, понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

VIII.  Формы досуга, увлечения

Ребята активны и во внеурочное время. Регулярно посещают занятия по предметам, а также кружки и различного рода секции.

 

IX. Выводы. Рекомендации

Необходимо отметить, что класс в целом сплочен, дружен, ориентирован на честность в контактах и общении, в основном преобладают коммуникативные и нравственные качества личности. Положительными являются и оценка 75% учеников психологического климата в классе как благоприятный. Позитивной стороной является внутренняя мотивация и положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе. В класса выделяются микрогруппы по 2-3 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом.

 

Рекомендации по развитию коллектива 5 класса:

 

а) классному руководителю

Необходимо комплексное и тщательное изучение коллектива класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно заметить, используя лишь один этот метод исследования класса. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной;

б) членам актива:

Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает класс дружнее. Следует руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела коллектива: нужно распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое - главное в том, чтобы каждый одноклассник, выполняя порученное ему дело, почувствовал себя частью дружного коллектива. Именно умение включить всех членов коллектива в общее дело и определяют качество успешного руководителя.

 

 

 

           

 

 

Приложение 1

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника

 

 

 

Приложение 2

Индекс групповой сплоченности Сишора

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: