Специальность: Фармация
Ф.И.О. студента _______________________________________________________________
Сроки практики с «_____» ______________ 202_ _ г.
по «_____» _______________ 202 __ г.
Руководитель практики:
ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
МДК 01.02 Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
На предприятии________________________________________________________
№ п/п | Виды работ | Количество часов |
1. | ознакомится со структурой учреждения, правилами внутреннего распорядка,санитарного режима в аптечном учреждении. Пройти инструктаж по охране труда, противопожарной безопасности. Выполнить основные виды работ: -записать в дневнике форму собственности аптеки, структуру, штат. -изучить группы товаров и записать в дневник классификации медицинских и фармацевтических товаров. - ознакомится с правилами регистрации и сертификации изделий медицинского назначения, документами, подтверждающими качество изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента: регистрационное удостоверение, санитарно – эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия. | 12 |
2. | Ознакомиться с кодированием товаров: штриховой код, цифровой код, классификаторами. Изучить нормативные документы, регламентирующие прием и хранение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Выполнить основные виды работ: - провести приемочный контроль, записать в дневнике показатели приемочного контроля, оформить слайдами прием товара, места хранения, стеллажной карты; - провести экспертизу сопровождающих документов, приложить копии; - оформить информацию о забракованных лекарственных препаратах, оформить слайдами карантинной зоны; | 24 |
3. | Изучить нормативные документы, регламентирующие организацию мест хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Изучить устройства и правила эксплуатации помещений хранения, оборудования. Ознакомиться с условиями хранения лекарственных средств в соответствии с фармацевтическими группами, физико-химическими свойствами,способом применения и другими принципами. Выполнить основные виды работ: - записать в дневнике ассортимент изделий медицинского назначения в данной аптеке и особенности их хранения. Оформить слайдами; -записать в дневнике примеры огне- и взрывоопасных лекарственных препаратов,особенности их хранения; | 24 |
4. | Работа с информационными системами и их применение в работе аптеки. Работа с современным оборудованием в аптеках. Ознакомиться с программным обеспечением фармацевтической деятельности аптеки. Осуществлять поиск лекарственных препаратов в справочно-информационной программе. Знакомство с ассортиментом аптеки. Выполнить основные виды работ: .-изучить группы товаров и записать в дневник классификации медицинских и фармацевтических товаров. - изучить ассортимент аптеки ЛРС и фитопрепаратов, разных фармакологических групп; - оцените ассортимент по полноте насыщения. Сделайте вывод - работа с нормативной справочной информацией. Указать в дневнике источники нормативной справочной литературы, используемые в аптеке -указать программное обеспечение фармацевтической деятельности - ознакомиться с правилами работы на кассовом аппарате,.с ведением журнала кассира-операциониста, определением кассовой выручки. - заполнение и оформление кассовой ленты. Составление акта снятия кассы при ревизии кассы. Составление кассового отчета за день. - перечислить современное оборудование, используемое в аптеке при отпуске товара аптечного ассортимента и учета товаро– материальных ценностей. | 30 |
5. | Ознакомиться с организацией порядка отпуска лекарственных препаратов по рецептам врачей: - изучить нормативные документы, регламентирующие правила оформления рецептов и отпуска лекарственных средств, формы рецептурных бланков, поступающих в аптеку, таксирование рецептов, использование информационных программ и технологий; Выполнить основные виды работ: - записать в дневник примеры норм единовременного отпуска, сроки обслуживания выписанных рецептов, сроки хранения рецептов и уничтожения их в аптеке. Приложить копии рецептурных бланков; -записать в дневник порядок проведения фармацевтической экспертизы рецепта; - проводить консультирование населения о порядке применения отпускаемых ЛС и правилах их хранения, о товарах аптечного ассортимента. | 30 |
6. | Изучить принципы оформления торгового зала, планирования торгового пространства, порядком размещения товаров на витрину. Ознакомиться с порядком расчетов с населением через контрольно-кассовые аппараты. Выполнить основные виды работ: -оформить в дневнике слайдами стенда с информацией для покупателей; -указать в дневнике программное обеспечение ККМ, приложить копии чеков; -записать в дневнике свои рекомендации и замечания по оформлению торгового зала и выкладке товаров на витрину; | 18 |
7. | Дифференцированный зачет | 6 |
ИТОГО: | 144 | |
Дата «___» _________ 202 ___ г. Руководитель практики: _________________
|
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в ГБУ КО ПОО «ГПТ», приобретение практических навыков работы по специальности.
Место прохождения практики:
ООО "Аптека 39" ИНН 3902010845 ОГРН 1173926009542 зарегистрировано 07.04.2017 по юридическому адресу 238051, Калининградская область, Гусевский район, город Гусев, Советская улица, дом 11а.
Знакомство с организацией работы аптечного предприятия.
Место прохождения практики: ООО "Аптека 39" г. Гусев, Советская улица, дом 11а. Аптечный пункт расположен на втором этаже магазина «Советский универсам». Проведено знакомство с коллективом и ознакомление с помещениями аптечного предприятия.
Штат аптечного пункта:
-Заведующая (Пятидневная рабочая неделя)
-Два Фармацевта производящих отпуск ЛС и товаров мед. назначения (график 2/2)
-Уборщица (Пятидневная рабочая неделя)
График работы аптеки:
Ежедневно:
пн-сб: 9:00 до 20:00
вс: с 9:00 до 18:00
Функции аптечной организации:
· логистическая (Прием, хранение, управление товарными запасами.)
· производственная (Прием рецептов, контроль и отпуск лс по рецепту.)
· информационная (Обеспечение населения и врачей лпу информацией о лс.)
· маркетинговая (Формирование и осуществление ассортиментной политики.)
· медицинская (Оказание доврачебной медицинской помощи при необходимости)
В аптечном пункте организован уголок потребителя, где предоставлены для ознакомления:
- Копия лицензии
- Закон "О защите прав потребителей" №2300-1
- Постановление Правительства РФ №55 от 19 января 1998г. " Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
- Постановление Правительства Калининградской области №68 " Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"
- Информационный лист с реквизитами:
1. Министра здравоохранения Калининградской области,
2.Управления Роспотребнадзора Калининградской области,
3. Управления Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Калининградской области
4.Службы по контролю качества мед. помощи и лицензированию по Калининградской области.
- Книга отзывов и предложений
Приложение №1
Дневник прохождения практики
1 день (12.01.2020)
Прошла инструктаж по охране труда и технике безопасности.
За охрану труда и технику безопасности отвечает заведующая аптекой. Она обязана обеспечивать здоровье и безопасность на всех рабочих местах. Заведующая несет ответственность за проведение следующих мероприятий:
1.Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
2.Проведение вводного инструктажа по каждой специальности;
3.Обеспечение работников правовыми инструкциями по технике безопасности.
Ведутся:
1.Журнал по охране труда вводного инструктажа.
2.Журнал по пожарной безопасности.
Ответственным за ведение журналов является заведующая аптекой.
Инструктаж содержит:
· Профилактика травм при работе с колюще-режущими предметами.
· Профилактика электропоражений и ожогов при работе с электроприборами.
· Профилактика ожогов и отравлений при работе с дез. растворами, концентрированными кислотами, щелочами, а так же с легко воспламеняющимися и ядовитыми жидкостями.
· Профилактика заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.
2-3 день (13.01.2020-14.01.2020)
Познакомилась с аптекой, структурой учреждения, внутренним устройством, планировкой, оформлением витрин, ассортиментом товара, классификацией товара в соответствии с отраслевым стандартом.. Знакомство с сотрудниками аптеки. Изучала документацию на открытие аптеки (лицензию, устав аптеки, организационно-правовую собственность и др.).Форма собственности общество с ограниченной ответственностью, аптечный пункт.
Рабочее место оборудовано:
- секционным столом
- кассовым аппаратом
- шкафами для хранения лекарственных препаратов
- холодильниками для хранения термолабильных веществ
Также на рабочих местах присутствуют необходимые приказы и справочная литература, а именно справочник Видаль, Машковский, справочник синонимов ЛС и др. Используются витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача и образцы имеющихся товаров. Витрины оформлены для наиболее эффективной демонстрации товара покупателю, на витринах товар размещён по группам наиболее удобным и понятным для покупателя способом. Витрины сочетаются с информационным и рекламным материалами.
Хранение готовых ЛС по фармгруппам. По фармакологическому действию ЛС делятся на следующие препараты:
- спазмолитики - снимают спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов и устраняют спазмы сосудов;
- анальгетики - лекарственные вещества природного, полусинтетического и синтетического происхождения, предназначенные для снятия болевых ощущений;
- противоаллергические - лекарственные вещества, уменьшающие признаки аллергии;
- противопростудные - применяют при кашле и простудных заболеваниях;
- противогрибковые - предназначены для лечения грибковых заболеваний;
-сердечно-сосудистые - применяют для лечения сердечной недостаточности и нарушений сосудистого тонуса;
- гипотензивные - вызывают снижение артериального кровяного давления, применяют при лечении гипертонической болезни.
Термолабильные лекарственные препараты хранятся в холодильнике: отдельно наружные (мази, растворы, суппозитории), внутренние (растворы, таблетки), инъекционные, иммунобиологические, вакцины.
При отпуске лекарственных средств фармацевт информирует покупателя о правилах приема лекарственного средства: режиме приема, разовой и суточной дозах, способе приема. Консультации сотрудников должны быть грамотными, профессиональными, но в то же время доступными для покупателя.
По требованию покупателя уполномоченный сотрудник аптеки предоставляет информацию о документах по ценам и срокам годности, а также сертификаты соответствия.
Изучала расположение, планировку, оборудование и общий порядок работы, должностные инструкции фармацевта. Ознакомилась с устройством и расположением помещений хранения и соответствие их требованиям, порядок хранения лекарственных средств, периодичность проверки влажности и температуры воздуха. Ознакомилась с правилами регистрации и сертификации изделий медицинского назначения, документами подтверждающими качество изделий. Были изучены должностные инструкции сотрудников, нормативные документы по санитарному режиму в аптеке (Приказ МЗ РФ №309 от 21.10.1997г.; Приказ МЗ РФ №302 от 12.04.2011) (Приложение 1)
4 день (15.01.2020)
Принимала участие в приемке товара прибывшего от фирмы «МЕДИСАНАВЕСТ». Занесла номер накладной в журнал учета накладных.
При приеме товара обращается внимание на наличие сопроводительных документов:
1. Товарно-транспортная накладная (является основанием для приемки и оприходования товара);
2. Счет-фактура (необходим для оплаты товара и принятия к налоговому вычету суммы НДС, регистрируется в бухгалтерии в Книге покупок);
В зависимости от особенностей товаров к этим документам прилагаются: документы, подтверждающие качество товара; документ, подтверждающий количество товара (упаковочный ярлык) при приемке товара в упакованном виде.
Прием осуществляется по числу упаковочных мест. Материально - ответственное лицо ставит подпись на всех экземплярах, а также ставит печать аптечного пункта, подпись и дату приемки. Затем приемка осуществляется по количеству товарных единиц, на этом этапе проверяется:
- фактическое количество товарных единиц;
- соответствие наименования ЛС наименованию, указанному в товарной накладной;
- сроки годности
- соответствие серии.
Ознакомилась с кодированием товара, понятием штриховой код. Изучила нормативные документы, регламентирующие прием и хранение лекарственных средств: федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. №55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования», приказ МЗСР РФ от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
5 день (16.01.2020)
Ознакомилась с санитарно-гигиеническим режимом аптеки. Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены, установленные данной инструкцией, персонал должен проходить предварительное (при поступлении на работу) медицинское освидетельствование и гигиеническое обучение, а в дальнейшем профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами МЗ РФ. Персонал обязан перед началом смены обработать руки в соответствии с СОП «Инструкция по правилам мытья и дезинфекции рук персонала», надеть чистую санитарную одежду (халат (комбинезон), сменную обувь. Персонал обязан в течение всего рабочего дня работать в санитарной одежде, соблюдать чистоту рук, лица и использовать при необходимости средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук. Запрещается выходить в санитарной одежде на улицу или в санузел, в период распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптеки, аптечного пункта должны носить на лице марлевые повязки, перед началом работы, приемом пищи, после посещения санузла, необходимо мыть руки с мылом. Персонал обязан пройти Инструктаж по правилам мытья рук, санитарная одежда выдается работникам в соответствии с действующими нормами (3 халата на 2 года). Смена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения, но не реже 2 раз в неделю, полотенец для рук – ежедневно.
6 день (17.01.2020 — 20.01.2020)
Выполняла работу по распределению по надлежащим местам хранения принятого товара. ЛС укладывают в оригинальной упаковке этикеткой наружу;
- рядом с ЛС прикрепляется стеллажная карта. В ней указывается наименование ЛС, серия, срок годности, количество.
В помещения хранения ЛС необходимо размещать отдельно, в следующем порядке:
- в строгом соответствии с токсикологическими группами;
- ядовитые, наркотические и сильнодействующие ЛС должны храниться в соответствии с действующими требованиями;
- в соответствии с фармакологическими группами;
- в зависимости от способа применения (внутренне, наружное);
- лекарственные вещества «ангро» в соответствии с агрегатным состояниям (жидкие отдельно от сыпучих, газообразных);
- в соответствии с физико-химическими свойствами ЛС с ограниченными сроками годности;
- с учетом характера различных лекарственных форм.
Кроме того, вопросы хранения регламентируют следующими документами:
1.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г №706н (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»
2.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.11.1996г №377 (в ред. От 23.08.2010г.) «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»
3. Приказ МЗРФ от 08.02.2011г. №80 (в ред. От 18.04.2007г.) об утверждении Отраслевого стандарта «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
Ознакомилась с принципами выкладки товаров и оформления витрин. На верхней и нижней полках располагаем менее популярный и более дешевый товар. В частности, на нижних полках в прикассовой зоне обычно выкладывают товары импульсного спроса: гематоген, мюсли, перевязочные средства и лейкопластыри, гигиеническую помаду, салфетки, одноразовые носовые платочки и др.
7 день (21.01.2020)
Изучала группы товаров и классификацию медицинских фармацевтических товаров.
Фармацевтические товары классифицируют следующим образом:
I. Лекарственные средства.
II. Изделия медицинского назначения.
1. Вата и изделия из ваты.
2. Марля и изделия из марли.
3. Нетканные материалы и изделия из них.
4. Перевязочные материалы с мягкой поверхностью.
5. Изделия санитарии и предметы ухода за больными.
III. Парафармацевтическая продукция – пищевые и аналогичные им товары, содержащие биологически активные вещества и обладающие лечебно – профилактическим эффектом, подтвержденным фармакологическим заключением:
1. Лечебно – косметические товары, не предназначенные для деко-ративных целей.
2. Санитарно – гигиенические средства.
3. Минеральные воды.
4. Диетическое и детское питание.
IV. Медицинская техника – приборы, аппараты, инструменты, применяемые для диагностики, лечения, профилактики.
В данной аптеке встречаются следующие фармакотерапевтические группы:
Анальгетики и спазмолитики
Антациды
Антибиотики
Антигистаминные препараты
Антидепрессанты
Антисептики
Бронхорасширяющие
Венотонизирующие мази
Венотонизирующие средства
Витамины
Гепатопротекторы
Гипотензивные средства
Глазные капли
Гормоны щитовидно железы
Диабетические препараты
Железосодержащие средства
Желудочно-кишечные препараты
Желчегонные средства
Иммуномодуляторы
Капли в нос
Мази
Мочегонные средства
Наружные ГКС
Наружные регенерирующие средства
Ноотропы
НПВС
Обезболивающие мази
Половые гормоны и модуляторы половой системы
Препараты для мужчин
Противовирусные препараты
Противогеморроидальные средства
Противогрибковые средства
Противодиарейные средства
Противокашлевые препараты
Противомикробные средства
Противоопухолевые средства
Противопедикулезные средства
Противоугревые средства
Растворы для инъекций
Седативные средства и
Сердечно- сосудистые средства
Слабительные средства
Сорбенты
Спиртосодержащие средства
Средства для лечения алкогольной и никотиновой зависимости
Статины
Суппозитории
Урологические препараты
Ушные капли
Ферменты
8 день (22.01.2020)
Изучала нормативные документы, регламентирующие отпуск ЛС по рецептам врачей. При осуществлении продаж лекарственных препаратов по рецепту врача фармацевт должен осуществлять фармацевтическую экспертизу, она включает в себя проверку правильности оформления рецепта.
Если рецепт выписан правильно, то он гасится печатью "Лекарство отпущено" и возвращается больному.
Если рецепт выписан неправильно, то он гасится печатью "Рецепт недействителен", остается в аптеке и регистрируется в журнале неправильно выписанных рецептов.
При приеме рецептов и отпуске по ним ЛС надо следовать определенному алгоритму действий. На первом этапе проверяется соответствие формы рецептурного бланка лекарственной прописи, обязательных и дополнительных реквизитов. Существуют следующие формы рецептурных бланков:
1) Форма №107-1 /нп «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество»;
2) Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк»;
3) Форма № 107 -1 /у «Рецептурный бланк»;
4) Форма № 148 -1/у - 04 (л) «Рецепт»;
5) Форма № 148 –1/у - 06 (л) «Рецепт».
Форма Форма №107-1 /нп «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество» изготавливается на бумаге розового цвета с водяными знаками и имеет серийный номер.
На таком бланке выписывают наркотические средства и психотропные вещества. В рецепте полностью указывается фамилия, имя отчество больного, указывается история болезни №, или № медицинской карты больного, или история развития ребенка, история болезни. Полностью указывается фамилия, имя и отчество врача. Подписывается рецепт врачом, выписавшим этот рецепт, после чего заверяется личной печатью врача. Дополнительно заверяется круглой печатью ЛПУ и подписывается главным врачом или его заместителем.
На одном бланке разрешается выписывать только одно наименование ЛС, при этом исправления не допускаются. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета. Срок действия рецепта – 5 дней со дня выписки.
Форма № 148 -1/ у-88 «Рецептурный бланк» имеет серию и номер. На этом бланке выписываются психотропные вещества, а также иные лекарственные средства, находящиеся на предметно-количественном учете и анаболические стероиды. Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью и дополнительно заверяется печатью ЛПУ «Для рецептов».
На одном бланке можно выписать только одно наименование ЛС, причем с обратной стороны рецепта делается отметка о том, кто приготовил, проверил и отпустил лекарственное средство. Рецепт остается в аптечной организации для предметно-количественного учета. Срок действия - 10 дней.
Форма № 107 -1/у «Рецептурный бланк». На этом бланке выписывают все ЛС, за исключением, тех, что выписывают на бланке формы № 148 -1/у – 88 и 107-1/нп. Рецепт подписывается врачом и заверяется личной печатью его. На одном бланке выписывают не более 3–х наименований ЛС, при этом исправления не допускаются. Срок действия – 10 дней, 2 месяца, 1 год. Срок действия указывается путем зачеркивания. Рецепты на все остальные лекарственные средства действительны- 2 месяца со дня выписки.
Форма № 148 -1/у -04 «Рецепт» и Форма № 148 -1/у-06 «Рецепт» предназначены для выписывания ЛС на льготных условиях (бесплатно или со скидкой). Форма № 148 -1/-06 оформляется с использованием компьютерных технологий. На этих бланках выписывают ЛС, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов. Рецептурный бланк выписывается в 3-х экземплярах, имеющих единую серию и номер, при этом рецепт подписывается врачом (фельдшером) и заверяется его личной печатью. Срок действия - 1 месяц со дня выписки, за исключением лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете.
9 день (23.01.2020)
Ознакомилась с ассортиментом ЛС безрецептурного отпуска.
Отпуск лекарственных средств без рецепта врача является составной частью розничной реализации аптечных учреждений. Например, в аптеке удельный вес продажи лекарств без рецепта врача и других товаров аптечного ассортимента составляет до 60% всей выручки аптеки.
Ассортимент отдела составляет:
1. ЛС, разрешенные к отпуску без рецепта врача, список утвержден МЗ РФ (ныне действует Приказ МЗ РФ №578 от 13.09.2005 г. «О перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача»;
2. Другие товары, разрешенные к отпуску из фармацевтических организаций, ассортимент которых определен Приказом МЗ РФ №349 от 2.12.97 г. «О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации».
К безрецептурным препаратам относятся:
· Витамины и коферментные препараты
· Адаптогенные препараты
· Некоторые группы гипотензивных препаратов
· Желчегонные
· Ферментные
· Антисептики
· Нестероидные противовоспалительные средства
· Холинолитики
· Антигистаминные препараты
Безрецептурные препараты могут быть приобретены без рецепта врача. Реализуются безрецептурные препараты (при наличии сертификата соответствия) в аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках.
10 день (24.01.2020 26.01.2020)
Производила синонимическую замену препарата. Лекарства-синонимы имеют один и тот же список действующих веществ (МНН), но разные торговые наименования, поскольку производятся различными фирмами.
Примеры синонимов (брендов и дженериков)
Активное вещество: Рибавирин. Продается под названиями: Ребетол (бренд) и Рибаверин-веро, Рибамидил, Рибапег (дженерики)
Цетиризин -Зиртек (бренд) и Зодак, Цетрин, Летизен (дженерики)
Флуконазол - Дифлюкан (бренд) и Микосист, Медофлюкон, Форкан (дженерики)
Эналаприл - Энап (бренд) и Берлиприл, Ренитек, Эднит (дженерики)
Месалазин - Салофальк (бренд) и Месакол, Пентаса, Мезавант (дженерики)
Клопидогрел -Плавикс (бренд) и Зилт, Листаб, Лопирел (дженерики)
Орлистат -Ксеникал (бренд) и Орсотен, Ксеналтен, Листата (дженерики)
Замена лекарства на синоним целесообразна в следующих случаях:
- если какой-либо препарат снят с производства;
- если препарат по каким-то причинам запрещен к ввозу в РФ;
- если среди равнозначных лекарств существует значительный разброс в ценах;
- если назначаемый препарат в данный момент отсутствует в аптеке.
11 день (26.01.2020 — 01.02.2020)
Консультация покупателей:
· выявление правильности понимания пациентом режима дозирования и назначений врача;
· интегрирование информации, относящейся к ЛС, с информацией о самом пациенте (например, наличие вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем, сопутствующие хронические заболевания);
· советы пациенту в связи с возможными побочными эффектами от применения ЛС;
· поиск дополнительной информации по используемым пациентом средствам;
Порядок работы с кассовым аппаратом.
Законодательная основа расчетов с населением, проводимых через контрольно-кассовые машины, определена в Законе РФ от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», «Положении по применению контрольно-кассовых машин», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.93 г. № 745 (в ред. от 03.09.98 г. № 1027, от 07.01.99 г. № 24), «Методических рекомендациях по использованию данных учета выучки», введенных Приказом Минфина РФ от 18.08.93 г., «Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин», утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.93 г. № 104
Согласно «Порядку ведения кассовых операций», руководитель фармацевтической организации обязан оборудовать кассу — изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. На практике, как правило, аптечная организация ограничивается хранением денег и ценных бумаг в несгораемых металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрывают ключом и опечатывают печатью кассира.
Кассир является материально-ответственным лицом и несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе, и правильность ведения кассовых операций. Данная ответственность вытекает из договора о материальной ответственности, который заключается после издания приказа о назначении кассира на должность и ознакомления его под расписку с Порядком ведения кассовых операций Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, предприятия вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов.
Лимит — максимально возможный остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты ежегодно. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение обслуживающего его банка расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
В соответствии с п. 4 Положения документом, подтверждающим прием наличных денежных средств от физического лица, является чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ.
На чеке должны быть отражены следующие реквизиты:
· наименование организации, идентификационный номер организации налогоплательщика (ИНН);
· заводской номер ККМ;
· порядковый номер чека;
· дата и время покупки;
· признак фискального (контрольного) режима.
Получив от покупателя деньги за товар, кассир четко называет сумму полученных денег, кладет эти деньги отдельно на виду у покупателя, печатает чек, называет сумму читающейся сдачи и выдает ее покупателю вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету необходимо выдавать одновременно).
Знакомилась с порядком организации доставки товарно-материальных ценностей в аптеку, оформление доверенностей на их получение. Знакомился с порядком документального отражения реализации товаров населению, лечебно-профилактическим учреждениям. Осваивала учет льготного и бесплатного отпуска лекарств отдельным категориям больных, организацию расчетов с лечебными учреждениями и другими организациям.
12-13 день (02.02.2020)
Работа с журналами.
1. Журнал регистрации неправильно выписанных рецептов.
Ориентируемся на Приказ Минздравсоцразвития России №785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" от 14.12.2005. Форму данного журнала смотрим там же. (Приложение №4).
2. Журнал учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Ориентируемся на Приказ Минздрава России №378н от 17.06.2013 "Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения".
Журналы оформляются на календарный год. Журнал учета ЛС, подлежащих ПКУ хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала ПКУ. Заполненные журналы учета хранятся в архиве юридического лица (индивидуального предпринимателя). Срок хранения журналов в архиве не указан.
3. Журнал учета и поступления медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП).
Ориентируемся на Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения" от 10.04.2002 №15 (Форму журнала можно посмотреть в Приложении №1).
4. Журнал учета сроков годности лекарственных средств.
Данный журнал ведется только при отсутствии компьютерного учета сроков годности лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н).
5. Журнал регистрации показаний приборов в помещении, где хранятся лекарственные препараты.
Форма данного журнала не установлена, так что ведем его в произвольной форме. Журнал или карта регистрации температурного режима хранится в в аптеке в течение одного года, не считая текущего.
6. Журнал учета проверок.
Журнал учета проведенных проверок ведется в соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Форму журнала учета проверок можно посмотреть в Приказе Приказе Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 (Приложение №4).
7. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ).
Форма журнала смотрим в Постановлении Правительства РФ №419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" от 09.06.2010. Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.
Заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.
8. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ).
Форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ приведена в Постановлении Правительства РФ №644 "Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 04.11.2006 (Приложение 1).
Порядок ведения и хранения указанных журналов установлен вышеуказанным Постановлением Правительства РФ. Журнал хранится в течение 10 лет после внесения в него последней записи. Журнал заводится на один календарный год. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
14 день (05.02.2020)
Рабочий день начинается с открытия кассы и снятия Х-отчета, с проверки температурного режима торгового зала, холодильников и заполнения температурных листов.
Оплата за купленные лекарственные средства осуществляется через контрольно-кассовый аппарат, соединенный с главным компьютером. Это позволяет легко контролировать и отслеживать движение товара в аптеке, а также количество продаж за определенный промежуток времени. Это осуществляется с помощью специальной компьютерной программы:М-Аптека.
При продаже необходимо назвать вслух и получить от покупателя необходимую денежную сумму, набрать чек на ККМ, назвать общую стоимость покупки и сумму сдачи, отдать товар вместе с чеком и сдачей покупателю. При необходимости покупателю выдается товарный чек.
Контрольно-кассовый аппарат зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения организации.
Кассовый отчет (Х - отчет) снимается при передаче смены, а также в конце рабочего дня, перед снятием Z - отчета. По окончании отчетного периода (в конце дня) снимается кассовый отчет с гашением (Z - отчет). Z - отчет - это итоговый чек, в котором указаны показания суммирующих счетчиков в кассовой машине на начало и конец рабочего дня и сумма выручки.
15 день (06.02.2020)
Принимала участие в составлении заявок на медикаменты и другие медицинские изделия. Знакомилась с организацией ведения журнала отсутствующих (дефектура), а также вновь поступивших товаров.
Принимала участие в приемке поступивших в аптеку медикаментов и медицинских изделий и осуществлял правильное размещение их по местам хранения. Формирование запаса товаров, который необходим для обеспечения бесперебойного процесса товарного обращения, снабжения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения производится из фактических объемов продаж и скорости товарного обращения. Также формирование заказа товаров происходит исходя из журнала дефектуры, который ведется работниками первого стола. Другими источниками информации для формирования товарных запасов являются прайс-листы. В них указывается наименование препаратов по алфавиту, форма выпуска, дозировка, количество упаковок, производитель, срок годности, цена в рублях.
16 день (07.02.2020 — 08.02.2020)
Знакомилась с оборудованием первого стола, порядком работы с ККМ. Знакомился с необходимой для работы справочной литературой, оформлением витрин, ценников на препараты. Из необходимой специальной литературы: ГФ, таблицы высших разовых и суточных доз, литературу по совместимости (взаимодействии) ЛС, отдельные приказы Минздрава России, справочники ЛС (Государственный реестр ЛС и пр.), справочники синонимов ЛС, учетные документы (журнал учета неправильно выписанных рецептов и др.) и т. п.
17 день (09.02.2020)
Объясняла покупателям способ применения ЛВ, а так же порядок сроки хранения. В конце смены подсчитала выручку за смену, составила отчет.
Так же осуществляла отпуск безрецептурных лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению.
Рабочее место фармацевта оборудуется всем необходимым для быстрого и качественного обслуживания:
- контрольно кассовая техника и документы по работе с ней;
- калькулятор;
- нормативные документы (должностные инструкции, выписки из приказов);
- Справочная литература.
18 день (10.02.2020 — 19.02.2020)
Изучала способ формирования заявки на поставку товара. Аптека со всеми поставщиками заключает договор о поставке товаров. Доставка заказа осуществляется на следующий день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате пройденной производственной практики были закреплены и углублены теоретические знания, полученные в процессе обучения в техникуме, приобретен практический навык.
Научилась работать с кассовым аппаратом, приобрела опыт общения с людьми, научилась принимать товар в аптеку и проводить приемочный контроль. Узнала больше новых лекарственных средств и БАДов, а также изучила всю представленную медицинскую технику, находящуюся на продаже в аптеке.
Список литературы:
Основные источники:
1. Е.В.Михеева Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 7-е изд., стер. - ("Среднее профессиональное образование - Общепрофессиональные дисциплины") (ГРИФ), 2009
2. Е.В. Михеева, О.И. Титова, Информатика. Учебник для среднего профессионального образования, Издательский центр "Академия", 2007
3. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности (ГРИФ), Проспект, 2010
4. Т.В.Козлова, Правовое обеспечение профессиональной деятельности; учебное пособие для студентов медицинских колледжей, М.: ГЭОТАР, 2009
Дополнительные источники:
1. Управление и экономика фармации; учебник под ред. В.Л.Багировой, - М.: Медицина, 2008 г.
2. Управление и экономика фармации; учебник под ред. Е.Е.Лоскутовой, - М.: Академия, 2010 г.
3. Нормативные акты: Федеральные законы, приказы, инструкции, письма, распоряжения, рекомендации и др. Правительства России, Министерства Здравоохранения и социального развития.
4. Кодексы: гражданский, об административных правонарушениях, трудовой, уголовный в современной редакции с изменениями и дополнениями.
5. Справочные правовые системы (Консультант +, Гарант).
6. Периодические издания (Новая аптека, Экономический вестник фармации, Фармацевтический вестник).
Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:
1. www.consultant.ru
2. www.garant.ru
3. www.minzdravsoc.ru
4. www.roszdravnadzor.ru