Психологические новообразования подросткового возраста

Лекция. Особенности подросткового кризиса. Новообразования подросткового кризиса.

Кризис подросткового возраста – самый масштабный кризис развития личности. Кризис подросткового возраста (кризис полового созревания) имеет место примерно в 13 лет. Активная фаза кризиса может длиться в период с 12 до 14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития.

Кризис подросткового возраста – самый острый и длительный, существенно отличается от кризисов младших возрастов. В течение этого периода подростки сильно переживают внутриличностные и социально-психологические конфликты, которые связаны с рассогласованием их желаний и возможностями их удовлетворения.

Данный кризис обусловлен невозможностью подростков доминантно овладеть своей эмоционально-чувственной (аффективной) и волевой сферами в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества (социума) к культурно-социальному статусу подростков. «Гормональный взрыв» сочетается в подростковом возрастном кризисе с усложнившейся для личности системой социальных отношений и с активизацией самосознания и рефлексии.

Кризис полового созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах организации обществом и государством разнообразных объектов и форм реализации активизировавшихся социальных потребностей подростков. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков.

Психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста

Выделяют следующие факторы, характеризующие подростковый период, как личностную стадию дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда собственное «Я» и окружающий мир разделены более резко, чем в другие возрастные периоды:

- «острые» психоэмоциональные реакции,

- падение школьной успеваемости,

- снижение работоспособности,

- дисгармоничность во внутреннем строении личности,

- свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов,

- негативный, протестующий характер поведения и т.п.

У подростков отсутствие личностной идентичности часто связано с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. Ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, к чувству своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязывания родителями определенных ролей, подростки могут выбрать «негативную», асоциальную идентичность, приводящую к девиантному поведению.

По мнению Э. Эриксона, неудача в достижении личностной идентичности в этом возрасте может быть исправлена на следующих возрастных этапах, например, в юношеском возрасте, – хотя достижение личностной цельности сопряжено со все большими психологическими трудностями.

Креативность, развитие творческого мышления, так же как и рефлексия, непосредственно связаны с развитием личности, с явно появляющимся и все более осознанным мотивационным стремлением подростков к социально-профессиональной самоактуализации. Устойчивые творческие интересы способствуют смягчению многих личностных проблем.

Важнейшей проблемой является так же то, что подростки, обладая уже некоторыми «взрослыми» социальными стремлениями, например, стремлением к самореализации, еще не могут реализовать их. К тому же, подростки, как правило, романтизируют привлекательность будущей профессии и переоценивают свои возможности овладения профессией, что так же приводит к расхождению между желаемым и действительным.

Таким образом, основа подросткового кризисапротиворечия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое подростков.

Причины такого противоречия скрываются в появлении «чувства взрослости», в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации.

В результате кризис подросткового возраста имеет свои признаки и проявления:

- агрессивность в общении со взрослыми,

- частая смена настроения,

- усиленное внимание к своей внешности,

- снижение учебной мотивации,

- невыполнение просьб взрослых, негативизм,

- конфликтность, нарушение общественного порядка.

Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).

Психологические новообразования подросткового возраста

«Чувство взрослости»; развитие самосознания, склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу; повышенная возбудимость, частая смена настроения; развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении, имеющей личностный смысл; самоопределение; формирование системы личностных ценностей.

1. «Чувство взрослости» -особая форма подросткового самосознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения и перестройки своей деятельности. Это стержневая особенность личности, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру. Это отношение подростка к себе, как ко взрослому человеку.

Виды взрослости (по Т.В. Драгуновой):

- подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое времяпрепровождение);

- стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитывать в себе силу воли, выдержки, смелости;

- социальная взрослость (ситуации сотрудничества взрослого и подростка, как помощника; часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку);

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости может проявляться по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости. Тогда подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

2. Развитие самосознания – осознание человеком своих личных особенностей.

Определяется критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но, в силу того, что идеалом для подражания у подростков выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Это может стать причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития. Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени ( формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх).

Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

3. Открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.

Этот процесс сопровождается как негативными, так и позитивными проявлениями. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, меланхолия, снижение работоспособности.

Позитивные проявления: появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.

Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии:

- первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации,

- вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы;

- третичная оценка (переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения).

4. Интерес к противоположному полу. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др.

Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, которые, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим.

Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п.

В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. В результате появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, плаксивости, агрессивности или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

6. Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием, что особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных.

В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли.

В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность.

Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

В возрасте 10–11 лет подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами, в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

7. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение (жизненное и профессиональное), осознание своего места в будущем.

Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

Развитие личности происходит через межличностные отношения, в частности, наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

§ Умение познакомится с понравившимся человеком;

§ Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

§ Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

§ Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

§ Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

§ «Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;

§ Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

§ Группе подростков свойственно возникновение кодексов;

§ Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

В этом возрасте отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

В этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

8. Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: