Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Школа как сложная целостная система.

Воспитательная система школы.

Структура - главный признак воспитательной системы.

4. Модель - знаковый образ системы.

Подсистемы воспитательной системы.

Три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы. 

                    В современных условиях, руководствуясь Законом   «Об образовании»,  мы рассматриваем школу  как общеобразовательное учреждение,   объединяющее под общим управлением и финансированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных образовательных программ на уровнях (ступенях)   начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Это дает  возможность создать целостную воспитательную систему образовательного учреждения, сконцентрировать педагогические и управленческие кадры, финансы и материально- техническую базу, а также учесть запросы родителей и обучающихся.

         Любая школа является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.   Модель открытого типа  отражает взаимосвязь трех компонентов системы: «вход» —>  «процесс преобразования» —> «выход».

            Воспитательную систему школы  можно рассматривать как непрерывно развивающуюся во времени и пространстве целостную совокупность детей и воспитателей, объединенных духовно и социально-значимыми целями и ценностями, нравственными нормами и воспитательными отношениями, совместной деятельностью, направленной на преобразование всего общеобразовательного учреждения в воспитательную среду их жизнедеятельности и личностное самовоспитание и самосовершенствование. Следовательно, воспитательная система школы  характеризуется наличием воспитательного процесса во всем его многообразии.

      Главный признак воспитательной системы общеобразовательного учреждения - это её структура  - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих её компонентов. В логическом словаре   структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого.

        Модель - знаковый образ системы, в котором фиксируются её наиболее существенные компоненты и связи, который может выступать дальнейшим образцом. Исходя из такого понимания, можно дать следующее определение структурной модели воспитательной системы школы  -это такая мысленно представляемая и реализуемая система, которая, отображая и воспроизводя педагогический объект, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте; зафиксированные на данный момент наши взгляды и представления о важнейших компонентах и основных внутренних и внешних связях создаваемого системного образования, о его целостных характеристиках.

      Воспитательная система общеобразовательного учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы-комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Исходя из этой характеристики, в составе воспитательной системы школы  можно выделить следующие подсистемы:

 

1. Идеальная подсистема (центральный компонент данной подсистемы - смысл жизни Человека);

2. Личностная подсистема (формирование личностных качеств ребенка);

3. Дидактическая подсистема (образовательный процесс);

4. Система воспитательной работы (совокупность мероприятий, имеющих воспитательную направленность) и дополнительного образования;

5. Социально-природная подсистема (внешняя среда);

6. Досуговая подсистема.

            Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. Каждая воспитательная система имеет своё назначение и, следовательно, свой набор компонентов. Выявление основных компонентов воспитательной системы общеобразовательного учреждения осуществляется посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательном процессе, применения теоретических методов исследования, проведения опытной работы в рамках   экспериментальной площадки.  С помощью перечисленных методов можно выделить следующие компоненты воспитательной системы школы, которые  относятся к разряду наиболее существенных и важных: индивидно-групповой, ценностноориентационный, пространственно-временной, функционально-деятельностный и диагностико-аналитический.

    Системный подход к построению воспитательного процесса в школе  предполагает выделение трех  слоев воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.

    Первый слой - воспитательная система всего общеобразовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс становления гармонично развитой личности.

    Второй слой - воспитательные системы структурных подразделений и образовательных объединений, а также воспитательные пространства образовательных областей и учебных предметов в общеобразовательном учреждении, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия (совместной деятельности и общения членов этих сообществ). Воспитательная система структурного подразделения или образовательного объединения - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов данных сообществ, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

 

  Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы. 

Индивидно-групповой компонент: 1. Руководители школы. 2.Воспитанники школы. 3. Родители детей школы. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности школы.

Ценностно-ориентационный компонент: 1. Методологическая ориентация в воспитании детей. 2. Ключевые (основные) идеи (теории) воспитания детей. 3. Понятие «воспитание» в школе. 4. Тип воспитательной системы школы  по доминирующей ориентации. 5. Цели и задачи воспитания в школе. 6. Перспективы жизнедеятельности сообщества школы. 7. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы. 8.Содержание воспитания в школе.

Функциональнодеятельностный компонент: 1. Системообразующие виды деятельности. 2. Формы и методы организации совместной деятельности и общения в школе. 3. Основные функции и роли воспитательной системы школы. 4. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школы.

Пространственно-временной компонент: 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметноматериальная среда. 2. Связи и отношения сообщества школы с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль школы  в воспитательном пространстве района и города. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы школы.

Диагностико-аналитический компонент: 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы школы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов диагностического исследования.

            Воспитательное пространство, наряду с воспитательной системой, является необходимым и эффективным механизмом личностного развития ребенка. Под воспитательным пространством образовательных областей и учебных предметов   понимается педагогически целесообразно организованная среда, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и обучающихся, и которая является интегрированным условием их личностного развития.

             Анализ педагогической практики показал, что воспитательное пространство образовательной области или учебного предмета может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху» (прежде всего, руководителя профессионального объединения педагогов образовательной области или учителя-предметника), так и деятельности обучающихся по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которых лежат их личностные потребности.   Воспитательное пространство может реализоваться как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне образовательной области и учебного предмета. Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных органов в общеобразовательном учреждении.

        Третий слой - система психологопедагогического обеспечения и поддержки индивидуальной траектории развития личности ребенка.  К системе психолого-педагогических условий построения индивидуальной траектории развития личности ребенка в школе  относят: 1) наличие у ребенка желания принять помощь по поводу своих проблем, найти понимание, получить информацию, совет или даже инструктаж со стороны педагогов-воспитателей; 2) использование педагогом в воспитательной деятельности личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов; 3) наличие у педагогов-воспитателей определенной психологопедагогической подготовки; необходимых личностных свойств (здоровое самовосприятие, последовательность, справедливость, симпатия, понимание проблем, уважительное отношение, теплота, чувство юмора и др.); профессионального умения вести индивидуальную беседу с ребенком с позиции «эксперта», «советника», «опекуна» с целью помочь ему определить свои позиции и взгляды.

          Таким образом, модель воспитательной системы школы  имеет сложную структуру, она состоит из подсистем, компонентов и слоев, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое обеспечивается её управленческим блоком – администрацмей во главе с директором школы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: