Обзор российского рынка досуговых услуг

Введение

Развлечения в ходе исторического процесса постоянно менялись. Во времена глобальных перемен в мире, таких как Крестовые походы, инквизиция, революции, они утихали, но все же не переставали существовать. Многие законодательные акты запрещали азартные игры, но желание народа оставалось более сильным законом, и такие игры вновь возвращались в реалии бытия, где приобретали немыслимую популярность.

Исследование процесса исторического развития индустрии развлечений необходимо по нескольким причинам. Главной из них является природное желание избежать ошибок прошлого. Недаром некоторые игры запрещались властными структурами, хотя не имели никакого вреда, кроме своей неимоверной популярности. Другая, не менее важная причина – изучение творческого пути человечества, тех многочисленных вариаций, которое оно вносило в развлечения, до тех пор, пока они не достигли наших глаз и ушей. Она носит не только историческое значение, но и просветительскую функцию. И, наконец, третья причина, по которой стоит посмотреть на индустрию развлечений с точки зрения исторического аспекта, это перспектива развития современного общества, ведь, как известно, история повторяется по спирали.

Индустрия развлечений в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей в России. Отличительная особенность нынешнего этапа - становление регионов. За последнее время здесь довольно значительно увеличилось число игорного оборудования, появились новые серьезные лидеры. В то же время и многие столичные производители уделяют самое пристальное внимание региональной индустрии развлечений. Досуг и развлечение одна из важнейших сфер повседневной жизни человека. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм отдыха является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социальной отрасли в частности. Кроме того, наряду с образованием, различные формы организации досуга способны оказать серьезное влияние на мировоззрение, особенно мировоззрение детей и молодежи. Наиболее широко развита индустрия развлечений в странах Западной Европы.

Индустрия развлечений – историческая перспектива

Растет человечество, растет и его потребность в развлечениях. На начальных этапах людям вполне хватало соревнований по бегу или меткости в стрельбе. В дальнейшем появилась необходимость в привлечении к этому делу чувств и ума, так появились театры и интеллектуальные игры. Если на первых порах оборудование и инструменты делались вручную (вот и примеры народного прикладного искусства, которое, по сути, существовало как декоративно-прикладное, так как зависело от задумки конкретного мастера), то прогресс внес в развитие индустрии развлечений свою лепту, применив в оборудовании новые материалы и идеи. Ученые сегодня говорят о том, что естественным стремлением человека, кроме желания защитить себя и свое потомство, это самое потомство произвести и обеспечить, а также реализовать себя, является также стремление «накормить» ум и душу, то есть, если быть беспристрастными, получить свою дозу развлечений. Доказательством тому являются находки, найденные в процессе археологических раскопок, подтверждающие наличие разноплановых игр и соревнований в древнем мире.

Такие цивилизации, как греки, римляне, египтяне, оставили нам огромное наследие не только в культурном, но и в социокультурном плане, которое мы, порой сами того не зная, используем и по сей день. Развлечения в ходе исторического процесса постоянно менялись. Во времена глобальных перемен в мире, таких как Крестовые походы, инквизиция, революции, они утихали, но все же не переставали существовать. Многие законодательные акты запрещали азартные игры, но желание народа оставалось более сильным законом, и такие игры вновь возвращались в реалии бытия, где приобретали немыслимую популярность. Это может показаться странным или, по крайней мере, необычным, но без некоторых развлечений человечество не получило бы существенную подпитку. Так, лотереи, которые носили для среднего класса преимущественно развлекательный характер, который они не изменили и до сих пор, помогли отстроить серю гаваней в Англии и поддержать французские притязания за рубежом.

Статистика это подтверждает. По данным TNS Gallup, средний россиянин тратит на развлечения 5-7% своей зарплаты. Куда более зажиточные ирландцы, например, не позволяют себе тратить больше 4%.[1]

Рисунок 1.Затраты на развлечения.

 

 

Обзор российского рынка досуговых услуг

С ростом благосостояния население готово тратить все больше денег на свои увлечения. Когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора. Развитие российской индустрии развлечений проходит в России немного медленнее, чем в других странах, в силу специфики российского рынка, а также в связи с тем, что в краткосрочной перспективе все еще сохранится некоторая неопределенность в отношении роста потребительской уверенности. На сегодняшний день в России культурно-зрелищные мероприятия посещают более чем 150 млн. человек в год. [2]

В 2009-ом году Российский рынок развлечений и СМИ оценивался аналитиками в 16,38 млрд долларов. Основными факторами роста рынка являются повышение благосостояния населения, интерес к здоровому образу жизни, распространение гедонистических ценностей в обществе, бурное развитие крупных торговых центров. Ожидается, что к 2014 году в России рост составит до 25,58 млрд. В России развитие этого рынка идет медленнее, чем в других странах и после экономического спада, вызванного финансовым кризисом, совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ составят 5,0%, и к 2014 году его объем достигнет 1,7 трлн долларов.[3]
В докризисный период рынок развлечений в России характеризовался устойчивой тенденцией к росту. На сегодняшний день темпы роста несколько снизились, что связано с текущей экономической ситуацией. Из-за нестабильной экономической ситуации россияне существенно сократили траты на развлечения, что негативно сказывается на состоянии данного рынка в целом. Спад особенно был заметен на региональных рынках. Тем не менее, специалисты отмечают, что это временные ухудшения и по мере восстановления экономической ситуации и финансового благополучия людей вернутся и посетители в развлекательные заведения.[4]

По данным «РБК. Исследования рынков», более половины населения крупных городов пользуется услугами современной индустрии развлечений. Одним из самых популярных мест проведения досуга россиянами являются торгово-развлекательные центры.
Индустрия досуга включает парки развлечений: развлекательные зоны в торговых центрах (кинотеатр, детский городок, боулинг, бильярд, аттракционы, дискотека, фуд-корт, фитнес-клуб и пр.); специализированные развлекательные центры (кино, дискотека, боулинг, бильярд, игровой центр, каток, роллердром, керлинг, спортивный бар и т. д.), кинотеатральные комплексы, музеи, театры и цирки, заведения общественного питания, аттракционы и другое.

 

Основными форматами бизнеса по предоставлению развлекательных услуг являются:


• отдельные развлекательные клубы, фокусирующиеся на одном сегменте развлечений;


• сетевые операторы отдельного сегмента развлечений (детские игровые сети - Star Galaxy, Crazy Park, боулинг-клубы "Сити боулинг", "Космик", киносети "Каро-фильм")


• управляющая компания сети комплекса развлечений, охватывающего все сегменты развлечений (УК "Планета развлечений" - боулинг, фуд-корт, детская зона, кинотеатр; УК "Инвесткинопроект" - боулинг-центр, фуд-корт, многозальный кинотеатр + детская зона - сетевой оператор Game Zona);


• единая управляющая компания в альянсе с партнерами (УК "Планета развлечений" и Dvi Group в области кинопоказа);


• управляющая компания девелопера для всей развлекательной зоны в ТРЦ (УК "Русский кинопрокат" в сети развлекательных комплексов "Кино&Domino").

В 2007-2008 гг. рынок развлечений вошел в интенсивную фазу развития и начал быстро консолидироваться. В данный момент на рынке есть место для новых независимых игроков, но через 2-3 года конкуренция за потребителя ослабнет, рынок приблизится к насыщению, и начнется его концентрация путем слияний и поглощений[5]

По данным исследований компании КОМКОН, предпочтения россиян по проведению досуга постепенно меняются. Так, популярность ночных клубов и дискотек постепенно за последние 5 лет снизилась, тогда как россияне стали намного чаще посещать культурные мероприятия, причём это в первую очередь касается театров, музеев, галерей, концертов классической музыки и джаза. При этом зрителями театров и посетителями музеев все чаще становится молодёжь 16-25 лет (рис.2).

Рисунок 2. Проведение россиянами свободного времени, %, первое полугодие 2010*

 

 

В центральном и северо-западном регионе молодёжь зачастую активнее посещает культурные мероприятия, чем жители обеих столиц. Следует отметить, что основным потребителем досуговых услуг является молодежь. Соотечественники 16-19 лет задают тон в посещении культурных мероприятий, и это является положительной тенденцией в целом для страны. По результатам опроса «Фонда Общественное Мнение», изучившего предпочтения именно этого сегмента потребителей, перечень развлекательных услуг, которыми пользуется молодежь, значительно шире, чем у всего населения в целом. Так, чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах, а также в парках и кинотеатрах (рис. 3). Примерно треть молодых людей посещают бани и сауны, столько же - дискотеки. Молодежь также активно посещает спортивные клубы, секции, бассейны, стадионы, бильярдные и боулинговые клубы, ночные клубы, библиотеки, клубы и дома культуры.

Рисунок 3. Проведение молодежью 16-26 лет свободного времени, %, второе полугодие 2009

 

 

При исследовании данной темы, я рассмотрела лишь некоторые виды развлечений. Особенно те, которые довольно популярны и актуальны в наше время.

Киноиндустрия


Несмотря на приостановленное в 2008 году строительство новых мультиплексов, в 2009 году российский рынок киноиндустрии вырос на 4,5% и оценивался в $ 1,2 млрд. Россия стала одним из крупнейших рынков киноиндустрии среди стран EMEA (российский рынок вошел в число тех 6 стран, которые в 2009 году составили 74% доходов всего региона).
По данным исследований, на этот сегмент кризисные условия повлияли в меньшей степени, нежели на остальные. Это можно объяснить как большей доступностью этого вида мероприятий, так и стремительным расширением (за счет региональных рынков) основных игроков в данном сегменте в последние три года.[6]
По результатам опросов КОМКОН в рамках исследования TGI-Russia, 31,3% россиян ходят в кино: за полгода их число выросло на 12%, за 5 лет – на 53%. В кино чаще всего ходят жители Москвы и Санкт-Петербурга - 59,5% и 62,3% граждан против 50,6% в среднем по стране. Больше других в кино, театры, музеи и на дискотеки ходит молодёжь до 35-ти лет.
Кассовые сборы российских кинотеатров в 2009 году выросли незначительно, всего на 5%, по сравнению с тем скачком, который произошел в 2008 году (58,1%). Специалисты прогнозируют высокий показатель совокупных темпов годового роста для кассовых сборов — в следующие пять лет на Россию придется 63% общего увеличения сборов во всем регионе ЦВЕ.[7]
Среди кинотеатров и кинотеатральных комплексов России крупнейшими игроками являются (в порядке убывания доли по количеству кинозалов): «КароФильм», «СинемаПарк», «Киномакс», «Кронверк Синема», «Формула Кино», KinoStar, «Премьер Зал», «Арт Сайнс Синема», «Люксор», «Парадиз». Самым крупным игроком в сегменте кинопоказа является компания "Каро-фильм", на долю которой приходится около 10% рынка по количеству кинозалов и до 20% в денежном выражении.
По мнению экспертов, рынок киноиндустрии в 2014 году составит $ 1,78 млрд. с совокупными темпами годового роста 8,4%.[8]

• Театры

Посещение театров - это второй по популярности вид проведения досуга: 15% россиян были на спектаклях хотя бы раз за последние полгода, с 2005-го их доля выросла на 14,5%.
В театры чаще всего ходят жители ЦФО – 24,3% против 15,8% в среднем по стране. При этом основная доля продаж билетов на спектакли в театрах приходится на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Подобная ситуация наблюдается и в сегменте билетов на мюзиклы, доля которых в общей структуре рынка билетов весьма мала.[9]

• Ночные клубы и дискотеки


По данным опросов КОМКОН в рамках исследования TGI-Russia, в 2005 году ночные клубы и дискотеки были вторым по популярности местом проведения досуга у россиян – хотя бы раз за полгода их посещали 16,1% россиян. К концу 2009 года этот показатель сократился на 20% и составил 12,9%, затем лишь незначительно поднялся к середине 2010-го – до 13,4%.
Рынок обеих столиц уже насыщен подобными заведениями. В Москве один из самых низких показателей посещений (25,4%), ниже только в Южном федеральном округе (23,3%). Общероссийский показатель составляет 29%.
На сегодняшний день в Москве функционируют более 350 ночных клубов. Наиболее популярные из них: Newton Bar, ARMA17, «Небо Project», «Солянка», YE, Pacha Moscow, Shop & Bar Denis Simachev, Golden State, Picasso dj bar, Cvet Granata и др.
На столичном рынке ночных клубов самая большая доля приходится на клубы с живой музыкой - 37% объема ночных развлекательных заведений. Демократичные танцевальные клубы занимают 32%. Порядка 15% приходятся на специализированные клубы (для различных узких социальных групп), а оставшиеся 16% делят интеллектуальные и модные ночные клубы.[10]

 

 

• Музеи, галереи, концерты


По данным КОМКОН, музеи и галереи в 2010-м посетили 11,4% сограждан. В Санкт-Петербурге чаще ходят в музеи и галереи: их посещают 25,4% жителей города. В Москве посетителей около 17,9%. Самой активной в плане посещения музеев/галерей оказались 16-19-летние россияне.
Концерты джазовой или классической музыки в 2010-м посетили 6% россиян. Активнее других концерты посещает молодёжь из Центрального ФО (10,1%) и Санкт-Петербурга (8,9%).
Следует отметить, что Санкт-Петербург действительно подтверждает свой неофициальный статус культурной столицы: его жители значительно чаще ходят на концерты классической или джазовой музыки (8,9%). Не менее активная аудитория проживает в Центральном федеральном округе. Молодёжь в Южном и Приволжском округах отстаёт от жителей других регионов в своей активности по посещению культурно-массовых мероприятий.[11]

 






















Заключение

По мнению экспертов, основные тенденции в сфере развлекательных услуг на ближайшие 2-3 года будут следующие:

• активное развитие сетей в регионах, близость к насыщению рынка в столицах и городах-миллионниках;
• постепенное вытеснение несетевых игроков, которые практически не могут получить для своих объектов площади и выгодные арендные ставки в ТРЦ;
• сокращение предложений премиум-сегмента и активное развитие среднего сегмента, обеспечение основного прироста рынка за счет увеличивающегося среднего класса - активных и успешных молодых людей до 35 лет;
• рост сетей за счет открытия новых объектов, а не покупки действующих региональных игроков;
• образование и расширение сетевых структур;
• создание альянсов операторами разных развлекательных услуг и девелоперами, активный приток в отрасль новых игроков из смежных сегментов (девелопмент, общепит);
• активный запуск комплексных зон развлечений в составе ТРЦ с постепенным закрытием клубов, сфокусированных на одном виде развлечений;
• предоставление комплекса развлекательных услуг одним оператором;
• закрытие неудачных объектов из-за низкой рентабельности и проблем с посещаемостью;
• смещение развлекательных центров из центра города в спальные районы и на периферию с большой проходимостью (сначала в крупных городах, а потом и средних);
• расширение ассортимента, повышение качества услуг и комфорта для клиентов.
Аналитики рынка считают, что следствием кризисных явлений в экономике станет снижение количества культурно-зрелищных мероприятий и уровня их посещаемости, а также сокращение темпов роста цен на услуги. Необходимым его условием роста рынка станет улучшение показателей в области потребления и общего состояния экономики.[12]

Основные выводы:
• Когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора. Именно поэтому в последние годы рынок развлекательных и досуговых услуг постоянно увеличивался, а после 2008 года, когда благосостояние населения ухудшилось, замедлил рост.
• В настоящий момент различные концерты, киносеансы, а также музеи и театры постепенно набирают аудиторию почитателей. Ночные клубы и дискотеки пользуются все меньшим спросом.
• Самая активная аудитория посетителей заведений, предоставляющих досуговые услуги – молодежь в возрасте 16 – 26 лет.
• Наиболее крупным сегментом рынка является кино. Этот сегмент не теряет популярность, и даже в кризисное время пострадал значительно менее остальных.
• Эксперты считают, что насыщение рынка в столицах и городах-миллионниках приведет в ближайшие годы к активному развитию сетей в регионах. В то же время несетевые игроки будут постепенно вытесняться.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития индустрии развлечений в России является ее проникновение и становление в российских регионах.

Индустрия развлечений - один из компонентов развития человеческой цивилизации. Материальные блага удовлетворяют потребность человека в счастье косвенно. Нематериальные блага делают человека счастливым - непосредственно. Цивилизация (и ее лидеры) в процессе развития будет стремиться к более короткому пути на тропе обладания счастьем - т.е. к нематериальным благам. Эта тяга и будет стимулировать стремительное развитие индустрии развлечений.

Индустрия развлечений в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей в России. Отличительная особенность нынешнего этапа - становление регионов. За последнее время здесь довольно значительно увеличилось число игорного оборудования, появились новые серьезные лидеры. В то же время и многие столичные производители уделяют самое пристальное внимание региональной индустрии развлечений. Красноярский край, в этом отношении, один из наиболее перспективных регионов, отражающих эту тенденцию. Возрастание деловой активности, увеличение потока туристов, потребностей в активном досуге требуют значительного количества центров развлечений разного класса, которые могли бы удовлетворить потребности гостей и жителей края на современном уровне.


[1] http://coolreferat.com

[2] http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577

http://www.bsmarket.ru/461-news-bolee-50-biletnogo-rynka-prihoditsya-na-kinoteatry.html

http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865/

[3] http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865/

http://www.newsru.com/finance/16jun2010/reclama.html

[4] http://www.bsmarket.ru/273-news-37-nochnyh-zavedeniy-stolicy-prihoditsya-na-kluby-s-zhivoj-muzykoj.html

http://www.bsmarket.ru/471-news-na-regionalnom-rynke-nochnyh-klubov-nablyudaetsya-spad.html

[5] http://marketing.rbc.ru/research/562949975068726.shtml

http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865/

[6] http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577

http://www.bsmarket.ru/461-news-bolee-50-biletnogo-rynka-prihoditsya-na-kinoteatry.html

[7] http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4409

http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577

[8] http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577

 http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865/

[9] http://www.bsmarket.ru/461-news-bolee-50-biletnogo-rynka-prihoditsya-na-kinoteatry.html

http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4409

[10] http://www.bsmarket.ru/273-news-37-nochnyh-zavedeniy-stolicy-prihoditsya-na-kluby-s-zhivoj-muzykoj.html

http://www.bsmarket.ru/471-news-na-regionalnom-rynke-nochnyh-klubov-nablyudaetsya-spad.html

http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4409

[11] http://rumetrika.rambler.ru/review/23/4409

[12] http://www.bsmarket.ru/461-news-bolee-50-biletnogo-rynka-prihoditsya-na-kinoteatry,http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865/

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: