Коллективные творческие дела: виды, содержание, технология организации

Факультет психолого-педагогического и социального образования

Направления «психолого-педагогическое образование»

Студент: Бесполудина Ангелина Антоновна

Группа: ПС-ПОБZ-21

Цели образования, обучения. Цели общие и конкретные.

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации «Об образовании» это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...». Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.

Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

· цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

· цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

· цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;

· цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности.

Это движение образования, связанное с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.

Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:

· образовательные цели

· развивающие цели

· воспитательные цели

Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.

Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.

Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:

· освоение главных научных знаний, в ходе реализации этой цели происходит развитие идейных взглядов, учащиеся должны научиться внедрять полученную информацию в практической деятельности, ученики должны освоить методы самостоятельного исследования необходимой информации.

· организация практической работы учащихся, эта практическая деятельность потребуется для общественной деятельности, развитии культуры, улучшении окружающей среды. Все эти аспекты осуществляются главным образом через познавательную деятельность.

· развитие научных взглядов и мировоззрения, основанного на науке

С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:

· стимулирование мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей

· развитие мотивации и подкрепление интереса к учебной деятельности

· ориентирование на самообразование, саморазвитие

 

Коллективные творческие дела: виды, содержание, технология организации.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Воспитательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Коллективные творческие дела (КТД) - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

КТД – это, прежде всего, насыщенная жизнь педагогов и воспитанников, это их общая деятельность. В этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуютвместе с ними и впереди них. Четкая организация своей жизни, разнообразных дел – вот что сплачивает педагогов и воспитанников.

КТД – может быть продуктивной и успешной в воспитательной практике, если опирается на четко выстроенные цели, задачи и своим содержанием продолжает системную линию усвоения культурных ценностей, опыта отношений и деятельности, обеспечивающих развитие ребенка как личности и индивидуальности.

Для воспитанников образовательное содержание КТД формируется также в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через правила, в том числе игровые, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.

Основными задачами КТД являются:

· Формирование и развитие коллектива;

· Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

· Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

· Обучение правилам и формам совместной работы.

· Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

· познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

· эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

· действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

 

Основной источник изучения методики организации коллективных творческих дел – труды И. П. Иванова.

Цели КТД:

Предполагается, что дети сами выбирают виды КТД, заинтересовавшие их, придумывают ход мероприятия, распределяют роли, занимаются оформлением и организацией. При этом для каждого ребенка находится свое дело. Кто-то генерирует идеи, другие распределяют задачи, третьи выполняют их. Педагог становится равноправным партнером для школьников, помогает реализовать задуманное, но при этом не давит своим авторитетом.

Во время такой деятельности: дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать на общий результат; удовлетворяется их потребность в общении; появляется возможность для творческой самореализации, как индивидуальной, так и коллективной; развивается личность каждого ребенка, раскрываются новые таланты и способности.

Виды КТД И. П. Ивановым была предложена следующая классификация: 1.Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.

2.Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.

3.Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.

4.Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, "Дни здоровья", турниры.

5.Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.

6.Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.

7.Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.

Технологический алгоритм коллективного творческого дела представлен шестью последовательными стадиями. На каждой стадии создаются новые цели, обновляются отношения между участниками дела, меняются формы и способы их деятельности.

1. Предварительная работа. Начинается организация различных направлений коллективного поиска дела: в какой области деятельности, в связи с какими знаменательными событиями, каким людям сможем оказать помощь. Проводятся «нацеливающие» мероприятия: «стартовая беседа», «анкета желаний», «разведка дел и друзей».

2. Коллективное планирование дела. Проводится «сбор-старт»: сначала в каждой микрогруппе обсуждаются предварительные идеи дела (Что проведем? На радость и пользу кому? Где? Когда? С кем вместе?).

Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. Представители групп по очереди берут слово, а остальные участники имеют право задавать вопросы, возражать или соглашаться. Эту воспитательную ситуацию иногда называют «время на шум». Ведущий сталкивает разные мнения, просит их обосновать, развивает наиболее интересные предложения.

Сбор-старт заканчивается принятием коллективного решения (голосованием).

Сразу после сбора-старта проводится первый сбор, где избирается его председатель, составляется план проведения дела. Определяются примерные поручения каждой микрогруппе в общей организации дела.

3. Коллективная подготовка дела. Уточняется общий проект дела, его сроки и этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. На этой стадии педагоги должны приложить определенные усилия, чтобы между группами не возникло нездорового соперничества и вражды, чтобы в чем-то более слабые группы могли преодолеть трудности, увлечься делом, получить товарищескую помощь. Эта стадия самая длительная по времени, поэтому здесь могут иметь место мероприятия и игры, которые будут способствовать расширению кругозора детей, создадут атмосферу увлеченности и романтики. Кроме того, необходима специальная работа с ведущими главного сбора: стоит написать план-сценарий, продумать музыкальные паузы и тексты-связки.

4. Проведение коллективного дела. Эта стадия — своеобразная кульминация коллективного дела: главный сбор, праздник, многочасовой конкурс или эстафета творческих дел. Каждая микрогруппа раскрывает свои «секреты», представляет свои «сюрпризы», и они складываются в реализацию общего проекта.

Педагог может сам вести праздник, если это первые шаги коллективной творческой деятельности детей, или только открывать и закрывать его. Вполне допустимо создать команду из взрослых участников дела (учителей, родителей) и выступить в конкурсах наравне с детьми.

5. Коллективное подведение итогов дела. Эта стадия организуется сразу, на следующий день после проведения коллективного дела. Его участники проводят анализ собственной деятельности. Для этой цели избирается форма «сбора», где обсуждение строится вокруг вопросов: «Что получилось хорошо?»; «Что не удалось и почему?»; «Что предлагаем на будущее?»

Главная задача этой стадии — закрепить коллективные переживания воспитанников и убедить их активно браться в дальнейшем за преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

6. Ближайшее последствие коллективного дела. Здесь начинают реализовываться предложения, принятые на стадии коллективного подведения итогов: создаются творческие группы для разработки идей нового коллективного дела, происходит смена «чередующихся творческих поручений». Коллектив вновь «загорается» поиском новых дел и друзей.

Таким образом, технология коллективного дела представляет собой систему, которая своеобразно интегрирует технологию мероприятия и игры. Они по возможности преобразуют реальные условия своей жизни или конструируют игровые обстоятельства, но, главное, сообщают своей деятельности общественную значимость, рождающуюся в общей заботе об улучшении жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: