Железовская Г.И., Токарева Е.А.
В своей работе мы исходим из того, что такой феномен, как коммуникативная культура личности, не является изначально заданным качеством, а выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, развития и совершенствования. Теоретико-методологической основой исследований, выявляющих состав коммуникативной культуры личности, служит понятие о потребности как «объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности» [5, с.44]. Потребность в общении способствует установлению и укреплению взаимоотношений между людьми, стимулирует их на обмен опытом, знаниями, а также чувствами и мнениями. На базе потребности ребенка в коммуникации возникает и развивается его потребность в признании, которая, как отмечает А.Н. Леонтьев, «позволяет развивающейся личности постичь культурные ценности своего народа и других представителей культурных этносов» [5, с.68].
|
|
Социальные установки рассматриваются нами как необходимые компоненты коммуникативной культуры личности. Социальная установка имеет определенное строение, структуру, в которой выделяются три компонента: аффективный (эмоциональная оценка объекта), когнитивный (осознание объекта социальной установки), конативный (последовательное поведение по отношению к объекту) [8, с.26]. Среди важнейших социальных установок субъекта общения - «образ Я» и установка на общительность - замкнутость. Сущностью «образа Я» можно считать самоуважение личности, которое совмещает в себе рассудочный и эмоциональный элементы - осознание себя и удовлетворение собой. Совмещение этих элементов и определяет поведение субъекта к самому себе и окружающим его людям.
Социальные установки могут воплощаться в жизнь по-разному, многое зависит от характерологических особенностей личности и от того, насколько она владеет коммуникативными умениями. Термином «умения» в психологии обозначают владение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности с помощью имеющихся у субъекта знаний и навыков [7, с.526]. Разбор психолого-педагогической литературы [2; 4; 6; 7; 8] показывает, что основными коммуникативными умениями выступают умения слушать и слышать собеседника, адекватно ориентироваться в сложившийся ситуации, планировать и реализовывать свое высказывание, строить его в определенном стиле. В случае неудачного коммуникативного процесса не каждый его участник готов взять на себя ответственность за провал, хотя осуществлять контроль за речью, корректировать себя в случае необходимости, а также знать нормы и правила общения культурный человек просто обязан.
|
|
Не менее важной теоретико-методологической основой выделения состава коммуникативной культуры служит понятие о ценностных ориентациях личности. Ценностностью мы называем психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой деятельности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего «Я» в системе взаимоотношений с людьми. Ценностность есть тот необходимый психологический механизм, который определяет стремление, направленность человека к предельной самореализации в той области жизни, которая имеет для него немаловажное значение. Как отмечает В. Франкл, «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной ценностной ориентацией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности» [9, с. 10].
Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет выделить универсальные ценности для развития и саморазвития личности. Среди наиболее актуальных ценностных ориентаций исследователи (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьянова, И.С. Кон и др.) выделяют любовь, свободу, культуру, совесть, жизнь, красоту, человека, общение. Ценности общения - это те значимые ориентиры процесса общения, которые определяют, в первую очередь, его основные содержательные характеристики, а не только формальные. Гуманистическая этика общения позиционирует честь и достоинство человека как высшую ценность. Так, Д. Карнеги пишет: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у других создавалось ощущение своей значительности» [3, с.115]. Эта практическая рекомендация Карнеги как раз и исходит из того, что для человека его честь и достоинство - главнейшие ценности.
Признание ценности партнера по общению может проявляться также и в искренней и ненавязчивой предусмотрительности, которая заключается в том, чтобы предугадать желания партнера и способствовать их более успешному исполнению. Но здесь следует быть осторожным: необходимо чувствовать такт и не нарушать меру, за которой человек, которому в чем-то помогают, может почувствовать себя неудобно. Этика межличностного взаимодействия синтезирует в себе как доброжелательность и доверие, так и уважение не только к другому человеку, но и ко всему, что с ним связано. Это, как правило, проявляется во взглядах, суждениях, оценках, поступках, а также в жестах, мимике, другими словами - в искусстве ценить других. Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если на первом месте у него неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой участник общения выступает для него только как средство для решения личных задач, то ценности общения в таком случае потеряны и такой коммуникативный процесс можно назвать безнравственным и бескультурным.
В способности учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы и заключается искусство общения. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.
Ценность этого принципа сейчас не является, к сожалению, популярной, так как его часто отождествляют со смирением, с конформизмом, с капитуляцией, с попыткой подставить другую щеку. На самом деле, этот принцип связан с неосуществимостью преодолеть тотчас, немедленно слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Поэтому общение без толерантности может превратиться в постоянные выяснения отношений. В каждом конкретном случае порог толерантности может меняться. Однако во всех ситуациях общения толерантность никогда не может быть связана с ущемлением достоинства любого из общающихся субъектов, с культивированием зла. Человеку, не осознавшему ценность этого принципа, очень сложно общаться. Необходимо развивать в себе эту способность, которая вырастает из понимания самоценности человека в процессе межличностного взаимодействия, помогает гуманизировать межличностные отношения, т.е. делать их более человечными, доброжелательными, тактичными.
|
|
Помимо толерантности, гуманистическая этика опирается на такие общечеловеческие нравственные ценности, как доверие, бескорыстие, откровенность, милосердие, честность, забота, благодарность. Все они равнозначны и переплетаются между собой, поэтому выстроить ценностную иерархию не представляется возможным. Идеальное общение, на наш взгляд, также не отделимо и от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении нужно не только свою свободу, а в первую очередь свободу другого. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим, именно оно может сделать человека по-настоящему счастливым.
Динамичные процессы урбанизации, технизация всех социальных взаимодействий часто ведут к индивидуализму в общении, замкнутости, отчужденности. Бездуховность общения ведет, как правило, к различным отклонениям в поведении личности. Поэтому задача педагогов и родителей состоит в формировании подлинной культуры общения у своих воспитанников, общения, ориентированного на гуманистические ценности. Так как основной элемент общения речь - очень важно следить за ней, избегать нецензурных выражений и некорректных формулировок, а также агрессии и гнева. Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела. Культурное общение - это всегда обмен мнениями, диалог, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям - те, кто видит в людях хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять: относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше.
|
|
Культура общения - это еще и такт, и уважение, и вежливость. Сформированная коммуникативная культура предполагает осознанное, основанное на «принципах справедливости и благородства» отношение к людям, а не слепое исполнение этикетных норм. Немаловажное место в составе коммуникативной культуры занимает ответственность. В психологии ответственность понимается как свойство, характеризующее социальную типичность личности [7, с 524]. Ответственность отражает склонность личности исполнять ролевые обязанности, придерживаться в своем поведении общепринятых норм, а также готовность ответить за свои поступки и действия.
Ответственность - такая черта характера, проявляющаяся как готовность взвалить на себя груз принятия решения и быть с этим грузом до последнего, вплоть до неудачи. Ответственность и долг - понятия взаимосвязанные. Истинная ответственность - это личное осознание коммуникативной задачи, поиск перспектив ее решения, это осознание человеком себя как субъекта общения, независимо от кого-либо принимающего решения. Ответственность всегда характеризуется самостоятельными действиями и не может быть навязана по определению.
Таким образом, коммуникативную культуру личности мы понимаем как комплекс сформированных знаний и умений в области межличностного общения. Она выражается в толерантном отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.
Список литературы
Антонова Т.В. Коммуникативные воздействия на сверстников при организации продуктивной деятельности//Общение детей в школе и семье. М., 1990.
Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. М., 1994.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М., 1993.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2003.
Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. Спб., 2004.
Социальная психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2011.
Франкл В. Человек в поисках смыслах. М., 1990.