Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

САВИНЫХ НАТАЛЬЯ

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит территории с особыми условиями организации местного самоуправления. К ним отнесены:

· внутригородские территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

· закрытые административно-территориальных образования;

· наукограды;

· приграничные территории;

· муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции);

· территории инновационного центра «Сколково»;

· территории опережающего социально-экономического развития;

· территории инновационных научно-технологических центров;

· территории свободного порта Владивосток.

Условия местного самоуправления в районах Крайнего Севера существенно отличаются от условий европейской части страны. На реализацию полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях существенное влияние оказывают специфические для северных территорий климатические, географические, демографические факторы, такие как огромные расстояния, низкие транспортная доступность и плотность населения, моноотраслевой характер экономики, высокий уровень депрессивности многих районов и поселений, особый уклад жизни коренного населения и другие.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402. В него входят частично территории, расположенные в границах Республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев, а также Амурской, Архангельской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей. Кроме того, к указанным территориям относятся все районы Ненецкого и Чукотского автономных округов, Еврейской автономной области, а также все районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа, за исключением Советского, Сургутского и Нефтеюганского районов, городов Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск и Югорск.

Суровые природные условия не позволяют вести нормальное сельское хозяйство и "самообеспечивать" себя нужными продуктами питания. Жизнь здесь, организуемая органами местного самоуправления, зависит во многом от налаженной помощи "извне", из других республик, краев и областей. В соответствии со ст. 82.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлены особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Они сводятся к тому, что в отношении данных муниципальных образований органы государственной власти субъектов РФ в целях осуществления закупок товаров и связанными с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в случае утверждения перечня законом субъекта РФ.

В настоящее время такие региональные законы приняты, в частности, в Республиках Саха (Якутия) и Тыва, Хабаровском крае, а также в Магаданской области.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает исчерпывающий состав товаров и услуг, которые могут включаться в указанные перечни и поставляться на централизованной основе. В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками. Включение в перечень иных товаров и услуг не допускается.

Полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.

Как это вытекает из ранее сформулированной применительно к соответствующим законоположениям позиции Верховного Суда РФ, возложение функций, связанных с закупками для муниципальных нужд, именно на органы государственной власти субъектов РФ имеет принципиальный характер и исключает их передачу, в частности, хозяйствующим субъектам, поскольку иное противоречило бы требованиям защиты конкуренции (Определение от 10 ноября 2010 г. № 74-Г10-16). Смысл такого правового регулирования – в обеспечении надежных гарантий прав граждан, проживающих в сложных климатических условиях северных регионов страны. Очевидно, что органы местного самоуправления не в состоянии сами, за счет собственных средств решить своевременно и в полном объеме все вопросы поставки соответствующей необходимой для жизнедеятельности населения продукции (так называемый северный завоз).

Конечно, особенности организации местного самоуправления в районах Крайнего Севера не исчерпываются централизованными доставками необходимых для обеспечения жизнедеятельности расположенных здесь муниципальных образований. Они заключаются и в ограниченном объеме решаемых органами местного самоуправления дел и на характере этих дел, имуществе муниципальных образований и др. Многие из районов, не имеющие собственной доходной базы, не в состоянии осуществлять закрепленный за ними объем полномочий. В ряде регионов идет процесс объединения незначительных по численности населения муниципалитетов, укрупнение муниципальных образований, широко стала применяться практика делегирования полномочий на более высокий уровень управления.

Перечень вопросов, которые согласно Федеральному закону N 131-ФЗ должен определяться Уставом любого муниципального образования, открыт. К числу Федеральных законов, дающих основания для регулирования уставами вопросов, связанных с учетом компактного проживания на территории муниципального образования национальных групп и общностей, относятся Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях малочисленных народов Российской Федерации", Федеральный закон от 20 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и Федеральный закон от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

В соответствии с этими законами органы местного самоуправления, на территории которых расположены компактно проживающие национальные группы и общины, имеют определенные особенности как в организации, так и в содержании своей работы.

Граждане, относящиеся к малочисленным народам, обладая как и все граждане Российской Федерации избирательными правами, могут быть избраны депутатами представительных органов соответствующих муниципальных образований, должностными лицами, муниципальными служащими и в этом качестве отстаивать интересы своих народов и общин.

Вместе с тем вряд ли можно считать общины коренных малочисленных народов органами публичной власти, они не являются структурами местного самоуправления. Это особый разряд групповой самоорганизации населения, скорее, чисто общественного свойства. Однако федеральные законы подчеркивают необходимость их связи с органами самоуправления и предусматривают обязанности органов местного самоуправления заботиться о нуждах и потребностях коренных малочисленных народов.

Коренные малочисленные народы России - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие их образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают эти народы.

Традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ своего жизнеобеспечения, основанный на опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию и образ жизни.

Общины и иные формы общественного самоуправления - это формы, которые объединяют людей по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания. Есть мнение, что целесообразно сочетать МСУ с общинным самоуправлением, а также учитывать то, что значительная часть коренных народов Севера занимается оленеводством и ведет кочевой образ жизни, перемещаясь по обширным территориям. Потому обеспечение этой категории граждан муниципальными услугами может наиболее эффективно осуществляться теми учреждениями самоуправления, чья компетенция распространяется на всю территорию традиционного хозяйствования.

Органы местного самоуправления вправе:

· принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

· осуществлять контроль за отводом, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов;

· устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

· участвовать в регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами органов местного самоуправления по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

· наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств.

Законодательство предусматривает различные контакты малочисленных народов с органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

· получать от органов местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов;

· участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

· делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов и органов местного самоуправления;

· участвовать в формировании и деятельности этих советов;

· пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также льготами на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Если у малочисленных народов имеется установленное Законом право получать от органов местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы - значит, у органов местного самоуправления есть обязанность предоставлять эти ресурсы. В данном отношении Федеральный закон "О гарантиях малочисленных народов Российской Федерации" не согласуется с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Последний Закон определил не обязанность, а только право органов местного самоуправления в оказании содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации (малочисленные народы из этого права не исключены). Следовательно, можно сделать вывод, что Федеральный закон "О гарантиях малочисленных народов Российской Федерации", кстати, как и другие федеральные законы, затрагивающие межнациональные отношения и возлагающие определенные обязанности в данной сфере на органы местного самоуправления, нуждается в уточнении.

Федеральный закон определяет характер традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения.

Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Образование территорий традиционного природопользования местного значения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований, осуществляется решениями органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

· поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

· участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

· объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;

· иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Органы местного самоуправления могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам общин в виде:

· заключения с ними договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

· целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

· бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

· социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины исходя из традиций и обычаев этих народов. Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договора общин малочисленных народов с органами местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: