Новый мировой порядок и глобальные проблемы цивилизации

Лекция 19.  

Международное взаимодействие народов и государств  в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий

Краткое содержание: Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Глобальные угрозы в XXI веке. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об основных проблемах и глобальных угрозах XXI века, перспективах становления нового миропорядка.

Знать: что означают понятия - однополярный, биполярный и многополярный мир, основные глобальные проблемы современности.

Уметь: ориентироваться в оценках международных событий начала XXI века.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития. И главные из них - формирование однополярного и многополярного мира. Большинство стран устраивает многополюсный мир, так как он отвечает интересам всего мирового сообщества в противовес однополярному миру, выгодному лишь США.

Реальным воплощением этой точки зрения становится регионализация - тенденция, являющаяся реальной альтернативой глобализации. Регионализация характеризуется:

  • многополярностью - возникновением нескольких мировых центров, объединяющих вокруг себя страны и народы мира (ими могут стать: Россия, США, Европейское сообщество. Япония или Китай);
  • наличием региональных экономических зон (Европейский Союз, зона большой китайской экономики, ареал японской интеграции, АСЕАН);
  • географической близостью, которая оказывает прямое и косвенное влияние на характер течения экономических процессов в регионах;
  • общностью культур, которая сплачивает каждую глобальную экономическую зону (экономические объединения гораздо менее долговечны);
  • транспортными, электронными и информационными коммуникациями, скрепляющими в единую многополярную систему экономические зоны и объединения;
  • геополитическим кодом - геополитической картиной мира, в которой интегрированы исторические традиции, оценки, стереотипы мышления.

Убедительным подтверждением стремления народов многих стран к совместному решению назревших проблем являются региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в определенных районах планеты: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и другие.

Деятельность международных организаций не всегда гарантирует успехи в решении проблем мирового развития. После завершения «холодной войны» и прекращения противостояния СССР и США число «горячих точек» в мире не снизилось.Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось, началось расползание по планете ядерного оружия. Сложившуюся ситуацию иногда называют «новым мировым беспорядком». В новых условиях американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства - особой ответственности США за установление и сохранение мировой стабильности. Опираясь на огромную военную, экономическую мощь и разветвленную систему союзов, считая себя победителем в «холодной войне», США надеялись играть роль единственной глобальной сверхдержавы.

Распад СССР и роспуск Организации Варшавского Договора породили новые противоречия. Обширные территории в Азии и Африке, ранее кон­тролировавшиеся СССР и союзными ему режимами, оказались охвачены хаосом и противоборством различ­ных политических и религиозных группировок и кланов.

Американские политики стремились навязать всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечали историческим, экономическим и политическим особенностям различ­ных стран и народов. Защита странами Запада принципов «ми­ра без границ», гарантирующего свободу перемещения идей, людей и капиталов рассматривается во многих странах как угроза их национальной безопасности и культурным тради­циям. Поднялась новая волна антиамериканизма, выразив­шаяся в росте числа террористических актов, направленных против развитых стран, их дипломатических представительств и военных объектов. Ее жертвами чаще всего становятся рядо­вые граждане.

Методы, которые правящие круги Соединенных Штатов избрали для защиты национальных интересов и борьбы с меж­дународным терроризмом, часто еще более осложняют между­народную обстановку. Страны, охваченные внутренними кон­фликтами или объявленные центрами международного терроризма, могут стать объектом военного вмешательства. При этом США сочли себя вправе применять силу без санкции Совета Безопасности ООН. Так, были проведены операции против Югославии (1999) и Ирака (2003). С точки зрения меж­дународного права они являлись агрессией. Ряд политиков счита­ет, что США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. То же самое можно сказать и о событиях, охвативших страны Ближнего Востока, арабских революциях 2011 года. Война в Ливии - красноречивое тому подтверждение.

Новый мировой порядок и глобальные проблемы цивилизации

Новый мировой порядок -это применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Мировой порядок - это довольно стабильное построение, сохраняющее свою базовую структуру в течение длительного времени. Он обязан своей стабильностью приблизительному балансу между различными державами. Развал старого миропорядка означает, что старое равновесие было нарушено. Переходный период - это просто период, в ходе которого мир стремится достигнуть нового равновесия. После того как новое равновесие достигнуто, формируется новый порядок. События нашего времени показывают, что мы живем в переходный период, когда равновесие еще не наступило. И когда оно наступит, пока неизвестно.

Между тем, к началу XXI в. стало очевидно, что перед человечеством встали проблемы, от решения которых зависит само существование земной цивилизации. Поэтому их часто именуют глобальными. Они тесно взаимосвязаны друг с другим. Их решение может быть найдено только совместными усилиями всего мирового сообщества.

  • Нельзя считать полностью устраненной военную угрозу в условиях роста локальных конфликтов, расползания ядерного оружия.
  • Серьезной глобальной проблемой современности является международный терроризм. К методам террора относятся похи­щения и убийства политических деятелей, захват заложников и предъявление требований в обмен на их освобождение, попыт­ки запугать власти и население той или иной страны уничтоже­нием гражданских и военных объектов. В век информацион­ных технологий и оружия массового поражения терроризм стал еще более опасен. Террористические и криминальные группировки приобрели возможность согласовывать свои дей­ствия, поддерживать друг друга, тайно получать финансовую помощь от сочувствующих им правительств и отдельных лиц. Особую опасность представляют попытки лидеров террористических движений и организаций придать своей деятельности характер национально-освободительной борьбы. Наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии. Генеральная Ассамблея ООН, обеспокоенная этими тенденциями, 9 декабря 1994 года приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. Необходимую юридическую базу для борьбы с терроризмом на территории России и стран СНГ создают Договор от 4 июня 1999 г. и Решение о создании Антитеррористического центра от 1 декабря 2000 г., принятые рамках СНГ, а также нормы, регулирующие деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС.
  • Все более острыми становятся экологические проблемы. Специалисты бьют тревогу по поводу разрушения озонового слоя. Значительное увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа, образующегося в результате сгорания различных видов топлива, является одной из причин начавшегося глобального потепления климата. Из-за изменений климата и ветровой эрозии почвы во многих районах мира идет наступление пустынь. Только в Африке за последние 50 лет ежегодно пустыни поглощали 1,3 млн. гектаров продуктивных земель.

Продолжается загрязнение воздуха, воды, почвы токсичными, в том числе радиоактивными, отходами производства, химическими веществами и ядохимикатами, использующимися в сельском хозяйстве. Увеличение государственных расходов на охрану окружающей среды в отдельных странах, международные меры (конференция 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия), принявшая концепцию устойчиво-безопасного развития человечества), вступление в силу в 2005 году Киотского (Япония) протокола пока остаются лишь добрыми пожеланиями. Тем более, чтоКиотский протокол, определяющий предельно допустимые нормы выброса углекислого газа в атмосферу, не подписали такие страны как США, Китай, Индия, Австралия, на долю которых приходится более 50 % урона, наносимого окружающей среде.

  • Развивающиеся страны стали источником демографических проблем, вызванных стремительным увеличением численности населения Земли. Голод, нищета, болезни стали неизменными спутниками беднейших государств Африки и Азии. Численность их населения - около 2 млрд. человек, а доход граждан составляет менее 1 доллара в день. В этих государствах не решена проблема снабжения населения продовольствием, водой, медикаментами, полыхают внутренние конфликты. Международные программы помощи бедным государствам не способны решить все проблемы. Высокоразвитые страны тратят на нее всего лишь 0,1 % своего ВВП (наибольшую помощь оказываетШвеция: 0,44 %, наименьшую - США: 0,04 %.)

Некоторые ученые говорят о кризисе цивилизации, имея в виду неизбежность ее гибели, если проблемы безопасности, экологии и неравномерности развития не найдут в XXI в. качественно нового решения. Возможно, это будет связано с переводом транспорта на экологически чистое водородное топливо, овладением энергией термоядерного синтеза, а может быть, - за счет освоения других планет Солнечной системы. Нельзя исключить и того, что осознание человечеством наступления кризиса цивилизации приведет к смене критериев прогресса, сложившихся на заре индустриальной эпохи. Согласно этим критериям, постоянный рост уровня жизни и потребления выступает высшей ценностью. Поворот к постматериальным ценностям означает особое внимание к качеству жизни. Мы подробнее остановимся на характеристике постматериальных ценностей при изучении темы 4.2 «Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века».

Важнейшим показателем в данном случае выступит безопасное для человека состояние среды его обитания и возможность питания экологически чистыми продуктами. Для достижения нового качества жизни необходимо, помимо охраны природы, разумное самоограничение потребления в развитых странах, принятие мер планетарного масштаба для решения проблем бывших колоний и зависимых стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: