Духовные/материальные ценности: проблема соотношения и их роль в жизни общества. Этические, эстетические, религиозные ценности

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

- Какие бывают ценности?

  1. Материальные (способствуют жизни):
    1.  простейшие (пища, одежда, жилище, предметы быта и общественного потребления);
    2.  более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые. – Что это и какое воздействие они оказывают? Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом. Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова. Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции. Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антагонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием. Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям. В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д. Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии. Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обусловливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания. Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих. Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.

Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственности материально-духовной природы самого человека.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура её во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага (ценности). Кроме того, наличие духовной деятельности и её продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затмевать существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Ещё одна любопытная особенность духовных потребностей – их принципиально неограниченный характер. «Пределов роста» потребностей духа просто нет. Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого человека участвовать в создании этих ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе: от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения. Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства – конечно, нелепость (правда, не так уж редко встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства – вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не отрицает её результативности.

Именно духовное начало является источником прогрессивного развития экономических отношений. Вся материальная жизнь есть лишь внутреннее явление жизни духовной и в ней коренится. По мере развития человечество ставит под контроль окружающую его природу, насыщает её духовными началами, что и выражается в виде становящейся все более зависимой от сознания и воли человека системы материального производства.

 

Информационные составляющие терминов «этическая ценность» и «этические ценности» различаются. Иными словами, объекты этих словосочетаний демонстрируют экзистенциальную разницу.

«Ценность» — сознательное измерение, которое привносит человек как вид в наше бытие. При рассмотрении в рамках этики ценностные вопросы — вопросы, возникающие в межчеловеческих отношениях, т.е. особенности людей и действий.

Когда идет речь об этической ценности, объект оценки находится в реальности, т.е. это конкретное реальное действие или конкретный реальный человек. В таком случае «ценность действия» - это его особенность по сравнению с другими возможностями действий в условиях совершения конкретного действия; «ценность человека» же — это его особенность по сравнению с другими людьми в имеющихся отношениях, в его позициях и действиях.

Особенность действия формируют различные определяющие факторы. Возможности для различных действий в одинаковых условиях порождаются определяющими факторами, связанными с человеком. Мы ранее уже сталкивались с различными определяющими факторами, такими как психические проявления, мысли о структурных особенностях человека, «значения», значимые акценты.

Если рассмотреть эти определяющие факторы, то, что они обеспечивают для человека в межчеловеческих отношениях посредством возможностей и действий, их значение для человека как вида, — то мы увидим, что только определяющие факторы второго типа открывают путь для возможности — именно возможности — одновременной реализации возможностей каждого человека и всех людей. Только эти факторы могут привести к формированию действий, которые не требуют «посягательства» на человеческую ценность напрямую в этических отношениях или косвенно от кого- либо. И только они позволяют человеку осуществить действия, которые приводили бы к защите ценности и были бы полезны для человека в этических отношениях и для всех людей.

Когда «значимыми вещами»), являющиеся правилами, направленными на защиту пользы человека в определенных условиях, используются в качестве критериев при оценке определенного действия (за исключением определяющих факторов действия), мы получаем оценку-призму только для поведения. В противовес этому, мы видим, что «убеждения, основанные на информации» (те факторы, которые я называла «значениями»), а также возможности действия в определенных условиях являются видом измерителей, который в любое время и в любой ситуации может привести к информации, связанной с этической ценностью (к данным о правильности — неправильности, ценности — неценности). В данном случае мы получаем сведения о некоторых определенных человеческих возможностях в межчеловеческих отношениях. Значит, ценность действия, обладающая определенной особенностью, становится связанной с данными другого рода, с данными о возможностях человека (философскими обобщениями) — когда речь идет о ценности — неценности, правильности — неправильности действия, т.е. когда рассматривается значение действия для всех людей. Использование таких философских сведений при оценке действия в определенных этических отношениях или применение их в качестве определяющих факторов требует, чтобы человек, осуществляющий действие или оценку, обладал хотя бы их минимумом. Человек, осуществляющий действие с учетом этих сведений, предстает перед нами как человек, обладающий некоторой особой позицией в межчеловеческих отношениях, в определяемой «ценностями человека этического». Эта позиция становится своеобразным «ответом» реального жизненного пути человека, который придает значение такого рода сведениям.

Таким образом, этические ценности, предстающие перед нами в качестве внутреннего мира и особенностей человека в реальности, становятся возможностями для жизни и действий в межчеловеческих отношениях, если смотреть с точки зрения человека. При рассмотрении этих возможностей для действия с точки зрения человека сведения о них являются сведениями об одном из видов реализации действий, представляющих собой человеческую деятельность (феномен человека), или же — данные о возможностях для действия становятся данными этики о некоторых феноменах личности.

Если кратко — деятельность человека как вида формирует часть его особенностей; при этом сама деятельность реализуется в жизни различными способами, т.е. под человеческой деятельностью в реальной жизни можно подразумевать различные действия, феномены личности. В свою очередь, деятельность под одним и тем же названием, если она осуществляется в соответствии с целями, оказывается «ценностями человека». Действие, осуществляемое в соответствии с целью в межчеловеческих отношениях, формирует ценности человека этического; жизненный путь, связанный с реализацией действий таким человеком, образует ценности этических отношений.

Таким образом, этические ценности являются для человека возможностями жизненного пути и действий в межчеловеческих отношениях. По лишь некоторые люди реализуют эти возможности в жизни. Реализуя их, они оказывают поддержку в расширении их поля в реальности.

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое. Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса.

Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического. Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные, лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

 

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: