Основные методики, применяемые для исследования внимания

Практикум по теме: Методы психодиагностики внимания

Цель: изучение методик, диагностирующих основные свойства внимания: устойчивость, переключение, объем.

Методические указания:

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Изучение внимания (или аттенционных способностей) имеет большое значение в диагностике профессионально-трудовой деятельности. Для диагностических целей важно выделить основные свойства внимания:

1. Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте. Сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени является важным условием успешности деятельности для диспетчера на электростанциях и на транспорте, аппаратчика механизированных линий и т.д.

2. Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других. Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.

3. Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием. Диспетчеру, оператору аппаратуры и т. д. большой объем внимания во время трудовой деятельности необходимы почти постоянно.

4. Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.

5. Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

Профессионально важными являются распределение и переключение внимания для большой группы профессий связанных с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.

Для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, географическими изображения.

Время выполнения задания, как правило, не ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.

Показателями успешности выполнения заданий при изучении внимания обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы. При выполнении некоторых работ производятся простейшие расчеты.

Для изучения объема внимания часто используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно- и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания.

Для изучения распределения внимания между различными объектами используются таблицы с цифрами разного цвета или различных систем исчисления. Испытуемый должен считать или отыскивать в определенном порядке соответствующие символы, перемежая элементы различных рядов. При этом в качестве показателя хорошего распределения внимания выступает успешное выполнение обоих заданий.

Для изучения переключения внимания обычно используются простые модели умственной или сенсомоторной деятельности, в процессе осуществления которых испытуемый через определенные промежутки времени должен менять способы ее выполнения. При исследовании процесса переключения внимания определяют способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осознанно перемещать внимание с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие.

Задание

Проверьте основные свойства своего внимания,  пройдя по ссылке: https://metodorf.ru/tests/proverka_vnimaniya.php?method=rasstanovka&mod=start#main

 и оформите в виде протокола обследования:

Протокол психодиагностического обследования

Предмет исследования: (указать свойство внимания)

Цель исследования: определение особенностей(указать свойство внимания)

Методика исследования: (указать название методики)

Объект исследования: (указать пол, возраст испытуемого)

Результаты исследования:

Выводы:

Основные методики, применяемые для исследования внимания

Выделяют следующие методики, которые применяются в исследовании внимания.

1. Тест Бурдона «Корректурная проба» (https://metodorf.ru/tests/korrekt_proba.php). Применяется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Используются бланки с изображением рядов букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору экспериментатора. Для проведения исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения испытуемым задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента и их характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. д.).

2. Счет по Крепелину (https://metodorf.ru/tests/krepelin.php). Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты.

После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости) и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания.

3. Кольца Ландольта (https://metodorf.ru/tests/korrekt_proba.php) - оценка объема и концентрации внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

3. Таблицы Шульте. Для исследования используются специальные таблицы, где в случайном порядке расположены числа (от 1 до 25). Испытуемый должен показывать числа по порядку и называть их. Экспериментатор учитывает время выполнения задания. Исследование с помощью таблиц Шульте помогает выявить особенности объема, переключения внимания, истощаемость, врабатываемость, а также сосредоточенность или отвлекаемость.

4. Методика «Красно-черная таблица» (Ф. Д. Горбов) Модификация методики «Таблицы Шульте» Цель: определение переключения и распределения внимания детей и взрослых. Стимульный материал: специальные бланки, на которых 25 красных и 24 черных числа. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке. Порядок проведения: испытуемый отыскивает числа по инструкции, в определенной последовательности: (1) черные числа в порядке возрастания; (2) красные числа в убывающем порядке; (3) попеременный поиск черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Фиксируемый показатель – время выполнения каждого задания.

5. Методика Мюнстерберга (https://empiremam.com/psikhologic-testy/test-myunsterberga-na-vnimanie.html). Изучение избирательности внимания традиционно проводится с помощью методики Г. Мюнстерберга. Этот тест был разработан в начале XX века для диагностики профессиональной пригодности работников в сферах с повышенной нервно-психической нагрузкой. Современный вариант методики, в отличие от классического, универсален, прост в проведении и обработке результатов. За данный тест был получен международный сертификат в 1934 году в Лондоне, эта методика до сих пор пользуется огромной популярностью. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: