Неигровые имитационные методы обучения

Инновационные методы обучения (ИМО)

 

В учебном процессе педагог должен разумно сочетать традиционные и инновационные методы обучения, в зависимости от поставленных задач.

Новые методы обучения получили название активных, или инновационных.

Их отличие от традиционных методов:

- «вынужденная активность»,

- повышенная эмоциональная включенность учащихся,

- творческий характер занятий,

- обязательность взаимодействия,

- предполагают изменение традиционной роли учителя - организатора и информатора – на соорганизатора, партнера, консультанта.

 

Основные задачи применения ИМО:

1. формировать навыки продуктивного общения в процессе обучения,

2. развивать умения аргументировать свою точку зрения,

3. развивать способности анализировать ситуации / находить причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

4. развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся.

 

ИМО подразделяют на имитационные и неимитационные.

· Имитационные – связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Это позволяет учащимся видеть перспективы своего жизненного пути, планировать и осуществлять свою деятельность.

· К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, дискуссии, круглые столы, эвристические методы.

 

ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧУНИЯ

 

Рассмотрим основные виды имитационных методов обучения. К ним относятся: игровые (ролевые, деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг).

Игровые имитационные методы обучения

 

Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды игр:

а) Организационно-деятельностные – это организация коллективной деятельности по анализу и решению проблемных ситуаций, где участники должны прийти к общему мнению, но при этом должна быть выслушана личная позиция каждого представителя группы.

Приведем пример такой игры: Игра «Дайте жалобную книгу!»

Учитель обращается к классу с такими словами: «У меня в конверте собраны жалобы природы на действия людей. Каждая команда должна рассмотреть ту или иную жалобу и предложить решение данной экологической проблемы».

1. Жалуются леса на то, что их вырубают.

2. Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю и т.д.

б) Ролевые игры – когда есть проблема и выдвинута задача, которую надо решить. Между участниками распределяются роли, и они действуют в соответствии с данной ролью. Сценарий хода игры заранее не известен. Главное – решить поставленную задачу.

 

в) Деловые игры – моделирование какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической и др.) Отличие деловых игр от ролевых в том, что здесь не решаются к-л проблемы, в деловой игре скорее отрабатываются какие-то навыки, способы действий, стиль поведения.

 

г) Дидактические игры – включение изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, на уроке окружающего мира учащиеся познакомились со свойствами бумаги. Можно провести такую игру:

Игра «Загадки».

Учитель обращается к детям: «Я загадала какой-то объект. Сейчас шаг за шагом, я буду называть его признаки и свойства. Ваша задача отгадать, о чем идет речь.

- Этот волокнистый материал с минеральными добавками изобрели китайцы.

- Этот материал не растворяется в воде, но легко намокает, при этом теряет прочность и  уменьшается в размере, легко горит.

- Его применяют в качестве отделочного, упаковочного, чистящего, фильтрующего материала, для производства денег, для письма и печати.

- Время распада в почве составляет 2—3 года.

- Для его изготовления используется много древесины, т.е. вырубаются деревья.

- Уважаемые студенты, надеюсь, вы отгадали, о чем идет речь?                                                                                                                                 

Игровое проектирование

В основе лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Виды учебных проектов:

а) исследовательские – имеют структуру, совпадающую с научным исследованием (выделяются актуальность, проблема, объект, предмет, задачи, методы, источники информации, методология исследования, гипотеза решения, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы);

б) творческие – не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результат (продукт) оформляется в виде сценария фильма, программы праздника, статьи, репортажа и т.п.;

в) ролевые – структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли (это могут быть литературные герои, вымышленные персонажи, имитирующие деловые отношения);

г) прикладные (практико-ориентированные) – отличаются четко обозначенными результатами деятельности (программа действий, рекомендации, словарь, объяснение какого-либо явления и др.), такой проект требует тщательно продуманной структуры, распределения функций между участниками, четких выводов;

д) ознакомительно-ориентировочные (информационные) – сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение фактов, ознакомление с данными широкой аудитории.

 

Неигровые имитационные методы обучения

Анализ конкретных ситуаций – изучение, анализ и принятие решения по ситуации. Это глубокое детальное исследование реальной или искусственной обстановки. Метод развивает аналитические способности учащихся.

Виды ситуаций:

· Ситуация- проблема (поиск причин возникновения и решения);

· Ситуация- оценка (оценка принятых решений);

· Ситуация- иллюстрация (нахождение примеров к изучаемым темам);

· Ситуация- упражнение (учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии).

 

НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Метод «мозговой атаки» («мозговой штурм») – это метод стимуляции творческой активности учащихся. Его суть – коллективный поиск оригинальных идей.

Учитель задает проблемный вопрос, и участники начинают предлагать разные идеи, приветствуются даже самые, казалось бы, нелепые предложения. Кто-то один в группе или сам учитель фиксирует высказанные предложения.

Число участников обычно составляет от 4 до 15 человек. Если количество детей в классе больше – можно разбить их на подгруппы и назначить куратора в каждой подгруппе. При этом необходимо, чтобы учащиеся группы имели разный уровень познавательной активности. Время проведения составляет от 15 мин до 1 часа.

Отбор идей ведут эксперты (в этой роли может выступить учитель, родитель), которые оценивают их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем определяется самая оптимальная из них.

 

  Метод микрооткрытий (авт. Е.С. Синицын) – имеет в своей основе эвристическую беседу. Перед классом выдвигается микропроблема, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Далее следуют вопросы по принципц волны: легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние – очень трудными. Каждый последующий вопрос должен учитывать все предшествующие.

При использовании этого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самими учащимися. Учителю отводится роль режиссера всех этих открытий.

Вспомните, на одном из практических занятий мы пытались составить перечень вопросов для эвристической беседы (о бабочке Махаон).

 

К неимитационным методам обучения относятся также:

- метод многомерных матриц

- метод свободных ассоциаций

- метод инверсии

- метод погружения

- метод эмпатии

 

Источник информации:

Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.а. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 544 с. [с.229]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: