История возникновения идеи устойчивого развития

Устойчивое развитие муниципальных образований в современном мире и российская специфика.

Основополагающие принципы устойчивого развития

На состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро встрече руководителей большинства государств по проблемам планеты. С целью определения принципов международного сотрудничества был принят документ под названием «Повестка дня на XXI век». Согласно данному Плану мир должен был перейти к «устойчивому развитию» как сбалансированному, сберегающему окружающему среду и основанному на рациональном природопользовании, которое учитывает жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений и предполагающих.

«Устойчивое развитие – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребности будущих поколений».

Важнейшими составляющими устойчивого развития являются: «экологически устойчивое развитие», развитие «рыночной экономики». Другими словами, рыночная система – это приспособление основных законов жизни к существующей культуре и цивилизации.

Социальные проблемы (требующие больших экономических затрат) являются третьим исходнымположением.

Сегодня в мире половина человечества живет плохо, а более 20% - очень плохо. По данным Росстата на 01.01.2011 г. в России в крайней нищете живет 13,4% (с доходом ниже 3422 руб.), в нищете - 27,8% (с доходом от 3422 до 7400 руб.), в бедности – 38,8% (с доходом от 7,4 тыс. руб. до 17 тыс. руб.), богатые среди бедных 10, 9% (с доходом от 17 до 25 тыс. руб.), со средним достатком 7,3% (с доходом от 25 до 59 тыс. руб.) и состоятельные 1% (с доходом от 50 до 75 тыс. руб.)[1].

При решении социальных проблем главная социальная функция – это социальная справедливость.

    Следующей по значимости проблемой является общественное сознание, которое ещё очень далеко от уровня, необходимого для практической реализации устойчивого развития.

   Необходимо изменить массовое сознание людей в пользу новой системы ценностей, отвечающей принципам устойчивого развития.

Устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной, отдельно взятой стране.

Многие из проблем поставленных в «Повестке дня на XXI век», наиболее эффективно решаются на уровне муниципальных образований.

Любой муниципальный район или городской округ, уникален в своём роде и, следовательно, должен располагать своим собственным планом обеспечивающим устойчивое развитие.

Принципы Всемирного плана действий «Местная повестка дня на XXI век» для современной России представляют собой план социально-экономического развития, подготовленный с учётом рыночных методов управления, экологических ограничений развития.

Применительно к градостроительной практике устойчивое развитие населенных пунктов означает обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и её рациональное использование в интересах настоящего и будущих поколений.

История возникновения идеи устойчивого развития.

В конце 70 – начале 80-х годов прошлого столетия проблемы устойчивого развития получили широкое международное обсуждение. Конференция в Рио – де Жанейро стала отправной точкой. Разные страны начали проявлять инициативу (каждая по-своему) по выполнению принятых ею решений. Пример Норвегии, Швеции, Эстонии, Нидерландов, Австралии, Великобритании, Канады и Беларуси.

     В России Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440 была утверждена «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию». Стратегия устойчивого развития России правительством РФ до сих пор нигде не обнародована.

Существует «принятый за основу» проект «Государственной стратегии устойчивого развития РФ на 1997 – 2000 гг.». Однако этот проект не получил дальнейшего развития по причине ряда политических событий и реорганизации правительственных структур, происходивших в эти годы.

Государственная Дума создала Комиссию по проблемам устойчивого развития и разработала рекомендации «О формировании стратегии устойчивого развития России».     Распоряжением Правительства от 30.11.2010 г. № 2136р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года.

В США работы по проблемам устойчивого развития проводились значительно активнее, чем в России. В середине 1993 г. был создан Президентский совет по устойчивому развитию, который включал представителей деловых кругов, профсоюзов, экологических и гражданских организаций, лидеров малых народов и местных групп населения общей численностью 25 человек.

Устойчивое развитие регионов в условиях становления инновационной экономики требует от местного самоуправления отстаивания интересов населения своей территории, разработки и внедрения механизмов и инструментов демократических институтов. Одним из таких институтов является стратегический подход к управлению территориальными образованиями, в том числе муниципальными районами, которые в условиях рынка должны самостоятельно определять цели СЭР, адаптироваться к изменениям условий не только внутренней, но и внешней среды./3/

Необходимо отметить, что существуют двапринципиально отличных друг от друга сценария устойчивого развития:

 Предложенная Западом доктрина устойчивого развития предполагает претворение в жизнь идеи монополярного мира, с чётким ранжированием роли каждой из стран. При этом человечество делится на развитые высокотехнологичные страны «золотого миллиарда» и все остальные отстающие страны – питающие и обогащающие этот «золотой миллиард».

Страны «золотого миллиарда» оказывают поддержку и помощь прочим странам во имя устойчивого развития планеты.

  Н.Н.Моисеев выявил эффект «дьявольского насоса», способствующего перетеканию капиталов, обычных и интеллектуальных ресурсов из развивающихся стран в развитые. В развитых странах производительность труда более высокая, ресурсы используются более эффективно, выше роль интеллекта. Поэтому капиталы, ресурсы и «мозги» неизбежно будут утекать в более благополучные страны.

   Россия частично уже подключена к «дьявольскому насосу» и находится как бы между двумя состояниями.

      Другим сценарием мирового развития является путь многополярного мира, когда значительно большее количество стран переходят на путь от развивающихся к развитым (в принципе сегодня этот процесс уже начал происходить – Китай, Индия, ряд стран Латинской Америки и т.п.). При этом единственная возможность перехода в развитые страны – это внедрение в экономику высокотехнологичных производств (это и есть как раз тот путь, по которому идут страны «золотого миллиарда»).

Из концепции «дьявольского насоса» следует, что промежуточного пути быть не может, выбор пути зависит от сегодняшних действий государства, критическим фактором является выживание и развитие научного потенциала.

Россия сегодня становиться на второй путь – путь перехода от сырьевой экономики к высокоразвитой стране, ориентированной на высокие технологии, восстанавливая передовую как фундаментальную, так и прикладную науку.  

А.Никольский отмечает, «конкурентоспособность нации определяется скоростью, с которой она совершенствует технологии в той или иной сфере. И чем больше сфер, где нация совершенствует технологии быстрее других, тем более конкурентоспособна данная нация». Поэтому «климатическая» добавка к стоимости товара может быть многократно превзойдена факторами научно-технического прогресса.

 

Геоэкономический баланс

Положение страны в геоэкономическом мире определяется тем, какое место она занимает на глобальном рынке, каким образом включена в систему мировых обменов. При этом обмен товарами и движение капиталов – лишь часть потоков, текущих в геоэкономическом пространстве. Кроме товаров и финансов в мире движутся: культурные ценности (идеи, технологии, культурные образцы и пр.), также существует оборот человеческого капитала,

оборот природной среды.

Аналитическим инструментом, отражающим положение страны в геоэкономическом пространстве, мог бы стать «геоэкономический баланс» расходов и доходов страны в глобальных обменах. Пока такой баланс составить невозможно. Существующая государственная статистика учитывает движение капитала и не способна учесть (в рамках единого счёта) движение идей, культурных ценностей и человеческого капитала.

   Система национальных счетов, торговый и платёжный баланс государства лишь отчасти фиксируют реальное положение страны в глобальном рынке. Тем не менее, они являются пусть и несовершенным, но практически единственным относительно точно определяемым показателем геоэкономического положения страны.

    Потребляющие огромные товарные ресурсы, развитые страны товарный дефицит в глобальных обменах, как правило, покрывают так называемой «рентой развития» – взимание платы за пользование идеями, информацией и культурными ценностями, а также за допуск представителей менее развитых стран на свои богатые рынки. Например, такая рента может быть получена благодаря распространению собственного языка в качестве языка составления разного рода юридических документов и ведения правовых процедур.

Менее развитые регионы и страны дефицит своего торгового и платёжного баланса в глобальной экономике покрывают, как правило, природными ресурсами: людьми, сырьём, территориями, - «рентой отсталости».

В частности, развитые страны сбрасывают в менее развитые свои утратившие эффективность технологии, а также проводя политику «экстернализация расходов» - сброс расходов, связанных с покрытием ущерба от эксплуатации промышленных объектов, утилизацией производственных объектов и потерь невосстанавливаемых природных ресурсов.

 

 Основы политики муниципального развития в странах Западной Европы

До конца 1980-х муниципальная политика существовала только на уровне отдельных стран. Государственные программы были ориентированы в основном на выравнивание уровня социально-экономического развития и сводились к бюджетным дотациям и субсидиям для отдельных регионов и муниципальных образований. В 1990-е гг. начался процесс институционализации и муниципальной политики на общеевропейском уровне.

Он предполагал выравнивание уровня развития, кооперацию государств, регионов и муниципальных образований при реализации проектов и программ развития, синхронизацию различных процессов – экономических культурных, инфраструктурных.

Координатором реализации общеевропейской региональной и муниципальной политики выступает Европейская Комиссия, а также через контролирующие функции Директората по политике рыночных отношений (DGIV).

Новые программы стали финансироваться из специально созданных фондов: Структурные фонды, в том числе специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Основными направлениями политики регионального и пространственного развития ЕС стали:

1. Межрегиональные программы Интеррег Ш (третий программный период). Финансируется Европейским Фондом Регионального Развития. Фокус – проблема границ. Акцент на интеграции разделенных регионов и находящихся на границах стран – участников сообщества реализуется через трансграничную кооперацию, также через транснациональную кооперацию между национальными, региональными и местными властями, а также через межрегиональную кооперацию: в основном обмен информацией и опытом.

2. Специальные программ устойчивого развития депрессивных территорий: «творческие модели развития в целях экономической и социальной регенерации депрессивных городских областей».

3. Программы по усилению конкурентоспособности муниципальных образований за счёт инноваций основаны на знаниях.

    4. Специальные программы для вступающих стран, посвященные транспорту и экологии, приведение системы управления и законодательства вступающих стран в соответствие со стандартами ЕС.

     Особое внимание уделяется развитию отсталых регионов, в том числе муниципалитетов, к числу которых относятся территории, где ВРП на душу населения не превышает 75% от среднего показателя по ЕС (Греция, Ирландия, Португалия и Испания и др.). Целью программы ЕС является снижение разрыва между уровнями развития в среднем по ЕС. Тематические направления программ ЕС: инвестиции; безработица; человеческие ресурсы и обучение; обслуживание бизнеса и индивидуальных предпринимателей; инфраструктуры; экология и окружающая среда; экономика, основанная на знаниях; информатизация и проч.

Индикаторами результативности программ являются повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета и рост ВРП в соответствующих муниципалитетах (регионах).

Поддержка муниципалитетов, испытывающих структурные трудности, вызванные как географическими, так и рыночно-конъюнктурными факторами: старопромышленные, урбанизированные, зависящие от сельскохозяйственного производства и морского промысла.

Целью программы ЕС являются восстановление, оживление муниципальных образований. К числу главных индикаторов успешности реализации программ относится рост занятости.

Принципами муниципальной политики и политики пространственного развития ЕС являются: концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся муниципальных образованиях и регионах; финансирование по принципу долгосрочных программ; осуществление политики путём установления отношений партнерства между Европейской Комиссией, национальными правительствами, местными и региональными властями, которое охватывает подготовку, финансирование, оперативный контроль и оценку результатов финансовой помощи; принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне; принцип субсидарности.

 


[1] Журнал «Управа», 2011. № 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: