ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Школа как сложная целостная система.
Воспитательная система школы.
Структура - главный признак воспитательной системы.
4. Модель - знаковый образ системы.
Подсистемы воспитательной системы.
Три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы.
В современных условиях, руководствуясь Законом «Об образовании», мы рассматриваем школу как общеобразовательное учреждение, объединяющее под общим управлением и финансированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных образовательных программ на уровнях (ступенях) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Это дает возможность создать целостную воспитательную систему образовательного учреждения, сконцентрировать педагогические и управленческие кадры, финансы и материально- техническую базу, а также учесть запросы родителей и обучающихся.
|
|
Любая школа является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Модель открытого типа отражает взаимосвязь трех компонентов системы: «вход» —> «процесс преобразования» —> «выход».
Воспитательную систему школы можно рассматривать как непрерывно развивающуюся во времени и пространстве целостную совокупность детей и воспитателей, объединенных духовно и социально-значимыми целями и ценностями, нравственными нормами и воспитательными отношениями, совместной деятельностью, направленной на преобразование всего общеобразовательного учреждения в воспитательную среду их жизнедеятельности и личностное самовоспитание и самосовершенствование. Следовательно, воспитательная система школы характеризуется наличием воспитательного процесса во всем его многообразии.
Главный признак воспитательной системы общеобразовательного учреждения - это её структура - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих её компонентов. В логическом словаре структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого.
Модель - знаковый образ системы, в котором фиксируются её наиболее существенные компоненты и связи, который может выступать дальнейшим образцом. Исходя из такого понимания, можно дать следующее определение структурной модели воспитательной системы школы -это такая мысленно представляемая и реализуемая система, которая, отображая и воспроизводя педагогический объект, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте; зафиксированные на данный момент наши взгляды и представления о важнейших компонентах и основных внутренних и внешних связях создаваемого системного образования, о его целостных характеристиках.
|
|
Воспитательная система общеобразовательного учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы-комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Исходя из этой характеристики, в составе воспитательной системы школы можно выделить следующие подсистемы:
1. Идеальная подсистема (центральный компонент данной подсистемы - смысл жизни Человека);
2. Личностная подсистема (формирование личностных качеств ребенка);
3. Дидактическая подсистема (образовательный процесс);
4. Система воспитательной работы (совокупность мероприятий, имеющих воспитательную направленность) и дополнительного образования;
5. Социально-природная подсистема (внешняя среда);
6. Досуговая подсистема.
Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. Каждая воспитательная система имеет своё назначение и, следовательно, свой набор компонентов. Выявление основных компонентов воспитательной системы общеобразовательного учреждения осуществляется посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательном процессе, применения теоретических методов исследования, проведения опытной работы в рамках экспериментальной площадки. С помощью перечисленных методов можно выделить следующие компоненты воспитательной системы школы, которые относятся к разряду наиболее существенных и важных: индивидно-групповой, ценностноориентационный, пространственно-временной, функционально-деятельностный и диагностико-аналитический.
Системный подход к построению воспитательного процесса в школе предполагает выделение трех слоев воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.
Первый слой - воспитательная система всего общеобразовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс становления гармонично развитой личности.
Второй слой - воспитательные системы структурных подразделений и образовательных объединений, а также воспитательные пространства образовательных областей и учебных предметов в общеобразовательном учреждении, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия (совместной деятельности и общения членов этих сообществ). Воспитательная система структурного подразделения или образовательного объединения - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов данных сообществ, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы.
Индивидно-групповой компонент: 1. Руководители школы. 2.Воспитанники школы. 3. Родители детей школы. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности школы.
|
|
Ценностно-ориентационный компонент: 1. Методологическая ориентация в воспитании детей. 2. Ключевые (основные) идеи (теории) воспитания детей. 3. Понятие «воспитание» в школе. 4. Тип воспитательной системы школы по доминирующей ориентации. 5. Цели и задачи воспитания в школе. 6. Перспективы жизнедеятельности сообщества школы. 7. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы. 8.Содержание воспитания в школе.
Функциональнодеятельностный компонент: 1. Системообразующие виды деятельности. 2. Формы и методы организации совместной деятельности и общения в школе. 3. Основные функции и роли воспитательной системы школы. 4. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школы.
Пространственно-временной компонент: 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметноматериальная среда. 2. Связи и отношения сообщества школы с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль школы в воспитательном пространстве района и города. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы школы.
Диагностико-аналитический компонент: 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы школы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов диагностического исследования.
Воспитательное пространство, наряду с воспитательной системой, является необходимым и эффективным механизмом личностного развития ребенка. Под воспитательным пространством образовательных областей и учебных предметов понимается педагогически целесообразно организованная среда, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и обучающихся, и которая является интегрированным условием их личностного развития.
Анализ педагогической практики показал, что воспитательное пространство образовательной области или учебного предмета может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху» (прежде всего, руководителя профессионального объединения педагогов образовательной области или учителя-предметника), так и деятельности обучающихся по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которых лежат их личностные потребности. Воспитательное пространство может реализоваться как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне образовательной области и учебного предмета. Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных органов в общеобразовательном учреждении.
|
|
Третий слой - система психологопедагогического обеспечения и поддержки индивидуальной траектории развития личности ребенка. К системе психолого-педагогических условий построения индивидуальной траектории развития личности ребенка в школе относят: 1) наличие у ребенка желания принять помощь по поводу своих проблем, найти понимание, получить информацию, совет или даже инструктаж со стороны педагогов-воспитателей; 2) использование педагогом в воспитательной деятельности личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов; 3) наличие у педагогов-воспитателей определенной психологопедагогической подготовки; необходимых личностных свойств (здоровое самовосприятие, последовательность, справедливость, симпатия, понимание проблем, уважительное отношение, теплота, чувство юмора и др.); профессионального умения вести индивидуальную беседу с ребенком с позиции «эксперта», «советника», «опекуна» с целью помочь ему определить свои позиции и взгляды.
Таким образом, модель воспитательной системы школы имеет сложную структуру, она состоит из подсистем, компонентов и слоев, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое обеспечивается её управленческим блоком – администрацмей во главе с директором школы.