Педагогические культура и мастерство

Лекция № 2 (2 часа)

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРА И МАСТЕРСТВО

 

 

Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Н.К. Рерих

 

 

Понятие, сущность и основные функции культуры.

Общая, профессиональная, базовая культура

Личности.

Педагогическая культура, ее основные

Компоненты.

Духовно-нравственная культура педагога.

Педагогические культура и мастерство.

 

 

Понятие, сущность и основные функции культуры.

Во все времена профессия учителя была наиважнейшей. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и отношения, новые духовные и материальные ценности.

Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется? обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.

 

 

Педагогическая культура, ее основные компоненты.

Педагогическая культура — это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура.

Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности к научной обработке педагогических явлений и. фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях. Интуиция — это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.

Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления — творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять гностическую деятельность, реализовывать свои творческие планы.

По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника.

 

 

Духовно-нравственная культура педагога.

Культура поведения и внешнего вида учителя — это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, — все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником.

Возможно, педагогическая профессия является единственной, где профессиональная культура не только элемент базовой (общей) культуры человека; она, формируется и развивается на основе базовой культуры. Лишь духовно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тянуться ученики.

 

 

Педагогические культура и мастерство.

Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

Учитель является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности.

Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства: Педагогическая культура — основание и содержание профессионализма учителя, мастерство — форма его проявления в педагогической деятельности.

Восхождение к мастерству — не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком — Учителем.

 

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — М., 1993.

БиблерВ.С. Школа диалога культур. — Кемерово, 1995.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону, 1991.

Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. — М., 1991.

Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

Газман О. С..Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (воспитателя) // Вестник образования. 1991. №8.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1987.

Добрынина Б.И. Культура и цивилизация. — М., 1992.

Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. — М., 1993.

Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

Каган М.С. Философия культуры. — СПб. 1996.

Культура: теории и проблемы. — М., 1995. Краеведение в контексте духовной культуры / Под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1998.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М., 1992.

Новые ценности образования: Культура и мультикультурная среда школы. - М., 1996. Вып.4.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Рерих Н. О вечном. - М., 1991.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993.

Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего чело­века. — Минск, 1978.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1973.

Щуркова Н.Е. Духовная культура школы. — М., 1994.

Щуркова Н.Е. Духовная культура личности. — М., 1994.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: