Урок 13-14
Лабораторная работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
1. Выполнить лабораторную работу № 2 в зеленой тетради
2. Отправить фото преподавателю vishnyakova@bpcol.ru, отправляйте на почту.
Как заполнять таблицу?
1)Если орган имеется, ставим +, обращаю внимание, что хвост у рыбы, кролика и ящерицы на всех стадиях и даже после рождения)))).
2) С воздушного пузыря формируются легкие!
3) Передние конечности у рыб – плавники!
Лабораторная работа №2
Тема: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства».
Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира, доказать эволюционное родство человека и других позвоночных.
Знать:
- этапы эмбрионального развития организмов,
- значение изменений в зародышевом развитии для эволюции.
Уметь:
- устанавливать родство позвоночныхживотных,
|
|
- делать вывод об общности их происхождения.
Средства обучения: рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.
ОК: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Правила ТБ на рабочем месте:
- выполнять все действия только по указанию преподавателя;
- выполнять только работу, определённую учебным заданием;
- соблюдать порядок и дисциплину;
- по окончании занятий привести в порядок своё рабочее место, проверить его безопасность.
Рекомендуемая литература: 1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 10 кл. М. «Дрофа» 2015 - § 22.
2. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 11 кл. М. «Дрофа» 2015 - § 13.
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.
I стадия |
рыба ящерица кролик человек
|
II стадия | |
III стадия | |
IV стадия |
2. Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных, заполнить таблицу.
Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Кому принадлежит зародыш | Наличие хвоста | Носовой вырост | Передние конечности | Воздушный пузырь | ||
Первая стадия | ||||||
рыба | ||||||
ящерица | ||||||
кролик | ||||||
человек | ||||||
Вторая стадия | ||||||
рыба | ||||||
ящерица | ||||||
кролик | ||||||
человек | ||||||
Третья стадия | ||||||
рыба | ||||||
ящерица | ||||||
кролик | ||||||
человек | ||||||
Четвертая стадия
| ||||||
рыба | ||||||
ящерица | ||||||
кролик | ||||||
человек |
4.Назовите стадии эмбрионального развития позвоночных, охарактеризуйте каждую стадию.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу:
№ п/п | Название зародышевого листка | Формирующиеся ткани и органы |
1 | ||
2 | ||
3 |
1. Сделайте вывод о чертах сходства и различия зародышей человека и других позвоночных на разных стадиях развития._______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается дифференциация.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________