Пример применения алгоритма смыслового анализа текста

СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(основа для комментария)

Понимание – способность личности осмысливать, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.

Осмысл е ние – процесс восприятия и понимания информации, который включает в себя следующие этапы:

- расчленение материала на смысловые группы;

- выделение смысловых опор или смысловых вех;

- осуществление эквивалентных замен путём превращения словесной информации в образную.

Алгоритм смыслового анализа текста

1. При прочтении текста выделить смысловые группы. (Обычно в тексте их бывает 3-5: размышления героя о чём-либо…, эпизод из детства, описание пейзажа, диалог героев о чём-либо и пр. По сути, выделяя каждую смысловую группу предложений текста, мы отвечаем на вопрос что это за фрагмент текста? – фактуальная информация).

2. Прописать для каждой части смысловую веху или опору. (Здесь очень важно не подменить смысловую веху пересказом фрагмента текста. Смысловая веха имеет обобщающий характер (т.е. не узко связана с событиями, описанными в тексте, а поднимается над ними до уровня обобщения) и отвечает на вопрос: что этим фрагментом хотел сказать автор? – концептуальная информация).

3. Выбрать из выделенных те две группы (два фрагмента) текста, которые помогают автору раскрыть определённую вами проблему текста.

4. Определить смысловые отношения между ними.

5. Сгруппировать комментарий: примеры-иллюстрации – выбранные смысловые группы, пояснения к примерам-иллюстрациям – соответствующие им смысловые вехи, смысловая связь.

Пример применения алгоритма смыслового анализа текста

Шаги 1 и 2.                                                                                                                 Таблица №1

Смысловые группы Исходный текст Смысловые вехи
Эпизод обнаружения пропажи тётиной шкатулки (1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами... (2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула: – Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка? (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде... (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана... – (9)Я сейчас скачу, скачу туда... (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать... Иногда сформированное общественное мнение о человеке диктует однозначное (в данном случае негативное) отношение к любым его действиям и поступкам.
Эпизод возвращения шкатулки (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках. (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные. – (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван. (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения. (16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки. (17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула: – Всё, всё как было! – (19)Сохранно... – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами... (21)Хотел догнать... (22)Простите, что сижу перед вами... (23)Задохнулся. (24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался. (26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки. (27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал. – (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник. – (29)За что? (30)Не надо! – (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги. – (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно? – (34)Ну, ты хороший человек... (35)Ты не подумал утаить чужое – (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого. Для человека честного совершенно неприемлемо присвоение чужого имущества.  
Описание изменившегося отношения людей к Селивану. (39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки. (43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил: – На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать... (45)Пошёл доход... (46)Щи варили... (47)Нас не боятся, как прежде боялись. Один поступок (случай) может кардинально изменить отношение общества к человеку.
Размышления рассказчика-героя о влиянии общественного мнения на восприятие человека окружающими (48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50) Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен? (54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым. (По Н.С. Лескову) Сформированное общественное мнение в отношение человека часто не позволяет разглядеть его истинную сущность. Хорошо, когда это мнение справедливо меняется к лучшему.

 

Шаг 3 и 4.                                                                                                                           Таблица №2

3а и 4а 3б и 4б
Проблема влияния общественного мнения на восприятие человека человеком. (Как сформировавшееся общественное мнение может повлиять на отношение к человеку?) Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)
Пример-иллюстрация №1 Эпизод обнаружения потери тётиной шкатулки Пример-иллюстрация №1 Эпизод возвращения шкатулки
Пример-иллюстрация №2 Описание изменившегося отношения людей к Селивану. Пример-иллюстрация №2 Размышления рассказчика-героя влиянии общественного мнения на восприятие человека окружающими
Смысловая связь - противопоставление Смысловая связь - дополнение

 

Шаг 5.                                                                                                                                 Таблица №3

5а (вариант комментария) Составные части комментария
Размышляя над проблемой влияния общественного мнения на восприятие человека человеком, автор противопоставляет два случая, демонстрирующих противоположное отношение общества к одном и тому же человеку. Смысловая связь (противопоставление)
В начале текста в центре внимания автора эпизод обнаружения пропажи тётиной шкатулки.За Селиваном давно уже укрепилась слава колдуна и разбойника, который способен «убить и воспользоваться вещами и деньгами». Именно поэтому, когда обнаруживается пропажа тётиной шкатулки с лежащими в ней тысячами, ни у кого, в том числе и у рассказчика-героя, не возникает сомнения, что теперь она «в руках Селивана», который пытается с ней скрыться. Так, сформированное общественное мнение о человеке диктует однозначное (в данном случае негативное) отношение к любым его действиям и поступкам. Пример-иллюстрация №1     Пояснение к примеру-иллюстрации №1
Отношение к Селивану совершенно изменяется после возвращения шкатулки.Из «опороченного» его «дворишко» превращается в постоялый двор, куда часто заезжают люди. Сам Селиван в разговоре с отцом рассказчика героя отмечает, что теперь его «не боятся, как прежде боялись». Этот факт убедительно доказывает то, что один случай, произошедший с главным героем, смог кардинально изменить отношение к нему общества. Пример-иллюстрация №2   Пояснение к примеру-иллюстрации №2

 

 

                                                                                                                                              Таблица №4

5б (вариант комментария) Составные части комментария
Симпатии автора текста на стороне Селивана, который, с его точки зрения, является порядочным и честным человеком. Эпизод возвращения шкатулки ярко проявляет внутреннюю красоту героя. Обнаружив у себя на постоялом дворе забытую шкатулку, он устремляется за гостями, чтобы быстрее вернуть её. Для него как человека честного совершенно неприемлемо присвоение чужого имущества, поэтому он искренне удивлён, когда хозяйка шкатулки пытается отблагодарить его значительной суммой за возвращение шкатулки. Пример-иллюстрация №1     Пояснение к примеру-иллюстрации №1
Автор также обращает внимание читателя на размышления рассказчика-героя о влиянии общественного мнения на восприятие человека окружающими. Рассказчик-герой ловит себя на мысли о том, что изменившееся в обществе мнение о Селиване позволяет мальчику разглядеть его истинную сущность, восхищаться добрым и прекрасным лицом Селивана, также являющимся проявлением внутренней красоты героя. Пример-иллюстрация №2   Пояснение к примеру-иллюстрации №2
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что внутренняя красота человека проявляется в его поступках, а также в его внешнем облике. Ведь недаром говорят, что лицо – это зеркало души. Смысловая связь (дополнение)

* Жирным шрифтом в таблицах №3 и 4 выделены фрагменты 1 и 3 столбиков таблицы №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: